Лекция № 3
История естествознания.
(Античное естествознание,
естествознание эпохи Средневековья.)
Развитие
натурфилософии в античности условно
можно разделить на несколько этапов.
I
этап – Ионийский
Первая
научная школа в главном городе греческой Ионической колонии в Малой Азии
(Мелете).
Гераклит
Эфесский (544-483гг. до н.э.) – считал, что все состоит из
огня; «Этот мир не создан не кем из людей и не кем из богов, он был есть и
будет вечно живым огнем».
Фалес
Малесский (625-547 гг. до н.э.) – составил календарь (360
дней); рассчитал высоту пирамид; первоначалом мира считал воду.
Анаксимен
(585-524 гг. до н.э.) – считал, что все состоит из воздуха.
Анаксемандр
(610-546 гг. до н.э.) – считал, что все состоит из мифического первоначала
«апейрона»; впервые сформулировал общую космологическую картину мира.
Пифагор
(582-500 гг. до н.э.) – в качестве первоначала мира принимал четыре стихии
(огонь, вода, воздух, земля), определил понятие иррациональности, считал, что самое
мудрое на Земле это число.
II
этап – Афинский
Демокрит
(460-370гг. до н.э.) – сформулировал учение об атомах; автор диалектики.
Аристотель
(384-322 гг. до н.э.) – классифицировал науки; занимался биологией, физикой,
астрономией; автор формальной логики: автор геоцентрического мировоззрения и
метофизики.
III
этап – Эллинский
Евклид
(III
до н.э.) – создал евклидову геометрию.
Архимед
(287-122 гг. до н.э.) – создал системы рычагов и блоков, занимался
гидродинамикой (теорема Архимеда), изучал сопротивление материалов.
IV
этап – Древнеримский
Тит
Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.) – написал трактат «О природе
вещей»
Клавдий
Птолемей (90-168 гг. до н.э.) – написал труд «Математическая
система», автор геоцентрической
картины мира. Создал стройную систему эпициклических движений планет вокруг
Земли, которая просуществовала до середины XVI века и хорошо согласовывалась с
религиозными представлениями Средневековья.
эпициклы
Земля
деференты
Естествознание эпохи Средневековья
(до второй
половины XVI
века)
Развивались
ненаучные знания – астрология,
алхимия, магия, кабалистика и т.д.
Господствовала
схоластика – которая решала вопрос об
отношении знания к вере; ее тезис – вера выше разума.
Ученые-
схоласты:
П.Абеляр
(1079-1142 гг.);
Ф.Аквинский
(1225-1274 гг.);
Д.
Скот (1265-1308 гг.);
Н.
Орем (1320-1382 гг.).
Научные
знания развивались на Востоке, Среднем Востоке, Кавказе, в арабско-мусульманском
мире(астрономия, математика, медицина).
Абу
Насир аль-Фараби (870-950 гг.);
Мухаммед
аль-Батани (850-929 гг.);
Ибн-Юнас
(950-1009 гг.);
Ибн-Рушд
(1126-1198 гг.);
Ибн-Сина
(Авиценна) (980-1037 гг.).
Первые
университеты в Европе (XII в.) – Парижский, Болонский,
Оксфордский, Кембриджский. Знание приобретает систему, появляются первые
европейские научные школы:
Иордан
Неморарий (2-я пол. XIII
в., Парижский университет) с группой ученых, изучал античное учение о движение
тела на наклонной плоскости.
Томас
Бредвардин (1290-1349 гг., Оксфордский университет) написал трактат «О природе
вещей», который считается первой попыткой написать математические начала
натуральной философии.
Научные
революции.
Модели
развития науки.
Переломные
этапы, в результате которых научные знания переходят на новый уровень,
появляются новые теории, законы, модели, новые методы и приемы познания
называются научными революциями
Научные
революции бывают глобальные и микрореволюции.
Примеры
научных революций: смена геоцентрической картины мира гелиоцентрической,
появление механики Ньютона, создание электромагнитной теории и квантовой
механики, появление теории Ч.Дарвина.
Тест
для самоконтроля
1.
Наука
античности характеризуется
1.абстрактностью
понятий
2.теоретизацией
знаний
3.математизацией
знаний
4.экспериментальными
исследованиями
2. Средневековая наука характеризуется
1.схоластическим
подходом к познанию
2.вероятностным
подходом к познанию
3.формализацией
познания
4.диференциацией
научного знания
3. Аристотель …..
1.впервые
отделил науку от философии
2.впервые
классифицировал науку
3.впервые
попытался объяснить строение мира
4.впервые
сформулировал общекосмологическую картину мира
4.
Парадигма
– это…
1.особый
способ организации знания; определенная система знаний, задающих характер
видения мира; система предварительных ориентиров, условий и предпосылок в
процессе построения и обоснования различных теорий.
2.вспомогательные
гипотезы и допущения, снимающие противоречия в рамках научной программы.
3.неопровержимые
исходные положения научной программы.
4.правила
изменения и развития исследовательской программы.