Тема 1. Национальные интересы России в сфере экономики

 

1.    Национальные интересы России как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства.

2.    Геополитический статус России в формировании её национальной безопасности.

3.    Основные принципы, задачи и направления обеспечения национальной безопасности России

4.    Органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности России

1.  Национальные интересы России как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства

 

Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

 

https://studfile.net/html/2706/394/html_vU2qaiBxJu.hgNe/htmlconvd-iHItJY_html_eb1f64d1b2a9bec3.gif

 

Рис. 1.1. Национальные интересы России

 

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий – социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами – участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.

Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2.  Геополитический статус России в формировании её национальной безопасности

Национальная безопасность - ключевое, базовое понятие, характеризующее защищенность всех систем жизнеобеспечения общества, государства и человека от внутренних и внешних угроз, способность противостоять им и адаптироваться к новым условиям развития, как в сфере природы, окружающей среды, так и в инновационной сфере деятельности человека.

Безопасность государства зависит от национальной силы. Национальная сила выражается:

-  в способностях вносить вклад в международное сообщество;

- выживать в кризисных и экстремальных международных условиях;

-  полностью реализовывать национальные интересы внутри и вне страны вплоть до силового противостояния в глобальных и региональных конфликтах.

Каждая из этих способностей определяется совокупностью индикаторов и частных индексов. Наибольшей национальной силой обладают государства, в которых большинство частных индексов имеет более высокое значение по сравнению с индексами других стран.

Ключевая роль в формировании национальных интересов и национальной безопасности России принадлежит ее геополитическому статусу, который формируется в ходе культурно-исторического развития под влиянием географических, политических, военных, экономических и других факторов и определяет размещение, мощь и соотношение сил в мировой системе государств.

Современное геополитическое положение России изменилось с распадом Советского Союза. Страна потеряла четверть своей территории (СССР- 22,4 млн. км2, РФ- 17,1 млн. км2) и половину населения. Участились межэтнические и религиозные конфликты как внутри РФ, так и вовне.

Россия ослабла экономически: были разорваны хозяйственные связи разных уголков огромной страны в связи с распадом СССР, не обдуманно проведенная  приватизация нанесла непоправимый урон многим отраслям промышленности, в том числе и стратегическим. Страна стала сырьевым придатком. Всё это не могло не повлиять на военный потенциал государства, который также понёс потери в девяностые годы и продолжает деградировать в наши дни.

Несмотря на всё вышеперечисленное, Россия остается серьезным геополитическим субъектом. До сих пор наше государство является самым большим в мире и имеет самую протяжённую границу. Россия по-прежнему является евроазиатской державой, которая обладает огромными ресурсами, которые позволят нам самостоятельно развивать свою экономику.

Россия занимает ведущее место в мире по таким  индикаторам, как запасы полезных ископаемых и объемы их добычи, объемы экспорта топливно-энергетических ресурсов, металлов, ядерного оружия, интеллектуальный, образовательный потенциалы.

Вместе с тем РФ еще имеет слабую банковско-финансовую систему, неразвитый внутренний рынок товаров и услуг, значительную долю бедного населения.

Но всё же современная экономика России проявила способность к сохранению и укреплению своего потенциала в условиях нестабильности мировой экономики и применения ограничительных экономических мер, введенных рядом стран против Российской Федерации.

Задача, которую Россия в этих условиях сама должна решить, – не допустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой арене, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы.

Геополитический статус России закрепляется в ее геополитической стратегии, которая реализуется в таких  программных документах страны как «Концепция национальной безопасности», «Стратегия экономической безопасности, «Долгосрочная стратегия социально-экономического развития страны» и т.д.

 

3. Основные принципы, задачи и направления обеспечения национальной безопасности России

 

Основным документом, регулирующим обеспечение государственной безопасности, безопасности общества, безопасности в экологической сфере и личной безопасности является федеральный закон «О безопасности» от 2010 года в ред. от 09.11.2020г.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации посредством совместной нацеленной деятельности общественных и государственных органов, а также населения, принимающего участие в выявлении разнообразных угроз безопасности граждан, государства и общества и в деятельности по противодействию им, является непременным и обязательным условием эффективной защиты национальных интересов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главнейшими задачами по обеспечению национальной безопасности РФ являются:

- поднятие государственной экономической сферы, проведение социально ориентированного и независимого экономического курса;

- усовершенствование законодательной базы Российской Федерации по закреплению правового порядка, социальной, политической стабильности общества и  государственности России;

- образование гармоничных межнациональных взаимоотношений;

-  обеспечение безопасности России на международной арене посредством наладки равного партнерства с лидирующими мировыми государствами;

- закрепление государственной безопасности в информационной и оборонной сферах;

-  обеспечение жизнедеятельности населения в безопасном и чистом в экологическом плане мире.

