Тема 4. Угрозы безопасности реального сектора экономики и направления возобновления экономического роста

 

1. Экономическая безопасность реального сектора экономики и её роль в обеспечении безопасности страны в целом

2. Региональный аспект стратегических  направлений обеспечения национальных интересов  страны в экономике

3. Основы обеспечения  экономической безопасности в реальном  секторе экономики

4. Оценка уровня экономической безопасности реального сектора экономики и направления возобновления его экономического роста

 

1. Экономическая безопасность реального сектора экономики и её роль в обеспечении безопасности страны в целом

 

В целом экономическая безопасность страны обусловлена безопасностью ее секторов.

Вспомним: сектором экономики является крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением.

Как известно, секторы экономики по характеру экономической деятельности (по видам экономической деятельности) делятся  на:

·       реальный сектор;

·       непроизводственный сектор;

·       финансовый сектор.

Отличительные особенности этих секторов и отраслей экономики страны обусловлены, в первую очередь:

- правовым регулированием отрасли;

- сложившейся практикой хозяйственной деятельности;

- организационными особенностями субъектов хозяйствования;

- технологическими особенностями производства.

В реальности все эти отличия тесно взаимосвязаны между собой.

В целях формирования комплексного определения стратегической экономической безопасности секторов, которая обуславливает безопасность экономики в целом, представляется необходимость в ее классификации. Для этого используются следующие классификационные признаки:

- уровень экономической деятельности сектора;

- функциональный вид экономической деятельности;

- характер проявления угроз экономическим интересам того или иного сектора;

- источник угроз экономическим интересам;

- характер используемых механизмов защиты экономических интересов;

- направленность используемых механизмов защиты экономических интересов;

-    временной период;

- устойчивость параметров, обеспечивающих защиту экономических интересов;

- легитимность используемых методов защиты экономических интересов в данном секторе.

Рассматривая экономическую безопасность, следует отметить, что ее устойчивое положение зависит от экономической безопасности составляющих ее секторов.

Необходимо отметить важность безопасности каждого сектора для обеспечения безопасности в целом на уровне страны. Ведь экономическая безопасность страны может состояться только при условии, что каждый сектор поддерживает свою целостность изнутри, создает необходимые предпосылки для гарантированного вклада в общую безопасность.

В настоящее время реальному сектору экономики уделяется повышенное внимание, так как он не только удовлетворяет потребности общества, но и способствует пополнению бюджета - именно в нем создается большая часть валового внутреннего продукта.

Реальный сектор экономики как совокупность отраслей, в которых происходит создание, распределение, последующий обмен и конечное потребление продукции и услуг является стратегически необходимым сектором, обуславливающим продовольственную безопасность страны.

2. Региональный аспект стратегических  направлений обеспечения национальных интересов  страны в экономике

 

В современной экономике все более актуальной является проблема повышения устойчивости и безопасности регионов страны.

К общим ограничениям, препятствующим повышению устойчивости и безопасности регионов, относятся: ресурсные, инфраструктурные, ценовые, внешнеэкономические, инновационно-технологические и др. 

Регионы страны должны иметь системы жизнеобеспечения, ресурсонакопления и ресурсопотребления. Обеспечение безопасности экономики региона должно быть направлено на  предотвращение  обострения кризисных ситуаций,  таких как рост техногенной нагрузки территории, увеличение  безработицы, снижения жизненного уровня населения, и др.

Сфера регионального развития – важнейшее  стратегическое направление обеспечения национальных интересов в сфере экономики.    Субнациональные интересы государства  в экономике его регионов, связанные с нахождением  новых форм взаимодействия в схеме «центр – регионы», направлены на  обеспечение целостности экономического пространства России.

Схема взаимодействия федеральных и региональных структур должна быть следующая: «Региональные советы безопасности обобщают данные по состоянию безопасности в своих регионах и передают … непосредственно в Совет Безопасности РФ. … Совет Безопасности РФ анализирует поступившую информацию и докладывает ее Президенту РФ и Федеральному Собранию РФ. В свою очередь, на основании поступившей в высшие органы государственной власти … информации разрабатывается программа действий по преодолению проблем в сфере региональной безопасности и в виде конкретных программ и проектов направляется в нижестоящие советы безопасности… которые следят за ее исполнением на местах».

Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности.  

Региональная долгосрочная экономическая стратегия должна принимать во внимание не только геополитические,  национальные и природно-географические особенности региона, но и его финансовый потенциал, включающий внутреннюю и внешнюю ресурсную базу региона.

В целях обеспечения  взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации необходимо разработать  меры в области региональной  экономической политики:

- согласование текущих и стратегических целей;

- повышение эффективности процедур бюджетного процесса;

-  нейтрализация негативной роли финансово-сырьевых региональных олигархических кланов;

- корректировка принципов федерализма с учетом новых условий;

- повышение  роли центра в обеспечении экономической безопасности регионов.

Инвестиционная безопасность является основой воспроизводства, которая с помощью макроэкономических индикаторов и индикаторов инвестиционных рисков должна контролироваться на государственном уровне.

Для перехода к инновационной экономике необходимо:

1. Доказать стратегию и методологию реализации безопасных и верных инвестиционных действий, выполнить научно-аналитическое объяснение и контроль за достижением безопасных мотивированных ориентиров инвестиционной политики и исполнением многообещающих программ, за выбором денежных  критериев и системы показателей инвестиционной, бюджетной и экспортной эффективности, степени экологической охраны и прочих черт для многосторонней оценки эффективности инвестиционных стратегий.

2. Механизмы безопасной инвестиционной политики обязаны быть нацелены на приоритетное улучшение институциональной структуры экономики для расширения выпуска наукоемкой продукции, что целесообразно гарантировать с помощью инвестирования современных структурных преобразований на системно-инновационной базе – методом внедрения высокоэффективной техники, современных технологий, информационных систем.

3. Целесообразно разрабатывать механизмы формирования стабильных и надежных источников инвестиций, для этого необходимо эффективное использование внешних кредитных ресурсов и финансовых источников, обеспечение страхования и надежной защиты частных и иностранных инвестиций. Для этого использовать хеджирование инвестиционных рисков и предоставление форфейтинговых услуг инвесторам, которые должны гарантировать своим инвесторам стабильный процент дохода на принадлежащие им ценные бумаги.

4. Механизмом, стимулирующим инвестиционную безопасность, является налогово-стимулирующая  система, а также система мероприятий по ограничению влияния фискальных факторов, которые должны быть направлены на сокращение налогооблагаемой базы, роста рентабельности производства и сокращения числа убыточных предприятий.

5. Большего результата в увеличении системной инвестиционной безопасности следует ждать от реализации устройств общественной ориентации инвестиционной политики, создающей предпосылки и условия для подъема профессионализма и научно-технологической компетентности работников, что в дальнейшем  будет иметь главное значение для увеличения выпуска наукоемкой продукции. Гарантировать достижение контрольных указателей инновационной безопасности на макроуровне, на мезоуровне– в регионах и секторах экономики, на микроуровне – на предприятиях и в корпорациях, также сформировать механизмы по реализации общесистемных притязаний по понижению трудо-, фондо-, энерго-, материалоемкости и увеличению значения наукоемкости выпускаемой продукции.

В области государственной инновационной политики нужно организовать государственную поддержку и стимулирование инновационной деятельности таким образом:

1) сделать льготы для фондов инновационного развития в максимальном объеме методом внедрения изменений в Налоговый кодекс;

2) распространить на договора на научно-прикладные изобретения в предпринимательской области экономики льготы, используемые при государственном финансировании заказов на научные изобретения (прежде всего, освободить от НДС);

3) убрать налог на прибыль, налог на имущество, а также муниципальные налоги на все научно-прикладные изобретения и инновационные проекты, включая частное и негосударственное финансирование НИОКР и создание опытных образцов наукоемкого оборудования, машин, технологий и т. п.;

4) освободить от налога на доходы и от НДС инновационные программы, участие в которых принимают частные и зарубежные инвесторы, а также распространить действие Закона о разделении продукции на сферу научно-инновационной деятельности;

5) применять налоговые каникулы (до 3 лет) и ввести налоговые кредиты (до 5 лет) при применении инновационных проектов и программ.

