Явления поэтического синтаксиса

Явления поэтического синтаксиса иначе называют выразительными средствами языка, стилистическими, риторическими фигурами.

Риторическая фигура – необычный оборот речи, с помощью которого достигается особая, необходимая автору выразительность. Риторические фигуры условно делят на семантические (антитеза, градация и др.) и на синтаксические (параллелизм, анафора, эпифора и др.).

Оксиморон (оксюморон) - сочетание или выражение, состоящее из слов, противоположных по значению, эти значения взаимно исключают друг друга: пышное природы увяданье, живой труп и др. Отмечают, что оксиморон следует отнести к риторическим фигурам.

Парадокс – высказывание, резко расходящееся с общим привычным мнением:

Ахиллес не догонит черепаху; Мало не воруйпосадят и др.

Анаколуф - это стилистический оборот речи,  в котором умышленно не согласованы члены предложения:

Пришла весна,

Распустились цветы,

Мне никто не нужен,

Кроме ты ...

Антитеза - это противопоставление двух образов, явлений, понятий с помощью антонимов:

Я богат, ты очень беден,

Я прозаик, ты поэт,

Я румян, как маков цвет,

Ты, как смерть, и тощ, и бледен. (А.С. Пушкин)

Градация - это предложение с однородными членами, в котором каждое последующее слово усиливает значение предыдущего:

Не жалею, не зову, не плачу… (С.А. Есенин).

Эллипсис – это пропуск значащих членов для быстроты действия или для выражения душевного состояния автора:

Татьяна в лес, медведь за ней (А.С. Пушкин). Окно вдребезги и др.

Умолчание - это оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает свою мысль, предоставляя читателю возможность самому догадаться, что именно осталось невысказанным: Но, слушай: если я должна тебе... кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена (А.С. Пушкин) и др.

Инверсия - это нарушение привычного порядка слов в предложении: Белеет парус одинокий (М.Ю. Лермонтов); Отговорила роща золотая (С.А. Есенин) и др.

Рефрен - это повторение одного и того же: Где ты, где ты, ночная радость? (А.С. Пушкин); Ты жива еще, моя старушка? Жив и я, привет тебе, привет! (С.А. Есенин).

Анафора – повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф, строк и т.д.:

Я не знаю, где граница

Между Севером и Югом,

Я не знаю, где граница

Меж товарищем и другом… (М.А. Светлов);

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством… (М.Ю. Лермонтов)

Эпифора – повторение слов или словосочетаний в конце предложений, строф и т.д.: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник?  Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь).

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня (А.А. Блок).

Кольцо – повторение в начале и конце стиха, строфы и т.д. одних и тех же слов: Шаганэ, ты моя, Шаганэ! (С.А. Есенин).

Сегодня мне письма не принесли;

Забыл он написать или уехал;

Весна, как трель серебряного смеха,

Качаются в заливе корабли,

Сегодня мне письма не принесли. (А.А. Ахматова)

Стык (анадиплозис) - повторение предложения, слова, словосочетания в конце одного предложения, стиха и в начале другого предложения, стиха и т.д.: Ты где был? Был ли ты дома?

Жди меня и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди... (К.М. Симонов)

Риторический вопрос – вопросительный оборот речи, который не требует ответа:

Кто виноват? (А.И. Герцен). На кого не действует новизна? (А.П. Чехов) и др.

Риторическое обращение – это обращение к явлениям природы, неодушевленным предметам, к отсутствующим друзьям, умершим товарищам: Где же вы теперь, друзья-однополчане? (А.И. Фатьянов). Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.С. Пушкин) и др.

Риторическое восклицание – это оборот речи, который произносится с сильной восклицательной интонацией: Пусть сильнее грянет буря! (М. Горький). Да здравствует солнце! Да скроется тьма! (А.С. Пушкин) и др.

Асиндетон (Бессоюзие) – бессоюзная связь однородных членов предложения или частей предложения, которая используется как стилистический прием: Волков бояться – в лес не ходить.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады,  монастыри…(А.С. Пушкин)

Полисиндетон (Многосоюзие) – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, благодаря чему усиливается выразительность речи: Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду (А.П. Чехов). Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (В.Г. Короленко).