Лекция 6. Нетарифное и тарифное регулирование внешнеторговых операций. Таможенное оформление. Международное сотрудничество  таможенной сферы.

 

 

1.     Нетарифное и тарифное регулирование внешнеторговых операций.

2.     Таможенное оформление. Международное сотрудничество  таможенной сферы.

 

 

Государственное регулирование внешней торговли товарами предпола­гает участие публичной власти в процессе установления правил их перемещения через таможенную границу.

К товарам, перемещаемым через таможенную границу таможенного союза, применяются два основных метода: таможенно-тарифное регули­рование и нетарифное регулирование.

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой финан­совый инструмент, призванный способствовать развитию внешнеторговых связей, регулировать отношения такого рода, стимулировать прогрессив­ные структурные изменения в экономике.

Оно выражается в установлении ввозных и вывозных таможенных пошлин. Эти меры используются при перемещении товаров через тамо­женную границу таможенного союза.

 

1.     Нетарифное и тарифное регулирование внешнеторговых операций.

 

.Нетарифное регулирование заключается в установлении в законе и использовании государствами средств воздействия на внешнеторговую деятельность.

Применение данных мер обусловлено защитой государственной безопасности, а также необходимостью соблюдения субъектами внешне­экономической деятельности санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов государственного контроля.

Меры нетарифного регулирования внешней торговли — это механизм государственного регулирования внешнеторговой политики, включающей экономические (кроме таможенного тарифа), неэкономи­ческие, административные и технические условия, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между государствами.

В настоящее время насчитывается более 800 конкретных видов нетарифных мер. Все нетарифные ограничения объединены в пять основных категорий:

1) ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях:

субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная система размещения государственных заказов, использование местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях; меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков;

2) таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности:

усложнение таможенных процедур и операций, а также методов оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к оформлению документации;

3) технические барьеры в торговле:

стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции;

4) количественные и административные меры:

импортная квота, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения при экспорте, запреты, а также валютные ограничения;

5) ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей: налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпин­говые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.

В соответствии со статьей 4 ТК ТС запреты и ограничения - это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий:

меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количест­

венных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - участ­ников таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - участников таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - участников таможенного союза;

меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов;

особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами;

меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения;

меры технического регулирования;

санитарно-эпидемиологические требования;

ветеринарные требования;

карантинные требования;

фитосанитарные требования;

радиационные требования.

Запреты и ограничения устанавливаются:

международными договорами государств - членов Таможенного союза;

решениями Комиссии Таможенного союза; нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответ­ствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Объектами применения запретов и ограничений являются: товары, перемещаемые через таможенную границу и подлежащие декларированию в соответствии с ТК ТС:

документы и сведения о товарах, представление которых предусмот­рено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

деятельность лиц, связанная с перемещением товаров через таможен­ную границу, а также осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур.

Система обеспечения соблюдения запретов и ограничений включает:

1) законодательство:

таможенное законодательство Таможенного союза; законодательство государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

2) силы и средства государств - членов Таможенного союза: таможенные органы, в том числе наделенные полномочиями в

пределах своей компетенции осуществлять иные виды контроля, помимо таможенного;

другие контролирующие государственные органы, с которыми таможенные органы взаимодействуют в целях повышения таможенного контроля;

3) силы и средства негосударственной системы обеспечения соблюдения запретов и ограничений:

участники внешнеэкономической деятельности; уполномоченные экономические операторы; таможенные представители; таможенные перевозчики;

иные лица, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и их профессиональные объединения (ассоциации).

Применение сил и средств системы обеспечения соблюдения запретов и ограничений осуществляется при перемещении товаров через таможенную границу.

Места применения сил и средств данной системы являются зонами таможенного контроля.

В соответствии со ст. 159 ТК ТС, независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования.

 

 

2.     Таможенное оформление. Международное сотрудничество  таможенной сферы.

 

Таможенное декларирование — это заявление по установленной форме точных сведений о товарах в соответствии с требованиями избранной таможенной процедуры или таможенной операции.

Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

Декларантами могут быть:

1) лицо государства - участника таможенного союза: заключившее  внешнеэкономическую  сделку  либо  от  имени (по

поручению) которого эта сделка заключена;

при отсутствии внешнеэкономической сделки декларантом может быть лицо, имеющее право владения, пользования и распоряжения товарами;

2) иностранные лица:

физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;

лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 ТК ТС (дипломатические представительства, консульские учреждения, межгосударственные и межправительственные организации);

организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - участника таможенного союза в установленном порядке,

лишь при заявлении ограниченного вида таможенных процедур ременного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - участника таможенного союза;

3) при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита декларировать товары может перевозчик, в том числе иностранный, и таможенный перевозчик;

экспедитор,   если   он   является   лицом   государства   - участника

таможенного союза.

При таможенном декларировании товаров декларант вправе (ст. 187 ТК ТС): с разрешения таможенного органа осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под та­моженным контролем; брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем.

Декларант вправе знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов декларируемых им товаров; присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров.

