1.Экономическая безопасность, её сущность и основные ключевые понятия.
2.
Элементы экономической безопасности.
3. Угрозы
экономической безопасности и их классификация.
4. Правовое обеспечение экономической
безопасности в России.
Экономическая безопасность государства – это
такое состояние национального хозяйства, при котором оно способно обеспечивать
поступательное развитие общества, его экономическую, социально-политическую
стабильность, высокую обороноспособность в условиях воздействия неблагоприятных
внешних и внутренних факторов, эффективное управление, защиту экономических
интересов на национальном и международных уровнях. Экономическая безопасность является базовой
составляющей национальной безопасности.
Для понимания сущности экономической
безопасности важно также уяснить её связь с понятиями «развитие» и
«устойчивость».
Рис. 2.1.
Базовые
компоненты экономической безопасности.
Развитие – один из компонентов экономической безопасности. Если
экономика не развивается, то у государства резко сокращаются возможности
сопротивления негативным внешним и внутренним факторам, а также военного
характера.
Устойчивость – важнейшая характеристика экономики как единой системы. Она отражает
прочность и надёжность её элементов, вертикальных, горизонтальных и других
связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки.
В том же
случае, если экономическая система не способна к развитию, ее возможности к
сопротивляемости, выживаемости и приспособлению к угрозам внешней и внутренней
среды сокращаются. Именно поэтому развитие выступает неотъемлемым элементом
обеспечения безопасности национальной экономики государства.
Вторым
основополагающим компонентом экономической безопасности выступает устойчивость
экономики. Свое проявление она находит в надежности и прочности ее элементов, а
также характеризует способность к выдерживанию внешней и внутренней нагрузки.
Экономическая
безопасность представляет собой совокупность факторов и условий, которые
обеспечивают независимость экономических систем, их устойчивость и
стабильность, а также способствуют их непрерывному совершенствованию и
обновлению.
Экономическая
безопасность государства в целом и ее регионов определяется
уровнем развития производительных сил и состоянием социально-экономических
отношений, развитием научно-технического прогресса (НТП) и использованием его
достижений в народном хозяйстве, внешнеэкономическом обмене и международной
обстановке.
Материальную
основу экономической
безопасности составляют:
- во-первых, развитие
производительных сил, способных обеспечить расширенное воспроизводство. Здесь можно
сказать, что основным критерием экономической безопасности выступает стабильный
прирост производительности общественного труда, как правило, на уровне не менее
5%. Данный показатель определяется как отношение национального дохода к
среднегодовой численности работников, которые заняты в сфере материального
производства;
- во-вторых, материальную основу экономической
безопасности составляют цивилизованный (высокий) уровень жизни граждан;
- в третьих,
экономическая независимость государства;
- в четвертых,
эффективное управление (в т.ч. государственное) на
всех уровнях экономики.
К основным
уровням экономической безопасности относится страна в целом, отдельно взятый
регион, хозяйствующий субъект, гражданин или предприниматель.
Таким образом,
экономическая безопасность имеет многоуровневый характер, однако на каждом из
них она сохраняет свою важность.
Основополагающей
целью экономической безопасности выступает обеспечение устойчивости
экономического развития государства в интересах удовлетворения его
экономических и социальных потребностей.
Сущность или содержание категории
«экономическая безопасность» может быть рассмотрено с различных сторон:
- как состояние;
- как процесс;
- как система.
Экономическая безопасность как состояние – это функционирующий комплекс
экономических, производственных и технологических факторов, позволяющий
осуществлять воспроизводственный цикл.
Экономическая безопасность как процесс – это создание и упрочнение
условий, обеспечивающих надежное функционирование национальной экономики в ходе
её развития.
Экономическая безопасность как система включает в себя следующие структурные элементы:
- материальное обеспечение
производства;
- состояние рабочей силы;
- размеры и прогрессивность
основного производственного капитала (фондов);
- развитие сферы исследований,
разработок и технологических нововведений,
- возможности сбыта продукции на
внешнем и внутреннем рынках.
