Модуль 2. Основы подтверждения соответствия
Лекция 6. Сертификация соответствия
1.
Сертификация
как процедура подтверждения соответствия
1.
Сертификация как процедура
подтверждения соответствия
Как уже отмечалось выше, подтверждение
соответствия может осуществляться в обязательной и добровольной формах. Ниже
рассматривается подтверждение соответствия в обязательной форме — обязательная
сертификация и подтверждение соответствия в добровольной форме — добровольная
сертификация.
Обязательное подтверждение в форме
декларирования соответствия рассмотрено в разд. 5.5 и 6.2 данной главы.
Обязательная сертификация является формой
государственного контроля за безопасностью продукции.
Ее осуществление связано с определенными обязанностями, налагаемыми на
предприятия, в том числе материального характера. Поэтому она может осуществляться
лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т.е.
законами и нормативными актами Правительства РФ. Отсюда второе наименование
обязательной сертификации — "сертификация в законодательно регулируемой
сфере".
При обязательной сертификации подтверждаются
только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим
обязательную сертификацию.
При обязательной сертификации действие
сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей
территории РФ.
Добровольная сертификация проводится в
соответствии с ФЗ о техническом регулировании по инициативе заявителей
(изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия
продукции (услуг) национальным стандартам, стандартам организаций, системам
добровольной сертификации, условиям договоров.
В определении термина
"сертификация", данном в ст. 2 ФЗ о техническом регулировании, не
упомянуты в качестве носителя требований правила системы
сертификации. Но в ст. 21 ФЗ о техническом регулировании это упущение
исправлено, так как указывается, что при добровольном подтверждении
соответствия может устанавливаться соответствие как положениям стандартов и
условий договоров, гак и системам добровольной сертификации.
Например, при сертификации экспертов как
лиц, аттестуемых на право проведения работ в области сертификации услуг,
руководствуются требованиями к их компетентности, которые установлены именно в
системе добровольной сертификации персонала.
Добровольная сертификация проводится на
условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Создать систему
добровольной сертификации (СДС) может не только юридическое лицо, но и
индивидуальный предприниматель или оба указанных субъекта. Данное положение
отражает предпринимательский характер этой формы сертификации.
Добровольная сертификация продукции,
подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную
сертификацию такой продукции.
Тем не менее по
продукции, прошедшей обязательную сертификацию, могут проверяться в рамках
добровольной сертификации требования, дополняющие обязательные. Допустим, при
анализе зубных паст может быть проверена эффективность их действия, при
проверке телевизоров некоторых зарубежных моделей — наличие благоприятного
биологического воздействия, которые они якобы (согласно рекламным проспектам)
оказывают на человека.
В системе Росстандарта
зарегистрировано по состоянию на 1 января 2011 г. 770 систем добровольной
сертификации. Их примеры даны в приложении 7. Они иллюстрируют разнообразие
объектов добровольной сертификации: характеристики товаров (кроме
безопасности), услуги по оценке имущества, услуги торговли, системы
менеджмента, экспертиза качества товаров, средства измерений, персонал и пр.
Согласно ФЗ о техническом регулировании в
системе добровольной сертификации может предусматриваться применение знака
соответствия. Отсюда следует, что знак соответствия не является
обязательным атрибутом системы добровольной сертификации.
Поскольку ФЗ о техническом регулировании
(1.1) услуги (работы) выведены из сферы обязательной сертификации, выданный
в СДС сертификат в настоящее время является единственным документом, который
обеспечивает уверенность потребителя (клиента) в надлежащем качестве
услуги. Не случайно более половины СДС имеют своим объектом
услуги.
Сравнительная характеристика обязательной
и добровольной сертификации представлена в табл. 6.
В России в настоящее время преобладает
обязательная сертификация, за рубежом — добровольная. В условиях развитой
рыночной экономики проведение добровольной сертификации становится условием
преодоления торговых барьеров, так как, повышая конкурентоспособность, она
фактически обеспечивает производителю место на рынке.
Наиболее эффективна система, которая
предназначена для подтверждения соответствия отечественной и импортируемой
продукции всем требованиям национальных
стандартов, а также международных, региональных и национальных стандартов
других стран, указанным заявителем.
В отличие от обязательной сертификации,
подтверждающей только требования безопасности, добровольная сертификация решает
более широкий круг задач, в частности:
1) подтверждение соответствия всем
требованиям стандартов;
2) подтверждение соответствия отдельных
показателей качества (дополняющих безопасность) требованиям стандартов;
3) подтверждение подлинности продукции;
4) проверка адекватности цены качеству
товара;
5) подтверждение соответствия
системы менеджмента качества организации требованиям ИСО 9000;
6) подтверждение соответствия системы
управления окружающей средой требованиям ИСО 14000;
7) подтверждение соответствия
компетентности персонала, претендующего на работу в качестве эксперта,
установленным требованиям;
Таблица 6. Отличительные признаки обязательной и
добровольной сертификации
По мере введения в действие технического
регламента на конкретный объект подтверждение соответствия будет производиться
исключительно на соответствие требованиям указанного технического регламента.
