Публицистический
стиль
Публицистический
стиль (ПС) – это стиль средств массовой информации, в котором реализуются воздействующая
и информативная функции языка.
Данный стиль является наиболее популярным, поскольку его
распространению способствуют СМИ. В переводе с латинского языка (лат. publicus) это стиль означает общественный, который иначе
называют газетно-публицистическим стилем, т.к. произведения рассматриваемого
функционального стиля в основном печатались в газетах.
Отличительной
особенностью ПС является его многожанровость. Выделяют следующие жанры публицистического стиля: информационные
(заметка, репортаж, отчёт, хроника, обозрение и др.), аналитические
(статья, корреспонденция, обзор,
рецензия, комментарий и др.), художественно-публицистический (очерк, фельетон, памфлет и др.).
Основные его функции ПС – воздействия и информация –
способствуют выделению типичных особенностей исследуемого стиля. Это
императивность, повышенная эмоциональность, оценочное отношение к сообщаемому
факту. Кроме этого, ПС свойственны чередование стандарта и
экспрессии, экономия языковых средств, доходчивость или лаконичность,
последовательность изложения материала при информативной насыщенности, диалогизация речи, функционирование в устной и письменной
формах, наличие индивидуального авторского «Я» и др. Указанные специфические
признаки дают основание подчеркивать, что в настоящее время ПС условно является
книжным стилем и стремится выходить за пределы литературной нормы. Дополним
последнюю мысль словами А.А. Мурашова: «К
сожалению, в целом публицистика все более становится источником речевых ошибок,
жаргонизируется, игнорируя нормы русской речи и
веками утверждавшейся нравственности» [44, с. 325].
Фонетические
особенности ПС связаны с устной
формой реализации по электронным средствам большинства публицистических
произведений последнего времени. Каждому жанру устной публицистики свойственно
свое произношение. К примеру, нейтральное произношение у диктора, читающего официальную хронику (Новости,
Время и пр.), книжное торжественное – у диктора, читающего важное
правительственное сообщение о том, как будут отмечать 9 мая.
Основой произношения в устной публицистике являются
нейтральный и книжный стили. Как отклонение, имеющее стилистческую
значимость, воспринимаются возвышенный и разговорный стили.
Интонация в ПС, в отличие от интонации в РОС, является осознанным,
преднамеренным средством воздействия на слушателя с целью вызвать у него
определенную эмоциональную и волевую реакцию [70, с. 187].
Для
лексики ПС характерны устойчивые
сочетания - словесные блоки (уровень
жизни, вести переговоры и др),
метафоризация речи (белое золото,
кровавый переворот и др. ), общественно-политические слова (выборы, демократизация, плюрализм,
общественность и др. ), частое использование оценочных слов (марионетка, верхушка, ретроград, грязь и
др.), научная терминология (холдинг,
инвестиция, дилер, спонсор и др.), разговорные слова и фразеологизмы (вешать лапшу на уши, схлопотать, орава, прихватизация и др.) и пр.
В области морфологии ПС
имеет следующие особенности: частое употребление прилагательных и наречий с
оценочным значением (серьезный,
значительный, презрительно, великодушно и др.); использование абстрактных
существительных во мн.ч. (разговоры,
инициативы, свободы, власти и др.); применение императивные формы глагола (Так держать! Решим вопрос!
И др.); реализация в речи существительных с разговорными
окончаниями (в цеху, в отпуску, договора,
выбора и др.); употребление существительнысобирательном
значении (пенсионер, избиратель,
читатель, слушатель и др.) и пр.
Среди синтаксических особенностей ПС сдедует выделять следующие: использование
восклицательных и вопросительных предложений; применение различных
односоставных предложений и эллиптических элементов, частое нарушение обычного
порядка слов; наличие повторов и вводных слов и конструкций; использование
монологической речи и пр.
Выделяют следующие подстили
ПС: 1) подстиль современных СМИ; 2) ораторский публицистический подстиль;
3) парламентская речь как подстиль ПС. В то же время
в учебной литературе представлена и другая классификация: «Публицистический стиль считается особенно сложным и разветвленным,
характеризующимся многочисленными переходными (межстилевыми) влияниями. Основные его подстили - политико-агитационный (воззвания, приказы, прокламация), официальный
политико-идеологический (партийные документы), собственно
публицистический – в узком смысле
слова (памфлеты, очерки, фельетоны и
т.п.), газетный» [61, с. 37].
В
подстиле современных СМИ имеют место необычные, новые метафоры, речевые штампы,
жаргонные вкрапления и т.д. В ораторском публицистическом подстиле используются
большое количество фигур, а в подстиле парламентской речи представлено
насыщение выступлений специальными словами и выражениями.