Экономическую безопасность необходимо рассматривать как взаимосвязанную систему
её различных уровней:
1. международного;
2. национального;
3. уровня отдельно взятой
хозяйственной структуры;
4. личности.
Под международной экономической безопасностью понимается состояние
мировой экономики, при котором обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество сторон в решении
национальных и интернациональных (глобальных) проблем хозяйствования, свободный
выбор и осуществление ими своей стратегии социально-экономического развития и
участия в международном разделении труда.
Экономическая безопасность страны (национальная) характеризует
система показателей, включающая способность экономики страны функционировать в
режиме расширенного воспроизводства, устойчивость финансовой системы,
рациональную структуру внешней торговли, поддержание на требуемом уровне
научного потенциала, сохранение единого экономического пространства и
целостности российского рынка, создание экономических и правовых условий,
исключающих криминализацию общества, обеспечение необходимого регулирования
экономических процессов, обеспечение приемлемого уровня жизни населения.
Под экономической безопасностью предприятия (отдельно взятой хозяйственной структуры) понимается
такое состояние, при котором обеспечивается эффективное использование
имеющегося капитала, стабильность роста, высокое качество управления, постоянное
обновление технологий и информационной базы.
Под экономической безопасностью личности понимается такое состояние
жизнедеятельности человека, при котором обеспечиваются правовая и экономическая
защита его жизненных интересов, соблюдение конституционных прав и обязанностей.
Изучение сущности экономической
безопасности предполагает рассмотрение ключевых понятий.
Объекты экономической безопасности. Ими выступают
как экономическая система в целом, так и её составляющие: природные богатства,
производственные и непроизводственные фонды, недвижимость, финансовые ресурсы
(а также финансовые экономические ресурсы), хозяйственные структуры, семья,
отдельная личность и другие.
Субъекты экономической безопасности. Ими выступают:
государство и его институты (министерства, ведомства, службы и др.),
законодательные структуры, учреждения и ведомства как государственного, так и
частного сектора экономики.
Рис.
2.2 Субъекты и
объекты экономической безопасности.
Угрозы экономической безопасности – это явления и процессы,
оказывающие негативное воздействие на хозяйство страны, ущемляющие
экономические интересы личности, общества и государства.
Показатели экономической безопасности – наиболее значимые параметры,
дающие представление о состоянии экономической системы в целом, её устойчивости
и мобильности.
Основными показателями безопасности в экономике являются:
- темпы роста ВВП;
- уровень и качество жизни населения;
- темпы инфляции;
- уровень безработицы;
- структура экономики;
- имущественное расслоение
населения;
- состояние технической базы
хозяйства;
- расходы на
научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР);
- конкурентоспособность;
- импортная зависимость;
- открытость экономики;
- внутренний и внешний долг
государства и др.
Пороговое значение экономической безопасности
– это предельные величины, несоблюдение которых способствует разрушению
экономики, обострению социальной и политической ситуации в стране.
Меры по
обеспечению экономической безопасности – это сознательная, повседневная деятельность
государственных органов, направленная на отражение (блокирование) негативных
явлений и процессов в сфере экономики.
В структуре экономической
безопасности следует
выделить три важнейших
составных элемента:
1. хозяйственную независимость,
которая в условиях современного мирового хозяйства не носит абсолютного
характера. Международное разделение труда делает национальные экономики
взаимозависимыми.
В этих условиях экономическая
независимость означает возможность контроля государства за национальными
ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества
продукции, который обеспечит её конкурентоспособность и позволит на равных
участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене
научно-техническими достижениями;
2. стабильность и устойчивость
национальной экономики, предлагающие защиту собственности во всех её
формах, создание надёжных условий и гарантий для предпринимательской
активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба
с криминальными структурами в экономике, недопущение серьёзных срывов в
распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения);
3. способность к саморазвитию и
прогрессу, что особенно важно в современном динамичном развивающемся
мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная
модернизация производства, повышение профессионального образовательного и
общекультурного уровня работников становится необходимым и обязательными
условиями устойчивости и саморазвития национальной экономики.
