1. Сущность продовольственной безопасности и её уровни
2. Этапы формирования глобального
продовольственного порядка
3. Опыт разных стран в области выработки
механизма реализации продовольственной безопасности
4. Зависимость от импорта продовольствия и
аграрных технологий как угроза экономической безопасности
6. Система
национальных и зарубежных измерителей оценки продовольственной безопасности
В современных условиях развития мировой экономики глобальной
является проблема обеспечения продовольственной безопасности, предполагающая
продовольственное самообеспечение стран и регионов,
продовольственную независимость, а также безопасность продовольствия для
здоровья, жизни населения и окружающей среды.
Продовольственная
безопасность - сохранение стабильности на рынках производства товаров при
доступности базовых продуктов питания для всех стран. Впервые
термин "продовольственная безопасность" введен в международный оборот
после зернового кризиса 1972—1973 гг. На Генеральной Ассамблее ООН в 1974 г. была принята резолюция "Международные обязательства
по обеспечению продовольственной безопасности в мире". При этом под
мировой продовольственной безопасностью понималось главным образом «сохранение
стабильности на рынках продовольственных товаров при доступности базовых
продуктов питания для всех стран мира». Основными мероприятиями были признаны:
- создание запасов продовольствия на уровне отдельных государств;
- организация мониторинга и раннее предупреждение нехватки
продовольствия;
- оказание продовольственной помощи нуждающимся странам;
- вовлечение развивающихся стан в международную торговлю
сельскохозяйственной продукцией и продовольственными товарами.
Целью продовольственной
безопасности является обеспечение населения страны доступными, безопасными,
качественными продуктами питания отечественного производства в пределах медицински обоснованных норм.
Критерий продовольственной безопасности – отечественное обеспечение
населения страны питанием в объемах и калорийности не менее требуемого уровня.
Задачи
продовольственной
безопасности:
1.
Предотвращение угроз продовольственной безопасности,
повышение уровня доверия населения к проводимой продовольственной политике.
2.
Устойчивое развитие отечественного производства с.-х. сырья
и продовольствия
3.
Обеспечение физической и экономической доступности
качественного и экологически безопасного продовольствия для всех слоёв
населения
4.
Прочие (формирование государственных резервов стратегических
запасов продовольствия и т.д.)
Объекты
продовольственной
безопасности:
-
национальная система производства и распределения продовольственных товаров;
-
сельскохозяйственные, охотничьи, рыбные угодья;
-
птицефермы, свинофермы, коневодство, производство крупного рогатого скота.
Субъекты
продовольственной безопасности:
-
функциональные и отраслевые министерства и ведомства;
-
налоговые и таможенные службы;
-
производители и продавцы продукции, работ и услуг;
-
общества потребителей.
Функции
продовольственной
безопасности:
1.
мониторинг состояния и угроз продовольственной безопасности
страны;
2.
разработка механизмов обеспечения качественного
экономического роста отечественного АПК;
3.
насыщение национального рынка продовольствием отечественного
производства;
4.
прочие.
Принципы
продовольственной
безопасности:
1.
аграрный протекционизм;
2.
приоритетность инновационной модернизации селекционно-генетической и технико-технологической базы
отечественного АПК;
3.
обеспечение доступности для всех слоёв населения
качественного продовольствия в нужном количестве и ассортименте, которые
необходимы для здоровой жизни;
4.
прочие.
Механизмы
и инструменты обеспечения продовольственной безопасности:
1.
госрегулирование ценовой, финансово-кредитной и налоговой
политики в отечественном АПК;
2.
бюджетное субсидирование продовольствия для социально не защищённого
населения;
3.
внедрение современных биотехнологий;
4.
адаптация нормативно-правовой базы к трансформационным
изменениям агропродовольственного рынка;
5.
прочие.
Индикаторы
продовольственной безопасности:
1.
доля импортных поставок в продовольственном снабжении
страны;
2.
степень удовлетворения физиологических потребностей человека
в компонентах и энергетическом содержании пищевого рациона;
3.
коэффициент концентрации доходов (индекс Джини).
Существует
несколько уровней продовольственной безопасности, между которыми существуют
отличия в их
определении. Это:
глобальная продовольственная безопасность, национальная продовольственная
безопасность и продовольственная безопасность регионов.
Глобальная
продовольственная безопасность характеризует продовольственную безопасность
всех государств на наднациональном уровне и, помимо прочих факторов,
определяется наличием мировых запасов продовольствия и возможностью их
перераспределения с целью ликвидация голода и устранения проблемы недоедания во
всём мире.
Национальная
продовольственная безопасность определяется социально-экономическими
отношениями внутри конкретного государства по поводу обеспечения его населения
физически и экономически доступными продуктами питания в количестве и качестве,
необходимыми для здорового образа жизни. Продовольственная безопасность страны
как система включена в общую систему национальной безопасности.
Продовольственная
безопасность региона может отражать только региональные особенности продовольственного
самообеспечения, характеризующейся наличием единого рыночного
пространства и отсутствием экономических и политических барьеров для
перемещения продовольствия внутри страны.
