Лекция №4 Стандарты жизненного цикла ИС
Оглавление
2. ISO/IEC 12207:2008
(ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010)
3. ISO/IEC 15288 (ГОСТ Р
ИСО/МЭК 15288-2005)
Информационная
технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы.
Автоматизированные системы. Стадии создания. Отличается высокой степенью
формализации (как и ГОСТы 19-й серии) и по умолчанию,
таким образом предполагает каскадный подход. На сегодняшний
день ГОСТ многократно становился основой для доработок и частичного
использования в других стандартах / методологиях и в целом в исходном виде не
является исчерпывающим как единственный источник информации для выполнения
проекта разработки / внедрения.
Стадии |
Этапы |
Формирование
требований к АС |
1.1.
Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС 1.2.
Формирование требований пользователя к АС 1.3.
Оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку АС
(тактико-технического задания) |
Разработка
концепции АС |
2.1.
Изучение объекта 2.2.
Проведение необходимых научно-исследовательских работ 2.3.
Разработка вариантов концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователя 2.4. Оформление отчета о выполненной работе |
Техническое
задание |
3.1
Разработка и утверждение технического задания на создание АС |
Эскизный
проект |
4.1.
Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям 4.2.
Разработка документации на АС
и ее части |
Технический
проект |
5.1.
Разработка проектных решений по системе и ее частям 5.2.
Разработка документации на АС
и ее части 5.3.
Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования
АС и (или) технических требований (технических заданий) на их разработку 5.4.
Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта
автоматизации |
Рабочая
документация |
6.1.
Разработка рабочей документации на систему и ее части 6.2. Разработка или адаптация программ |
Ввод
в действие |
7.1.
Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие 7.2. Подготовка персонала 7.3.
Комплектация АС поставляемыми изделиями (программными и техническими
средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями) 7.4.
Строительно-монтажные работы 7.5. Пусконаладочные работы 7.6.
Проведение предварительных испытаний 7.7.
Проведение опытной эксплуатации 7.8.
Проведение приемочных испытаний |
Сопровождение
АС |
8.1.
Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами 8.2.
Послегарантийное обслуживание |
Благодаря
своей структурированности, ГОСТ 34.601-90 до сих пор служит самодостаточной
базой для адаптации, которую можно адаптировать к конкретным условиям
деятельности предприятия. Приложение к стандарту содержит детальное описание
работ, включая списки формируемых по завершении этапа документов.
Также
в стандарте приведен список основных типов организаций, участвующих в работах
по созданию АС, что позволяет сформировать понимание сути процесса. ПРИМЕР Организация-заказчик (пользователь),
разработчик, поставщик, генпроектировщик, …
Международный стандарт: ISO/IEC 12207:2008
Information technology – Software life cycle
processes (Информационные технологии. Процессы жизненного цикла программного обеспечения).
Российский аналог: ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010
«Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы
жизненного цикла программных средств». Базируясь на процессном подходе, ISO
12207 определяет необходимость документирования основных результатов процесса,
но не ограничивает их содержание и тем более последовательность, а также не
противоречит применению итераций в разработке. Данный стандарт стал основой для
дальнейшей детализации в некоторых методологиях разработки ПО
(в частности, Rational Unified Process), однако сам по
себе лишь устанавливает структуру основных, вспомогательных и организационных
процессов ЖЦ программных средств, определяя необходимые в их рамках работы и
задачи. Таким образом формируется единое понимание
жизненного цикла (и единая терминология) между заказчиком, разработчиком /
подрядчиком и другими стейкхолдерами. С другой
стороны, ISO 12207:2008 рассматривает лишь программные средства и
соответствующие организационные процессы, не рассматривая аппаратную
составляющую.
ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМЫ |
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ |
Процессы
соглашения |
Процессы
реализации ПС |
Процессы
проекта |
Процессы
поддержки ПС |
Технические
процессы |
Процессы
повторного применения ПС |
Процессы
организационного обеспечения проекта |
В РФ был разработан и принят идентичный ISO 12207 стандарт
ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010. Основной идеей
разработчиков ГОСТ 12207 являлось создание единого общекорпоративного
стандарта, которым было бы возможно воспользоваться при возникновении любой
задачи из тех, которые описаны в документе (будь это обучение пользователей,
поставка ПО или любая другая
активность в рамках ЖЦ). Стандарт предполагает, что процессы состоят из работ,
для которых определены задачи (а также цели и результаты). Тем не менее,
допускается адаптация процессов к особенностям организации (например, при
больших масштабах проекта изменять состав определенных задач или работ). Как
правило, это возможно сделать в рамках существующих на
предприятии процессов.
ПРИМЕР: Говоря о процессе поставки ПО (п.