В зависимости от сфер и отраслей экономической деятельности следует
выделить следующие структурные элементы
экономической безопасности:
- Технологические;
- Технико-производственные;
- Продовольственные;
- Валютно-кредитные;
- Инфляционные;
- Энергетические;
- Экологические;
- Информационные и другие
составляющие.
Технологическая составляющая экономической безопасности предполагает
состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует в
минимально короткие сроки самостоятельную разработку новейших технологических
решений, обеспечивающих прорыв в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства.
Технико-производственная составляющая. Под ней
понимается способность индустрии страны, в случае нарушения внешнеэкономических
связей и внутренних социально-экономических потрясений, оперативно
компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять расширенное
воспроизводство, удовлетворять общественные (в том числе и оборонные)
потребности.
Продовольственная составляющая экономической безопасности
предполагает способность сельскохозяйственного сектора экономики обеспечивать
население страны продовольствием, а промышленность необходимым
сельскохозяйственным сырьём.
Валютно-кредитную составляющую можно определить, как возможность
государства получать, размещать и использовать зарубежные кредиты и инвестиции,
а также рассчитывать по ним в пределах, обеспечивающих устойчивое
функционирование своей валютно-финансовой системы и удовлетворение общественных
потребностей в неблагоприятных внешних и внутренних экономических условиях.
Инфляционная составляющая экономической безопасности
представляет собой такое состояние денежной системы страны, которое
обеспечивает устойчивое развитие её экономики.
Антиинфляционная политика предусматривает:
- выявление и мониторинг внутренних
и внешних угроз;
- определение параметров (критериев)
состояния экономики и её финансовой сферы, обеспечивающих инфляционную
безопасность;
- механизм обеспечения неинфляционного развития экономики;
-
проведение, если это необходимо, дефляционной политики.
Энергетическая составляющая экономической безопасности предполагает обеспечение
стабильности физических поставок энергоносителей для внутреннего потребления
или адаптацию национальной экономики к новым мировым ценам на них.
Энергетическая безопасность
предполагает определение, выявление и систематизацию событий, наступление
которых прямо или косвенно может нанести ущерб развитию
топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Экологическая составляющая экономической безопасности
предусматривает такое состояние национальной экономики, при котором
предотвращаются или своевременно разрешаются противоречия между обществом и
средой обитания, не допускается нанесение ущерба экономическому потенциалу
государства.
Информационная составляющая экономической безопасности
предполагает такой порядок взаимного обмена производственными, научно-техническими
сведениями внутри народно-хозяйственного комплекса и с зарубежными партнёрами,
при котором будет гарантироваться тайна технологии производства.
Внешнеэкономическая составляющая экономической безопасности, связана
с взаимодействием национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков.
Трудности
экономического и политического характера, а также изменения системы ценностей,
принятых в обществе, вынуждают российские предприятия быстро адаптироваться к
условиям экономической нестабильности.
Однако не
просто находить адекватные решения таких сложнейших проблем и угроз, как:
1. Отсутствие
полной и квалифицированно разработанной законодательной базы, регулирующей
различные аспекты деятельности предприятий, а также постоянное изменение
действующего законодательства.
2. Отсутствие
на предприятиях квалифицированных специалистов, особенно это касается высшего и
среднего менеджмента предприятий.
3.
Неудовлетворительное состояние технологий и производственного оборудования.
4. Разрыв
экономических связей и крайне низкий уровень исполнения договорных
обязательств.
5. Высокая
криминализация общества, охватывающая большинство работающих предприятий.
Исследуя основные структурные элементы экономической безопасности, можно
выделить следующие особенности хозяйственной независимости, угрожающие её
экономической безопасности:
1. Наличие общего структурного
неравновесия и отсутствия конкурентной среды. Примером этого может служить то,
что произведённые в Российской Федерации товары и услуги (точнее, некоторые их
виды) реализуются на мировом рынке по заниженным ценам, так как они
неконкурентоспособны: предприятия вынуждены для реализации своей продукции или
снижать цены на свои товары и услуги или же повышать качество производимой
продукции. Но, как известно, для того, чтобы повышать качество производимой
продукции, необходимо внедрить новые, более современные технологии, а это –
чрезвычайно дорогостоящая процедура. Именно поэтому, цены на такие товары и
услуги на внутреннем рынке всегда выше, чем на внешнем (мировом). Сокращение
спроса на многие потребительские товары, прошедшие в результате отпуска цен,
само по себе не ведет к конкуренции между производителями.