По мнению учёных, изучающих пути
решения продовольственной проблемы, за последние 150 лет сформировались три
продовольственных режима или иначе этапов формирования глобального
продовольственного порядка.
Первый
продовольственный режим длился с 1870-го по 1930-е гг. Начало этому этапу
положило переселение миллионов эмигрантов, покинувших Европу (часто по причине
голода) и расселившихся на плодородных землях Великих Равнин США, Прерий Канады
и Пампас Аргентины. Дешевое зерно из Атлантики
позволило Европе поддерживать высокие темпы индустриализации и урбанизации.
Россия также быстро наращивала экспортный зерновой потенциал.
Этот
период характеризуется введением «Золотого стандарта», когда на международном
уровне золото было признано формой мировых и национальных денег. На этом этапе
развивался трансфер «простых» продуктов питания из оккупированных колоний и
поселенческих территорий в Европу и Великобританию, которые, в свою очередь,
экспортировали свои мануфактурные товары, труд и капитал.
Бурный
поток импортных продуктов питания подорвал внутренний агропродовольственный
сектор стран Европы, подтолкнув людей к массовой эмиграции и к получению
прибыли от экспорта аграрных культур. За счет «заимствования» ресурсов из
колоний Великобритания расширила сети поставок «простых» продуктов питания по
всему миру, установив коммерческое господство в мировой экономике.
Второй продовольственный режим или иначе этап формирования
глобального продовольственного порядка длился с 1940-х по 1970-е гг. Годы Второй мировой войны стали переходными к уже
послевоенному этапу мирового продовольственного порядка. Этот период
характеризуется поиском дополнительных рынков для реализации огромного
количества сельскохозяйственных излишков американскими властями. В 1954 г.
Конгресс США принял закон, предусматривающий предоставление продовольственной
помощи на условиях денежной оплаты или кредита нуждающимся странам. Мировой
продовольственный кризис 1974 г. свидетельствовал о завершении второго
продовольственного режима и открыл новую эпоху «агрессивной экономической
либерализации» глобальных торговых отношений.
Третий этап формирования продовольственного режима (с 1980-х
гг. по настоящее время) характеризуется учреждением Всемирной торговой
организации (ВТО) и вступление в силу Соглашения по сельскому хозяйству ВТО.
Характеризуется созданием Международного валютного фонда и Всемирного банка.
Вопросы
коллективной продовольственной безопасности мира встали на повестку дня у
авторитетных международных организаций: Продовольственной и
сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Мирового Банка, Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др.
Функции
наблюдения и сбора информации по проблеме продовольственной безопасности
возложены на Комитет по продовольственной безопасности Совета ФАО при ООН. В
декабре 1974 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила разработанные на основе
рекомендаций ФАО «Международные обязательства по обеспечению продовольственной
безопасности в мире». ФАО при выработке концепции продовольственного
обеспечения различает три основные формы продовольственного дефицита, создающие
угрозу национальной продовольственной безопасности:
1.
Голод (физическая нехватка пищи).
2.
Хроническое недоедание (причины его всегда лежат в бедности и низких доходах
населения).
3.
Несбалансированное питание (выражается в недостаточном количестве пищи или
дисбалансе питательных элементов, в результате чего потребность в продуктах
питания фактически не удовлетворяется).
Таким образом, в качестве
базового механизма обеспечения продовольственной безопасности следует рассматривать устойчивое
отечественное производство сельскохозяйственного сырья и продовольствия,
обеспечивающее физическое наличие пищевых продуктов и возможность их
потребления населением в достаточных количествах. А в качестве первоочередного
направления государственной аграрной политики – разработку и применение
механизмов государственной поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей.
Вырабатывая механизм реализации продовольственной безопасности, необходимо предусмотреть, в
первую очередь, меры государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли.
Масштабы
государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли в мире весьма существенны,
однако, показатели по странам разные.
Например, в
таких европейских странах, как Германия, Франция, Дания, Голландия существуют
два основных вида мер государственного воздействия: прямые и косвенные. Прямое
воздействие подразумевает наличие административных, директивных и плановых мер,
направленных на поддержку аграрного сектора. Косвенное воздействие основано на
регулировании инвестиционных, финансово-кредитных, ценовых и налоговых
механизмов.
В Германии программа кредитования товаропроизводителей
включает
инвестиционную поддержку, которая направлена на улучшение их жизненных условий.
Существуют также инвестиционные программы по улучшению качества производимой
аграрной продукции.
В программу
сельскохозяйственного кредитования германских земель входит поддержание
инвестиционных мероприятий по улучшению условий жизни сельского населения и
внедрению эффективных технологий аграрного производства. Так, кредит могут
получить сельхозпроизводители, чьи доходы не превышают границ, установленных
законом. Поддержке подлежат и внутрихозяйственные инвестиции, которые
направлены на улучшении качества продукции.
Разработанный
механизм государственной поддержки адресован фермерам, которые специализируются
на сельскохозяйственной продукции, а их доходы от аграрного производства
занимают не менее 25 % совокупного дохода. Льготный государственный кредит
выдавался германским фермерам сроком на 28 лет, всего под один процент годовых.
