МОДУЛЬ
3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ТЕМА 10. ПУТИ
И ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Принципы
рационального природопользования и охраны окружающей среды направлены на
решение следующих основных задач:
·
обеспечение
сохранности природных комплексов;
·
содействие
восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов;
·
содействие
сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей
среды;
·
совершенствование
управления качеством окружающей природной среды в интересах человечества;
·
ограничение
поступлений в окружающую природную среду промышленных, транспортных,
сельскохозяйственных и бытовых сточных вод и сбросов для снижения содержания
загрязняющих веществ в атмосфере, природных водах и почвах до количеств, не
превышающих предельно допустимые концентрации;
·
рациональное
использованию и охране водотоков, внутренних водоемов и морей, их водных и
биологических ресурсов;
·
упорядочение
землеустроительных работ, охрана и рациональное использование биологических
ресурсов;
·
обеспечение
водопроизводства диких животных, поддержание в благоприятном состоянии условий
их обитания;
·
сохранение
генофонда растительного и животного мира, в том числе редких и исчезающих
видов: охрана природно-заповедных фондов (заповедников, заказников, памятных и
национальных парков, водных объектов и др.);
·
улучшение
использования недр.
Принципы рационального использования природных
ресурсов.
Постоянный
рост населения планеты сопровождается бурным ростом использования всех видов
природных ресурсов. Под влиянием хозяйственной деятельности человека природные
ресурсы истощаются. Охрана природы и рациональное использование природных
ресурсов призваны решать эту проблему.
Охрана
ресурсов в процессе их использования - это основной принцип охраны природы.
«Все связано со всем» - гласит закон Б. Коммонера. Поэтому охрана одного
природного объекта означает охрану объектов, связанных с ним.
Организация
охраны природы должна осуществляться одновременно с рациональным природопользованием
в двух направлениях:
1)
минимизация вредных последствий производственной деятельности;
2)
стимулирование нормального функционирования биосферы планеты.
Важными
принципами рационального использования природных ресурсов являются:
1) изучение
ресурсов.
Грамотное и
бережное использование ресурсов невозможно без наличия сведений об их объеме,
качестве, без прогноза последствий их изъятия из природных объектов и
возможности замены их на другие;
2)
организация мониторинга состояния природных ресурсов;
3) совершенствование
технологий добычи, транспортировки и переработки ресурсов, предусматривающее их
максимальное использование.
Проектирование,
строительство новых, а также модернизация уже имеющихся производств, с целью
сокращения использования природных ресурсов. Использование альтернативных
источников энергии;
4) повышение
урожайности в сельском хозяйстве на освоенных территориях, строгое соблюдение
норм и назначения при использовании минеральных удобрений и пестицидов;
5)
постоянный поиск новейших природоохранных технологий с обязательным проведением
экологической экспертизы;
6)
сокращение образования отходов производства - сточных вод, выбросов в атмосферу
и твердых отходов. Использование отходов в качестве сырья для получения энергии
и продукции;
7) восстановление
природных объектов после техногенного воздействия - рекультивация земель,
защита от эрозии почв, воспроизводство лесов и организация борьбы с лесными
пожарами т.п.;
8)
сохранение биологического разнообразия планеты. Организация заповедных зон, заказников,
национальных парков. Сокращение отлова промысловых и морских беспозвоночных.
Охрана и разведение редких видов растений и животных;
9) открытая
демонстрация результатов природоохранной деятельности. Экологическое
просвещение населения;
10) совершенствование
природоохранного законодательства стран и создание эффективных механизмов его
реализации.
Экологическая устойчивость жизни на
земле.
Серьезная обеспокоенность мирового
сообщества состоянием окружающей среды и перспективами развития цивилизации в
условиях продолжающегося роста населения и техногенной нагрузки на природу
планеты привела к созданию на Стокгольмской конференции ООН в
В первоначальные задачи ЮНЕП входила разработка
рекомендаций по наиболее острым проблемам экологического кризиса (опустынивание
Земли, деградация почв, вырубка лесов, сокращение запасов пресной воды,
загрязнение океана, утрата видов животных и растений). ЮНЕП использовала опыт и
продолжала сотрудничество с программой ЮНЕСКО «Человек и биосфера».
