Модуль 1. Основы стандартизации и
метрологии
Лекция 1.
Принципы и методы стандартизации. Системы стандартизации
3.
Общая
характеристика системы и этапы ее реформирования
Стандартизация как наука и как вид
деятельности базируется на определенных исходных положениях принципах. Принципы
стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов,
обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют
условия эффективной реализации и тенденции развития.
Можно выделить следующие важнейшие
принципы стандартизации.
(Добровольное применение
стандартов. Принцип добровольности стандартов
реализуется только при выборе решения о применении (или неприменении) стандарта
или его разделов. Положительное решение о применении независимо от формы
(договор, ссылка в техническом документе) обязывает субъект хозяйственной
деятельности выполнять требования в принятом объеме (целиком стандарт или
его отдельные разделы). Здесь уместна аналогия с военной службой по контракту:
заключивший контракт, добровольно приняв установленные "правила
игры", обязан строго им следовать (неукоснительно выполнять устав, приказы
командиров и пр.).
Этот принцип не является универсальным, он
"работает" в сфере технического регулирования применительно к ее
основному объекту — продукции.
2. Применение международного
стандарта как основы разработки национального стандарта. Следование
принципу диктуется необходимостью достижения мирового уровня отечественной
продукции. Исключение могут составить случаи, когда соответствие требованиям
международных стандартов невозможно вследствие несоответствия их требований
климатическим и географическим особенностям РФ или техническим (технологическим)
особенностям отечественного производства.
3. Максимальный учет при
разработке стандартов законных интересов заинтересованных сторон. Принцип
направлен на достижение сбалансированности интересов сторон, разрабатывающих,
изготавливающих, поставляющих и потребляющих продукцию (услугу). Участники
работ по стандартизации должны найти консенсус, который
понимается как общее согласие, т.е. отсутствие возражений по существенным
вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех
сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает полного
единодушия.
4. Недопустимость создания
препятствий производству и обращению продукции (выполнению работ и оказанию
услуг) в большей степени, чем это необходимо для выполнения целей стандартизации. Принцип
означает следующее: а) не должны быть завышены требования, обеспечивающие
защиту или снижение возможного ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций;
б) не должны создаваться стандарты, ведущие к усложнению взаимоотношений на
производстве (служб и подразделений) и вне производства — разработчиков,
изготовителей и поставщиков. Пункт а) важен для стандартизации требований к
продукции, пункт б) — для стандартизации в области менеджмента.
5. Недопустимость установления
таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам. Этот
принцип непосредственно следует из цели стандартизации
— повышение уровня безопасности продукции и окружающей среды — и реализует
основной принцип технического регулирования обязательность технического регламента.
Указанный принцип предусматривает
разработку гармонизированных с ТР стандартов.
Гармонизированным стандартом национальный стандарт становится в двух случаях,
когда: а) в ТР дастся ссылка на национальный стандарт
(практика Республики Казахстан); б) он включен в соответствующий перечень,
утверждаемый национальным органом по стандартизации.
С применением гармонизированных стандартов
связано понятие презумпция соответствия. Оно означает
положение, согласно которому выполнение конкретных (детальных) требований
гармонизированных стандартов считается соблюдением соответствующих существенных
требований технического регламента.
Термин "презумпция соответствия"
широко используется в европейских директивах — аналогах отечественных ТР ТС.
6. Обеспечение условий для
единообразного применения стандартов. Этот принцип достигается
путем: а) установления и соблюдения единых правил
применения стандартов всех категорий; б) единообразного оформления и
сопоставимого содержания стандартов (это вариант обеспечен наличием ГОСТ Р 1.5 (2.9) на правила построения и изложения национальных
стандартов).
7. Системность
стандартизации. Системность — это рассмотрение каждого объекта как
части более сложной системы. Например, бутылка как потребительская тара входит
частью в транспортную тару — ящик, последний укладывается в контейнер, а
контейнер помещается в транспортное средство.
Системность предполагает совместимость
всех элементов сложной системы.
8. Динамичность и опережающее
развитие стандарта. Как известно, стандарты моделируют реально
существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический
прогресс вносит изменения в технику, в процессы управления. Поэтому стандарты
должны адаптироваться к происходящим переменам.
Динамичность обеспечивается периодической
проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой ДС.