Главными принципами по обеспечению национальной безопасности России являются:

- неукоснительное соблюдение Конституции РФ и законодательства РФ;

-  взаимосвязь, единство и сбалансированность комплекса видов безопасности, изменение их приоритетностей, зависимо от ситуационных обстоятельств;

- приоритет экономических, информационных, политических мер по обеспечению национальной безопасности;

- реальность, при учете существующих сил, ресурсов, и средств, выдвигаемых задач;

- соблюдение международного законодательства и российских законов при реализации мер принудительного характера, в их числе с применением военной силы.

Основные направления деятельности общества и государства по обеспечению национальной безопасности России:

- всестороннее прогнозирование и объективный анализ угроз национальной безопасности во всех без исключения областях;

- выделение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, разработка комплексных мер и механизмов по обеспечению национальной безопасности в области экономики, внутренней и внешней политики, безопасности и правопорядка в обществе, обороны, в духовной, информационной сферах и иных областях;

- организация работы представительных (законодательных) и исполнительных органов власти государства в Российской Федерации по осуществлению комплексных мер, которые направлены на послабление угроз национальным интересам;

- поддержка на требуемом уровне мобилизационных и стратегических государственных ресурсов.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в экономической деятельности государства являются:

• правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации;

• усиление государственного регулирования в экономике;

• принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа.

Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина, путем обеспечения  опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки.

Существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики, облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, оказание реальной государственной поддержки целевых программ структурной перестройки промышленности.

Организация работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации конкретных мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам России в области экономики требует дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в указанной области и обеспечения строгого его соблюдения всеми хозяйствующими субъектами.

4.Органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности

 

Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принимают участие:

• Президент Российской Федерации – руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны;

• Федеральное Собрание Российской Федерации – на основе Конституции Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

• Правительство Российской Федерации – в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области;

• Совет Безопасности Российской Федерации – проводит работу по выявлению и оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации, оперативно готовит для Президента Российской Федерации проекты решений по их предотвращению, а также разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений в этой области;

• федеральные органы исполнительной власти – обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации, в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации;

• органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в области военной безопасности Российской Федерации; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

 

Тесты

1. Что включают в себя национальные интересы России?

а) Интересы личности.

б) Интересы общества.

в) Интересы государства.

2.Важнейшими национальными интересами являются:

  а) защита личности, общества и промышленного потенциала страны;

  б) защита личности, общества и государства;

  в) защита частной собственности, общества и государства в целом;

  г) защита личности, общественных организаций и государства;

3. Что определяется незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, политической и экономической стабильностью?

а) Интересы личности;

б) Интересы общества;

в) Интересы государства.

4. К национальным интересам России в сфере экономики относятся:

а) повышение благосостояния и качества жизни населения;

б) устойчивость финансово-банковской системы;

в) потери производственного потенциала;

г) утечка капитала.

5. Национальная безопасность это, прежде всего:

а) обеспечение выживания государства;

б) обеспечение всем гражданам государства условий для самореализации,

в) национальный интерес.

6.Что выделяется в качестве основного объекта безопасности в законе РФ «О безопасности»?

а) Власть.

б) Частная собственность.

в) Система права.

г) Общество.

7. Основными угрозами безопасности России можно считать:

а) природные катаклизмы;

б) экономическое отставание;

в) сокращение продовольственной базы;

г) разрушение озонового слоя;

д) региональный сепаратизм.

8.Контроль за ходом реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации осуществляется в рамках:

а) Ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

б) Заседаний Государственного Совета.

в) Докладов Министра обороны Российской Федерации.

г) Ежегодного доклада Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

9.Способность к саморазвитию и прогрессу – это…

а) способность самостоятельно реализовывать и защищать национальные экономические интересы, осуществлять постоянную модернизацию производства, эффективную инвестиционную и инновационную политику, развивать интеллектуальный и трудовой потенциал страны;

б) прочность и надежность всех элементов экономической системы, защита всех форм собственности, создание гарантий для эффективной предпринимательской деятельности, сдерживания дестабилизующих факторов;

в) возможность осуществления государственного контроля над национальными ресурсами, способность использовать национальные конкурентные преимущества для обеспечения равноправного участия державы в международной торговле и кооперационных связях;

г) объективная возможность негативного влияния на определенное явление, систему, механизм, социальный организм, в результате чего ему может быть причинен вред, что приведет к упадку, кризисного состояния и т.д.

10. Возможность осуществления государственного контроля над национальными ресурсами, способность использовать национальные конкурентные преимущества для обеспечения равноправного участия государства в международной торговле и кооперационных связях – это…

а) экономическая эффективность;

б) социальная эффективность;

в) экономическая безопасность;

г) экономическая независимость.