Лекция № 2

Понятие и классификация методов научного познания.

Методы эмпирического и теоретического уровней познания.

 

     Метод научного познания – совокупность приемов и операций по практическому и теоретическому освоению действительности.

     Наука изучающая методы познания называется методологией.

 

Классификация методов

 

 

     Метафизические методы изучают объект как неизместный и изолированный от других объектов (Демокрит, И. Ньютон)

     Диалектические методы изучают объект как постоянно изменяющийся во всем богатстве его взаимосвязей.

 

     Наблюдения – целенаправленное восприятие объектов и явлений объективной действительности.

     Описание – фиксирование средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.

     Измерение – сравнение изучаемого объекта с эталоном.

     Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

     Сравнение – одновременное соотносительное исследование и оценка общих для двух или более объектов свойств или признаков.

 

     Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и с одновременным выделением, фиксацией одной или нескольких интересующий исследователя сторон этого предмета.

     Формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов и явлений действительности.

     Идеализация – разновидность абстрагирования, мысленное наделение несуществующими свойствами, связями изучаемый объект или явление в соответствии с целями исследований.

     Индукция – умозаключение от частного к общему, когда на основании знаний части предметов класса, делается вывод о классе в целом.

     Дедукция – вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.

     Аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом – утверждений, доказательство истинности которых не требуется.

 

 

     Анализ – совокупность приемов и закономерностей расчленения предмета исследования на составные части с целью их дальнейшего исследования.

     Синтез – совокупность предметов и закономерностей соединения отдельных частей предмета в единое целое, разделенных в результате анализа.

     Аналогия – умозаключение на основе совпадения признаков нетождественных объектов, позволяющее предположить их сходство и в других признаках.

Моделирование – метод замещения изучаемого объекта подобным ему по ряду интересующих исследователя свойств и характеристик.

 

Тест для самоконтроля

1.      Установить соответствие между определением метода научного познания и самим методом

1) определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств

2) активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект

3) чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира

1. наблюдения

2. эксперимент

3. измерения

2.      Установить соответствие между типом научного знания и его критериями

1. основу методологии составляют экспериментальные методы

2. объект исследования больше идеальный, чем материальный

1. гуманитарные науки

2.естественные науки

3.      Установите соответствие между методом научного познания и его описанием

1. идеализация

2. абстрагирование

1.мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и с одновременным выделением, фиксацией одной или нескольких интересующий исследователя сторон этого предмета.

2.наделение несуществующими свойствами, связями изучаемый объект или явление в соответствии с целями исследований.

4.      Галилео Галилей впервые применил в науке__________

1. эксперимент

2.набдюдение

3. дедукцию

4. абстракцию