МОДУЛЬ 3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ТЕМА 10. ПУТИ И ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды направлены на решение следующих основных задач:

·         обеспечение сохранности природных комплексов;

·         содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов;

·         содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей среды;

·         совершенствование управления качеством окружающей природной среды в интересах человечества;

·         ограничение поступлений в окружающую природную среду промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод и сбросов для снижения содержания загрязняющих веществ в атмосфере, природных водах и почвах до количеств, не превышающих предельно допустимые концентрации;

·         рациональное использованию и охране водотоков, внутренних водоемов и морей, их водных и биологических ресурсов;

·         упорядочение землеустроительных работ, охрана и рациональное использование биологических ресурсов;

·         обеспечение водопроизводства диких животных, поддержание в благоприятном состоянии условий их обитания;

·         сохранение генофонда растительного и животного мира, в том числе редких и исчезающих видов: охрана природно-заповедных фондов (заповедников, заказников, памятных и национальных парков, водных объектов и др.);

·         улучшение использования недр.

 

Принципы рационального использования природных ресурсов.

Постоянный рост населения планеты сопровождается бурным ростом использования всех видов природных ресурсов. Под влиянием хозяйственной деятельности человека природные ресурсы истощаются. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов призваны решать эту проблему.

Охрана ресурсов в процессе их использования - это основной принцип охраны природы. «Все связано со всем» - гласит закон Б. Коммонера. Поэтому охрана одного природного объекта означает охрану объектов, связанных с ним.

Организация охраны природы должна осуществляться одновременно с рациональным природопользованием в двух направлениях:

1) минимизация вредных последствий производственной деятельности;

2) стимулирование нормального функционирования биосферы планеты.

Важными принципами рационального использования природных ресурсов являются:

1) изучение ресурсов.

Грамотное и бережное использование ресурсов невозможно без наличия сведений об их объеме, качестве, без прогноза последствий их изъятия из природных объектов и возможности замены их на другие;

2) организация мониторинга состояния природных ресурсов;

3) совершенствование технологий добычи, транспортировки и переработки ресурсов, предусматривающее их максимальное использование.

 

Проектирование, строительство новых, а также модернизация уже имеющихся производств, с целью сокращения использования природных ресурсов. Использование альтернативных источников энергии;

4) повышение урожайности в сельском хозяйстве на освоенных территориях, строгое соблюдение норм и назначения при использовании минеральных удобрений и пестицидов;

5) постоянный поиск новейших природоохранных технологий с обязательным проведением экологической экспертизы;

6) сокращение образования отходов производства - сточных вод, выбросов в атмосферу и твердых отходов. Использование отходов в качестве сырья для получения энергии и продукции;

7) восстановление природных объектов после техногенного воздействия - рекультивация земель, защита от эрозии почв, воспроизводство лесов и организация борьбы с лесными пожарами т.п.;

8) сохранение биологического разнообразия планеты. Организация заповедных зон, заказников, национальных парков. Сокращение отлова промысловых и морских беспозвоночных. Охрана и разведение редких видов растений и животных;

9) открытая демонстрация результатов природоохранной деятельности. Экологическое просвещение населения;

10) совершенствование природоохранного законодательства стран и создание эффективных механизмов его реализации.

 

Экологическая устойчивость жизни на земле.

Серьезная обеспокоенность мирового сообщества состоянием окружающей среды и перспективами развития цивилизации в условиях продолжающегося роста населения и техногенной нагрузки на природу планеты привела к созданию на Стокгольмской конференции ООН в 1972 г. специальной структуры — Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

В первоначальные задачи ЮНЕП входила разработка рекомендаций по наиболее острым проблемам экологического кризиса (опустынивание Земли, деградация почв, вырубка лесов, сокращение запасов пресной воды, загрязнение океана, утрата видов животных и растений). ЮНЕП использовала опыт и продолжала сотрудничество с про­граммой ЮНЕСКО «Человек и биосфера».

