Явления поэтического синтаксиса иначе называют выразительными средствами
языка, стилистическими, риторическими фигурами.
Риторическая
фигура – необычный оборот речи, с помощью
которого достигается особая, необходимая автору выразительность. Риторические фигуры условно делят на семантические (антитеза,
градация и др.) и на синтаксические (параллелизм, анафора, эпифора и др.).
Оксиморон
(оксюморон) - сочетание или выражение, состоящее из слов, противоположных по
значению, эти значения взаимно исключают друг друга: пышное природы увяданье, живой труп и др. Отмечают, что оксиморон
следует отнести к риторическим фигурам.
Парадокс – высказывание, резко расходящееся с общим привычным
мнением:
Ахиллес
не догонит черепаху; Мало не воруй – посадят и др.
Анаколуф
- это стилистический оборот
речи, в котором умышленно не согласованы
члены предложения:
Пришла весна,
Распустились цветы,
Мне никто не нужен,
Кроме ты ...
Антитеза
- это противопоставление двух
образов, явлений, понятий с помощью антонимов:
Я богат,
ты очень беден,
Я прозаик,
ты поэт,
Я румян,
как маков цвет,
Ты, как смерть, и тощ, и бледен. (А.С.
Пушкин)
Градация
- это предложение с однородными
членами, в котором каждое последующее слово усиливает значение предыдущего:
Не
жалею, не зову, не плачу… (С.А.
Есенин).
Эллипсис
– это пропуск значащих членов для
быстроты действия или для выражения душевного состояния автора:
Татьяна
в лес, медведь за ней (А.С. Пушкин). Окно вдребезги и др.
Умолчание
- это оборот речи, заключающийся в
том, что автор не до конца выражает свою мысль, предоставляя читателю
возможность самому догадаться, что именно осталось невысказанным:
Но, слушай: если я должна тебе... кинжалом я владею, я близ Кавказа
рождена (А.С. Пушкин) и др.
Инверсия
- это нарушение привычного порядка
слов в предложении: Белеет парус одинокий
(М.Ю. Лермонтов); Отговорила роща
золотая (С.А. Есенин) и др.
Рефрен
- это повторение одного и того же: Где ты, где ты, ночная радость? (А.С.
Пушкин); Ты жива еще, моя старушка? Жив и я, привет тебе, привет! (С.А.
Есенин).
Анафора
– повторение слов или словосочетаний
в начале предложений, строф, строк и т.д.:
Я не знаю,
где граница
Между Севером и Югом,
Я не знаю,
где граница
Меж товарищем и другом… (М.А. Светлов);
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством… (М.Ю.
Лермонтов)
Эпифора
– повторение слов или словосочетаний
в конце предложений, строф и т.д.: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь).
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня (А.А. Блок).
Кольцо – повторение в начале и конце стиха, строфы и т.д.
одних и тех же слов: Шаганэ,
ты моя, Шаганэ! (С.А. Есенин).
Сегодня
мне письма не принесли;
Забыл он написать или уехал;
Весна, как трель серебряного смеха,
Качаются в заливе корабли,
Сегодня
мне письма не принесли. (А.А.
Ахматова)
Стык
(анадиплозис) - повторение предложения, слова, словосочетания в конце одного
предложения, стиха и в начале другого предложения, стиха и т.д.: Ты где был? Был ли ты дома?
Жди меня и я вернусь,
Только очень жди,
Жди,
когда наводят грусть
Желтые дожди... (К.М. Симонов)
Риторический вопрос – вопросительный оборот речи, который не требует
ответа:
Кто виноват? (А.И. Герцен). На
кого не действует новизна? (А.П. Чехов) и др.
Риторическое
обращение – это обращение к явлениям
природы, неодушевленным предметам, к отсутствующим друзьям, умершим товарищам: Где же вы теперь, друзья-однополчане? (А.И.
Фатьянов). Мечты, мечты! Где ваша
сладость? (А.С. Пушкин) и др.
Риторическое восклицание – это оборот речи, который произносится с сильной
восклицательной интонацией: Пусть сильнее
грянет буря! (М. Горький). Да здравствует
солнце! Да скроется тьма! (А.С. Пушкин) и др.
Асиндетон (Бессоюзие) – бессоюзная связь однородных членов
предложения или частей предложения, которая используется как стилистический
прием: Волков бояться – в лес не ходить.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри…(А.С. Пушкин)
Полисиндетон
(Многосоюзие) – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении
количества союзов в предложении, благодаря чему усиливается выразительность
речи: Я или зарыдаю, или закричу, или в
обморок упаду (А.П. Чехов). Перед
глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и
уходил куда-то в бесконечность (В.Г. Короленко).