6.1.2 стандарта), предполагаются следующие виды работ:
6.1.2.3.1 Идентификация
возможностей
6.1.2.3.2
Предоставление заявки поставщикам
6.1.2.3.3 Согласование проекта
6.1.2.3.4 Выполнение
контракта
6.1.2.3.5 Поставка и
поддержка продукта (услуги)
6.1.2.3.6 Закрытие
Несомненно, что у
организации – заказчика существуют свои корпоративные регламенты проведения
закупок (например, согласования заявок, формирования годовой программы закупок
по подразделению ИТ, определения критериев выбора
поставщиков услуг и т.д.). Соответственно, компания будет осуществлять
приведенные в ГОСТ активности, но на операционном уровне она будет это делать в
соответствии со своими внутренними регламентами и процессами. Приложения стандарта содержат (помимо
эталонной модели процессов, их описаний и видов, а также истории разработки)
отдельно выделенный процесс адаптации. Приведенные в нем рекомендации по
переходу от стандарта к реалиям определенного предприятия в основном
концентрируются на выборе из всего приведенного множества процессов тех работ,
которые необходимы для реализации конкретного программного проекта. Однако
практические рекомендации по организации внедрения ГОСТ 12207-2010 остаются за
границами самого документа.
Международный стандарт: ISO/IEC 15288:2005 Systems
engineering. System life cycle processes (Системотехника. Процессы жизненного цикла системы).
Российский аналог: ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005
Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла
систем. Достаточно «молодой» стандарт системной инженерии (впервые
представленный в 2002 году), ISO/IEC 15288 фокусируется на вопросах жизненного
цикла системного уровня, в особенности тейлоринге (tailoring) – по сути, настройке и адаптации ЖЦ к конкретным
требованиям и ограничениям. В отличие от рассмотренного ранее
стандарта, ISO 15288 распространяется на системы в целом, охватывая такие их
элементы, как: «технические средства, программные средства, люди, процессы
(например, процесс оценки), процедуры (например, инструкции оператора),
основные средства и природные ресурсы (например, вода, объекты живой природы,
минералы)» [50, с. 4]. Согласно данному стандарту, любой процесс ЖЦ
может быть начат в любой момент, без ограничения порядка использования и
последовательности (в том числе, параллельном выполнении нескольких процессов).
Важно также отметить высокий уровень абстракции ISO 15288 в сравнении с ISO
12207, так как данный стандарт не приводит ролей, конечных результатов в виде
списка выходных документов, либо же состава работ, лишь оставаясь на уровне
концепции.
ПРИМЕР: В процессе
управления ресурсами (п. 5.3.5 Стандарта) в качестве основных пунктов
деятельности приводятся следующие:
a)
определять и обеспечивать поддержку инфраструктуры ресурсов, необходимой для выполнения
организацией требований настоящего стандарта и осуществления поддержки проекта;
b) получать ресурсы,
за исключением персонала, необходимые для внедрения и осуществления проектов;
c) проявлять заботу
о персонале, занятом в осуществлении текущих проектов;
d) стимулировать
персонал, например, посредством предоставления возможности карьерного роста или
при помощи системы поощрений;
e) контролировать
области взаимодействия нескольких проектов для разрешения связанных с графиками
их реализации конфликтов.
Очевидно, что формулировки «… обеспечивать
поддержку инфраструктуры ресурсов…» или «проявлять заботу о персонале…» не
являются очень конкретными и могут толковаться по-разному. В связи с этим,
важно иметь поддержку высшего руководства для использования данного стандарта в
проекте создания и эксплуатации системы. При этом особенность ISO 15288 в том,
что использоваться он может как со стороны заказчика, так и со стороны
исполнителя.
ПРОЦЕССЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ |
ПРОЦЕССЫ
СОГЛАШЕНИЯ |
ПРОЦЕССЫ
ПРОЕКТА |
ПРОЦЕССЫ
ПРОЕКТА |
Управление средой предприятия |
Приобретение |
Планирование
проекта |
Определение требований правообладателей |
Управление инвестициями |
Поставка |
Оценка
проекта |
Анализ требований |
Управление процессами жизненного цикла |
Контроль
проекта |
Проектирование архитектуры |
|
Управление ресурсами |
Принятие
решений |
Реализация |
|
Управление качеством |
Управление
рисками |
Комплексирование |
|
Управление
конфигурацией |
Верификация |
||
Управление
информацией |
Передача |
||
Валидация |
|||
Функционирование |
|||
Обслуживание |
|||
Изъятие и списание |
Стандарт содержит четыре основные группы процессов
(предприятия, соглашения, проекта и технические), описывающие соответственно
вспомогательные корпоративные процессы, взаимодействие с контрагентами,
управление проектом и саму реализацию системы. Важной положительной чертой
стандарта является его связь с бизнесстороной проекта
создания системы за счет групп процессов предприятия и соглашения. Благодаря
наличию подобных разделов стандарта появляется связь с соответствующими
корпоративными функциями и для бизнеса становится более понятным место
процессов ЖЦ в процессах организации в целом.