В 1983 г. по инициативе Генерального секретаря ООН была создана Международ­ная комиссия ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР). Ее возглавила пре­мьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундтланд. МКОСР была призвана вскрыть про­блемы, объединяющие экологическую и социально-экономическую озабоченность в разных регионах мира, прежде всего развивающихся стран. В задачи Комиссии Брун­дтланд, как ее стали называть, входило:

предложить долгосрочные стратегии в области окружающей среды, которые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 г. и на более длительный период;

рекомендовать пути, посредством которых забота об окружающей среде привела бы к более тесному сотрудничеству развивающихся стран и между странами, находящимися на разных уровнях социально-экономического развития, и способствовала бы достижению общих и взаимосвязанных целей, в которых учитывалась бы связь между народонаселением, природными ресурсами, окружающей средой и развитием;

рассмотреть способы и средства, используя которые, мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы окружающей среды в разных регионах планеты;

помочь выявить общие подходы к пониманию долговременных проблем глобальной экологии и условий обитания человека, а также то, что необходимо предпринять для успешного решения задач защиты окружающей среды;

сформулировать цели и долгосрочную стратегию действий для грядущих десятилетий.

В 1987 г. МКОСР сильно обострила вопрос о необходимости поиска новой модели цивилизации, опубликовав доклад «Наше общее будущее», в котором ярко показана невозможность ставить и решать крупные экологические проблемы вне их связи с про­блемами социальными, экономическими и политическими. Со времени опубликования и одобрения Генеральной Ассамблеей ООН доклада Комиссии Брундтланд в обиход вошло понятие «устойчивое развитие», близкое к понятию «экоразвитие».

Под ним понимают такую модель социально-экономического развития, при которой реализуется высокий коэффициент будущего и достигается удовлетворение жиз­ненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможно­сти будущих поколений.

В идеале устойчивое развитие - это развитие общества на базе неистощительного, экологически целесообразного природопользования, обеспечивающее высокое качест­во жизни людей в цепи поколений:

·         здоровье человека;

·         высокую продолжительность активной жизни;

·         благоприятную среду обитания;

·         экологическую безопасность.

Устойчивое развитие выдвигается как основная задача человечества на конец XX -начало XXI в.

В докладе МКОСР концепция устойчивого развития включала следующие основные положения:

Человечество способно придать развитию устойчивый и долговременный характер, с тем, чтобы оно отвечало потребностям ныне живущих людей, не лишая будущие поколения возможности удовлетворить свои потребности.

Главными условиями для этого являются:

·         справедливость в реализации права людей на экологическую безопасность и благоприятную среду обитания;

· приостановка необратимого расходования незаменимых природных ресурсов;

· сохранение необходимого качества окружающей среды и возможность экологической регенерации;

· прекращение и преодоление утрат генофонда человечества и окружающей природы.

В основе устойчивого развития лежит бережное отношение к имеющимся глобальным ресурсам и экологическому потенциалу планеты. Необходимые ограничения в области эксплуатации природных ресурсов не абсолютны, а относительны и связаны с современным уровнем техники и социальной организации, а также со способностью биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности. Размеры и темпы роста численности населения допускают устойчивое развитие, если они согласуются с меняющимися производительными потенциалами эколого-экономических систем.

Нищета не является неизбежной и не есть зло в себе. Для обеспечения устойчивого и долговременного развития необходимо удовлетворить элементарные потребности всех людей и всем предоставить возможность реализовать свои надежды на более благоприятную жизнь. В мире, в котором нищета приобрела хронический характер, всегда будут возможны экологические и другие катастрофы. Для людей, относящихся к категории бедноты, должны существовать гарантии того, что они получат причитающуюся им долю ресурсов при экономическом росте. А для этого необходимо демократическое обеспечение участия граждан в процессе принятия решений.

Для устойчивого глобального развития требуется, чтобы те, кто располагает большими средствами, согласовали свой образ жизни с экологическими возможностями планеты, например в том, что касается потребления энергии, а их помощь развивающимся странам не приводила бы к усилению чрезмерной эксплуатации природных ресурсов этих стран.

 Устойчивое развитие представляет собой не неизменное состояние гармонии, а про­цесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление капита­ловложений, ориентация технического развития и институционные изменения согла­суются с нынешними и будущими потребностями. В конечном счете, в основе устой­чивого развития должна лежать политическая воля.

За мягкой декларативностью этих положений ощущалась глубоко продуманная не­обходимость новой стратегии цивилизации и, в частности, то, что Комиссия Брундт-ланд сочувственно восприняла стремление развивающихся стран избавиться от пас­сивной роли доноров природных ресурсов. Однако прямо об этом было сказано только через пять лет.