При этом доля собственных инвестиций в развитие сельского хозяйства должна
составлять не менее 10%.
Во Франции для того чтобы фермеры могли получать
поддержку от государства, были созданы две организации: Coface
и OSEO. Сегодня страховая компания Coface – мировой
лидер на рынке кредитного страхования, которая имеет филиалы во многих странах.
Одна из целей её создания – разработка и использование финансовых механизмов
для минимизации финансовых рисков и, в том числе, в аграрном секторе экономики.
Государственное
агентство поддержки малых и средних предприятий (OSEO) специализируется также
на стимулировании инноваций путем трансфера технологий и финансирования
инновационных технологических проектов. Кроме того, OSEO удовлетворяет
потребности малого бизнеса в долгосрочном и краткосрочном кредитовании,
осуществляет совместное финансирование с банками, гарантирует в различных долях
его возвратность.
В Израиле достижения аграрного сектора
обусловлены разработанным Правительством страны механизмом сотрудничества
фермеров и ученых, что позволяет внедрять различные технические инновации и
управленческие решения. Поддержка фермеров является многоуровневой и включает,
в первую очередь, долгосрочные (на 20 лет) государственные кредиты под низкие
проценты и оплату 2/3 стоимости израсходованной воды.
Особое внимание
Министерство сельского хозяйства Израиля уделяет развитию сельских территорий,
инвестируя дополнительные средства в социальную инфраструктуру, курирует
интернаты и школы с аграрной направленностью. Широко развиты консалтинговые
услуги.
Сельхозтоваропроизводители имеют право
получать любые консультации у профессиональных технологов и экономистов на
льготной основе, их стоимость на 70 % оплачивается государством.
Канада является одним из крупнейших игроков на мировом агропродовольственном
рынке. Успехи сельского хозяйства
страны во многом связаны с эффективными инструментами государственного
управления, включающих поддержку внутренних рынков посредством ценового
регулирования, разработку и реализацию разнообразных аграрных программ.
Реализация этих программ связана с обеспечением безопасности производимой
продукции, пошаговым анализом рисков.
Для проведения весенне -
полевых работ в Канаде предоставляются беспроцентные авансовые кредиты, а
осенью – беспроцентные кредиты, что позволяет сельскохозяйственным
товаропроизводителям отсрочить сбыт сезонной продукции.
США как высокоразвитая страна удерживает первое место в мире по
уровню эффективности сельского хозяйства. Основу повышения эффективности и
конкурентоспособности аграрной отрасли составляет широкое использование
инновационных решений, позволяющих фермерам снижать удельные затраты.
Природно-климатические условия страны позволяют использовать фермерам
технологию прямого посева, что существенно сокращает расходы на применение технических
средств, топлива и пестицидов.
Государственная
аграрная политика страны нацелена на создание благоприятного климата для
развития сельского хозяйства. Продукция, полученная с 30 % посевных площадей
США, ориентирована на экспорт – в страны Латинской Америки, Азии, Африки,
Европы. Существенную роль в этом играют перепроизводство продовольствия и
постоянный поиск выгодных рынков сбыта, что оказывает существенное влияние на
состояние торговли продовольствием в развитых и развивающихся странах и является
инструментом воздействия Всемирной торговой организации на более бедные страны.
В США только на прямую поддержку фермерских хозяйств расходуется почти 20 млрд.
долларов.
Бюджетные
субсидии в США включают: субсидирование инвестиций, возмещение затрат на водоснабжение и
газификацию, компенсационные выплаты в результате изменения структуры посевов и
сокращения поголовья сельскохозяйственных животных, дотации на единицу площади
или голову скота, страхование продукции или посевов, льготы по налогам.
Именно государственное
регулирование стало важнейшим фактором эффективности производства в сельском
хозяйстве США.
Китай является главным конкурентом США в агропромышленном
производстве, который к началу XXI в. имел в своем распоряжении около 95 млн.
га возделываемых земель.
Многообразие
природно-климатических условий, видов почв и рельефа послужило основой для
формирования разнообразных экосистем. В Китае выращивается свыше 50 видов
полевых, 80 видов садовых и 60 видов огородных культур. В настоящее время Китай
способен обеспечить население основными продуктами питания, но ограниченность
земельных угодий, пригодных для сельскохозяйственного производства, в случае
сохраняющихся темпов роста численности населения, может сдерживать необходимые
темпы прироста объёмов производимого продовольствия. Следовательно, в Китае
прослеживается чёткая взаимосвязь уровня человеческого развития общества и
состояния национальной продовольственной безопасности.
Согласно
материалам доклада Организации объединенных наций (ООН) «Цели устойчивого развития на период
2016—2030 годов для человечества и всех стран» самым высоким уровнем развития
общества характеризуются такие страны, как Норвегия, Австралия, Швейцария,
Германия и Дания. Десятое место разделили США и Канада. Российская Федерация
заняла 49 место.
