Лекция №4  Стандарты жизненного цикла ИС

Оглавление

1. ГОСТ 34.601-90. 1

2. ISO/IEC 12207:2008 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010). 2

3. ISO/IEC 15288 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005). 4

 

1. ГОСТ 34.601-90

Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания. Отличается высокой степенью формализации (как и ГОСТы 19-й серии) и по умолчанию, таким образом предполагает каскадный подход. На сегодняшний день ГОСТ многократно становился основой для доработок и частичного использования в других стандартах / методологиях и в целом в исходном виде не является исчерпывающим как единственный источник информации для выполнения проекта разработки / внедрения. 

Стадии

Этапы

Формирование требований к АС

 

1.1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС

1.2. Формирование требований пользователя к АС

1.3. Оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания)

 

Разработка концепции АС

 

2.1. Изучение объекта

2.2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ

2.3. Разработка вариантов концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователя

 2.4. Оформление отчета о выполненной работе

Техническое задание

3.1 Разработка и утверждение технического задания на создание АС

 

Эскизный проект

 

4.1. Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям

4.2. Разработка документации на АС и ее части

 

Технический проект

 

5.1. Разработка проектных решений по системе и ее частям

5.2. Разработка документации на АС и ее части

5.3. Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и (или) технических требований (технических заданий) на их разработку

5.4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации

 

Рабочая документация

6.1. Разработка рабочей документации на систему и ее части

 6.2. Разработка или адаптация программ

Ввод в действие

 

7.1. Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие

 7.2. Подготовка персонала

7.3. Комплектация АС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями)

7.4. Строительно-монтажные работы

 7.5. Пусконаладочные работы

7.6. Проведение предварительных испытаний

7.7. Проведение опытной эксплуатации

7.8. Проведение приемочных испытаний

 

Сопровождение АС

 

8.1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами

8.2. Послегарантийное обслуживание 

 

Благодаря своей структурированности, ГОСТ 34.601-90 до сих пор служит самодостаточной базой для адаптации, которую можно адаптировать к конкретным условиям деятельности предприятия. Приложение к стандарту содержит детальное описание работ, включая списки формируемых по завершении этапа документов.

Также в стандарте приведен список основных типов организаций, участвующих в работах по созданию АС, что позволяет сформировать понимание сути процесса.  ПРИМЕР Организация-заказчик (пользователь), разработчик, поставщик, генпроектировщик, … 

2. ISO/IEC 12207:2008 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010) 

         Международный стандарт: ISO/IEC 12207:2008 Information technologySoftware life cycle processes (Информационные технологии. Процессы жизненного цикла программного обеспечения). Российский аналог: ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 «Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств». Базируясь на процессном подходе, ISO 12207 определяет необходимость документирования основных результатов процесса, но не ограничивает их содержание и тем более последовательность, а также не противоречит применению итераций в разработке. Данный стандарт стал основой для дальнейшей детализации в некоторых методологиях разработки ПО (в частности, Rational Unified Process), однако сам по себе лишь устанавливает структуру основных, вспомогательных и организационных процессов ЖЦ программных средств, определяя необходимые в их рамках работы и задачи. Таким образом формируется единое понимание жизненного цикла (и единая терминология) между заказчиком, разработчиком / подрядчиком и другими стейкхолдерами. С другой стороны, ISO 12207:2008 рассматривает лишь программные средства и соответствующие организационные процессы, не рассматривая аппаратную составляющую. 

ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМЫ

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

 

Процессы соглашения

 

Процессы реализации ПС

 

Процессы проекта

 

Процессы поддержки ПС

 

Технические процессы

 

Процессы повторного применения ПС

 

Процессы организационного обеспечения проекта 

 

 

         В РФ был разработан и принят идентичный ISO 12207 стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010. Основной идеей разработчиков ГОСТ 12207 являлось создание единого общекорпоративного стандарта, которым было бы возможно воспользоваться при возникновении любой задачи из тех, которые описаны в документе (будь это обучение пользователей, поставка ПО или любая другая активность в рамках ЖЦ). Стандарт предполагает, что процессы состоят из работ, для которых определены задачи (а также цели и результаты). Тем не менее, допускается адаптация процессов к особенностям организации (например, при больших масштабах проекта изменять состав определенных задач или работ). Как правило, это возможно сделать в рамках существующих на предприятии процессов.