Ко времени открытия в июне 1992 г. Конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-92) в мире произошли большие изменения:

распалась социалистическая система Восточной Европы;

распался Советский Союз;

окончилось военное противостояние великих держав;

возникли реальные предпосылки для радикального разоружения и сокращения военных бюджетов.

По иронии истории, ни самые прозорливые эксперты-футурологи Запада, специа­листы по глобальным прогнозам, всегда очень робко касавшиеся будущего социали­стической системы, ни тем более их критики в СССР не могли предвидеть столь стре­мительного исторического поворота. Между тем, чем глубже анализируются его причи­ны, тем яснее становится, что одно из главных мест среди них занимает экологический кризис, доведенный до точки социального взрыва [Акимова, Хаскин, 1994].

В новой исторической ситуации стало очевидным и то, что возросшая демократич­ность мира, открытость границ и информированность масс находятся в остром проти­воречии с экономическим неравенством людей и стран, их участием в использовании ресурсов планеты. Как выразился один из участников Конференции, «будет просто трагедией, если окончание «холодной войны» послужит прологом к еще более тяжелой войне между богатыми и бедными странами».

Поэтому в качестве центральных идей Конференция в Рио констатировала:

  неизбежность компромиссов и жертв, особенно со стороны развитых стран, на пути к более справедливому миру и устойчивому развитию:

  невозможность движения развивающихся стран по пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны;

  необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого долговременного развития;

  требование ко всем слоям общества во всех странах осознать безусловную необходимость такого перехода и всячески ему способствовать.

 


Если человечество действительно разумно, как это следует из названия биологи­ческого вида, к которому все мы принадлежим, то июнь 1992 г. и Конференция в Рио-де-Жанейро войдут в историю как вехи, отмечающие начало сознательного поворота нашей цивилизации на новый путь развития, - развития, при котором человек поумерит свою гордыню и потребительский эгоизм и постарается жить в ладу с Природой» [Коптюг, 1992].

Этими словами начинается отчет о КОСР-92.

Конференция, проходившая на уровне глав государств и правительств, подавляю­щим большинством участников приняла несколько очень важных документов. Среди них - Декларация Рио по окружающей среде и развитию. Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех ви­дов лесов и Повестка дня на XXI век - суперпрограмма, ориентированная на подготов­ку мирового сообщества к решению эколого-экономических и социально-экологических проблем близкого будущего. Кроме того, в рамках Конференции были подготовлены:

   Рамочная конвенция об изменении климата;

   Конвенция о биологическом разнообразии.

Концепция устойчивого развития пронизывает все документы КОСР-92. В Декларации Рио понятие устойчивого развития включает в себя:

- признание того, что в центре внимания экономических и экологических проектов и программ находятся люди, которые должны иметь право на здоровую и плодо­творную жизнь в гармонии с природой;

- неразрывность задач сохранения окружающей среды и экономического развития;

- право всех народов на такой характер развития, при котором обеспечивается удовлетворение потребностей в развитии и сохранении качества окружаю­щей среды как нынешнего, так и будущих поколений;

- уменьшение разрыва в уровне жизни народов мира, искоренение бедности и нищеты с учетом того обстоятельства, что сегодня на долю трех четвертей на­селения Земли приходится лишь одна седьмая часть мирового дохода.

Декларация призывает все государства:

·         принять ответственность за все формы деятельности, наносящие ущерб окружаю­щей среде в других странах;

·         информировать другие страны о потенциально возможных и совершившихся техно­генных и природных катастрофах;

·         наращивать эффективность природоохранного законодательства;

·         содействовать недопущению перенесения на территорию других государств источников экологической опасности.

В документах КОСР-92 обращается внимание на обязанность государств исключить из своей практики использование моделей производства и потребления, не способст­вующих устойчивому развитию, а также на то, что разные государства в разной степе­ни ответственны за исчерпание планетарных ресурсов и загрязнение среды. За этим стоит признание того факта, что развитые страны сначала достигли высокого экономи­ческого уровня, в частности, и за счет безоглядной эксплуатации как собственных, так и принадлежащих другим странам природных ресурсов, и только затем привлекли на­копленный капитал для улучшения охраны окружающей среды. Этот путь сейчас уже неприемлем ни для развивающихся стран, ни для человечества в целом.

