ЛЕКЦИЯ 2. ВЫКЛАДКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТОВАРОВ В ТОРГОВЫХ
ТОЧКАХ: МЕРЧАНДАЙЗИНГОВЫЙ ПОДХОД
1.Основные цели использования выкладки товаров в магазине.
2.Мерчандайзинговые подходы к выкладке и представление товаров в торговых
точках.
1.Основные цели использования выкладки товаров в магазине.
Выкладка
товаров — инструмент достижения целей мерчандайзинга,
способствующий выигрышному представлению товара покупателю.
Под выкладкой понимается:
1.Размещение
товара (торговых марок) на торговом оборудовании в зависимости от типа торговой
точки и места в торговом зале, типа самого товара и в зависимости от степени
популярности торговых марок.
2.Поддержание определенного объёма и
ассортимента товара.
3.Ротация продукции в зависимости от
срока годности FIFO (FIFO – firstin-firstout –
«первый пришёл, первый ушёл»).
Цели
использования выкладки товаров:
А.
Создание удобств для покупателя: Способствование
распределению познавательных ресурсов; Создание привлекательной для совершения
покупки обстановки; Облегчение поиска и выбора необходимых товаров.
Б. Создание выгод для торгового предприятия и предприятия -
производителя:
Способ
выкладки товара зависит от множества факторов: планировки магазина, природы
товара, упаковки, ценовым диапазоном товаров, имиджа магазина и др. факторов.
Обычно в магазинах составляют планограммы.
Планограмма—карты выкладки, по которым расставляется ассортимент
торговой марки. Планограммы строятся с использованием
специальных компьютерных программ с указанием штрих-кодов
(номеров моделей товаров), изображением товаров (цвет, размер упаковки, форма),
указанием размера прибыли товара.
Принципы составления планограмм:
1.
Применение принципа заимствования
популярности: слабые товары располагают посередине, а сильные начинают и
завершают ряд. Согласно данной концепции, находясь в окружении сильных товаров,
слабые товары заимствуют у них дополнительное внимание.
2.
Выбор типа раскладки товара.
Выделяют шесть типов выкладки .
3.
Прорисовка схемы расположения
товаров на торговом оборудовании (полки с учётом вида, размера, цвета и формы
товара).
4.
Одобрение и утверждение планограммы руководством.
5.
Возможность изменения
(корректировок) планограммы с учётом изменения
позиций (на первом месте прибыль или удобство размещения для покупателя) и
изменения условий – изменения ассортимента товара, появление дополнительного
торгового оборудования и др.
2.Мерчандайзинговые подходы к выкладке и представление
товаров в торговых точках
Под дисплеем в мерчандайзинге понимаются
приспособления, использующиеся, как правило, для размещения товаров спонтанного
спроса (жевательные резинки, сладости, маленькие батарейки и др.). Их размещают
в тех местах, где у покупателя может возникнуть импульсивное решение что-то
приобрести. Самое выгодное место – возле кассового аппарата.
Существуют дисплеи-витрины, дисплеи-фигуры и экстра-дисплеи. Дисплеи-витрины
– инструменты продвижения внутреннего размещения, представляющие собой
напольные или прилавочные стенды крупного размера. Дисплеи-фигуры –инструменты продвижения
внутреннего размещения в виде напольных или прилавочных фигур увеличенных
размеров с изображением продвигаемых товарных марок.
Экстра-дисплеи (Extra-displays)
– инструменты продвижения внутреннего размещения, предназначенные для отбора и экспонирования
товаров продвигаемых товарных марок и позволяющие в наиболее выгодной части
пространства торгового зала обеспечить выкладку торговой марки наиболее
эффективным способом.
При представлении товара используют
ряд инструментов и приёмов мерчандайзинга.
Инструменты
мерчандайзинга.
1.
Дизайн магазина - определенный
способ демонстрации товаров.
2.
Специальное рекламное оборудование:
2.1. Сезонное рекламное оборудование (рассчитано на короткий
промежуток времени).
2.2. Постоянное рекламное оборудование (рассчитано для
рекламной поддержки нового высокотехнологичного товара)
Торговое
оборудование — это специальное оборудование, предназначенное для правильной
организации пространства торгового зала. Важные характеристики – прочность,
универсальность.
Выделяют следующие мерчандайзинговые приемы представления товара:
•
Представление по видам товара.
•
Объёмное представление
•
Цветовое представление (эффект
яркого пятна).
•
Представление по ценовым категориям.
•
Фронтальное представление.
•
Коллекционность (идейное/стилевое представление).
•
Представление в балансе (зеркальный
баланс (зеркальное равновесие); неформальный баланс);
•
Представление в точке фокуса.
Литература
1.
Дубровин, И.А. Поведение
потребителей: учебное пособие для студ. Вузов по направлению «Экономика» и
эконом. спец.; рек. УМО / И.
А. Дубровин. - 4-е изд. -М.: Дашков и К, 2012. - 312
с. - ISBN 978-5-394-01475-8.
2. Жданова, Т.С. Технологии продаж[Электронный
ресурс]:учебное пособие/Жданова Т.С.— Электрон.текстовые
данные.— М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа,
2014.— 184 c. ISBN: 978-5-394-02197-8
3.
Измайлова, М.А. Психология рекламной
деятельности: учебник для студ.вузов
по спец. "Реклама"; рек. МОН РФ / М.А. Измайлова. - 3-е изд. (Гриф).-
М.: Дашков и К, 2012. - 444 с. - ISBN 978-5-394-00947-1.
4.
Кузнецов, И.Н. Управление продажами[Электронный ресурс]:учебное пособие/ Кузнецов И.Н.—
Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— 492 c. ISBN:
978-5-394-01593-9
5.
Хапенков, В.Н. Рекламная деятельность в торговле[Электронный
ресурс]:учебник. / В.Н. Хапенков, Г.Г. Иванов, Д.В.
Федюнин. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра- М, 2013. - 368 с.
- ISBN 978-5-8199-0533-3.