В
►предложить долгосрочные стратегии в области окружающей
среды, которые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к
►рекомендовать пути, посредством которых забота об
окружающей среде привела бы к более тесному сотрудничеству развивающихся стран
и между странами, находящимися на разных уровнях социально-экономического
развития, и способствовала бы достижению общих и взаимосвязанных целей, в
которых учитывалась бы связь между народонаселением, природными ресурсами,
окружающей средой и развитием;
►рассмотреть способы и средства, используя которые,
мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы окружающей среды в
разных регионах планеты;
►помочь выявить общие подходы к пониманию
долговременных проблем глобальной экологии и условий обитания человека, а также
то, что необходимо предпринять для успешного решения задач защиты окружающей
среды;
►сформулировать цели и долгосрочную стратегию действий
для грядущих десятилетий.
В
Под ним понимают такую модель
социально-экономического развития, при которой реализуется высокий коэффициент
будущего и достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего
поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений.
В идеале устойчивое развитие - это
развитие общества на базе неистощительного, экологически целесообразного
природопользования, обеспечивающее высокое качество жизни людей в цепи
поколений:
·
здоровье
человека;
·
высокую
продолжительность активной жизни;
·
благоприятную
среду обитания;
·
экологическую
безопасность.
Устойчивое развитие выдвигается как
основная задача человечества на конец XX -начало XXI в.
В докладе МКОСР концепция
устойчивого развития включала следующие основные положения:
Человечество способно придать
развитию устойчивый и долговременный характер, с тем, чтобы оно отвечало
потребностям ныне живущих людей, не лишая будущие поколения возможности
удовлетворить свои потребности.
Главными условиями для этого
являются:
·
справедливость
в реализации права людей на экологическую безопасность и благоприятную среду
обитания;
· приостановка необратимого
расходования незаменимых природных ресурсов;
· сохранение необходимого качества
окружающей среды и возможность экологической регенерации;
· прекращение и преодоление утрат
генофонда человечества и окружающей природы.
В основе устойчивого развития лежит
бережное отношение к имеющимся глобальным ресурсам и экологическому потенциалу
планеты. Необходимые ограничения в области эксплуатации природных ресурсов не
абсолютны, а относительны и связаны с современным уровнем техники и социальной
организации, а также со способностью биосферы справляться с последствиями
человеческой деятельности. Размеры и темпы роста численности населения
допускают устойчивое развитие, если они согласуются с меняющимися
производительными потенциалами эколого-экономических систем.
Нищета не является неизбежной и не
есть зло в себе. Для обеспечения устойчивого и долговременного развития
необходимо удовлетворить элементарные потребности всех людей и всем
предоставить возможность реализовать свои надежды на более благоприятную жизнь.
В мире, в котором нищета приобрела хронический характер, всегда будут возможны
экологические и другие катастрофы. Для людей, относящихся к категории бедноты,
должны существовать гарантии того, что они получат причитающуюся им долю
ресурсов при экономическом росте. А для этого необходимо демократическое
обеспечение участия граждан в процессе принятия решений.
Для устойчивого глобального развития
требуется, чтобы те, кто располагает большими средствами, согласовали свой
образ жизни с экологическими возможностями планеты, например в том, что
касается потребления энергии, а их помощь развивающимся странам не приводила бы
к усилению чрезмерной эксплуатации природных ресурсов этих стран.
Устойчивое развитие представляет собой не
неизменное состояние гармонии, а процесс изменений, в котором масштабы
эксплуатации ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического
развития и институционные изменения согласуются с нынешними и будущими
потребностями. В конечном счете, в основе устойчивого развития должна лежать
политическая воля.
За мягкой декларативностью этих
положений ощущалась глубоко продуманная необходимость новой стратегии
цивилизации и, в частности, то, что Комиссия Брундт-ланд сочувственно
восприняла стремление развивающихся стран избавиться от пассивной роли доноров
природных ресурсов. Однако прямо об этом было сказано только через пять лет.
Ко времени открытия в июне
►распалась социалистическая система Восточной Европы;
►распался Советский Союз;
►окончилось военное противостояние великих держав;
►возникли реальные предпосылки для радикального
разоружения и сокращения военных бюджетов.
По иронии истории, ни самые
прозорливые эксперты-футурологи Запада, специалисты по глобальным прогнозам,
всегда очень робко касавшиеся будущего социалистической системы, ни тем более
их критики в СССР не могли предвидеть столь стремительного исторического
поворота. Между тем, чем глубже анализируются его причины, тем яснее
становится, что одно из главных мест среди них занимает экологический кризис,
доведенный до точки социального взрыва [Акимова, Хаскин, 1994].
В новой исторической ситуации стало
очевидным и то, что возросшая демократичность мира, открытость границ и
информированность масс находятся в остром противоречии с экономическим
неравенством людей и стран, их участием в использовании ресурсов планеты. Как
выразился один из участников Конференции, «будет просто трагедией, если
окончание «холодной войны» послужит прологом к еще более тяжелой войне между
богатыми и бедными странами».