8) подтверждение соответствия процессов
жизненного цикла продукции (производство, ремонт, перевозки и пр.)
установленным требованиям;
9) подтверждение соответствия
лабораторного оборудования и средств контроля метрологическим требованиям.
Наметившаяся тенденция сокращения
номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации, способствует
расширению добровольной сертификации.
Об этом свидетельствуют повышенные темпы
увеличения численности систем. В Едином реестре СДС было зарегистрировано: в
2003 г. — 25 систем; в 200-1 г. — 62; в 2005 г. — 119; в 2006 г. - 417; в 2009
г. - 593, в 2010 г. - 768.
Добровольная сертификация является
рыночным инструментом борьбы с фальсифицированной продукцией, особенно если
органом, зарегистрировавшим систему, выступает ассоциация (гильдия)
производителей. В этой ситуации маркирование продукции знаком соответствия
данной системы означает, что продукция выпущена "легальным"
производителем, гарантирующим качество и безопасность для потребителя.
Согласно ФЗ о техническом регулировании
система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным
органом исполнительной власти по техническому регулированию. Отсюда следует,
что ФЗ о техническом регулировании допускает возможность создания системы без
регистрации.
И. З. Аронов и др. [1] справедливо
критикуют ату норму, так как необязательность
регистрации означает, что СДС не проходит экспертизу, сопутствующую процедуре
регистрации. Действующий порядок экспертизы предусматривает проверку только по
двум параметрам: патентной чистоте знака соответствия и названию системы.
Поскольку даже при возможной регистрации закон не предусматривает проведения
экспертизы документов СДС. то в одном сегменте рынка могут появиться 10—20 однотипных
систем сертификации, вводящих приобретателей в заблуждение.
Следует учесть, что заявитель, решивший
зарегистрировать систему, получает преимущества: сведения о зарегистрированных
системах публикуются в официальных изданиях, помещаются на еЬ-сайте
Росстандарта. Это способствует информированию
потенциальных заявителей и пользователей о действующих системах добровольной
сертификации.
Как показано в 110].
эффект от добровольной сертификации был бы значительно
больше, если бы изготовитель доводил до потребителя информацию о конкурентных
преимуществах сертифицированной продукции через маркировку на упаковке товара.
Участниками сертификации являются изготовите -ли продукции (первая сторона),
заказчики — продавцы (первая либо вторая сторона)", а также организации,
представляющие третью сторону, — органы по сертификации, испытательные
лаборатории (центры), федеральный орган исполнительной власти по техническому
регулированию — Минпромторг России и подведомственный
ему Росстандарт.
Основные участники — заявители, органы по
сертификации (далее — ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они
участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах.
Заявитель вправе:
— выбирать форму и схему подтверждения
соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующими
правилами (в перспективе — техническими регламентами);
— обращаться для осуществления
обязательной сертификации в любой ОС, область аккредитации которого
распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать;
— обращаться в орган по аккредитации с
жалобами на неправомерные действия ОС и аккредитованных испытательных
лабораторий.
Заявитель обязан:
— обеспечивать соответствие продукции
установленным требованиям;
— выпускать в обращение продукцию,
подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления
такого подтверждения соответствия;
— указывать в сопроводительной технической
документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или
декларации о соответствии;
— предъявлять в органы государственного
контроля (надзора), а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие
о подтверждении соответствия;
— приостанавливать или прекращать
реализацию продукции, если срок действия документа (сертификата или декларации)
истек либо их действие приостановлено или прекращено;
— извещать ОС об изменениях, вносимых в
техническую документацию или технологические процессы производства
сертифицированной продукции;
— приостанавливать производство продукции,
которая прошла подтверждение соответствия и не отвечает установленным
требованиям на основании решений органов государственного контроля.
Органы по сертификации (по состоянию на 01.01.2012 в стране
действовало 1697 ОС) выполняют следующие функции:
— привлекают на договорной основе для
проведения испытаний испытательные лаборатории (центры) в порядке,
установленном Правительством РФ;
— осуществляют контроль
за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен
соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;
— ведут реестр выданных ими сертификатов
соответствия;
— информируют соответствующие органы
государственного контроля (надзора) о продукции, поступившей на сертификацию,
но не прошедшей ее;
— выдают сертификаты соответствия,
приостанавливают или прекращают действие выданных ими сертификатов и
информируют об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий
формирование и ведение Единого реестра сертификатов соответствия;
— обеспечивают предоставление заявителям
информации о порядке проведения обязательной сертификации;
— устанавливают стоимость работ по
сертификации, выполняемых в соответствии с договором заявителем;
— в порядке, установленном соответствующим
ТР, принимают решение о продлении срока действия
сертификата соответствия, в том числе но результатам проведенного контроля за
сертифицированными объектами.