Для того чтобы вновь создаваемый стандарт
был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие
общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт
перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества,
методам контроля и пр. Опережающее развитие также обеспечивается путем учета на
этапе разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных
национальных стандартов других стран.
9. Эффективность стандартизации. Применение ДС должно
давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический
эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности,
технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные па
обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают
социальный эффект.
10. Четкость формулировок
положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы
свидетельствует о серьезном дефекте ДС.
11. Комплексность стандартизации
взаимосвязанных объектов. Качество готовых изделий определяется
качеством сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Поэтому
стандартизация готовой продукции должна быть увязана со стандартизацией
объектов, формирующих ее качество. Комплексность стандартизации предусматривает
увязку стандартов на готовые изделия со стандартами на сборочные единицы,
детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, а также технические средства, методы
организации производства и способы контроля.
Рассмотренный принцип реализуется в
программах комплексной стандартизации (см. разд. 2 данной главы).
12. Объективность проверки
требований. Стандарты должны устанавливать требования к основным
свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно
проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность для
жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и
взаимозаменяемость.
Объективная проверка требований к
продукции осуществляется, как правило, техническими средствами измерения (приборами,
методами химического анализа). Объективная проверка требований к услугам может
осуществляться также с помощью социологических и экспертных методов. В качестве
объективного доказательства используются сертификаты соответствия, заключения
надзорных органов.
На значимость этого принципа указывает
норма, содержащаяся в ст. 7 ФЗ о техническом регулировании. В соответствии с
ней в целях реализации мер безопасности, предусмотренных техническим
регламентом, перечень национальных стандартов на правила и методы
испытаний продукции утверждается Правительством РФ.
Если сравнивать принципы технического
регулирования (см. подр. 1.4 гл. 1) и принципы
стандартизации, то следует отметить следующее. Принципы 1, 5 и 9 являются
специфическими для стандартизации. Отдельные принципы стандартизации (2, 6)
согласуются с принципами технического регулирования (соответственно с первым и
вторым). Целый ряд принципов стандартизации актуален для сферы технического
регулирования. Речь идет о таких
из них, как объективность проверки требований; системность и комплексность;
динамичность и опережающее развитие. Указанные принципы не представлены в ст. 3
ФЗ (1.1).
Метод стандартизации — это прием или совокупность
приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации.
Стандартизация базируется на общенаучных и
специфических методах. Ниже рассматриваются широко применяемые в работах по
стандартизации методы: 1) упорядочение объектов стандартизации; 2)
параметрическая стандартизация; 3) унификация продукции; 4) агрегатирование;
5) комплексная стандартизация; 6) опережающая стандартизация.
Упорядочение объектов стандартизации — универсальный
метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг. Упорядочение как
управление многообразием связано прежде всего с
сокращением многообразия. Результатом работ по упорядочению являются, например,
ограничительные перечни комплектующих изделий для конечной готовой продукции;
альбомы типовых конструкций изделий; типовые формы технических, управленческих
и прочих документов. Упорядочение как универсальный метод состоит из отдельных
методов: систематизации, селекции, симплификации,
типизации и оптимизации.
Систематизация объектов стандартизации заключается в
научно обоснованном, последовательном классифицировании и ранжировании
совокупности конкретных объектов стандартизации. Примером результата работы по
систематизации продукции может служить Общероссийский классификатор
промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП), который систематизирует
всю товарную продукцию (прежде всего по отраслевой принадлежности) в виде
различных классификационных группировок и конкретных наименований продукции.
ОКИ представляет собой систематизированный
свод кодов и наименований продукции, являющейся предметом поставки. ОКП состоит
из классификационной (К-ОКП) и ассортиментной (А-ОКП) частей. Классификационная
часть представляет собой свод кодов и наименований классификационных
группировок (класс — подкласс — группа — подгруппа — вид), систематизирующих продукцию но определенным признакам. Ассортиментная часть —
свод кодов и наименований, идентифицирующих конкретные типы, марки и т.н.
Рассмотрим пример кодового обозначения в
ОКП продукции класса 54:
54 (класс) — продукция целлюлозно-бумажной
промышленности;
54 6 (подкласс) — тетради школьные, обои и
бумажно-беловые товары;
54 6 3 (группа) — бумажно-беловые товары;
54 6 3 1 (подгруппа) — тетради и дневники
школьные;
54 6 3 1 4 (вид) тетради для письма
карандашом;
54 6 3 1 1 0001 (разновидность) — тетради
для письма карандашом, переплет обрезной, цельнобумажный
блок из бумаги типографской мелованной, объем 48 л, размер 144 х 203 мм.