Предстоит приоритетно развивать общероссийский рынок инноваций и научных достижений и построить специализированную инфраструктуру рынка, организовывать торги и аукционы, в том числе при помощи выставок научных достижений, технологий, опытных примеров, ноу-хау, техники.

Необходимо всегда организовывать национальную безопасность науки и государственную охрану научных идей и интеллектуального потенциала. На государственном уровне защита интеллектуальной собственности должна проводиться путем реализации «защищающих» принципов законодательства в сфере научно-инновационной деятельности.

3.    Основы обеспечения  экономической безопасности в реальном  секторе экономики

 

Экономическая безопасность – это основа национальной безопасности государства,  обеспечение безопасности во всех отраслях человеческой жизни и в большей степени в экономике, в связи с увеличением в глобализирующемся мире роли факторов риска, неопределенности, случайности и взаимозависимости.

Экономическая безопасность обусловлена:

-  увеличением конкурентоспособности экономики не только в вырабатывающих, но и прежде всего в перерабатывающих отраслях и в инновационной области;

- ростом благосостояния населения, что означает постоянный рост его настоящих доходов, заработной платы, пенсий и пособий;

- уменьшением в 3–4 раза слоя бедных людей и формированием среднего сословия богатых граждан с большим уровнем платежеспособного спроса;

- надежностью финансово-банковской системы и способностью консолидированного бюджета снабжать социальные обязательства государства, подпитывать деловую активность и большую конъюнктуру рынка, не допускать изменения курса рубля;

- достаточностью денег и кредитных ресурсов для обеспечения больших долгих темпов роста ВВП;

- увеличением в структуре внешнеторгового оборота доли экспорта продукции обрабатывающих секторов экономики;

- поддержанием уровня импорта, в особенности продовольствия, на безопасном уровне (приблизительно 25% розничного товарооборота продовольствия);

- автономией РФ на стратегически принципиальных направлениях научно-технического прогресса, в особенности в области оборонных секторов экономики, космических технологий, атомной индустрии, машиностроения;

- сбережением одного финансового места и недопущением сепаратизма.

Для оценки и моделирования угроз государственным интересам РФ  в области экономики и определения мер по отблеску  угроз создана система экономической безопасности, которая  включает 7 блоков:

- концепцию и стратегию государственной защищенности;

- национальные интересы РФ в области экономики;

- опасности в области экономики;

- указатели финансовой защищенности;

- пороговые значения индикаторов;

- организационную структуру;

- правовое обеспечение финансовой защищенности.

Все блоки заполнены определенными деталями и имеют все шансы быть представлены в виде особой таблицы.

Определенные составляющие системы, ее состав и структура имеют все шансы видоизменяться с учетом индикативного анализа и моделирования финансовой безопасности.

В реальном секторе экономики существует традиционная триада экономической безопасности: это интересы – угрозы – защита.

Из-за сложности категории «экономическая безопасность реального сектора» она подразделяется на следующие сегменты: внешнеэкономическая, энергетическая, продовольственная и информационная безопасность.

Суть внешнеэкономической безопасности состоит в соответствии результатов внешнеэкономической деятельности национальным интересам страны. Политика в области внешнеэкономической безопасности, должна быть нацелена на обеспечение устойчивого, независимого развития страны как целостной структуры хозяйствования, ее естественного экономического роста, основываясь на эффективных и рациональных внешнеэкономических связях, новаторского переворота в большинстве областей человеческой деятельности. Достижение внешнеэкономической безопасности связано с повышением конкурентоспособности, приспособлением национальной экономики к мировому рынку и т.д.

