Публицистический стиль

Публицистический стиль (ПС) – это стиль средств массовой информации, в котором реализуются воздействующая и информативная функции языка.

Данный стиль является наиболее популярным, поскольку его распространению способствуют СМИ. В переводе с латинского языка (лат. publicus) это стиль означает общественный, который иначе называют газетно-публицистическим стилем, т.к. произведения рассматриваемого функционального стиля в основном печатались в газетах.

 Отличительной особенностью ПС является его многожанровость. Выделяют следующие жанры публицистического стиля: информационные (заметка, репортаж,  отчёт, хроника, обозрение и др.), аналитические (статья, корреспонденция, обзор, рецензия, комментарий и др.), художественно-публицистический (очерк, фельетон, памфлет и др.). 

Основные его функции ПС – воздействия и информация – способствуют выделению типичных особенностей исследуемого стиля. Это императивность, повышенная эмоциональность, оценочное отношение к сообщаемому факту. Кроме этого, ПС свойственны чередование стандарта и экспрессии, экономия языковых средств, доходчивость или лаконичность, последовательность изложения материала при информативной насыщенности, диалогизация речи, функционирование в устной и письменной формах, наличие индивидуального авторского «Я» и др. Указанные специфические признаки дают основание подчеркивать, что в настоящее время ПС условно является книжным стилем и стремится выходить за пределы литературной нормы. Дополним последнюю мысль словами А.А. Мурашова: «К сожалению, в целом публицистика все более становится источником речевых ошибок, жаргонизируется, игнорируя нормы русской речи и веками утверждавшейся нравственности» [44, с. 325].

Фонетические особенности ПС связаны с устной формой реализации по электронным средствам большинства публицистических произведений последнего времени. Каждому жанру устной публицистики свойственно свое произношение. К примеру, нейтральное произношение у диктора, читающего официальную хронику (Новости, Время и пр.), книжное торжественное – у диктора, читающего важное правительственное сообщение о том, как будут отмечать 9 мая.

Основой произношения в устной публицистике являются нейтральный и книжный стили. Как отклонение, имеющее стилистческую значимость, воспринимаются возвышенный и разговорный стили.

Интонация в ПС, в отличие от интонации в РОС, является осознанным, преднамеренным средством воздействия на слушателя с целью вызвать у него определенную эмоциональную и волевую реакцию [70, с. 187].  

Для лексики ПС характерны устойчивые сочетания - словесные блоки (уровень жизни, вести переговоры и др), метафоризация речи (белое золото, кровавый переворот и др. ), общественно-политические слова (выборы, демократизация, плюрализм, общественность и др. ), частое использование оценочных слов (марионетка, верхушка, ретроград, грязь и др.), научная терминология (холдинг, инвестиция, дилер, спонсор и др.), разговорные слова и фразеологизмы (вешать лапшу на уши, схлопотать, орава, прихватизация и др.) и пр.

В области морфологии ПС имеет следующие особенности: частое употребление прилагательных и наречий с оценочным значением (серьезный, значительный, презрительно, великодушно и др.); использование абстрактных существительных во мн.ч. (разговоры, инициативы, свободы, власти и др.); применение императивные формы глагола (Так держать! Решим вопрос! И др.); реализация в речи существительных с разговорными окончаниями (в цеху, в отпуску, договора, выбора и др.); употребление существительнысобирательном значении (пенсионер, избиратель, читатель, слушатель и др.) и пр.

Среди синтаксических особенностей ПС сдедует выделять следующие: использование восклицательных и вопросительных предложений; применение различных односоставных предложений и эллиптических элементов, частое нарушение обычного порядка слов; наличие повторов и вводных слов и конструкций; использование монологической речи и пр.

Выделяют следующие подстили ПС: 1) подстиль современных СМИ; 2) ораторский публицистический подстиль; 3) парламентская речь как подстиль ПС. В то же время в учебной литературе представлена и другая классификация: «Публицистический стиль считается особенно сложным и разветвленным, характеризующимся многочисленными переходными (межстилевыми) влияниями. Основные его подстили - политико-агитационный (воззвания, приказы, прокламация), официальный политико-идеологический (партийные документы), собственно публицистическийв узком смысле слова (памфлеты, очерки, фельетоны и т.п.), газетный» [61, с. 37].

В подстиле современных СМИ имеют место необычные, новые метафоры, речевые штампы, жаргонные вкрапления и т.д. В ораторском публицистическом подстиле используются большое количество фигур, а в подстиле парламентской речи представлено насыщение выступлений специальными словами и выражениями.