2. Ценовые перекосы и диспропорции,
усилившиеся в ходе либерализации цен. Свободные цены пока ещё не стали ценами равновесия и
не работают на улучшение производственной структуры. В наиболее сложном
положении в результате непредвиденны скачков цен оказались отрасли, которые
призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок: легкая и пищевая
промышленность, машиностроение, также данная ситуация отразилась на оборонном
комплексе нашей страны.
3. Сохраняется давление внешнего долга, резко сужающего манёвр валютными
ресурсами.
4. Колоссальную роль играют вызовы, идущие от глобализации мировой
экономики.
Экономическая безопасность подвержена влиянию множества
угроз внешней и внутренней среды. Угрозы внешней среды формируются вне объекта
экономической безопасности и фактически не поддаются влиянию со стороны ее
субъектов. К ним, в частности, относятся:
- дискриминация российских товаров на мировом рынке;
- сырьевая направленность экспорта;
- высокая зависимость многих видов продукции стратегического
назначения от импорта;
- агрессивная политика иностранных компаний в сфере
завоевания рынков сбыта;
- большой уровень внешнего долга и пр.
Угрозы внутренней среды формируются внутри экономики страны
и поддаются влиянию со стороны государства и прочих ее субъектов. В внутренним
угрозам экономической безопасности относятся:
- криминализация экономики;
- низкая инвестиционная активность;
- спад производства;
- рост безработицы;
- неравномерность регионального развития;
- низкая конкурентоспособность отечественной продукции и пр.
И внешние и внутренние угрозы экономической безопасности в равной степени важны
и заслуживают внимания. Ключом к обеспечению безопасности экономики страны и ее
отдельных секторов выступает их устранение.
Для того чтобы формировать методические основы анализа
экономической безопасности, а также проводить постоянную работу по ее
управлению, требуется установить круг угроз безопасности. Угрозы необходимо
рассматривать не только применительно к современному этапу развития
государства, но и определить возможные угрозы, которые сегодня не актуальны, но
могут возникнуть на различных этапах развития государства. Под угрозой
безопасности будем понимать совокупность условий и факторов, создающих
опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Все факторы риска, опасности и угрозы экономической безопасности предприятий могут быть сгруппированы по различным
классификационным признакам.
1. По возможности прогнозирования:
- прогнозируемые - возникающие при известных обстоятельствах, выявленные из
прошлого опыта и закрепленные в законах, стандартах, руководящих технических
материалах и иных нормативных документах;
- непредсказуемые - форс-мажорные обстоятельства, технологические
достижения и открытия, и иные, неизбежные по существу.
2. По источнику происхождения:
- объективные,
возникающие без участия и помимо воли субъектов системы
(состояние рыночной конъюнктуры, технологические достижения и открытия,
форс-мажорные обстоятельства и т. д.);
- субъективные (умышленные или неумышленные действия людей, органов власти
и государственных организаций, конкурентная борьба, преступность и иные,
влияющие на экономические отношения предприятия на рынке).
3. По возможности предотвращения:
- форс-мажорные, отличающиеся непреодолимостью воздействия (природные
катаклизмы, техногенные катастрофы, войны, эпидемии, которые заставляют решать
и действовать вопреки намерению) и представлящие
особую сложность предотвращения бюджетными средствами;
- предотвратимые, которые могут быть предусмотрены на стадии планирования
бизнеса, процессов и технологий для минимизации или полного предотвращения
возможного ущерба в случае реализации фактора риска.
4. По вероятности наступления:
- явные, очевидные, обусловленные рыночными (экономическими и юридическими)
законами;
- латентные - неявные, временно скрытые и трудно обнаруживаемые, их
проявление или непроявление может быть обусловлено
экономической конъюнктурой, следствием макроэкономических явлений, а также
конкурентной борьбой и способами ее ведения.