Наиболее важными задачами в сфере внешнеэкономической деятельности, направленными на обеспечение безопасности экономики, являются:

- Регулирование развития внешних торговых отношений, соблюдая экономические интересы своей страны;

- Развитие в дальнейшем экспортного потенциала при помощи расширения производства;

- Поддержка интересов отечественных экспортеров на внешнем рынке для сохранения позиций на мировом товарном рынке;

- Ведение политики разумного протекционизма по отношению к отечественным производителям, которые не имеют монополии на внутреннем рынке и т.д.

Надлежащий уровень внешнеэкономической безопасности обеспечивается созданием общей государственной политики, усиленными скоординированными мерами, направленными на предотвращение внутренних и внешних угроз.

Анализируя внешнеэкономическую безопасность России, прежде всего, рассматривают следующие составляющие:

- Экономическую независимость, означающую возможность государства контролировать национальные ресурсы, использование национальных конкурентных преимуществ, чтобы обеспечить равноправное участие в международной торговле;

- Стабильность и устойчивость национальной экономики, предусматривающую надежность и мощь все составляющих экономической системы и т.д.;

- Способность к прогрессу и саморазвитию, наличие возможностей самостоятельной реализации и защиты национальных экономических интересов;

- Создание условий для разностороннего развития личности, а также повышения степени социальной защищенности общества.

Энергетическую безопасность можно считать одним из факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов. Ведь под этим термином подразумевается стабильная работа всех энергетических систем, бесперебойное топливо и энергообеспечение регионов, доступность энергоресурсов для жителей регионов, т.е. защита энергетических интересов жителей.

В настоящее время понятие «энергетическая безопасность» приобретает новый смысл. Если первые научные определения ограничивались рамками одной страны, определяли энергобезопасность как необходимое снабжение энергией населения и национальной экономики, то господствующее на протяжении последних тридцати лет определение подвергается переосмыслению и расширяется за счет таких составляющих, как, например, экологическая и техногенная безопасность.

Продовольственная безопасность – это способность отечественных производителей обеспечить население страны питанием в объемах и калорийности, соответствующих минимальным медицинским нормам, то есть независимость в условиях войны или вооруженных конфликтов. Продовольственная безопасность является важнейшим компонентом безопасности личности, общества, государства. Страна может быть производителем продуктов питания на 100%, - 50%, - 10%, но даже при этих показателях она обязана обеспечить население продуктами питания, а значит и свою независимость.

Угрозы продовольственной безопасности:

1) общий развал агропромышленного комплекса;

2) потеря государственного управления сельскохозяйственным производством, налогообложением, ценообразованием, внешней торговлей;

3) контроль внешних товаропроизводителей над внутренним рынком;

4) антропогенная деградация сельскохозяйственных угодий;

5) свертывание разработок агропромышленных технологий;

6) рискованность зоны земледелия;

7) отсутствие потенциала трудовых ресурсов в сельской местности;

8) снижение покупательной способности населения;

9) отсутствие реальной статистической отчетности в агропромышленном комплексе.

Под информационной безопасностью понимается состояние защищенности информационных ресурсов, технологии их формирования и использования, а также прав субъектов информационной деятельности.

Целью информационной безопасности является защита информации и прав субъектов информационной деятельности при формировании информационных технологий, инфраструктуры и информационных ресурсов путем проведения правовых, организационных и технических мероприятий.

Критерием информационной безопасности считается гарантированная защищенность информации от утечки, искажения, утраты или иных форм негативного воздействия.

Объектами информационной безопасности выступают: информация, затрагивающая государственные, служебные, коммерческие, интеллектуальные и личностные интересы, а также средства ее обработки и передачи.

К субъектам информационной безопасности относятся:

- органы государственной власти;

- средства массовой информации;

- граждане и общественные объединения;

- предприятия и учреждения независимо от форм собственности.

Угрозами информационной безопасности являются:

- информационная война;

- деятельность разведывательных и специальных служб иностранных государств;

- деятельность иностранных негосударственных структур и организаций, несовместимая с безопасностью и интересами государства;

- преступные действия иностранных и международных криминальных групп, структур и отдельных лиц;

- противозаконная деятельность юридических и физических лиц, а также иных субъектов в области формирования, использования и распространения информации, включая нарушение установленных регламентов сбора и использования информации;

- утечка, разглашение и несанкционированный доступ к конфиденциальной информации.