В классификационной части (класс — вид)
продукция проранжирована в порядке разделения
множества объектов (продукция целлюлозно-бумажной промышленности) по общим
признакам (назначение и др.). в
ассортиментной части — по частным признакам (конструкция и др.).
В приложениях 2,7 представлены виды
продукции с шестизарядными кодами ОК11.
Селекция объектов стандартизации — деятельность,
заключающаяся в отборе таких конкретных объектов, которые признаются
целесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном
производстве.
Симплификация — деятельность,
заключающаяся в определении таких конкретных объектов, которые признаются
нецелесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном
производстве.
Процессы селекции и симплификации
осуществляются параллельно. Им предшествуют классификация и ранжирование объектов и специальный анализ перспективности и
сопоставления объектов с будущими потребностями. Так, при разработке первого
ГОСТа на алюминиевую штампованную посуду были классифицированы по вместимости выпускаемые в тот период кастрюли. Их оказалось
50 типоразмеров. Анализ показал, что номенклатуру можно сократить до 22
типоразмеров, исключив дублирующие емкости. Были исключены емкости 0,9; 1,3;
1,7 л, которые оказались лишними при наличии в номенклатуре посуды вместимостью
1,0 и 1,5 л.
Типизация объектов стандартизации — деятельность по созданию
типовых (образцовых) объектов — конструкций, технологических правил, форм
документации. В отличие от селекции отобранные
конкретные объекты подвергают каким-либо техническим преобразованиям,
направленным на повышение их качества и универсальности.
Так, еще в начале
1960-х гг. в эксплуатации находилось (включая ранее снятые с производства)
более 100 конструктивных разновидностей телевизоров отечественного
производства. Была поставлена задача — устранить неоправданное многообразие
схем. Для этого всю совокупность конструкций подвергли систематизации, в
результате которой были выделены исходя из размера экрана по диагонали три
варианта — схемы телевизоров с экраном 35,47 и 59 см. В каждом варианте были
отобраны наиболее удачные схемы, которые затем были усовершенствованы с целью
повышения безотказности и ремонтопригодности. В результате были созданы типовые
(унифицированные) конструкции — УНТ-35, УНТ-47, УНТ-59.
Оптимизация объектов стандартизации заключается в нахождении
оптимальных главных параметров (параметров назначения), а также значений всех
других показателей качества и экономичности.
В отличие от работ по селекции и симплификации, базирующихся на несложных методах оценки и
обоснования принимаемых решений, например экспертных методах, оптимизацию
объектов стандартизации осуществляют путем применения специальных
экономико-математических методов и моделей оптимизации. Целью оптимизации
является достижение оптимальной степени упорядочения и максимально возможной
эффективности по выбранному критерию.
На рис. 14 иллюстрируется пример выбора
оптимального значения одного из параметров стандартизируемых изделий.
Кривая 1 показывает зависимость
функции потерь в случае, когда при стандартизации выбрано максимально возможное
значение параметра; на кривой 2 — аналогичный случай, но в качестве
стандартного выбран минимальный параметр; кривая 3 — средние суммарные
потери. Оптимальное значение может быть выбрано при минимальном значении
суммарной функции потерь.
Система стандартизации — совокупность правил выполнения работ по
стандартизации, состава ее участников, правил функционирования системы в целом.
Из определения очевидно, что система
стандартизации, как и любая управленческая система (система качества, система
сертификации), состоит из субъекта и объекта. В роли субъектов выступают
участники работ по стандартизации, ключевыми из которых являются органы и
службы стандартизации, а в качестве объектов — документы
в области стандартизации (ДС) как носители правил процедур ее осуществления.
Одним из важнейших положений ФЗ о
техническом регулировании (1.1) является установление единой
системы документации по стандартизации: национальных
стандартов, общероссийских классификаторов (в том числе правил их разработки и
применения), сводов правил, стандартов организаций, стандартов иностранных
государств и т.д. (см. подр. 1.2).
На 1 января 2012 г. фонд документов
национальной системы стандартизации включал более 25 ООО документов.
