Лекция 2. Экономическая и правовая база стандартизации

 

1.     Общая характеристика технического регулирования

2.     Понятие о технических регламентах

3.     Применение технических регламентов

4.     Государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции

 

 

Техническое законодательство — совокупность правовых норм, регламентирующих требования к техническим объектам: продукции, процессам ее жизненного цикла и контроль (надзор) за соблюдением установленных требований.

Техническое законодательство — один из результатов деятельности по техническому регулированию как сферы государственного регулирования экономики. ФЗ о техническом регулировании является основным источником технического права в России.

Одним из основных условий вступления России в ВТО было соблюдение принципов технического регулирования, установленных в Соглашении по техническим барьерам в торговле, Соглашении по применению санитарных и фитосанитарных мер.

 

1.     Общая характеристика технического регулирования

 

1.1. Характеристика регулирующих мер

Эффективно работающий мировой рынок это экономическое пространство, в котором свободно перемещаются через границы государств товары, капитал, трудовые ресурсы, информация туда, где для них складываются более выгодные условия. Создание такого рынка возможно, если государство будет осуществлять функцию регулирования в отношении объектов и субъектов.

Безопасность продукции — главный приоритет системы технического регулирования. Если объектом регулирования является продукция, то регулирование заключается в поддержании определенного значения параметров безопасности с помощью технических средств.

Регулирование в отношении субъектов — это упорядочение отношений между ними как участниками работ по управлению параметрами объектов.

Техническое регулирование как частный случай управления проявляется прежде всего в принятии государством мер, направленных на устранение технических барьеров. Под техническим барьером понимаются различия в требованиях национальных и международных (зарубежных) стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок.

Так, в начале 2003 г. в Нью-Йорке была отозвана из торговых точек партия российского молока "Можайское" и "Милая Мила", так как в продуктах был обнаружен сульфонамидвещество, способное вызвать у человека аллергическую реакцию. Причина — в различии требовании национальных стандартов. Хотя российские ГОСТы па пищевые продукты в целом жестче, но тест на сульфонамид ими не был предусмотрен (в связи с этим инцидентом велись переговоры о закупке соответствующего испытательного оборудования).

Приведенный пример иллюстрирует естественный "технический" барьер. Но в практике очень много было искусственно создаваемых технических барьеров для России, не являющейся до последнего времени членом ВТО. Очень часто они возникают из-за отсутствия соглашений о взаимном признании результатов опенки соответствия. Например, к нашей бытовой технике (автомобилям, холодильникам), поступающей на европейский рынок, часто предъявляют по отдельным характеристикам более жесткие требования, чем к продукции других европейских стран, несмотря на наличие сертификатов соответствия, выданных международно признанными органами по сертификации и признаваемых в странах ЕС.

Поэтому Россия, как и все другие страны, должна разрабатывать программы по преодолению барьеров в торговле, тем более что реализация данных программ дает огромный экономический эффект.

По данным Экономического комитета Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), разработанные программы по нетарифным барьерам в торговле (стандартизации, оценке соответствия) дают странам АТЭС 0,26% прибыли от фактического валового внутреннего продукта (около 45 млрд долл.), тогда как программа тарифного регулирования— всего лишь 0,14% (почти вдвое меньше).

В Германии эффект от применения мер технического регулирования достигает 1,0% ВВП.

Задача государственного регулирования не ограничивается обеспечением свободного перемещения товаров, как этого требует бизнес. Оно должно быть направлено на предотвращение появления опасных товаров на рынке в соответствии с требованиями граждан и общества (значение безопасности рассмотрено в предыдущей главе).

Отсюда важнейшей задачей государства является разработка и реализация комплекса мер, обеспечивающих баланс между безопасностью поступающей на рынок продукции и ее свободным перемещением к потребителям (рис. 5).

Как отмечается в [30], государство в рамках технического регулирования должно осуществлять три основные группы регулирующих мер.

Описание: Цели государства в техническом регулировании

Рис. 5. Цели государства в техническом регулировании рынки [30]

Первая группа — меры, основанные на законодательстве об ответственности за безопасность поставляемой продукции. Как правило, это законодательство формируется на базе законов о защите прав потребителей. Эта группа мер во многом определяет, насколько жесткими будут меры регулирования, принимаемые правительством но отношению к изготовителям.

Основным принципом рассматриваемой части законодательства должна быть неотвратимость ответственности изготовителя, а также той организации в цепи "изготовитель — продавец — потребитель", по вине которой к потребителю поступила опасная продукция или произошло искажение информации об ее фактических характеристиках.