Декларант обязан предъявить декларируемые товары, уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату, а также соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре.

За неисполнение своих обязанностей и заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, декларант несет ответственность в соответствии с нормами административного и уголовного законодательства государств - участников таможенного союза.

Таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта, обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочило его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами, несет те же обязанности, за исключением обязанности соблюдения требований и условий использования товаров в соответствующей таможенной процедуре.

Таможенное декларирование производится в письменной или электронной формах с использованием таможенной декларации.

Таможенная декларация представляет собой документ единой формы, содержащий в условно-закодированном виде все необходимые для таможенных целей сведения (в соответствии с заявленной таможенной процедурой) о перемещаемых через таможенную границу таможенного союза товарах.

ТК ТС предусмотрены следующие виды таможенной декларации

1) декларация на товары;

2) транзитная декларация;

3) пассажирская таможенная декларация;

4) декларация на транспортное средство. Вид применяемой декларации, форма и порядок ее заполнения зависят от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары.

В качестве таможенной декларации могут использоваться транспорт­ные (перевозочные), коммерческие и иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются ТК ТС или решением Комиссии таможенного союза.

Подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением в таможенный орган ее электронной копии.

В декларации на товары указываются   заявляемая таможенная процедура;    сведения о декларанте, таможенном представителе, об отравителе и о получателе товаров; сведения о транспортных средствах, используемых для перевозки товаров; сведения о товарах (наименование; описание; классификащюнный код товаров по Товарной номенклатуре; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения);  описание  упаковок  (количество,   вид,  маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость); сведения об исчислении таможенных платежей: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных платежей; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях; сведения о соблюдении ограничений; сведения о производителе товаров; сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру; сведения о лице, составившем декларацию на товары; место и дата составления декларации на товары.

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в таможенный орган отправления представляется транзитная декларация.

В качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы.

Транзитная декларация должна содержать сведения об отправителе, получателе товаров, о стране отправления, стране назначения товаров; о декларанте; о перевозчике; о транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары; о наименовании, количестве, стоимости товаров; о коде товаров в соответствии с ТН ВЭД; о количестве грузовых мест; о пункте назначения товаров; о документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу; о планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути.

Таможенная декларация удостоверяется лицом, ее составившим (путем проставления соответствующей печати), и подписывается работником этого лица.

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация (ст. 183 ТК ТС).

К таким документам относятся:

документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможен­ную декларацию/документы, подтверждающие совершение внешнеэконо­мической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки ные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или)

57

распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;

транспортные (перевозочные) документы/

документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;

документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенса­ционных мер;

документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных ТК ТС:

документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС);

документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;

документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными ТК ТС, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;

документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;

документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;

документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов Таможенного союза;

документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки - в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.

Если в перечисленных выше документах, не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.

При подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, предусмотрен сокращенный перечень документов. В данном случае количество представляемых документов сокращено до 7:

документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;

документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, либо иные документы, подтверждающие право владения, пользо­вания и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической

сделки, и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;

транспортные (перевозочные) документы;

документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;

документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по ТН ВЭД ТС;

документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;

документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов Таможенного союза.

Если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств ленов Таможенного союза, - после выпуска товаров.

В данном случае пунктом 5 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрено, что если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен действующим ТК РФ. Декларант представляет в письменной форме обязательство о представлении документов в установленный срок.

При таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии. Таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам в случаях, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза.

Если при таможенном декларировании товаров в таможенный орган ранее представлялись документы, которые используются при таможенном декларировании, достаточно представления копий таких документов либо указания сведений о представлении таможенному органу таких документов.

Таможенная декларация на товары, ввезенные на ТТ ТС, подается до истечения срока временного хранения товаров, который составляет 4 месяца.

Таможенная декларация на товары, вывозимые с ТТ ТС, подается до их убытия с ТТ ТС, если иное не установлено ТК ТС.

Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N262.

Основное назначение представляемой одновременно с подачей декларации документации заключается в подтверждении сведений, кото­рые содержатся в ТД в кратком и закодированном виде.

Документы, необходимые дня таможенного декларирования, можно разделить на относительно самостоятельные группы по целевому признаку.

Первая группа документов называется организационными до­кументами. К организационным документам относятся учредительные и регистрационные документы (учредительные договоры, уставы, свидетельства о регистрации и др.), то есть документы, подтверждающие сведение о декларанте (его представителе).

Здесь же можно отметить и удоетоверителъные документы, то есть документы, удостоверяющие полномочия представителя декларанта на подачу декларации (доверенность, договор оказания услуг в случае декларирования товаров таможенным представителем).

Следующая группа документов имеет название коммерческих. К документам данной группы относятся внешнеторговые договоры, счета-фактуры (проформы), спецификации, упаковочные листы и др. То есть то, что отражает основания и (частично) цели перемещения товаров через таможенную границу РФ.