Развивающиеся страны на современном этапе наращивают объёмы
собственного производства продовольствия и экспортного потенциала. Однако они
имеют финансовые затруднения и, как правило, не имеют собственных средств для
самостоятельной поддержки продовольственного сектора и обеспечения развития
аграрного производства. Привлечение частных иностранных инвестиций
представляется проблематичным, так как вкладываемый капитал в
сельскохозяйственное производство окупается в течение длительного периода
времени, а в развивающихся странах ещё и связан с серьезными рисками.
Современный
отечественный агропромышленный комплекс отличается относительно низким уровнем
конкурентоспособности производимой продукции, поэтому значительная доля
товаров, представленных на российском агропродовольственном рынке, приходится
на импорт.
В настоящее
время становится актуальной проблема снижения импортной зависимости страны от
ввозимого продовольствия, ужесточаются требования к соответствию
продовольственной безопасности отечественному и международному
законодательству, включая ВТО.
Достижение
целей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования
рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг.,
а также Доктрины продовольственной безопасности России, связанных с ростом
объемов и улучшением качественных характеристик отечественного сельскохозяйственного
сырья и продуктов питания, позволит снизить зависимость отечественного
агропродовольственного рынка от импорта и обеспечить более высокий уровень
жизни населения.
Для решения
проблемы обеспечения национальной продовольственной независимости требуется
создание условий для активного развития аграрного сектора экономики на основе
ускоренной модернизации его технико-технологической базы, совершенствования
системы государственного регулирования и широкого освоения инноваций. Это
обусловливает актуальность экономического обоснования выбора приоритетных
направлений и разработки организационно - экономических механизмов обеспечения
продовольственной безопасности России.
Экономические
показатели состояния агропромышленного комплекса России в 2020 г., демонстрируют
его активное развитие. Отечественные компании в условиях продовольственного
эмбарго (из-за внешнеполитической ситуации, связанной с событиями на Украине и
в Сирии, массовым введением антироссийских санкций) стремились занять свободные
ниши агропродовольственного рынка, чему способствовало создание благоприятных
условий для развития аграрного бизнеса.
Ключевой целью
государственной аграрной политики России в долгосрочной перспективе является импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание
развитого экспортного потенциала в растениеводстве. Российский
продовольственный рынок в существенной степени зависит от импорта мясной,
рыбной и молочной продукции.
Российские
производители в рамках политики импортозамещения не
только наращивали собственное производство, но и создавали новое, что позволило
частично компенсировать отсутствие традиционной импортной продукции. В России
увеличилось производство овощей, сыра и мясной продукции. В последние годы
активно развивается альтернативное животноводство и на прилавках магазинов
стала чаще появляться продукция кролиководства, козоводства, птицеводства.
Повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и внешних
рынках способствовала волатильность рубля и принятая система мер государственной
поддержки, направленная на защиту отечественных аграриев. Существенно
увеличилась доля России в экспорте зерновых культур, а агропромышленные
компании страны стали активно осваивать мировой рынок птицы и сахара. По данным
Национального союза производителей плодов и овощей, объем овощей закрытого
грунта увеличился почти на 17 %. Объём производства мяса возрос на 4,4 % и
составил около 10 млн. т в убойной массе.
Основными
угрозами продовольственной безопасности страны считается наличие на рынке
импортной продукции, в объёме, превышающем пороговые значения насыщения
внутреннего рынка, отсутствие его эффективного мониторинга, развитой
инфраструктуры, дефицит квалифицированных кадров, низкий платежеспособный спрос
на продовольствие и ценовые диспропорции.
Критерии
обеспечения продовольственной безопасности необходимо увязывать пороговыми значениями насыщения
внутреннего рынка, т.е. с удельным весом отечественной продукции на внутреннем
рынке. Эти показатели определены Доктриной и находятся в следующих пределах:
сахар – не менее 80 %, растительное масло, рыба – 85 % мясо – 85%; молоко и
молочные продукты – 90 %, зерно и картофель – 95 %.
Основной
угрозой продовольственной безопасности страны является чрезмерная концентрация
сельхозпроизводства и снижение количества малых форм хозяйствования.
На сегодняшний
день существенная доля крупнейших аграрных производств в России принадлежат
иностранному капиталу. Так, контрольные пакеты пяти производителей сахара в
стране, обеспечивающих более 60 % объёма его производства, принадлежат
зарубежным компаниям.
Для построения
эффективной системы поддержки экспортного потенциала АПК одним из ее
инструментов является приоритетный проект «Экспорт продукции АПК», реализация
которого сейчас идет по графику совместно с Российским экспортным центром. К
2020 году планируется увеличить поставки сельхозпродукции на внешние рынки на
27 % до 21 млрд. долларов».
Достаточно
проблематичной является задача – в короткие сроки увеличить объёмы производства
отдельных видов сельскохозяйственной продукции. К примеру, в животноводстве
продолжает неуклонное снижаться поголовья скота, которое не всегда
компенсируется ростом его продуктивности. Для его восстановления потребуется,
как минимум, несколько лет. Кроме того, процессы расширенного воспроизводства
поголовья сельскохозяйственных животных и продукции должны, как правило,
сопровождаться усилением инвестиционной активности товаропроизводителей,
созданием необходимых условий, связанных с доступностью кредитов, развитием
эффективной системы страхования и т.д.