Вторая группа — регулирующие меры, осуществляемые государством для достижения поставленных им целей в области безопасности продукции.

Средством достижения этих целей являются: 1) технические регламенты (а также стандарты, если они являются доказательной базой выполнения требований ТР); 2) оценка соответствия.

Технический регламент — наиболее жесткая регулирующая мера со стороны государства, когда другие меры регулирования не обеспечивают безопасности граждан и общества. Оценка соответствия (подтверждение соответствия, регистрация, госнадзор и др.) позволяет установить факт соблюдения обязательных требований.

Третья группа — меры, направленные на обеспечение качества и конкурентоспособности продукции на основе использования добровольных стандартов и добровольной сертификации, внедрения систем качества и т.д. Эти меры реализуют хозяйствующие субъекты при минимальном вмешательстве государства.

 

2.     Понятие о технических регламентах

 

Сущность и цели документа. Технический регламент (ТР) — документ, принятый органом власти и содержащий технические требования, обязательные для исполнения и применения либо непосредственно, либо путем ссылок на стандарты [1].

Применение ТР направлено на достижение четырех групп целей, представленных на рис. 6. Для реализации этих целей в ТР необходимо регламентировать положения, связанные с информацией о продукции и ее идентификацией.

В свете нормы п. 1 ст. 6 ФЗ о техническом регулировании требования, относящиеся к маркировке и этикетированию продукции, приобретают обязательный характер, поскольку маркировка выполняет информационную функцию, т.е. сообщает приобретателю сведения о безопасности, изготовителе, категории качества и пр. То же касается вопросов идентификации" (терминологии, методов и пр.), которые позволяют определить ассортиментную принадлежность товара.

Требования к содержанию технического регламента. ТР должен содержать:

— перечень и описание объектов технического регулирования;

— требования к этим объектам;

— правила и формы оценки соответствия объектов", определяемые с учетом степени риска.

В ТР могут также содержаться требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Содержащиеся в ТР обязательные требования к продукции, процессам ЖЦП, правила и формы оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам (и правилам их нанесения) являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений в соответствующий ТР.

Перечисленные требования, не включенные в ТР, а регламентированные иными документами, не могут носить обязательный характер.

В ТР с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции и процессам ЖЦП. обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).

По продукции, по которой (в силу отсутствия исчерпывающих научных данных) не представляется возможным определить степень допустимого риска, ТР может содержать требования, касающиеся приобретателя, о возможном вреде и факторах, от которых он зависит.

ТР устанавливают также минимально необходимые фитосанитарные и ветеринарно-санитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, храпения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность.

В табл. 2 на примере ТР на пищевые продукты представлена структура регламента на конкретную продукцию. Опираясь на схему на рис. 4, можно уяснить логику формирования содержания ТР на конкретную продукцию.

Таблица 2. Типовая структура технических регламентов на пищевые продукты

п/п

Объекты технического регулирования

Стадии ЖЦП

Цель реализации требований

1

а) обязательные требования к безопасности готовой продукции (в т.ч. к упаковке);

б) требования к факторам (сырье, технология) и условиям (здание, производственные помещения, технологическое оборудование, инвентарь, воздух и водоснабжение помещения, персонал), формирующим безопасность продукции;

в) требования к факторам (хранение, перевозка, реализация), к условиям (персонал), способствующим сохранению сформированной

безопасное

Производство, обращение

Обращение

Защита жизни и здоровья граждан

2

Обязательные требования к терминологии, идентификации и маркировке готовой продукции

Все стадии ЖЦП

Предупреждение введения в заблуждение потребителей

3

Обязанность изготовителей и организаций в сфере обращения осуществлять контроль безопасности процессов (изготовление и обращение) для своевременной корректировки факторов и условий безопасности

Производство, обращение

Защита жизни и здоровья граждан

4

Оценка соответствия готовой продукции обязательным требованиям в форме обязательного подтверждения соответствия, осуществляемого изготовителем (декларирование соответствия) и органом по сертификации (обязательная сертификация)

I производство

Информация организации торговли и потребителей о безопасности продукции, подготовленной к поступлению на рынок

5

Оценка соответствия товаров в форме государственного контроля (надзора), осуществляемая периодически

Обращение

Защита жизни и здоровья граждан

Виды технических регламентов. На рис. 7 представлена классификация ТР. Пояснений требуют первые две группировки.

Исходя из объекта различают общие технические регламенты (далее — OTP) и специальные технические регламенты (далее — СТР).

Требования OTP обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции и процессов ЖЦП.