 ПРИМЕР: Говоря о процессе поставки ПО (п. 6.1.2 стандарта), предполагаются следующие виды работ:

6.1.2.3.1 Идентификация возможностей

6.1.2.3.2 Предоставление заявки поставщикам

 6.1.2.3.3 Согласование проекта

6.1.2.3.4 Выполнение контракта

6.1.2.3.5 Поставка и поддержка продукта (услуги)

6.1.2.3.6 Закрытие

          Несомненно, что у организации – заказчика существуют свои корпоративные регламенты проведения закупок (например, согласования заявок, формирования годовой программы закупок по подразделению ИТ, определения критериев выбора поставщиков услуг и т.д.). Соответственно, компания будет осуществлять приведенные в ГОСТ активности, но на операционном уровне она будет это делать в соответствии со своими внутренними регламентами и процессами.  Приложения стандарта содержат (помимо эталонной модели процессов, их описаний и видов, а также истории разработки) отдельно выделенный процесс адаптации. Приведенные в нем рекомендации по переходу от стандарта к реалиям определенного предприятия в основном концентрируются на выборе из всего приведенного множества процессов тех работ, которые необходимы для реализации конкретного программного проекта. Однако практические рекомендации по организации внедрения ГОСТ 12207-2010 остаются за границами самого документа. 

3. ISO/IEC 15288 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005) 

Международный стандарт: ISO/IEC 15288:2005 Systems engineering. System life cycle processes (Системотехника. Процессы жизненного цикла системы). Российский аналог: ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005 Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем. Достаточно «молодой» стандарт системной инженерии (впервые представленный в 2002 году), ISO/IEC 15288 фокусируется на вопросах жизненного цикла системного уровня, в особенности тейлоринге (tailoring) – по сути, настройке и адаптации ЖЦ к конкретным требованиям и ограничениям. В отличие от рассмотренного ранее стандарта, ISO 15288 распространяется на системы в целом, охватывая такие их элементы, как: «технические средства, программные средства, люди, процессы (например, процесс оценки), процедуры (например, инструкции оператора), основные средства и природные ресурсы (например, вода, объекты живой природы, минералы)» [50, с. 4]. Согласно данному стандарту, любой процесс ЖЦ может быть начат в любой момент, без ограничения порядка использования и последовательности (в том числе, параллельном выполнении нескольких процессов). Важно также отметить высокий уровень абстракции ISO 15288 в сравнении с ISO 12207, так как данный стандарт не приводит ролей, конечных результатов в виде списка выходных документов, либо же состава работ, лишь оставаясь на уровне концепции.

ПРИМЕР: В процессе управления ресурсами (п. 5.3.5 Стандарта) в качестве основных пунктов деятельности приводятся следующие:

a) определять и обеспечивать поддержку инфраструктуры ресурсов, необходимой для выполнения организацией требований настоящего стандарта и осуществления поддержки проекта;

 b) получать ресурсы, за исключением персонала, необходимые для внедрения и осуществления проектов;

 c) проявлять заботу о персонале, занятом в осуществлении текущих проектов;

 d) стимулировать персонал, например, посредством предоставления возможности карьерного роста или при помощи системы поощрений;

 e) контролировать области взаимодействия нескольких проектов для разрешения связанных с графиками их реализации конфликтов.

 Очевидно, что формулировки «… обеспечивать поддержку инфраструктуры ресурсов…» или «проявлять заботу о персонале…» не являются очень конкретными и могут толковаться по-разному. В связи с этим, важно иметь поддержку высшего руководства для использования данного стандарта в проекте создания и эксплуатации системы. При этом особенность ISO 15288 в том, что использоваться он может как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя. 

ПРОЦЕССЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

ПРОЦЕССЫ СОГЛАШЕНИЯ

 

 

ПРОЦЕССЫ ПРОЕКТА

 

ПРОЦЕССЫ ПРОЕКТА

 

Управление средой предприятия

Приобретение

 

Планирование проекта

 

Определение требований правообладателей

Управление инвестициями

Поставка

Оценка проекта

 

Анализ требований

Управление процессами жизненного цикла

Контроль проекта

Проектирование архитектуры

Управление ресурсами

Принятие решений

Реализация

Управление качеством

Управление рисками

Комплексирование

Управление конфигурацией

Верификация

Управление информацией

Передача

Валидация

Функционирование

Обслуживание

Изъятие и списание

 

         Стандарт содержит четыре основные группы процессов (предприятия, соглашения, проекта и технические), описывающие соответственно вспомогательные корпоративные процессы, взаимодействие с контрагентами, управление проектом и саму реализацию системы. Важной положительной чертой стандарта является его связь с бизнесстороной проекта создания системы за счет групп процессов предприятия и соглашения. Благодаря наличию подобных разделов стандарта появляется связь с соответствующими корпоративными функциями и для бизнеса становится более понятным место процессов ЖЦ в процессах организации в целом.