Лекция № 3

История естествознания.

(Античное естествознание, естествознание эпохи Средневековья.)

 

Развитие натурфилософии в античности условно можно разделить на несколько этапов.

I этап – Ионийский

Первая научная школа в главном городе греческой Ионической колонии в Малой Азии (Мелете).

Гераклит Эфесский (544-483гг. до н.э.) – считал, что все состоит из огня; «Этот мир не создан не кем из людей и не кем из богов, он был есть и будет вечно живым огнем».

Фалес Малесский (625-547 гг. до н.э.) – составил календарь (360 дней); рассчитал высоту пирамид; первоначалом мира считал воду.

Анаксимен (585-524 гг. до н.э.) – считал, что все состоит из воздуха.

Анаксемандр (610-546 гг. до н.э.) – считал, что все состоит из мифического первоначала «апейрона»; впервые сформулировал общую космологическую картину мира.

Пифагор (582-500 гг. до н.э.) – в качестве первоначала мира принимал четыре стихии (огонь, вода, воздух, земля), определил понятие иррациональности, считал, что самое мудрое на Земле это число.

 

II этап – Афинский

Демокрит (460-370гг. до н.э.) – сформулировал учение об атомах; автор диалектики.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – классифицировал науки; занимался биологией, физикой, астрономией; автор формальной логики: автор геоцентрического мировоззрения и метофизики.

 

III этап – Эллинский

Евклид (III до н.э.) – создал евклидову геометрию.

Архимед (287-122 гг. до н.э.) – создал системы рычагов и блоков, занимался гидродинамикой (теорема Архимеда), изучал сопротивление материалов.

 

IV этап – Древнеримский

Тит Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.) – написал трактат «О природе вещей»

Клавдий Птолемей (90-168 гг. до н.э.) – написал труд «Математическая система», автор геоцентрической картины мира. Создал стройную систему эпициклических движений планет вокруг Земли, которая просуществовала до середины XVI века и хорошо согласовывалась с религиозными представлениями Средневековья.

 

                                                                          эпициклы

 

 

 

 

                                 Земля

 

 

 

           деференты

 

 

Естествознание эпохи Средневековья

 (до второй половины XVI века)

 

Развивались ненаучные знания – астрология, алхимия, магия, кабалистика и т.д.

Господствовала схоластика – которая решала вопрос об отношении знания к вере; ее тезис – вера выше разума.

Ученые- схоласты:

П.Абеляр (1079-1142 гг.);

Ф.Аквинский (1225-1274 гг.);

Д. Скот (1265-1308 гг.);

Н. Орем (1320-1382 гг.).

Научные знания развивались на Востоке, Среднем Востоке, Кавказе, в арабско-мусульманском мире(астрономия, математика, медицина).

Абу Насир аль-Фараби (870-950 гг.);

Мухаммед аль-Батани (850-929 гг.);

Ибн-Юнас (950-1009 гг.);

Ибн-Рушд (1126-1198 гг.);

Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037 гг.).

Первые университеты в Европе (XII в.) – Парижский, Болонский, Оксфордский, Кембриджский. Знание приобретает систему, появляются первые европейские научные школы:

Иордан Неморарий (2-я пол. XIII в., Парижский университет) с группой ученых, изучал античное учение о движение тела на наклонной плоскости.

Томас Бредвардин (1290-1349 гг., Оксфордский университет) написал трактат «О природе вещей», который считается первой попыткой написать математические начала натуральной философии.

 

Научные революции.

Модели развития науки.

 

Переломные этапы, в результате которых научные знания переходят на новый уровень, появляются новые теории, законы, модели, новые методы и приемы познания называются научными революциями

Научные революции бывают глобальные и микрореволюции.

Примеры научных революций: смена геоцентрической картины мира гелиоцентрической, появление механики Ньютона, создание электромагнитной теории и квантовой механики, появление теории Ч.Дарвина.

 

Тест для самоконтроля

1.     Наука античности характеризуется

1.абстрактностью понятий

2.теоретизацией знаний

3.математизацией знаний

4.экспериментальными исследованиями

2.     Средневековая наука характеризуется

1.схоластическим подходом к познанию

2.вероятностным подходом к познанию

3.формализацией познания

4.диференциацией научного знания

3.     Аристотель …..

1.впервые отделил науку от философии

2.впервые классифицировал науку

3.впервые попытался объяснить строение мира

4.впервые сформулировал общекосмологическую картину мира

4.     Парадигма – это…

1.особый способ организации знания; определенная система знаний, задающих характер видения мира; система предварительных ориентиров, условий и предпосылок в процессе построения и обоснования различных теорий.

2.вспомогательные гипотезы и допущения, снимающие противоречия в рамках научной программы.

3.неопровержимые исходные положения научной программы.

4.правила изменения и развития исследовательской программы.