4. Оценка уровня экономической безопасности реального сектора экономики и направления возобновления его экономического роста

 

Исследование проблем экономической безопасности территориальных образований не может быть достаточно корректным и полным без комплексного, системного подхода к анализу, оценке, сопоставлению и ранжированию геополитических факторов характерных для соответствующих территорий.

Перед подавляющим большинством предприятий всех отраслей экономики стоит острая проблема создания и применения системы оценки и обеспечения своей экономической безопасности, как механизма мобилизации и наиболее оптимального управления ресурсами данного предприятия с целью наиболее эффективного их использования и обеспечения устойчивого функционирования предприятия, его активного противодействия всевозможным негативным воздействиям на свою экономическую безопасность.

Под комплексной системой экономической безопасности территориальных образований (район, область, республика, регион) понимается совокупность текущего состояния условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории в условиях неопределенности и риска.

Экономическая безопасность предприятия - это состояние наиболее эффективного и системного использования ресурсов предприятия для предотвращения различных угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия.

Одним из важнейших показателей, характеризующих экономическую безопасность предприятия является уровень экономической безопасности.

Уровень экономической безопасности предприятия - это оценка состояния использования ресурсов предприятия по критериям экономической безопасности.

Для обеспечения экономической безопасности предприятие использует совокупность имеющихся в собственном распоряжении ресурсов.

Ресурсы предприятия - это факторы бизнеса, используемые владельцами и менеджерами для выполнения целей предприятия.

Из основных необходимых ресурсов можно выделить следующие:

1. Капитал. Собственный капитал, привлеченные средства и прочие активы необходимы для приобретения, поддержания и развития других ресурсов.

2. Персонал. Менеджеры предприятия, штат инженерного персонала, производственных рабочих и служащих с их знаниями, опытом и навыками являются основным связующим звеном, соединяющим воедино все факторы бизнеса, обеспечивающим проведение в жизнь идеологии бизнеса, а также достижение целей предприятия.

3. Информация и технология. Информация, касающаяся всех сторон деятельности предприятия, является наиболее ценным и дорогостоящим из ресурсов предприятия. Именно информация об изменении политической, социальной, экономической и экологической ситуации, изменения рынков предприятия, научно-техническая и технологическая информация, конкретные “ноу-хау”, касающиеся каких-либо, аспектов бизнеса, новое в методах организации и управления бизнесом позволяет предприятию адекватно реагировать на любые изменения внешней среды бизнеса, эффективно планировать и осуществлять свою хозяйственную деятельность.

4. Техника и оборудование. На основе имеющихся финансовых, информационно-технологических и кадровых возможностей предприятие приобретает технологическое и другое оборудование, необходимое, по мнению менеджеров предприятия и доступное, исходя из имеющихся ресурсов.

5. Лицензии и права. Этот ресурс включает в себя права на использование патентов, лицензии и квоты на использование природных ресурсов, права на пользование патентов, лицензии и квоты на использование природных ресурсов, а также экспортные квоты, права на пользование землей. Использование этого ресурса позволяет предприятию приобщиться к передовым технологическим разработкам, не проводя собственных дорогостоящих научных исследований.

С целью достижения наиболее высокого уровня экономической безопасности предприятие должно проводить работу по обеспечению максимальной безопасности основных функциональных составляющих своей работы.

Функциональные составляющие экономической безопасности предприятия - это совокупность основных направлений его экономической безопасности, существенно отличающихся друг от друга по своему содержанию.

Примерная структура функциональных составляющих экономической безопасности предприятия:

1. Финансово-хозяйственная.

2. Интеллектуальная и кадровая.

3. Технико-технологическая.

4. Политико-правовая.

5. Информационная.

6. Экологическая.

7. Физическая.

Каждая из перечисленных функциональных составляющих экономической безопасности предприятия характеризуется собственным содержанием, набором функциональных критериев и способами обеспечения.