OTP принимаются по вопросам:

— безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;

— пожарной безопасности;

— биологической безопасности;

— электромагнитной безопасности;

— экологической безопасности;

— ядерной и радиационной безопасности. Требования СТР учитывают технологические и иные особенности отдельных видов продукции и особенности ЖЦП процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Описание: Классификация технических регламентов в зависимости:

Рис. 7. Классификация технических регламентов в зависимости:

1 — от области распространения;

2 — от установленных требований;

3 — от происхождения

СТР устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции и процессам ЖЦП, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной ОТР.

Среди СТР специалисты выделяют регламенты, распространяющиеся на широкие объекты. Они получили название "макроотраслевые технические регламенты". Примером являются ТР по безопасности низковольтного оборудования (электрооборудования с диапазоном напряжения до 1000 В). Они охватывают 22 группы продукции (электробытовые приборы, аудиовизуальную технику, электрические инструменты и пр.).

Авторами работы [30] предложена также классификация ТР по способу установления требований на предписывающие и основополагающие ТР.

Предписывающие ТР содержат конкретные, детальные требования к продукции. Так, в ТР на молочные продукты дается много количественных норм, таких как массовая доля сухих обезжиренных веществ, массовая доля белка, массовая доля жира в коровьем сыром молоке. Примером этой группы документов являются ТР на молочные продукты, масложировую, соковую, табачную продукцию. Недостаток этих регламентов — большой объем документа, перегруженность деталями. Конкретные значения показателей безопасности, установленные в этих ТР, "уязвимы" при любом пересмотре международных требований, обеспечивающих безопасность. Поэтому внесение дополнений и изменений в эти регламенты будет сложной и длительной процедурой.

В основополагающих ТР содержатся требования в общем виде, в ряде случаев это качественные характеристики. Конкретные числовые характеристики устанавливаются путем ссылок на стандарт или свод правил. Примером является проект ТР "О безопасности низковольтного оборудования", который содержит ссылки на 390 гармонизированных национальных стандартов. Подобные регламенты получили широкое распространение в Европе.

Порядок разработки технических регламентов. В общих случаях ТР принимается:

• федеральным законом;

• постановлением Правительства РФ.

В особых случаях ТР могут приниматься указом Президента РФ или международным договором. Один из примеров возможного объекта договора — региональные ТР, принимаемые в рамках Таможенного союза.

Устанавливаемые в ТР требования независимо от формы их утверждения имеют одинаковую правовую силу.

ТР — основной носитель обязательных требований к продукции. Однако к настоящему времени не на все потенциально опасные виды продукции разработаны национальные ТР. Поэтому в ФЗ о техническом регулировании содержится следующая норма: до дня вступления в силу ТР в отношении отдельных видов продукции Правительством РФ могут вводиться обязательные требования, содержащиеся в ТР государств — участников Таможенного союза или в документах Европейского союза.

 

3.     Применение технических регламентов

 

Исходя из принципов технического регулирования ТР применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции; вида осуществляемых процессов ЖЦП; видов и особенностей сделок; физических и юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

В соответствии со ст. 27 ФЗ о техническом регулировании для информирования приобретателя продукции о соответствии требованиям ТР используется знак обращения на рынке (рис. 8).

Описание: Знак обращения на рынке (национальный знак соответствия техническому регламенту) (а) и Единый знак обращения на рынке государств — членов Таможенного союза (б)

Рис. 8. Знак обращения на рынке (национальный знак соответствия техническому регламенту) (а) и Единый знак обращения на рынке государств — членов Таможенного союза (б)

Знак обращения на рынке представляет собой сочетание букв "Т" и "Р". вписанных в букву "С", стилизованную под измерительную скобу. Аббревиатура СТР расшифровывается как "соответствие техническому регламенту". Расположенная над "Т" точка в комплексе с буквой напоминает человечка. Этот символ должен подчеркнуть главную цель технического регулирования — обеспечение безопасности граждан.

Маркировка знаком производится заявителем (лицом, осуществляющим обязательное подтверждение соответствия) самостоятельно любым удобным для него способом. Условием использования знака служит наличие на продукцию зарегистрированной декларации о соответствии или сертификата соответствия, выданного органом по обязательной сертификации.

ТР вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для их проведения, необходимые для применения ТР, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенций.

В соответствии с ФЗ о техническом регулировании (1.1) Правительством РФ до дня вступления в силу ТР утверждается перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы испытаний, необходимые для применения и исполнения принятого ТР.