5. По природе их возникновения:
- экономические - конъюнктурные (рыночные) изменения;
- политические - смена власти, введение эмбарго;
- правовые - законодательное регулирование деятельности, лицензирование,
таможня;
- техногенные - аварии и катастрофы, истощение ресурсов;
- экологические - истощение ресурсов, климатические изменения;
- конкурентные - «черный» PR, недобросовестная конкуренция;
- контрагентские - неисполнение обязательств, мошенничество.
6. По значимости или существенности ущерба:
- несущественные - не влияющие на рыночное состояние компаний;
- существенные - потеря значительной части материальных и финансовых
ресурсов;
- значительные - утрата конкурентных преимуществ, возможно банкротство;
- катастрофические - невозможно продолжение хозяйственной деятельности,
неизбежное банкротство.
7. По степени вероятности:
- невероятные - при крайне низкой вероятности совпадения обстоятельств
возникновения угрозы;
- маловероятные - не требуют планирования превентивных мер как
разновидность форс-мажорных обстоятельств;
- вероятные - слабо прогнозируемые, требующие планирование в зависимости от
значимости ущерба;
- весьма вероятные - прогнозируемые, планируемые и обеспеченные бюджетом;
- неизбежные - легко прогнозируемые, обусловленные природой возникновения,
планируемые и обеспеченные бюджетом.
8. По признаку их осуществления во времени:
- непосредственная - с определенной вероятностью осуществления;
- близкая (до 1 года) - прогнозируемая и планируемая;
- далекая (свыше 1 года) - не предусматривается текущим бюджетом.
9. По признаку их осуществления в пространстве:
- на территории предприятия;
- на территории, прилегающей к предприятию;
- на территории региона;
- на территории страны;
- на зарубежной территории.
10. По способам осуществления:
- промышленный шпионаж;
- хищение;
- вербовка и подкуп персонала;
- психологическое воздействие на персонал;
- технологический доступ и другие.
В соответствии со структурой формирования угрозы
экономической безопасности делятся на внутренние и внешние.
Внутренние угрозы – это угрозы, связанные с хозяйственной деятельностью
предприятия и его персонала. Угрозы обусловлены бизнес-процессами и оказывают
влияние на результаты хозяйственной деятельности: форма и качество управления
предприятия, соблюдение технологий, организация труда и социальной сферы
персонала и многие другие.
Все внутренние угрозы экономической безопасности России и ее
регионам делятся на четыре крупных блока:
1) угрозы производственного и технологического характера;
2) финансовые угрозы;
3) организационно-правовые угрозы;
4) социальные и демографические угрозы.
Внешние угрозы – это угрозы, которые возникают за пределами предприятия,
связаны с конъюнктурой рынка и средой функционирования предприятия, изменение
которых могут привести к возникновению ущерба.
Основные источники внешних угроз лежат во
внешнеэкономической сфере, и зачастую повлиять на них государство не может.
Поэтому одним из основных направлений противодействия внешним угрозам является
построение сильной национальной экономики, практически неуязвимой (или слабоуязвимой) к действию неблагоприятных внешних факторов.
К внешним угрозам следует относить:
- социально-экономические;
- политические;
- юридические;
- технологические;
- криминалистические и другие.
Примерами внешних угроз являются:
- высокий уровень внешнего долга;
- преобладание сырьевых товаров в российском экспорте;
- зависимость России от импорта многих важнейших видов
продукции, включая продовольствие;
- отток капитала за границу;
- дискриминационные меры зарубежных государств во
внешнеэкономических отношениях с Россией.
Выявление угроз - одна из наиболее важных задач
обеспечения экономической безопасности предприятия.
Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации является базовым документом стратегического планирования,
определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты
Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней
политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской
Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную
перспективу.
Правовую основу настоящей Стратегии России составляют
несколько групп законодательных актов:
1.
Законодательные акты, определяющие базу правового обеспечения экономической
безопасности. К ним относятся:
- Конституция
Российской Федерации;
- Федеральный
закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О
безопасности»;
- Федеральный
закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом
планировании в Российской Федерации»;
- другие
федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.