Более точно: ГОСТ — 18200; ГОСТ Р — 5956 документов; правил и рекомендаций — 1004.
Ключевыми документами являются стандарты
комплекса "Стандартизация в Российской Федерации". В его составе (на
01.01.13) 16 национальных стандартов (ГОСТ Р), в том числе основополагающий
стандарт ГОСТ Р. 0—2004 (2.6), определяющий основные положения системы стандартизации
в стране.
В крупных странах Европы
по объему он примерно такой же: в Германии — 27 179, Великобритании — 22 589,
Франции — 26 544 ед. Но фонд НД, действующих в России, не ограничен только
национальными стандартами. Надо учесть упомянутые выше нормы федеральных
органов исполнительной власти (СанПиНы. СНиПы и пр.)
В перспективе (можно предположить, после
2020 г.) действующая система стандартизации окончательно приобретет форму и
содержание, соответствующие идее, заложенной в се
организацию, и зарубежной практике. Она будет возглавляться негосударственной
организацией. В связи с окончанием формирования фонда TP национальные стандарты
станут документами сугубо добровольного применения.
Изменение статуса системы не означает, что
государство не будет участвовать в деятельности национальной системы. Его
регулирующая роль заложена в ст. 11—17 ФЗ о техническом регулировании. В
частности, она проявляется в регламентировании целей и принципов
стандартизации, задач национального органа РФ по стандартизации, правил
разработки и утверждения национальных стандартов.
В перспективе функции национального органа
по стандартизации предполагается с учетом зарубежного опыта передать
негосударственной организации — "некоммерческому партнерству".
В промышленно развитых странах — членах
ЕС, прежде всего Великобритании, Германии, Франции, функционируют такие
национальные органы по стандартизации, как Британский институт стандартов —
BSI; Немецкий институт стандартов — DIN; Французская ассоциация по
стандартизации— AFNOR. Все названные зарубежные организации носят
некоммерческий характер. Членство в них не ограничено: сюда входят
представители государственных организаций и фирм, разработчики и потребители
нормативных документов. Например, BS1 сплотила свыше 15 тыс. специалистов,
AFNOR— более 3 тыс., DIN — около 2 тыс.
Участие государства в деятельности этих
организаций регламентировано соответствующими документами (меморандумом,
договором).
Органы и службы стандартизации — организации,
учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых
является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных
функций по стандартизации.
Органы по стандартизации —
это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит
в руководстве работами по стандартизации.
Конституция РФ (п. "р" ст. 71)
относит стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации.
Поскольку ведение стандартов является функцией государства, то ФЗ о техническом
регулировании (ст. 14) установлено, что Правительство РФ определяет орган,
уполномоченный на исполнение функций национального органа. Уполномоченный орган
должен быть федеральным органом исполнительной власти, который действует от
имени национального органа. Постановлением Правительства (1.5) установлено, что
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет
функции национального органа но стандартизации.
Национальный орган по стандартизации
осуществляет весь комплекс работ по стандартизации, начиная от разработки
национальных стандартов и заканчивая их опубликованием и распространением.
Национальный орган по стандартизации участвует в разработке международных и
региональных стандартов и представляет Российскую Федерацию 1! международных
организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.
Росстандарт осуществляет свои функции непосредственно
и через свои межрегиональные территориальные управления (МТУ), а также
российские службы стандартизации.
В структуру Госстандарта входят:
- Центральное межрегиональное
территориальное управление (место расположения центрального аппарата
территориального органа — г. Москва);
- Северо-Западное межрегиональное
территориальное управление (место расположения центрального аппарата
территориального органа — г. Санкт-Петербург);
- Южное межрегиональное территориальное
управление (место расположения центрального аппарата территориального органа —
г. Ростов-на-Дону);
- Приволжское межрегиональное
территориальное управление (место расположения центрального аппарата
территориального органа — г. Нижний Новгород);
- Уральское межрегиональное
территориальное управление (месторасположения центрального аппарата
территориального органа — г. Екатеринбург);
- Сибирское межрегиональное территориальное
управление (место расположения центрального аппарата территориального органа —
г. Новосибирск);
- Дальневосточное межрегиональное
территориальное управление (место расположения центрального аппарата
территориального органа — г.Хабаровск).
МТУ осуществляют технадзор
как в сфере технического регулирования, так и в сфере обеспечения единства
измерений.