Поэтому в качестве центральных идей
Конференция в Рио констатировала:
■ неизбежность компромиссов и жертв,
особенно со стороны развитых стран, на пути к более справедливому миру и
устойчивому развитию:
■ невозможность движения развивающихся
стран по пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны;
■ необходимость перехода мирового
сообщества на рельсы устойчивого долговременного развития;
■ требование ко всем слоям общества во
всех странах осознать безусловную необходимость такого перехода и всячески ему
способствовать.
|
Если человечество действительно
разумно, как это следует из названия биологического вида, к которому все мы
принадлежим, то июнь
Этими словами начинается отчет о
КОСР-92.
Конференция, проходившая на уровне
глав государств и правительств, подавляющим большинством участников приняла
несколько очень важных документов. Среди них - Декларация Рио по
окружающей среде и развитию. Заявление о принципах глобального
консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов и
Повестка дня на XXI век - суперпрограмма, ориентированная на подготовку
мирового сообщества к решению эколого-экономических и социально-экологических
проблем близкого будущего. Кроме того, в рамках Конференции были подготовлены:
• Рамочная конвенция об изменении
климата;
• Конвенция о биологическом
разнообразии.
Концепция устойчивого развития
пронизывает все документы КОСР-92. В Декларации Рио понятие устойчивого
развития включает в себя:
- признание того, что в центре
внимания экономических и экологических проектов и программ находятся люди,
которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с
природой;
- неразрывность задач сохранения
окружающей среды и экономического развития;
- право всех народов на такой
характер развития, при котором обеспечивается удовлетворение потребностей в развитии
и сохранении качества окружающей среды как нынешнего, так и будущих
поколений;
- уменьшение разрыва в уровне
жизни народов мира, искоренение бедности и нищеты с учетом того
обстоятельства, что сегодня на долю трех четвертей населения Земли приходится
лишь одна седьмая часть мирового дохода.
Декларация призывает все
государства:
·
принять
ответственность за все формы деятельности, наносящие ущерб окружающей среде в
других странах;
·
информировать
другие страны о потенциально возможных и совершившихся техногенных и природных
катастрофах;
·
наращивать
эффективность природоохранного законодательства;
·
содействовать
недопущению перенесения на территорию других государств источников
экологической опасности.
В документах КОСР-92 обращается
внимание на обязанность государств исключить из своей практики использование
моделей производства и потребления, не способствующих устойчивому развитию, а
также на то, что разные государства в разной степени ответственны за
исчерпание планетарных ресурсов и загрязнение среды. За этим стоит признание
того факта, что развитые страны сначала достигли высокого экономического
уровня, в частности, и за счет безоглядной эксплуатации как собственных, так и
принадлежащих другим странам природных ресурсов, и только затем привлекли накопленный
капитал для улучшения охраны окружающей среды. Этот путь сейчас уже неприемлем
ни для развивающихся стран, ни для человечества в целом.
Благополучие развитых стран
построено в значительной мере за счет потенциала благополучия, не
реализованного в развивающихся странах. Тем самым признается, что финансовые
долги последних развитым странам должны быть соотнесены с ущербом, нанесенным
развивающемуся миру. Вопрос об этом ущербе будет одним из наиболее острых в
дальнейшем развитии международных отношений. Тем более, что, судя по
документам Конференции и общему ходу дискуссии, мировое сообщество очень быстро
идет к введению системы цен на все виды ресурсов с полным учетом ущерба,
наносимого окружающей среде и будущим поколениям, а также к применению квот на
загрязнение среды.
Переход к квотированию означает, что
многим странам придется покупать квоты, в частности на выбросы углекислого газа
или выхлопы автомобильных двигателей. При этом страны с высоким уровнем
потребления ресурсов на душу населения окажутся в весьма невыгодном положении.
Подобные тенденции не могли не
вызвать столкновений интересов и позиций по ряду проблем Конференции. Особенно
выделялась негативная позиция США по отношению к ряду документов КОСР-92.
Возникшие коллизии очень поучительны как примеры эколого-экономической
взаимозависимости и влияния экологии на политику.
В настоящее время из-за деградации
природной среды, загрязнения, разрушения биоценозов биосфера ежегодно
теряет 10-15 тыс. биологических видов, преимущественно простейших
организмов. Быстрая утрата генетических ресурсов происходит как раз в то
время, когда благодаря достижениям микробиологии, генетики, молекулярной
биологии, генной инженерии существенно расширились возможности использования
различных новых микроорганизмов и другого генетического материала для биохимических
процессов, биотехнологии, получения ценных препаратов. Перспективы этих
отраслей применительно к задачам медицины и сельского хозяйства огромны.