Проблемой
отечественных товаропроизводителей являются высокие удельные издержки на
производимую продукцию, что обусловлено отсталой технико-технологической базой
большинства сельскохозяйственных организаций, их низкой инновационной
активностью и отсутствием финансов. В отсутствии ощутимых дотаций затрудняется
поддержка цен реализации продуктов питания на прежнем уровне.
Отечественные
аграрии должны не только занять рыночную нишу, но и удержаться в этой позиции
решив проблемы с модернизацией производства, созданием инновационной
инфраструктуры и т. п., чтобы впоследствии иметь возможность достойно
конкурировать с импортом в случае отмены продовольственного эмбарго. Отсутствие
возможности у отечественных товаропроизводителей заменить в необходимом объёме
продукты питания, на которые наложен запрет на ввоз, будет компенсировано
переориентацией импорта на другие страны. Однако в дальнейшем желание стран
остаться или покинуть российский рынок будет зависеть от сложившейся на тот
момент политической и рыночной конъюнктуры, а также от уровня
конкурентоспособности продукции. Любые санкции в отношении государств на
международном уровне препятствуют решению глобальной и национальной
продовольственной проблемы. Кроме того, запрет наносит существенный экономический
удар по интересам европейских производителей, которые вынуждены сокращать
объёмы производства сельскохозяйственной продукции, ориентированной на экспорт,
преимущественно в Россию.
Обострение
ситуации с продовольствием требует совершенствования механизмов
государственного регулирования экономики и, в том числе, агропродовольственного
рынка, инновационной производственной и социальной инфраструктуры в сельском
хозяйстве. В условиях нарастающих внутренних и внешних угроз национальной
продовольственной безопасности России приоритетными направлениями развития
отечественного АПК являются изменение форм государственной поддержки аграрного
сектора.
Стратегией
развития пищевой и перерабатывающей промышленности России до 2020г.
предполагается:
- разработка государственных мер
по проведению протекционистской политики с целью обеспечения импортозамещения в отношении продукции, имеющей социальное
значение;
-
выстраивание приоритетов для проведения модернизации промышленности;
- внедрение современных методов
управления и контроля показателей качества и безопасности продовольственного
сырья и пищевых продуктов;
- внедрение биотехнологий,
технологий замкнутого цикла с более эффективной выработкой целевого продукта
для расширения ассортимента выпускаемой продукции и решения экологических
проблем;
- подготовка современного
квалифицированного промышленно-производственного персонала с учетом требований
инновационной экономики.
Существует
множество направлений развития аграрного сектора экономики страны, которые
формируются под воздействием различных внешних и внутренних факторов, но
основными из них являются инерционное и инновационное.
Процесс, в
результате которого замедляются темпы экономического роста, снижается его
качество, происходит стагнация и усиливаются инфляционные процессы, называют
инерционным. Состояние инерционности социально-экономической системы, как
правило, сопровождается кризисными явлениями, ростом безработицы, структурными
диспропорциями в развитии экономики, негативными тенденциями системы обеспечения
продовольственной безопасности.
Качественный
экономический рост исследователи связывают с инновационным развитием,
предполагающим рост эффективности функционирования социально-экономической
системы, улучшением качества жизни населения, расширенным воспроизводством,
удовлетворением растущих потребностей населения в качественных продуктах и
услугах.
Существующие
направления развития социально-экономических систем могут быть реализованы в
модифицированных видах, содержащих признаки и свойства каждого из направлений.
Например, варианты развития могут быть прорывными, умеренными, догоняющими,
стабилизационными и т.д.
Система
экономических отношений в аграрной сфере экономики России находится в кризисе,
связанном с адаптацией аграрного сектора к вызовам мировой экономики. На это
повлияли такие факторы, как геополитическая напряжённость, ухудшение
внешнеэкономической конъюнктуры и снижение внешнего спроса, взаимные
экономические санкции, повышение индексов инфляции, сокращение потребительского
спроса. Сложившаяся ситуация требует пересмотра ключевых приоритетов развития
аграрной сферы, и в этой связи Госпрограмма развития сельского хозяйства на
2013– 2020 гг. постоянно корректируется.
Основными
внешними факторами, влияющими на эффективность функционирования мирового и
национального АПК, являются состояние финансовых, энергетических и
агропродовольственных мировых рынков, геополитическая стабильность, интеграция
стран в систему мировых хозяйственных связей, волатильность мировых цен на
продовольствие.
В России
состояние проблемы обеспечения национальной продовольственной безопасности
регулируется Правительством РФ, федеральными и региональными органами
государственной власти.
Правительство
разрабатывает и реализует аграрную национальную политику, осуществляет
мониторинг ключевых показателей продовольственной безопасности, координирует
действия органов исполнительной власти в случае возникновения угрозы
продовольственной безопасности страны из-за введённых санкций, форс-мажорных
обстоятельств, связанных со стихийным бедствием, неудовлетворительными погодно-климатическими условиями, вызвавшими засуху,
наводнение и т. п.
Федеральные и
региональные органы государственной власти разрабатывают стратегии и программы
развития агропромышленного комплекса страны и сельских территорий, учувствуют в
разработке и принятии законов и других нормативно-правовых актов по вопросам
обеспечения продовольственной безопасности.