В сфере технического регулирования МТУ
осуществляют надзор за соблюдением требований технических регламентов и
обязательных требований национальных стандартов.
Службы стандартизации — специально создаваемые организации
и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях
управления — государственном, отраслевом, предприятий (организации).
Российские службы стандартизации —
научно-исследовательские институты Росстандарта и
технические комитеты по стандартизации.
К
научно-исследовательским институтам Росстандарта, например, относятся ВНИИ по нормализации
в машиностроении (ФГУП" ВНИИНМАШ) — головной институт в области разработки
научных и методических основ национальной системы стандартизации, унификации и агрегатирования в машиностроении; ВНИИ сертификации (ФГУП
ВНИИС) — головной институт в области разработки теоретических и методических
основ технического регулирования и подтверждения соответствия продукции и услуг
и пр.
Технические комитеты по стандартизации
(ТК) создаются
на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг)
и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. Основная
функция ТК — разработка стандартов. В настоящее время
зарегистрировано 354 ТК.
Как указывалось выше, любой стандарт —
продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон
(пользователей). Задача Технического комитета (далее — ТК) заключается в
обеспечении "круглого стола" участников разработки проекта стандарта,
в представлении на паритетных началах мнений производителей, потребителей,
общественных организаций. Поэтому в состав этих ТК включают представителей
разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции,
обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и
организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области.
Согласно ФЗ о техническом регулировании членами ТК могут быть юридические лица:
коммерческие и некоммерческие организации (ОАО "Газпром", ОАО
"РЖД" и пр.). ТК несут ответственность за качество и сроки
разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством
и заключенными договорами на проведение этих работ.
Укажем для примера структуру и состав
некоторых ТК.
В ТК 389 "Оценка имущества"
действуют подкомитеты (ПК): ПК 1 "Общие принципы и терминология"; ПК
2 "Оценка недвижимого имущества"; ПК 3 "Оценка движимого
имущества"; ПК 4 "Оценка действующего предприятия"; ПК 5
"Оценка нематериальных благ".
Приказом Госстандарта (от 13.08.2010 №
3019) создан новый ТК — "Защита нрав потребителей на основе контроля
продукции на стадиях обращения и при оказании услуг". Ведение секретариата
ТК поручено Российскому институту потребительских.
Для организации и координации работ по
стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают
подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов
государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа
организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях
науки и техники.
Руководители предприятий непосредственно
несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по
стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости
службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют
научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.
Литература
1. Анисимов, В.П.
Метрология, стандартизация и сертификация (в сфере туризма): Учебное пособие /
В.П. Анисимов, А.В. Яцук. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М,
2013. - 253 c.
2. Аристов, А.И.
Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для студентов учреждений
высшего профессионального образования / А.И. Аристов, Л.И. Карпов, В.М.
Приходько. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 416 c.
3. Аристов, А.И.
Метрология, стандартизация, сертификация: Учебное пособие / А.И. Аристов, В.М.
Приходько, И.Д. Сергеев, Д.С. Фатюхин. - М.: НИЦ
ИНФРА-М, 2013. - 256 c.
4. Архипов, А.В.
Метрология. Стандартизация. Сертификация: Учебник для студентов вузов / А.В.
Архипов, А.Г. Зекунов, П.Г. Курилов; Под ред. В.М.
Мишин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 495 c.
5. Басаков, М.И. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: 100 экзаменационных
ответов / М.И. Басаков. - Рн/Д: Феникс, ИКЦ МарТ, 2010. - 224.
6. Берновский, Ю.Н. Стандартизация: Учебное пособие / Ю.Н. Берновский.
- М.: Форум, 2012. - 368 c.
7. Боларев, Б.П. Стандартизация, метрология, подтверждение соответствия: Учебное
пособие / Б.П. Боларев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. -
254 c.
8. Вдовин, С.М. Система
менеджмента качества организации : [учеб. пособие] / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова,
Л.И. Бирюкова. - М. : ИНФРА-М, 2012 - 297 с.
9. Димов, Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для вузов.
Стандарт третьего поколения / Ю.В. Димов. - СПб.: Питер, 2013. - 496 c.
10.
Дубовой, Н.Д. Основы метрологии, стандартизации и сертификации: Учебное
пособие / Н.Д. Дубовой, Е.М. Портнов. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. -
256c.