2. Законодательные акты, регулирующие различные
отрасли экономической безопасности.
Например:
- ФЗ РФ от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О
таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу
с 01.01.2020);
- ФЗ РФ от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) »Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности»;
- Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об
утверждении Доктрины информационной безопасности РФ» и другие.
3. Законодательные
акты, закрепляющие стратегию развития экономической безопасности:
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
(в ред. от 29.05.2019г.);
- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №
1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на
период до 2020 года»;
- Указ Президента РФ от 31 декабря 2015г. № 683 «О
Стратегии национальной безопасности РФ»;
- Указ Президента РФ от 21.01.2020 N
20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности РФ» и другие.
4. Законодательные акты, определяющие направления
устойчивого роста и развития российской экономики и общества в целях
обеспечения экономической безопасности страны.
Например, Распоряжение Правительства РФ от 27 января
2015 г. N 98 «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого
развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. (с изменениями и
дополнениями)».
Основным официальным документом,
определяющим стратегические экономические интересы России на современном этапе,
является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года.
Для лучшего усвоения материала предлагаю посмотреть следующее видео: https://youtu.be/PMmu3G-4WHo
1. Что такое экономическая безопасность?
а) Это возможность безопасного развития
экономики страны.
б) Это возможность национальной экономики и
ее регионов обеспечить стабильное поступательное развитие и соответствующую
защиту экономическими методами как субъектов, так и Федерации в целом.
в). Это возможность экономики создать
сильный военный потенциал с целью отражения агрессии потенциального противника.
г) Это безопасное функционирование всех
отраслей экономики.
2.
Экономическая безопасность как политико-экономическая категория – это:
а) система экономических отношений между хозяйствующими субъектами по поводу
производства благ и услуг;
б) система экономических отношений между
хозяйствующими субъектами по поводу реализации и зашиты их интересов в условиях
неопределенности и рискогенности среды;
в) система экономических отношений между людьми по
поводу удовлетворения потребностей;
г) система экономических отношений по поводу
присвоения факторов и результатов производств.
3.
Объектами безопасности являются:
а) государство, экономика региона;
б) личность, государство, общество, экономическая
система;
в) экономическая система;
г) производство, фирма, домашнее хозяйство.
4.
Экономическая безопасность государства это:
а) состояние защищенности жизненно важных интересов
личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз;
б) теоретические и практические принципы защиты
общества от внешних и внутренних угроз;
в) обеспечение выполнения функций создания механизмов
защиты и управления этими механизмами;
г) системный подход к учету различных угроз и
обеспечение безопасности.
5. Экономическая безопасность региона – это …
а) характеристика национального
хозяйственного комплекса и его составных частей с точки зрения его способности
к прогрессирующему развитию по пути устойчивого роста благосостояния всех слоев
населения;
б) компонент национальной
безопасности, включающий безопасность личности, общества, государства;
в) совокупность условий и факторов,
характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и
поступательность ее развития.
6.
Субъектами безопасности являются:
а) министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;
б) главное управление охраной;
в) министерство обороны и МВД;
г) госинституты, службы,
организации и отдельные
личности, обеспечивающие безопасность объекта на законных основаниях.
7. Функцией
экономической безопасности является:
а) административная;
б) стимулирующая;
в) инновационная;
г) экономическая.
8. Факторы,
обеспечивающие экономическую безопасность региона:
а) инвестиционная и инновационная активность;
б) ограниченность природных ресурсов и разная степень обеспеченности ими
регионов;
в) сложная демографическая ситуация;
г) резкое падение производства в отраслях специализации региона.
9. Внутренние угрозы экономической безопасности региона составляют:
а) рост безработицы;
б) спад производства;
в) износ основных фондов;
г) дефицит средств на природоохранные мероприятия;
д) все ответы верны.
10.
Классификация угроз экономической безопасности:
а) по источнику возникновения, по вероятности реализации;
б) по природе возникновения;
в) по величине нанесенного ущерба, внешние и
внутренние;
г) все перечисленные.