Следует согласиться с авторами работы [1], что наделение Правительства РФ исключительными полномочиями утверждать правила и методы испытаний, применяемые во всех ТР, кажется не соответствующим статусу высшего органа исполнительной власти государства. Во всем мире для установления методов испытаний (исследований, измерений) используются международные, региональные и национальные стандарты.

Правительство РФ организует постоянный учет и анализ всех случаев причинения (вследствие нарушения требований ТР) вреда жизни и здоровью граждан; имуществу юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу; окружающей среде; жизни или здоровью животных и растений. На основе собранных материалов приобретатели, изготовители и продавцы информируются о ситуации в области соблюдения требований ТР.

По мнению председателя Союза потребителей России, система учета и анализа случаев нарушения ТР должна работать так, как это поставлено на Запале. В США. например. 2 тыс. отделений "скорой помощи, включая травматологические пункты, ежедневно поставляют в Федеральную комиссию по безопасности потребительских товаров информацию обо всех несчастных случаях, связанных с потребительскими товарами. Полученная информация обрабатывается, и еженедельно по наиболее часто встречающимся случаям принимаются конкретные решения разного рода: в одних случаях налагается запрет на реализацию продукции или принимается решение о снятии ее с производства и изъятии из торговой сети; в других случаях, когда нет конкретной угрозы, может быть принято решение о разработке нового стандарта или корректировке действующего стандарта. По продуктам питания и лекарствам действует самостоятельная система учета и анализа фактов нарушения ТР.

 

4.     Государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции

 

Государственный контроль (надзор) — деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований федеральных законов.

Основным субъектом госнадзора являются федеральные службы. В ряде случаев в соответствии с нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ функциями по госнадзору наделяются федеральные агентства.

Так, в соответствии с (1.5) установлено, что Госстандарт осуществляет надзор за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим ФОИВ.

Порядок государственного надзора (далее — ГН) установлен ФЗ о техническом регулировании, в частности гл. 6 "Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технически регламентов".

Термины "контроль" и "надзор" не следует воспринимать как синонимы.

В практике работы по оценке соответствия большинства стран понятия "контроль" и "надзор" разведены как терминологически, так и организационно, т.е. контроль и надзор рассматриваются как самостоятельные виды деятельности.

Надзор, как правило, осуществляется в отношении неподчиненных объектов, например надзорная деятельность органов государственного пожарного надзора системы МЧС России; органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора системы Минздравсоцразвития России; органов государственного ветеринарного надзора Минсельхоза России.

Что касается процедуры "контроль", то ее проведение поручается контрольному орган. Контрольный орган осуществляет контроль от имени заказчиков, которыми могут быть как официальные административные органы, так и частные организации, с целью предоставления информации всем сторонам, участвующим в оценке соответствия объекта контроля установленным требования.

В европейской практике функцию контроля выполняют инспекционные органы. Требования к этому органу изложены, в частности, в европейском стандарте EN 45004 "Общие требования к функционированию инспекционных органов разного типа"...

Так, известные в мире компании "СЖС" и "Бюро Верита" осуществляют инспекционные услуги по контролю качества и количества отгружаемой продукции. В первую очередь эти услуги покрывают рынок зерна, нефти, угля, удобрений и других товаров. От момента отгрузки с элеваторов, шахт и скважин до разгрузки в порту покупателя товары хранятся, перегружаются, транспортируются. В ходе этих действий изменяются их качественные и количественные характеристики. Естественно невозможно сделать заключение о качестве только на основе протоколов испытаний продукта или сертификата соответствия. Следует проделать целый комплекс мероприятий, в результате которых можно сделать заключение об истинном соответствии товара контрактным обязательствам. При этом только присутствие представителей инспекционной компании в местах отгрузки и получения может гарантировать представление объективных результатов.

Конкретный перечень должностных лиц, осуществляющих госнадзор за соблюдением требований безопасности, устанавливается федеральными законами. Так, в соответствии с ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30.03.1999 № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Роспотребнадзором.

В переходный период объектом госнадзора является деятельность организаций по соблюдению требований не только технических регламентов, но и обязательных требований национальных стандартов.

Надзор за продукцией на стадии обращения, т.е. после поставки продукции на рынок, особенно необходим в случаях применения такой формы оценки соответствия, как декларирование соответствия (сам изготовитель декларирует соответствие своей продукции обязательным требованиям), чтобы убедиться в том, что заявление о соответствии остается в силе.

Процедуры надзора после поставки продукции должны быть достаточными, чтобы проинформировать поставщиков о высокой вероятности того, что: а) несоответствия будут выявлены; б) наказания исполнены.