Наибольшее биологическое
разнообразие, богатство генетических ресурсов сосредоточено в тропических
лесах, в прибрежных водах тропических морей, в зонах коралловых рифов, т.е. там,
где расположены в основном экономически слабые развивающиеся страны. А
генетические лаборатории и биотехнологические мощности, использующие эти
ресурсы, принадлежат процветающим компаниям развитых стран. Поскольку в связи
с угрозой исчезновения многих генетических форм ставится глобальная задача
сохранения биологического разнообразия, развивающиеся страны полагают
справедливым передачу им части прибыли биотехнологических компаний для проведения
мер по сохранению видов или передачу им на льготных условиях новых технологий
и созданных на их основе материалов, нужных для охраны природной среды,
биоиндикации и биологических методов борьбы с вредителями.
Эта претензия развивающихся стран
наталкивается на сопротивление, причем не столько по прямым финансовым мотивам,
сколько из-за права собственности корпораций, компаний и отдельных лиц на
запатентованные технологии. США отказались подписать конвенцию, так как их не
устраивало, что в ней право интеллектуальной собственности, защищенной
патентами, квалифицируется как препятствие передаче технологий.
Утрата биологического разнообразия
на планете продолжается главным образом из-за разрушения среды обитания,
чрезмерной эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов, загрязнения окружающей
среды и привнесения инородных растений и животных. Уменьшение биологического
разнообразия происходит, в первую очередь, из-за деятельности человека и
представляет собой серьезную угрозу нашему развитию.
Необходимы экстренные и решительные
действия для сохранения и поддержки генетического фонда, видов и экосистем.
Последние достижения в области биотехнологии продемонстрировали важное
потенциальное значение генетического материала растений, животных и
микроорганизмов для сельского хозяйства, здравоохранения, благосостояния людей
и охраны окружающей среды.
Правительствам в сотрудничестве с
Организацией Объединенных Наций, неправительственными организациями, частным
сектором и финансовыми учреждениями следует:
• Проводить на общенациональном уровне
оценки состояния биологического разнообразия.
• Разработать национальные стратегии
по сохранению и рациональному использованию биологического разнообразия и
сделать их частью общенациональных стратегий развития.
• Проводить долгосрочные исследования
значения биологического разнообразия для экосистем, в которых производятся
товары и экологические блага.
• Поощрять такие традиционные методы
ведения сельского хозяйства, агролесоводства, лесного хозяйства, охотничьих
угодий и заповедников, которые используют, сохраняют или приумножают биологическое
разнообразие. Привлекать местных жителей, в частности женщин, в процесс
сохранения и правильного использования экосистем.
Честно и справедливо делить выгоды
от использования биологических и генетических ресурсов между их источниками и
их пользователями. Коренное население и его общины должны получать долю от этих
экономических и торговых выгод.
• Охранять природные среды обитания.
Дополнительная защита таких районов возможна благодаря экологически безопасному
развитию примыкающих к ним зон.
• Способствовать восстановлению
пострадавших экосистем и биологических видов, которые находятся под угрозой
исчезновения.
• Разрабатывать рациональные методы
использования биотехнологии и ее безопасности и справедливой передачи, в
частности, в развивающиеся страны.
Правительствам, деловым кругам и
агентствам по вопросам развития необходимо приобрести дополнительные знания об
оценке воздействия проектов развития на биологическое разнообразие, а также
оценке стоимости утраты биологического разнообразия. Те проекты, которые могут
серьезно воздействовать на окружающую среду, должны проходить экологическую
экспертизу с привлечением широкой общественности.
В Рамочной конвенции об изменении
климата есть запись, согласно которой развитые страны (в мировом сообществе их
насчитывают 25) и страны, осуществляющие переход к рыночной экономике (в том
числе Российская Федерация), берут на себя обязательство «принять меры по
смягчению последствий изменения климата путем ограничения своих антропогенных
выбросов парниковых газов и повышения качества своих поглотителей и накопителей
парниковых газов». Далее говорится о «возвращении к концу нынешнего
десятилетия к прежним уровням выбросов двуокиси углерода».