Далее следуют транспортные (перевозочные) документы (коносамент, железнодорожная накладная и др.). В указанных документах, как правило, отражены особенности транспортировки товаров, используемые таможенными органами для целей контроля за правильностью исчисления таможенной стоимости товара, проверки маршрута его движения.

Среди всех документов особую группу составляют так называемые таможенные документы. Таможенные документы характеризуются тем, что составляются исключительно для таможенных целей. Такие докумен­ты, как правило, либо изначально выдаются таможенными органами (например, свидетельство о включении таможенного представителя в соответствующий Реестр, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению, разрешение на применение таможенной процедуры переработки на таможенной территории), либо ими регистрируются (например, экспортная таможенная декларация, если требуется подтвердить дату вывоза при обратном ввозе товара в режиме реимпорта).

К отдельной группе документов можно отнести татежно-разрешителъные документы, не охваченные предыдущими примерами. Это такие, как лицензии (выдаваемые Министерством торговли РФ на право

ввоза/вывоза отдельных категорий товаров), сертификаты соответствия, разрешения, платежные поручения, таможенные приходные ордеры, гаран­тии банков по обеспечению уплаты таможенных платежей и др.).

Любая группировка имеет в большей степени теоретико-познавательное, нежели практическое, значение, поскольку один и тот же документ может выполнять несколько

функций. Например, документ, подтверждающий уплату таможенных платежей (платежное поручение), одновременно служит и своего рода разрешительным документом, поскольку является одним из оснований выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом. Разрешительными являются и таможенные документы, выдаваемые таможенными органами на право использования таможенного режима (разрешение на переработку товаров).

При перемещении товаров физическими лицами в количестве, по стоимости и весу которых не предусмотрена уплата таможенных платежей, допускается устная форма таможенного декларирования.

Сроки подачи таможенной декларации

Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную терри­торию таможенного союза, подается до истечения срока временного хране­ния товаров (предельный срок временного хранения - 4 месяца).

Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории таможенного союза, подается до их убытия с таможенной территории таможенного союза.

Таможенная декларация в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонару­шения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию с целью их помещения под таможенную процедуру, подается в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу:

1) решения суда об освобождении от уголовной (административной)

ответственности;

2) решения таможенного органа (должностного лица) об освобождении от административной ответственности;

3) решения суда или таможенного органа (должностного лица) о прекращении производства по уголовному (административному) делу;

4) решения суда или таможенного органа (должностного лица) о привлечении к административной или уголовной ответственности.

Товары, таможенная декларация в отношении которых не подана в установленный срок, задерживаются таможенными органами (гл. 21 ТК ТС). Декларантами могут быть:

1) лицо государства - участника таможенного союза: заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по пору­чению) которого эта сделка заключена;

имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами -при отсутствии внешнеэкономической сделки;

2) иностранные лица:

физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования; лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 ТК ТС;

организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - участника таможенного союза в установленном порядке, -при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - участника таможенного союза;

3) лица государства - участника таможенного союза и иностранные лица, заявляющие таможенную процедуру таможенного транзита:

перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

экспедитор, если он является лицом государства - участника таможенного союза.

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе:

1) осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем;

2) брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного;

3) присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров;

4) знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов декларируемых им товаров;

5) представлять документы и сведения в форме электронных документов;

6) обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц;

7) привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах;

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан:

1) произвести таможенное декларирование товаров;

61

2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза;

3) предъявить декларируемые товары

4) уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату

5) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре.

Декларант несет ответственность за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, и неисполнение своих обязанностей, в соответствии с национальным законодательством государств - участников таможенного союза.

Таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем в таможенный орган, правомочный в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза регистрировать таможенные декларации.

Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более двух часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии таможенного союза.

Таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если:

1) таможенная декларация подана в таможенный орган, не правомочный регистрировать таможенные декларации;

2) таможенная декларация подана неуполномоченным лицом;

3) в таможенной декларации не указаны необходимые сведения;

4) таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;

5) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий:

если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений;

если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или)

инял решения о проведении иных форм таможенного контроля в ношении товаров.

Изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление иных сведений о товарах, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.

Таможенные органы не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, а также корректировать таможенную стоимость товаров.

По письменному обращению декларанта зарегистрированная таможен­ная декларация на иностранные товары может быть отозвана им до принятия таможенным органом решения о выпуске товаров.

Если после ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза декларантом обнаруживается несоответствие стоимостных, коли­чественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных, декларант вправе отозвать таможенную декларацию.

 

Литература

 

1.     Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. – М.: «ЗЕРЦАЛО-М», 2012.

2.     Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование: учебник. – 3-е изд. – М.: ВАВТ, 2011

3.     Таможенное право: Учеб.пособие отв.ред. О.Ю.Бакаева. – 2 изд; пересмотр. – М.: Норма, 2012 Сидоров В.Н. Таможенное право: учебник / 5-е издан. перераб. и дополн. – М.: Изд-во «Юрайт», 2013

4.     Чермянинов, Д.В. Таможенное право: Учебник / Д.В.Чермянинов; отв ред. Д.Н.Бахрах .— М. : Издательство Юрайт, 2011.