Оценку экономической безопасности видов деятельности России проводят в соответствии Общероссийским классификатором видов деятельности (ОКВЭД). Это документ, в котором содержится перечень всех видов деятельности, осуществляемых в государстве. Этот документ был принят в 2001 году и пришёл на смену Общесоюзному классификатору народно-хозяйственной деятельности (ОКОНХ).

Всего  классификатор видов деятельности (ОКВЭД) включает в себя 17 основных классов деятельности:

1.    Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство.

2.    Рыболовство, рыбоводство.

3.    Добыча полезных ископаемых.

4.    Обрабатывающие производства.

5.    Производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

6.    Строительство.

7.    Оптовая и розничная торговля.

8.    Гостиничные и ресторанные услуги.

9.    Транспорт и связь.

10.          Финансовая деятельность.

11.          Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.

12.          Государственное управление и обеспечение военной безопасности. Социальное страхование.

13.          Образование.

14.          Здравоохранение и предоставление социальных услуг.

15.          Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

16.          Деятельность домашних хозяйств.

17.          Деятельность экстерриториальных организаций.

Для оценки  экономической безопасности реального сектора экономики представляется необходимым определение системы показателей, отражающих их отраслевую  особенность.

Возьмём для примера сельское хозяйство, как часть АПК. Устойчивое функционирование предприятий агропромышленного комплекса и их экономическая безопасность являются приоритетной целью реализации государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности страны. Стратегия экономической безопасности АПК представляет собой совокупность правил и принципов сбалансированного развития его сфер, с помощью которых обеспечивается продовольственная безопасность страны и достигаются устойчивые конкурентные позиции на мировом агропромышленном рынке.

Экономическая безопасность в сфере АПК должна рассматриваться не только на уровне государства, но и регионов, муниципальных образований, а также отдельных экономических субъектов. Это обусловлено специфическими особенностями развития (природно-климатические и социально-экономические условия, демография, географическое положение) региональных агропромышленных комплексов.

К примеру, оценку уровня экономической безопасности в АПК следует производить на основе системы показателей, учитывающих сельскохозяйственную специфику и уникальность предприятий аграрной сферы. Отраслевая специфика функционирования предприятий АПК предусматривает: ресурсное обеспечение, технологии, наличие биологических активов и аграрной продукции, влияние существенного количества факторов, присущих данной категории экономических субъектов. Перечисленные особенности в решающей мере определяют уровень безопасности предприятий аграрной сферы, меры их государственной поддержки,  в том числе в сфере страхования сельскохозяйственных рисков

В сельскохозяйственных организациях оценку уровня экономической безопасности могут производить через использование индикаторов экономической безопасности с учетом отраслевой специфики:

1) площади сельскохозяйственных угодий, находящиеся в пользовании предприятием. Кадастровая оценка дает представление об относительной ценности сельскохозяйственных угодий как средства производства по совокупности свойств (плодородию, физическим характеристикам и местоположению);

2) обеспеченность трудовыми ресурсами - характеризуется численностью среднесписочных работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, а также в расчете на 100 га сельхозугодий;

3) фондооснащенность - характеризуется отношением стоимости основных производственных фондов к площади сельскохозяйственных угодий;

4) рентабельность производства и продаж - определяется величиной прибыли сельхозпредприятия, уровнем себестоимости продукции, ценами реализации;

5) показатели объективных факторов уровня производственных затрат и себестоимости:

   - оснащенность организации основными фондами в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий;

  - оснащенность энергоресурсами в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий;

  - обеспеченность трудовыми ресурсами в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий;

  - уровень интенсивности использования сельскохозяйственных угодий по удельной величине всех прямых затрат на 100 га угодий;

  - уровень специализации земледелия по удельной величине выручки от реализации растениеводческой продукции в общей ее сумме по предприятию.