Органом
исполнительной власти, отвечающим за разработку аграрной политики России и
регулирующим нормативно-правовые аспекты функционирования агропромышленного
комплекса, является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. В
структуре Минсельхоза России находятся Департаменты, которые регулируют
развитие различных сфер АПК и обеспечивают функциональные взаимосвязи. К
таковым относятся:
1) Департамент
растениеводства, механизации, химизации и защиты растений, осуществляющий
мониторинг объёмов производства и качества растениеводческой продукции,
участвующий в разработке и реализации мер по поддержке отрасли, её грантовом обеспечении, субсидировании и т.п.
2) Департамент
животноводства и племенного дела координирует вопросы, связанные с
совершенствованием породного состава стада, развитием селекционно-племенной
работы, курирует мероприятия по закупке скота за рубежом,
технико-технологической модернизации производства.
3) Департамент регулирования
рынков АПК специализируется на контроле качества продуктов питания, изучает
состояние и тенденции развития агропродовольственного рынка.
4) Департамент
экономики и государственной поддержки АПК принимает активное участие в
разработке стратегий и программ развития АПК, осуществляет практическую
реализацию функций, связанных с проведением единой экономической политики и
анализа в сфере агропромышленного и рыбо-хозяйственного
комплексов.
Законодательная база продовольственной безопасности
России включает в себя следующие нормативные документы:
1.
Доктрина
продовольственной безопасности Российской Федерации от
21.01.2020 N 20.
2.
Римская
декларация по всемирной продовольственной безопасности от 13 ноября 1996г.
3.
Федеральный закон
от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О техническом
регулировании" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.06.2021).
4.
Федеральный закон
от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 15.10.2020) "О развитии сельского
хозяйства".
5.
Постановление
Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 06.04.2021) "О
Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
В России основным документом, определяющим
совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления
государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной
безопасности страны является Доктрина продовольственной безопасности Российской
Федерации, утвержденная от 1 февраля 2010 года. В 2020 году в Совете
Безопасности РФ разработана новая редакции доктрины.
В
соответствии с основными положениями Доктрины продовольственная безопасность
определяется как продовольственная независимость страны, что отличается от
международной трактовки этой категории, в которой основное внимание
сфокусировано на доступности продовольствия для потребителя.
Доктрина
разграничивает показатели продовольственной безопасности в зависимости от сфер
агропродовольственного рынка: в сфере потребления, в сфере производства и
национальной конкурентоспособности, а также в сфере организации управления.
В
соответствии с Доктриной продовольственной безопасности России в сфере
потребления определяются такие показатели, как:
-
калорийность питания человека в сутки;
-
структура и количество питательных веществ, которые в сутки потребляет человек,
включая углеводы, жиры, белки, витамины и макро- или микроэлементы;
-
динамика индекса потребительских цен на продовольственные товары;
-
помощь нуждающимся группам населения в установленных объёмах;
-
ресурсы, которыми располагают домашние хозяйства в разрезе групп населения;
-
наличие площадей, необходимых для продажи продуктов питания и организации
питания в расчёте на 1000 чел.
В соответствии
с Римской декларацией по всемирной продовольственной безопасности от 13 ноября
1996г. определения продовольственной безопасности содержат указания на следующие
элементы:
1.
физическая доступность достаточной в количественном отношении, безопасной и
питательной пищи;
2.
экономическая доступность к продовольствию должного объема и качества всех социальных
групп населения;
3.
автономность и экономическая самостоятельность национальной
продовольственной системы (продовольственная независимость);
4.
надежность, то есть способность национальной продовольственной системы
минимизировать влияние сезонных, погодных и иных колебаний на снабжение продовольствием населения всех регионов страны;
5.
устойчивость, означающая, что национальная продовольственная система
развивается в режиме расширенного
воспроизводства.
Государственной
программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы
определены целевые индикаторы развития аграрной сферы в разрезе отраслей, подотраслей и отдельных видов сельскохозяйственной
продукции и сырья.
Программа
регулирует развитие ключевых секторов агропромышленного производства, включая
логистику, которые оказывают влияние на состояние системы национальной
продовольственной безопасности страны. Её реализация позволяет пошагово
контролировать достижение запланированных показателей, выявлять возникающие
проблемы и находить пути их решения.
Функционирование
российского АПК зависит от эффективности государственного регулирования
аграрной сферы, включая принятие комплекса законодательных и нормативных актов,
адаптированных к правилам ВТО.
Импорт и экспорт сельскохозяйственной продукции обязан учитывать в первую
очередь интересы аграрного рынка стран СНГ. Он должен включать оптовые
универсальные рынки - торговые дома, ярмарки, аукционы. Под некоторые проекты
можно и необходимо привлекать иностранных инвесторов. Интересы АПК настоятельно
нуждаются в повышении качества отечественной техники. Назрела необходимость
восстановления связей и поставок техники из стран СНГ.