ОС несет ответственность за обоснованность
и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил
сертификации.
ОС запрещено предоставлять лабораториям
сведения о заявителе. Это правило подразумевает анонимность испытываемой
продукции и направлено на обеспечение объективности испытаний. Таким образом, если
выбор ОС принадлежит заявителю, то выбор испытательной лаборатории— ОС.
Аккредитованные испытательные лаборатории
(ИЛ) осуществляют
испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы
испытаний для целей сертификации. В стране действуют около 4000 ИЛ.
ИЛ несет ответственность за соответствие
проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также за
достоверность и объективность результатов.
Если орган по сертификации аккредитован
как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. Так, в стране широко известна
деятельность Российского центра испытаний и сертификации "Ростест-Москва".
ОС не вправе предоставлять аккредитованным
испытательным лабораториям сведения о заявителе.
Эксперт ОС (лицо, аттестованное на право проведения
одного или нескольких видов работ в области сертификации) — главный участник
работ по сертификации. От его знаний, опыта, личных качеств, т.е.
компетентности, зависят объективность и достоверность решения о возможности
выдачи сертификата.
Согласно |1] эксперт по
сертификации — физическое лицо, обладающее знанием и опытом проведения работ по
сертификации в определенной области, компетентность которого подтверждена
соответствующим документом.
Эксперт должен осуществлять свою
деятельность как третья сторона. Поэтому ему следует отказываться от выполнения
работ по конкретным заявкам, если он связан с заявителем настолько, что это в
принципе может повлиять на объективность оценки объекта сертификации.
Федеральные органы исполнительной
власти, на
которые возложены функции организации и проведения работ по обязательному
подтверждению соответствия в пределах своей компетенции:
• создают системы сертификации однородной
продукции и устанавливают правила процедуры проведения сертификации в этих
системах;
• осуществляют выбор способа подтверждения
соответствия продукции (формы сертификации) требованиям нормативных документов;
• рассматривают апелляции по вопросам
сертификации и др.
Система добровольной сертификации (СДС) — совокупность: а) правил работ по
добровольной сертификации; б) ее участников; в) правил функционирования системы
добровольной сертификации.
В подавляющем большинстве случаев
организаторы -это юридические лица:
научно-исследовательские институты, коммерческие предприятия, ассоциации и
союзы предпринимателей, вузы, федеральные органы исполнительной власти. Очень
часто ОС, осуществляющий обязательную сертификацию,
является участником СДС. И это естественно, так как используются персонал и техническая
база ОС, которые обеспечивают весомые стартовые позиции для развертывания СДС.
Создатели СДС определяют ее
инфраструктуру, т.е. участников, их функции и условия взаимодействия между
ними. В ФЗ о техническом регулировании регламентированы только функции органа
по добровольной сертификации, в частности, ОС осуществляет подтверждение
соответствия; выдаст сертификаты соответствия; предоставляет заявителю право на
применение знака соответствия (если такой знак в системе предусмотрен);
приостанавливает или прекращает действие выданных сертификатов.
Лицо или лица, создавшие систему
добровольной сертификации, устанавливают: а) перечень объектов, подлежащих
сертификации; б) номенклатуру характеристик, на соответствие которым
осуществляется добровольная сертификация; в) правила выполнения работ по
сертификации; г) участников данной системы. В качестве участника СДС могут
выступать не только юридические, но и физические лица. Например, существует СДС
персонала, где заявителями выступают специалисты, стремящиеся получить аттестат
компетентности эксперта ОС.
Основополагающими документами системы
являются правила функционирования СДС и документ, утверждающий изображение
знака соответствия системы и порядок его применения.
Документ "Правила
функционирования системы добровольной сертификации" включает: а)
наименование СДС; б) наименование юридических лиц и (или) фамилии, имена, имена
отчества индивидуальных предпринимателей, создавших СДС; в) перечень объектов,
подлежащих сертификации в данной системе, и требований, на соответствие которым
они сертифицируются; г) организационную структуру СДС и функции ее участников;
д) правила проведения работ.
Знак соответствия должен обладать
изобразительным отличием, исключающим его смешение со знаками других СДС и
иными знаками, применение которых предусмотрено законодательством РФ.
В качестве знака соответствия не может
использоваться товарный знак и знак обслуживания лица (лиц), создавшего СДС.
Технические требования к знаку
соответствия включают требования к способу нанесения знака и его предельные
размеры.
Правила применения знака соответствия
содержат указания, в каких случаях орган по сертификации предоставляет право
заявителю применять знак; место назначения знака; условия, гарантирующие
применение знака соответствия без введения в заблуждение приобретателя или
других заинтересованных лиц.