В животноводческих отраслях показателями объективных факторов себестоимости продукции являются:

  - качество поголовья продуктивного стада по средней живой массе одной головы;

  - уровень кормления по годовому расходу кормов в среднем на одну голову, ц кормовых единиц (корм. ед.);

  - себестоимость 1 ц корм. ед. годового рациона продуктивного стада; - сбалансированность кормов по перевариемому протеину, кг на 1 ц корм. ед.;

  - уровень концентрации производства по плотности поголовья продуктивного стада в расчете на каждые 100 га сельскохозяйственных угодий и на одну ферму;

 - уровень специализации по удельному весу выручки от реализации продукции отрасли в общей выручке по хозяйству и т.д.

Эти и прочие виды особенностей определяют специфику оценки экономической безопасности  в отраслях АПК.

Следует отметить наличие подобных особенностей в каждой отрасли производства в реальном секторе экономики. Эти особенности необходимо брать на учет для оценки угроз экономической безопасности и обеспечения безопасности страны в целом.

Меры обеспечения экономической безопасности - совокупность способов, осознанных действий, направленных на предотвращение внутренних и внешних угроз безопасности.

Такая деятельность включает:

- прогнозирование угроз экономической безопасности;

- определение пороговых значений экономической безопасности;

- разработку законодательных актов, обеспечивающих защиту экономических интересов нации;

- устранение деформации в структуре экономики;

- содействие в становлении и развитии частного предпринимательства, его защиту;

- поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства.

Таким образом, главным условием обеспечения экономической безопасности России является подъем экономики, создание условий для её функционирования в режиме расширенного воспроизводства и высокой конкуренции.

Тесты

1. Экономическая безопасность региона – это …
а) характеристика национального хозяйственного комплекса и его составных частей с точки зрения его способности к прогрессирующему развитию по пути устойчивого роста благосостояния всех слоев населения;
б
) компонент национальной безопасности, включающий безопасность личности, общества, государства;
в) совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития.

 

2. Понятие «безопасность предприятия» отражает:

а) прочность и надежность функционирования предприятия в режиме выбранной стратегии;

б) выход из режима принятой стратегии;

в) способность предприятия к выживанию и функционированию в режиме противостояния внешним и внутренним угрозам;

г) правовую защищенность корпорации.

3. Система показателей экономической безопасности фирмы охватывает:

а) все направления экономического развития и становления;

б) состав количественных производственных показателей фирмы;

в) только качественные показатели фирмы;

г) темпы роста промышленного производства.

4. Основные критерии, характеризующие интересы региона в области безопасности:
а) способность экономики функционировать в условиях режима расширенного воспроизводства;
б) границы критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране;
в) совместимость данного параметра с действующей в стране системой учета, статистики и прогнозирования;
г) выделение приоритетов и траекторий социально-экономического развития региона.
5. К критериям экономической безопасности относят такие параметры, как:

а) ресурсный потенциал страны;

б) уровень и качество жизни;

в) конкурентоспособность экономики;

г) целостность территории.

6. Чтобы компания считалась конкурентоспособной, она должна продавать на рынке своей продукции:

а) не менее 25 %;

б) не менее 40 %;

в) не менее 50 %,

г) не менее 60 %.

7. Внешнюю угрозу ЭБП «снижение цен» можно рассматривать как внутреннюю угрозу:

а) высоких издержек производства;

б) потери конкурентоспособности;

в) массового выбытия основного капитала;

г) верны ответы а) и б).

8. Угрозы в реальном секторе экономики:
а
) политические угрозы;
б) отказ от поддержки предприятий;
в) разрушение инвестиционно-инновационного комплекса;
г) спад производства;
д) рост безработицы;
е) потеря основных фондов;
ж) экономические угрозы;
з) потеря рынков.
9. С позиции экономической безопасности предприятия угрозой, исходящей от фондового рынка, является:

а) страхование рисков;

б) снижение капитализации корпорации;

в) снижение ставки рефинансирования;

г) рост доходности акций.

10. Какие отрасли экономики сильнее других реагируют уменьшением объемов производства на экономический спад:

а) тяжелое машиностроение, сельское хозяйство, строительство;

б) производство сельскохозяйственных машин, пищевая промышленность, услуги связи;

в) станкостроение, производство холодильников, производство сельскохозяйственных машин;

г) производство горного оборудования, пищевая промышленность, комбикормовое производство.