Должен быть создан правовой механизм. Все это быстрее бы продвигалось к
желанной цели, если подкрепить правовыми актами. Незамедлительно нужны такие из
них, как «О государственной поддержке сельскохозяйственных
товаропроизводителей», «О продовольственной безопасности страны», «О развитии
инфраструктуры продовольственного рынка», «О производстве экологически чистой
продукции», «Об обеспечении продовольствием военных и других спецпотребителей», «О карантине в растениеводстве», «О
защите растений от сельскохозяйственных вредителей и болезней» и прочих, крайне
нужных законных актов, регламентирующих деятельность сельхозпроизводителей.
Сейчас необходимы законы «О крестьянском, фермерском хозяйстве», «О личном
подсобном хозяйстве», «О создании и действиях акционерных обществ», «Об агропромобъединениях в АПК», «О совершенствовании
управления в АПК». Страна, по сути, до сих пор не имеет закона «О
материально-техническом обеспечении АПК».
Для
оценки состояния системы национальной продовольственной безопасности регионов,
отдельных социальных групп и домохозяйств необходимо использовать систему
специальных показателей. Основными из них являются следующие:
- доля расходов на продовольствие
в общих расходах отдельных групп населения;
-
территориальная доступность продуктов (измеряемая путем сравнения уровня
розничных цен на одинаковые товары в разных регионах страны);
- уровень «удобства»
продовольствия (доля в потреблении современных продуктов, которые снижают
потери и экономят время работы в домашнем хозяйстве);
- степень «натуральности» и
доброкачественности продуктов;
- влияние качества продуктов на
состояние здоровья и продолжительность жизни, в том числе, полученных с помощью
методов генной инженерии и биотехнологии и др.
Индикаторы,
которые используются для оценки продовольственной безопасности региона:
1. Коэффициент
бедности (Кб) рассчитывается как отношение численности населения с доходами
ниже величины прожиточного минимума к общей численности населения региона:
Кб = Чд/Ч,
где Чд – численность
населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, тыс. чел.;
Ч – общая численность населения (принята как
численность населения региона и среднегодовая численность отдыхающих на курортах),
тыс. чел.
2. Коэффициент
потребления (Кп) определяется как доля расходов на
питание в структуре расходов домашних хозяйств на конечное потребление:
Кп = Рп/Р, где:
Рп – расходы на
питание (в среднем на одного члена домашнего хозяйства в месяц), руб.
Р – расходы на
конечное потребление домашних хозяйств – всего (в среднем на одного члена
домашнего хозяйства в месяц), руб.
3. Коэффициент
Джини (Кдж) – количественный показатель, отражающий степень неравенства
вариантов распределения доходов населения.
4. Коэффициент
самообеспеченности (Кс), который характеризует степень удовлетворения
потребностей населения различными видами продовольствия за счёт регионального
производства: Кс = ФПi /НПi , где:
ФПi– фактический
объём производства i – го вида продовольствия в
регионе, тыс. т;
НПi– нормативный
объём производства i – го вида продовольствия в
регионе с учетом количества населения, тыс. т.
5.Коэффициент
фактического потребления продовольствия
(Кф): Кф = Фпотрi
/Рпотрi ,
где:
Фпотрi–фактический объём
потребления i–го вида продовольствия в регионе, тыс.
т;
Рпотрi– рациональные
нормы потребления i–го вида продовольствия в регионе,
тыс. т.
6. Коэффициент самообеспечения продовольствием можно определить
как частное от деления стоимости потребляемого продовольствия собственного
производства на общую стоимость необходимого объема потребления продовольствия.
7. Коэффициент
бедности – это удельный вес населения с денежными доходами ниже величины
прожиточного минимума.
8. Коэффициент
покупательной способности доходов населения региона определяется как
соотношение стоимости продовольственной потребительской корзины в месяц (на
покупку основных видов продуктов) и номинального душевого дохода.
9. В условиях
существенного расслоения социальных слоёв населения по уровню доходов особенно
важное значение имеет коэффициент концентрации доходов (индекс Джини), который
отражает степень неравномерности распределения населения по уровню доходов.
Контроль в
сфере производства и национальной конкурентоспособности осуществляется при
помощи таких показателей, как:
- объём импорта аграрной и рыбной продукции,
продуктов питания и сырья;
- объём
бюджетных средств, выделенных в качестве поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей в расчёте на каждый рубль
реализованной продукции;
- объём
собственного производства, сырья и продовольствия, рыбной и
сельскохозяйственной продукции;
- урожайность
сельскохозяйственных культур и объём реализованной пищевой продукции в
организациях общественного питания и торговли.
Состояние
продовольственной безопасности в сфере организации управления оценивают по
объёму государственного продовольственного резерва и запасов сельхозпродукции,
сырья и продовольствия, которые формируются в строгом соответствии с
разработанными нормативами.
Существуют
качественные и количественные стандарты всемирной продовольственной
безопасности. Качественными стандартами продовольственной безопасности, в
соответствии с Римской декларацией о всемирной продовольственной безопасности
(1996 г.), следует считать:
-
физическую доступность пищи, которая достаточна количественно, питательна и
безопасна;
-
экономическую доступность продуктов питания в необходимом количестве и качестве
для различных групп населения;
- экономическую самостоятельность
и автономность обеспечения страны продовольствием;
-
устойчивость, которая выражается в соответствии системы продовольственного
обеспечения страны темпам изменения численности населения;
-
способность продовольственной системы быть надёжной, учитывать погодные,
сезонные и другие риски, влияющие на продовольственное обеспечение регионов
страны.