Принципы государственного контроля и надзора (ГКН):

1) проводится в соответствии с ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

2) осуществляется на стадии обращения;

3) бремя доказательства несоответствия продукции лежит на органе ГКН.

ГКН проводится в форме плановой и внеплановой проверок. Плановые проверки осуществляются не чаще одного раза в три года. Основанием для внеплановой проверки служат обращения и заявления граждан, юридических лиц, информация от органов власти о нарушении, допустим, прав потребителей, возникновении угрозы причинения вреда или фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, возникновении чрезвычайных ситуаций и т.д.

Ниже для примера рассмотрим порядок проведения ГКП согласно вступившим в действие ТР на пищевые продукты.

Для целей ГКН проводятся следующие мероприятия:

1) установление факта подтверждения соответствия проверяемой продукции требованиям соответствующего ТР;

2) визуальный контроль;

3) инструментальный контроль.

При проведении первого мероприятия орган ГКН проверяет наличие декларации или сертификата о соответствии, а также знака обращения на рынке. При получении информации об отсутствии указанных документов или подтверждении того факта, что указанные документы не являются подлинными, орган ГКН оформляет акт проверки а выдает заявителю предписание об устранении нарушения.

При проведении визуального контроля проверяется соответствие маркировки продукции требованиям конкретного ТР. При отрицательных результатах орган ГКН выдает заявителю предписание с указанием сроков, в течение которых последний обязан известить орган о своих действиях.

При проведении инструментального контроля орган ГКН проводит отбор проб (образцов), которые направляются в аккредитованную испытательную лабораторию.

В случае несоответствия продукции по результатам испытаний орган ГКН выдает заявителю предписание с информацией о выявленных нарушениях и устанавливает сроки, в течение которых последний обязан известить ГКН о своих действиях, предпринятых в связи с данным предписанием.

В случае невыполнения заявителем предписания, выданного по результатам описанных трех форм проверки, орган ГКН вправе:

1) обратиться в суд о принудительном отзыве продукции, не соответствующей ТР;

2) принимать предусмотренные законодательством РФ меры в целях недопущения причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

3) направлять в органы, выдавшие сертификат соответствия, или органы, зарегистрировавшие декларацию о соответствии, информацию о необходимости приостановления или прекращения действия указанных документов;

4) привлекать изготовителя (продавца) или лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя, к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

Право обращения в суд с требованием об отзыве продукции возникает в случаях, если изготовитель (продавец) не выполнил: а) предписания органа ГКН о разработке мероприятий по предотвращению причинения вреда; б) программы мероприятий но предотвращению причинения вреда.

В работах [4. 6] показано, что недоработка федеральных законов в части организации госнадзора не обеспечивает необходимую результативность этой процедуры. Так. ФЗ № 294 не позволяет зафиксировать сам факт нарушения требований к продукции, поскольку этим законом установлена одна плановая проверка в три года с разрешения прокурора и предварительным уведомлением о проверке предпринимателя.

 

Литература

 

1.     Анисимов, В.П. Метрология, стандартизация и сертификация (в сфере туризма): Учебное пособие / В.П. Анисимов, А.В. Яцук. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 253 c.

2.     Аристов, А.И. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / А.И. Аристов, Л.И. Карпов, В.М. Приходько. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 416 c.

3.     Аристов, А.И. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебное пособие / А.И. Аристов, В.М. Приходько, И.Д. Сергеев, Д.С. Фатюхин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 c.

4.     Архипов, А.В. Метрология. Стандартизация. Сертификация: Учебник для студентов вузов / А.В. Архипов, А.Г. Зекунов, П.Г. Курилов; Под ред. В.М. Мишин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 495 c.

5.     Басаков, М.И. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: 100 экзаменационных ответов / М.И. Басаков. - Рн: Феникс, ИКЦ МарТ, 2010. - 224.

6.     Берновский, Ю.Н. Стандартизация: Учебное пособие / Ю.Н. Берновский. - М.: Форум, 2012. - 368 c.

7.     Боларев, Б.П. Стандартизация, метрология, подтверждение соответствия: Учебное пособие / Б.П. Боларев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 254 c.

8.     Вдовин, С.М. Система менеджмента качества организации : [учеб. пособие] / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова. - М. : ИНФРА-М, 2012 - 297 с.

9.     Димов, Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Ю.В. Димов. - СПб.: Питер, 2013. - 496 c.

10.                       Дубовой, Н.Д. Основы метрологии, стандартизации и сертификации: Учебное пособие / Н.Д. Дубовой, Е.М. Портнов. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256c.