Лекция № 2
Понятие и классификация методов
научного познания.
Методы эмпирического и теоретического
уровней познания.
Метод научного познания – совокупность
приемов и операций по практическому и теоретическому освоению действительности.
Наука изучающая методы познания называется методологией.
Классификация методов
Метафизические методы изучают объект как
неизместный и изолированный от других объектов (Демокрит, И. Ньютон)
Диалектические методы изучают объект как
постоянно изменяющийся во всем богатстве его взаимосвязей.
Наблюдения – целенаправленное
восприятие объектов и явлений объективной действительности.
Описание – фиксирование средствами
естественного или искусственного языка сведений об объекте.
Измерение – сравнение изучаемого
объекта с эталоном.
Эксперимент – наблюдение в
специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить
ход явления при повторении условий.
Сравнение – одновременное
соотносительное исследование и оценка общих для двух или более объектов свойств
или признаков.
Абстрагирование – мысленное
отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и с
одновременным выделением, фиксацией одной или нескольких интересующий
исследователя сторон этого предмета.
Формализация – построение
абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов и
явлений действительности.
Идеализация – разновидность
абстрагирования, мысленное наделение несуществующими свойствами, связями
изучаемый объект или явление в соответствии с целями исследований.
Индукция – умозаключение от частного
к общему, когда на основании знаний части предметов класса, делается вывод о
классе в целом.
Дедукция – вывод о некотором
элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.
Аксиоматизация – построение теорий
на основе аксиом – утверждений, доказательство истинности которых не требуется.
Анализ – совокупность приемов и
закономерностей расчленения предмета исследования на составные части с целью их
дальнейшего исследования.
Синтез – совокупность предметов и
закономерностей соединения отдельных частей предмета в единое целое,
разделенных в результате анализа.
Аналогия – умозаключение на основе
совпадения признаков нетождественных объектов, позволяющее предположить их
сходство и в других признаках.
Моделирование
– метод замещения изучаемого объекта подобным ему по ряду интересующих
исследователя свойств и характеристик.
Тест
для самоконтроля
1. Установить соответствие между определением
метода научного познания и самим методом
1)
определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или
явления с помощью специальных технических устройств
2)
активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на
изучаемый объект
3)
чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира
1. наблюдения
2. эксперимент
3. измерения
2.
Установить
соответствие между типом научного знания и его критериями
1. основу методологии составляют экспериментальные методы
2. объект исследования больше идеальный, чем материальный
1.
гуманитарные науки
2.естественные
науки
3.
Установите
соответствие между методом научного познания и его описанием
1. идеализация
2. абстрагирование
1.мысленное
отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и с
одновременным выделением, фиксацией одной или нескольких интересующий
исследователя сторон этого предмета.
2.наделение
несуществующими свойствами, связями изучаемый объект или явление в соответствии
с целями исследований.
4.
Галилео
Галилей впервые применил в науке__________
1.
эксперимент
2.набдюдение
3.
дедукцию
4.
абстракцию