Благополучие развитых стран построено в значительной мере за счет потенциала благополучия, не реализованного в развивающихся странах. Тем самым признается, что финансовые долги последних развитым странам должны быть соотнесены с ущер­бом, нанесенным развивающемуся миру. Вопрос об этом ущербе будет одним из наи­более острых в дальнейшем развитии международных отношений. Тем более, что, су­дя по документам Конференции и общему ходу дискуссии, мировое сообщество очень быстро идет к введению системы цен на все виды ресурсов с полным учетом ущерба, наносимого окружающей среде и будущим поколениям, а также к применению квот на загрязнение среды.

Переход к квотированию означает, что многим странам придется покупать квоты, в частности на выбросы углекислого газа или выхлопы автомобильных двигателей. При этом страны с высоким уровнем потребления ресурсов на душу населения окажутся в весьма невыгодном положении.

Подобные тенденции не могли не вызвать столкновений интересов и позиций по ряду проблем Конференции. Особенно выделялась негативная позиция США по отно­шению к ряду документов КОСР-92. Возникшие коллизии очень поучительны как при­меры эколого-экономической взаимозависимости и влияния экологии на политику.

В настоящее время из-за деградации природной среды, загрязнения, разрушения биоценозов биосфера ежегодно теряет 10-15 тыс. биологических видов, пре­имущественно простейших организмов. Быстрая утрата генетических ресурсов происхо­дит как раз в то время, когда благодаря достижениям микробиологии, генетики, молеку­лярной биологии, генной инженерии существенно расширились возможности использо­вания различных новых микроорганизмов и другого генетического материала для био­химических процессов, биотехнологии, получения ценных препаратов. Перспективы этих отраслей применительно к задачам медицины и сельского хозяйства огромны.

Наибольшее биологическое разнообразие, богатство генетических ресурсов сосре­доточено в тропических лесах, в прибрежных водах тропических морей, в зонах корал­ловых рифов, т.е. там, где расположены в основном экономически слабые развиваю­щиеся страны. А генетические лаборатории и биотехнологические мощности, исполь­зующие эти ресурсы, принадлежат процветающим компаниям развитых стран. По­скольку в связи с угрозой исчезновения многих генетических форм ставится глобаль­ная задача сохранения биологического разнообразия, развивающиеся страны полага­ют справедливым передачу им части прибыли биотехнологических компаний для про­ведения мер по сохранению видов или передачу им на льготных условиях новых тех­нологий и созданных на их основе материалов, нужных для охраны природной среды, биоиндикации и биологических методов борьбы с вредителями.

Эта претензия развивающихся стран наталкивается на сопротивление, причем не столько по прямым финансовым мотивам, сколько из-за права собственности корпора­ций, компаний и отдельных лиц на запатентованные технологии. США отказались под­писать конвенцию, так как их не устраивало, что в ней право интеллектуальной собст­венности, защищенной патентами, квалифицируется как препятствие передаче техно­логий.

Утрата биологического разнообразия на планете продолжается главным образом из-за разрушения среды обитания, чрезмерной эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов, загрязнения окружающей среды и привнесения инородных растений и жи­вотных. Уменьшение биологического разнообразия происходит, в первую очередь, из-за деятельности человека и представляет собой серьезную угрозу нашему развитию.

Необходимы экстренные и решительные действия для сохранения и поддержки ге­нетического фонда, видов и экосистем. Последние достижения в области биотехноло­гии продемонстрировали важное потенциальное значение генетического материала растений, животных и микроорганизмов для сельского хозяйства, здравоохранения, благосостояния людей и охраны окружающей среды.

Правительствам в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, неправи­тельственными организациями, частным сектором и финансовыми учреждениями сле­дует:

   Проводить на общенациональном уровне оценки состояния биологического разнообразия.

   Разработать национальные стратегии по сохранению и рациональному использованию биологического разнообразия и сделать их частью общенациональных стратегий развития.

   Проводить долгосрочные исследования значения биологического разнообразия для экосистем, в которых производятся товары и экологические блага.

   Поощрять такие традиционные методы ведения сельского хозяйства, агролесоводства, лесного хозяйства, охотничьих угодий и заповедников, которые используют, сохраняют или приумножают биологическое разнообразие. Привлекать местных жителей, в частности женщин, в процесс сохранения и правильного использования экосистем.