К
количественным показателям обеспечения продовольственной безопасности
относятся:
-
производственные, которые выражаются в физическом объёме произведённого
продовольствия необходимого качества и ассортимента;
- потребительские, которые
связаны с изменением предпочтений групп населения относительно количества и
ассортимента потребляемого продовольствия;
- логистические, определяющие
объёмы доставки продуктов питания потребителю и их хранение.
Продовольственная
политика рассматривается как комплекс мер, призванных
системно и эффективно решать задачи развития не только производства, внешней
торговли, хранения и переработки, но и справедливого распределения основных продуктов питания, а также
социального развития сельской
местности.
Продовольственная безопасность может быть измерена потреблением калорий на
человека в день, доступных на семейный бюджет. В целом цель показателей и
измерений продовольственной безопасности состоит в том, чтобы охватить
некоторые или все основные компоненты продовольственной безопасности с точки
зрения наличия, доступности и использования продовольствия.
Было разработано несколько измерений для охвата компонента доступа к
продовольственной безопасности, причем некоторые примечательные примеры были
разработаны в рамках финансируемого USAID проекта технической помощи в области продовольствия и питания (FANTA),
сотрудничающего с Университетом Корнелла и Тафтса, Africare и World Vision. К ним относятся:
·
Шкала доступа к продовольственной безопасности домашних хозяйств (HFIAS) –
непрерывно измеряет степень продовольственной безопасности (недоступности) в
домашнем хозяйстве в предыдущем месяце.
·
Шкала диетического разнообразия домашних хозяйств (HDDS) – измеряет количество
различных групп продуктов питания, потребляемых в течение определенного
контрольного периода (24 часа/48 часов/7 дней).
·
Шкала голода домашних хозяйств (HHS) – измеряет опыт продовольственной
депривации домашних хозяйств на основе набора предсказуемых реакций, полученных
в ходе обследования и обобщенных в шкале.
·
Индекс стратегий преодоления (CSI) – оценивает поведение домашних хозяйств
и оценивает их на основе набора различных установленных моделей поведения о
том, как домашние хозяйства справляются с нехваткой продовольствия.
1.
В чем кроется суть продовольственной проблемы
человечества?
а) В неспособности
человечества полностью обеспечить себя продуктами питания.
б) В социальном
неравенстве.
в) В негативных
последствиях хозяйственной деятельности человека.
2. Одной из основных задач обеспечения
продовольственной безопасности является:
а) обеспечение безопасности пищевых продуктов;
б) формирование запасов пищевых продуктов на календарный год;
в) устойчивое развитие импортного и отечественного производства.
3. Выберете важнейшие условия
достижения продовольственной безопасности:
а) потенциальная физическая
доступность продуктов питания для каждого человека;
б) экономическая возможность
приобретения продовольствия всеми социальными группами населения, в том числе и
малоимущими;
в) потребление продуктов
высокого качества в количестве, достаточном для рационального питания;
4.
Количественное или качественное пороговое значение признака, по которому
проводится оценка степени обеспечения продовольственной безопасности – это:
а) показатель продовольственной безопасности;
б) критерий продовольственной безопасности;
в) уровень продовольственной безопасности.
5. Интегральным показателем продовольственной
безопасности является:
а) валовой внутренний продукт на душу населения;
б) объем производства;
в) индекс жизнеспособности.
6. Продовольственная зависимость
наступает в результате:
а) низкой эффективности агропромышленного производства;
б) при дефиците продукции;
в) наращивание объемов импорта.
7. Нормативно-правовые акты,
обеспечивающие продовольственную безопасность Российской Федерации:
а) федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской
Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации,
решения Совета Безопасности Российской Федерации;
б) международные договоры, Конституция Российской Федерации, федеральные
конституционные законы, указы Президента Российской Федерации, законы субъектов
Российской Федерации;
в) постановления Правительства Российской Федерации, акты федеральных
органов исполнительной власти, издаваемые в пределах их компетенции, акты
органов местного самоуправления.
8. Важнейшим
документом в области продовольственной безопасности является:
а) Стратегия продовольственной безопасности РФ;
б) Доктрина продовольственной безопасности РФ;
в) Федеральный закон «О продовольственной безопасности РФ».
9. Инновационная особенность,
предусмотренная Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации:
а) материальная помощь в развитии аграрной сферы регионов России со
слаборазвитой экономической системой;
б) переход к адресной помощи самым малообеспеченным слоям населения;
в) создание контролирующего органа в субъектах Российской Федерации,
ответственного за состояние продовольственного обеспечения региона.
10. Первоочередными задачами создания
условий экономической и продовольственной безопасности являются:
а) падение курса иностранной валюты;
б) повышение качества жизни населения до уровня развивающихся стран;
в) повысить объем экспорта нефти.