Напомним, что к газам, вызывающим
глобальный парниковый эффект, относятся углекислый газ, хлорфторуглеводороды,
метан, озон и окислы азота. Их относительный вклад в прирост парникового
эффекта составляет, соответственно, 50, 20, 16, 9 и 5%. В конвенции имеются в
виду только газы, продукция которых не контролируется предыдущими международными
соглашениями по охране озонового слоя атмосферы, т.е. в основном углекислый
газ. Его техногенные выбросы приходятся преимущественно на долю промышленно
развитых стран:
• США - 25%;
• СССР -19%;
• ЕЭС - 14%;
• Китай-10%;
• весь остальной мир - 32% (данные
• В расчете на душу населения США
выбрасывают в 7,5 раза больше, чем остальной мир. Предусмотренное конвенцией
уменьшение выбросов углекислого газа означает прежде всего ограничение сжигания
органического топлива (электростанции, металлургия, оргсинтез, автомобили).
Поэтому против конкретных уровней и сроков сокращения выбросов выступили США,
энергетика и транспорт которых потребляют более 1/4 топливных ресурсов мира, а
также нефтедобывающие страны, заинтересованные в сохранении хорошей конъюнктуры
на мировом рынке нефти.
Пытаясь спасти репутацию
страны-лидера в деле защиты природы, США предложили разработать развернутое
соглашение по сохранению лесного покрова планеты и прежде всего тропических
лесов, акцентируя внимание на их роли в поддержании биологического разнообразия
биосферы и в поглощении атмосферной углекислоты.
Масштабная вырубка тропических лесов
(16-17 млн га в год) в Юго-Восточной Азии, Индонезии, Экваториальной Африке и
бассейне Амазонки обусловлена как внутренними нуждами стран (расчистка земли
под пашню, использование древесины на строительство и отопление), так и
наращиванием экспорта лесной и сельскохозяйственной продукции, необходимого
для выплат по процентам кабальных кредитов и растущих внешних долгов.
В предложениях США можно было
усмотреть попытку усилить экономическое давление на развивающиеся страны и
переложить на них ответственность за стабилизацию накопления углекислоты в
атмосфере. Поэтому возникло контрпредложение о разработке соглашения по лесам
всех природных зон - тропической, умеренной и бореальной. Тем более, что
обезлесение планеты началось не с тропиков; в большинстве развитых стран, в том
числе в США, почти полностью уничтожены первичные леса, а в России и Канаде не
только постоянно растет лесосека, но и гигантские лесные пожары (в России
ежегодно выгорает более 1 млн га лесов) удваивают потери древостоя,
одновременно значительно увеличивая поступление углекислого газа в атмосферу.
Спор закончился созданием не
имеющего обязательной силы заявления о принципах будущей конвенции.
Параллельно с работой Конференции в
Рио-де-Жанейро проходил Глобальный форум представителей неправительственных
организаций. К началу его работы были сформулированы примечательные идейные
установки:
- экономическое развитие в отрыве от экологии
ведет к превращению Земли в пустыню;
- экология без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость;
- равенство без экономического развития - это
нищета для всех;
- экология без права на действия становится частью системы порабощения;
- право на действия без экологии открывает путь к коллективному и равно
касающемуся всех самоуничтожению.
Таким образом, обязательным условием
жизни всех людей провозглашалось триединство экономического развития, экологии
и демократии.
Глобальные изменения биосферы происходят в результате резкого усиления
влияния на нее хозяйственной деятельности человека. Ныне, на рубеже
тысячелетий, в странах «золотого миллиарда» сформировалась новая, западная,
модель цивилизации потребления. В ее основе лежит постоянное наращивание использования
ископаемых энергоносителей, минеральных ресурсов, увеличение доли пахотных
почв, в том числе поливных. Эта западная экономическая модель расточительной
экономики попала в трудное положение, так как стало очевидно, что дальнейшее
следование по избранному пути приведет человечество к гибели. Миру нужен
«...новый нравственный компас, указывающий путь в XXI век, — компас, устроенный на
принципах удовлетворения потребностей человека без ущерба для окружающего мира»
(Браун, Флейвин, 2000, с. 25). Альтернатива «новой экономики для нового
столетия» — разрушение природных экосистем Земли, как случилось на острове
Пасхи, природа которого была разрушена полинезийцами в XVI в. менее чем за столетие
Вопросы к теме:
1. Пути и
принципы рационального использования природных ресурсов.
2. Экологическая
устойчивость жизни на земле.
3. Основные инструменты экологической
политики.
4. Задачи Комиссии Брундтланд.
5. Концепция устойчивого развития его
основные положения:
Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов.
Тема 10. Пути и принципы
рационального использования природных ресурсов (2часа). Экологическая политика – комплекс
организационных, правовых и экономических мер, направленных на регулирование
природопользования для достижения устойчивого развития и обеспечение
экологической безопасности. Основные инструменты экологической политики.
Правовое регулирование. Закрепление в Конституции РФ прав граждан на безопасную
среду обитания достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Перечень контрольных вопросов
|