Честно и справедливо делить выгоды от использования биологических и генетических ресурсов между их источниками и их пользователями. Коренное население и его общины должны получать долю от этих экономических и торговых выгод.

   Охранять природные среды обитания. Дополнительная защита таких районов возможна благодаря экологически безопасному развитию примыкающих к ним зон.

   Способствовать восстановлению пострадавших экосистем и биологических видов, которые находятся под угрозой исчезновения.

   Разрабатывать рациональные методы использования биотехнологии и ее безопасности и справедливой передачи, в частности, в развивающиеся страны.

Правительствам, деловым кругам и агентствам по вопросам развития необходимо приобрести дополнительные знания об оценке воздействия проектов развития на био­логическое разнообразие, а также оценке стоимости утраты биологического разнооб­разия. Те проекты, которые могут серьезно воздействовать на окружающую среду, должны проходить экологическую экспертизу с привлечением широкой общественно­сти.

В Рамочной конвенции об изменении климата есть запись, согласно которой разви­тые страны (в мировом сообществе их насчитывают 25) и страны, осуществляющие переход к рыночной экономике (в том числе Российская Федерация), берут на себя обязательство «принять меры по смягчению последствий изменения климата путем ог­раничения своих антропогенных выбросов парниковых газов и повышения качества своих поглотителей и накопителей парниковых газов». Далее говорится о «возвраще­нии к концу нынешнего десятилетия к прежним уровням выбросов двуокиси углерода».

Напомним, что к газам, вызывающим глобальный парниковый эффект, относятся углекислый газ, хлорфторуглеводороды, метан, озон и окислы азота. Их относитель­ный вклад в прирост парникового эффекта составляет, соответственно, 50, 20, 16, 9 и 5%. В конвенции имеются в виду только газы, продукция которых не контролируется предыдущими международными соглашениями по охране озонового слоя атмосферы, т.е. в основном углекислый газ. Его техногенные выбросы приходятся преимуществен­но на долю промышленно развитых стран:

   США - 25%;

   СССР -19%;

   ЕЭС - 14%;

   Китай-10%;

   весь остальной мир - 32% (данные 1986 г.).

   В расчете на душу населения США выбрасывают в 7,5 раза больше, чем остальной мир. Предусмотренное конвенцией уменьшение выбросов углекислого газа означает прежде всего ограничение сжигания органического топлива (электростанции, метал­лургия, оргсинтез, автомобили). Поэтому против конкретных уровней и сроков сокра­щения выбросов выступили США, энергетика и транспорт которых потребляют более 1/4 топливных ресурсов мира, а также нефтедобывающие страны, заинтересованные в сохранении хорошей конъюнктуры на мировом рынке нефти.

Пытаясь спасти репутацию страны-лидера в деле защиты природы, США предло­жили разработать развернутое соглашение по сохранению лесного покрова планеты и прежде всего тропических лесов, акцентируя внимание на их роли в поддержании биологического разнообразия биосферы и в поглощении атмосферной углекислоты.

Масштабная вырубка тропических лесов (16-17 млн га в год) в Юго-Восточной Азии, Индонезии, Экваториальной Африке и бассейне Амазонки обусловлена как внут­ренними нуждами стран (расчистка земли под пашню, использование древесины на строительство и отопление), так и наращиванием экспорта лесной и сельскохозяйст­венной продукции, необходимого для выплат по процентам кабальных кредитов и рас­тущих внешних долгов.

В предложениях США можно было усмотреть попытку усилить экономическое дав­ление на развивающиеся страны и переложить на них ответственность за стабилизацию накопления углекислоты в атмосфере. Поэтому возникло контрпредложение о разработке соглашения по лесам всех природных зон - тропической, умеренной и бореальной. Тем более, что обезлесение планеты началось не с тропиков; в большинстве развитых стран, в том числе в США, почти полностью уничтожены первичные леса, а в России и Канаде не только постоянно растет лесосека, но и гигантские лесные по­жары (в России ежегодно выгорает более 1 млн га лесов) удваивают потери древостоя, одновременно значительно увеличивая поступление углекислого газа в атмосферу.

Спор закончился созданием не имеющего обязательной силы заявления о принци­пах будущей конвенции.

Параллельно с работой Конференции в Рио-де-Жанейро проходил Глобальный форум представителей неправительственных организаций. К началу его работы были сформулированы примечательные идейные установки:

- экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению Земли в пустыню;

- экология без экономического развития закрепляет нищету и несправед­ливость;

- равенство без экономического развития - это нищета для всех;

- экология без права на действия становится частью системы порабо­щения;

- право на действия без экологии открывает путь к коллективному и равно касающемуся всех самоуничтожению.

Таким образом, обязательным условием жизни всех людей провозглашалось триединство экономического развития, экологии и демократии.

   Глобальные изменения биосферы происходят в результате резкого усиления влияния на нее хозяйственной деятельности че­ловека. Ныне, на рубеже тысячелетий, в странах «золотого мил­лиарда» сформировалась новая, западная, модель цивилизации потребления. В ее основе лежит постоянное наращивание исполь­зования ископаемых энергоносителей, минеральных ресурсов, увеличение доли пахотных почв, в том числе поливных. Эта за­падная экономическая модель расточительной экономики попала в трудное положение, так как стало очевидно, что дальнейшее следование по избранному пути приведет человечество к гибели. Миру нужен «...новый нравственный компас, указывающий путь в XXI век, — компас, устроенный на принципах удовлетворения потребностей человека без ущерба для окружающего мира» (Браун, Флейвин, 2000, с. 25). Альтернатива «новой экономики для нового столетия» — разрушение природных экосистем Земли, как случилось на острове Пасхи, природа которого была разрушена полинезийцами в XVI в. менее чем за столетие

 

Вопросы к теме:

1.      Пути и принципы рационального использования природных ресурсов.

2.      Экологическая устойчивость жизни на земле.

3.      Основные инструменты экологической политики.

4.      Задачи Комиссии Брун­дтланд.

5.      Концепция устойчивого развития его основные положения:

 

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Тема 10. Пути и принципы рационального использования природных ресурсов (2часа). Экологическая политика – комплекс организационных, правовых и экономических мер, направленных на регулирование природопользования для достижения устойчивого развития и обеспечение экологической безопасности. Основные инструменты экологической политики. Правовое регулирование. Закрепление в Конституции РФ прав граждан на безопасную среду обитания достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

 

  1. Моисеев А.Н. Экология в современном мире // Энергия. 2004. № 4. равления».  Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – 160с.: ил.
  2. Н.Г. Комаров  «Геоэкология и природопользование»,  учебное пособие для высш. Школ; - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192с.
  3. Интернет ресурсы: msuee.ru›html2/books/vvedenie/stranicy/6.htm.
  4. В.Г. «Принципы  рационального природопользования»  - Хабаровск, 2000. – 144с.
  5. В.М. Константинов, Ю.Б.  Челидзе «Экологические основы  природопользования» учеб. Пособие.  – М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2001. – 208с.
  6. Примак Р.Б. Основы сохранения биоразнообразия. – М.: Изда­тельство Научного и учебно-методического центра, 2002
  7. Учебное пособие (интерактивная форма) Лысенко И.О. – Ставрополь: АГРУС, 2006. –60 с.
  8. Алексеевский Н.И., Гладкевич Г.И. Водные ресурсы в мире и в России за 100 лет / Россия в окружающем мире: 2003 (Аналитический ежегодник). - М.: Изд-во МНЭПУ, 2003. – С.114-145.
  9. Арманд Д. Нам и внукам. - М., Мысль, 1966. 252 с.
  10. Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч., Кондратьев К.Я., Котляков В.М., Лосев К.С. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. - 332

 

Перечень контрольных вопросов

  1. Взаимная связь социальных, экономических и экологических проблем современного общества.
  2. Содержание «Повестки дня на 21 век», принятой в Рио-де-Жанейро (1992). Понятие «устойчивого развития».
  3. Центральное место самих людей в устойчивом развитии.
  4. Использование экономических механизмов охраны природы.
  5. Экологические основы рационального использования природных ресурсов.
  6. Социально–демографическое регулирование природопользования.
  7. Рост народонаселения Мира и отдельных регионов. Проблема перенаселенности. Демографические кризисы в истории человечества. Демографические последствия. Экономическое регулирование использования природных ресурсов.
  8. Закон РФ «Об охране окружающей среды».
  9. Объекты охраны окружающей среды. Природные объекты и природные ресурсы. Особо охраняемые объекты.
  10. Полномочия   органов   государственной   власти  в сфере отношений,  связанных с охраной окружающей среды.