Официально-деловой
стиль
Официально-деловой
стиль (ОДС) - это
совокупность языковых средств, функция которых - обслуживание сферы
официально-деловых отношений.
ОДС иначе называют деловой речью, что свидетельствует о
том, что данный стиль является самым древним из книжных стилей, а его истоки мы
находим в деловой речи эпохи Киевского государства, в котором юридические
документы создавались уже в XIX веке.
Данный стиль ещё называют административным, так как он
обслуживает сферу правовых отношений: законодательство и делопроизводство.
ОДС в основном функционирует в
письменной форме речи. При этом не исключается и его реализация в устной форме
(выступления государственных и общественных деятелей на собраниях, приёмах и
т.д.) Устную форму ОДС характеризуют полный стиль произношения,
особая выразительность интонации, логические ударения. В устной речи
недопустимы неправильные ударения и нелитературное произношение.
Обычная форма реализации ОДС – это
монолог (заявление, докладная, объяснительная и др.). В нем в основном имеет
место предварительный отбор языковых средств.
В деловой речи обычно реализуются две
функции языка: информативная
(сообщения) и волюнтативная (повеление). В справке заключена информация, в приказе – повеление, в протоколе
– и информация (слушали) и повеление (постановили).
Важнейшие функции одс – сообщение
и повеление
- реализуются в таких
официальных документах, как законы, постановления, указы, приказы и т. д.
Для лексики ОДС характерно употребление специальных,
закрепившихся в нем слов и устойчивых сочетаний – так называемых канцеляризмов,
ср.: рекомендовать, постановили,
ходатайство, предъявить иск и др. В области морфологии ОДС прежде всего
свойственно использование существительных на –ние (-ение),
ср.: постановление, исполнение,
решение, объявление и др. Типичным
для синтаксиса ОДС является образование глагольных словосочетаний с именем
существительным, ср,: объявить
благодарность вместо поблагодарить,
принять решение вместо
решить и др.
В составе ОДС выделяют подстили:
а) собственно законодательный (закон, указ и пр.); б) административно-канцелярский
(распоряжение, приказ и пр.); в) дипломатический (нота, соглашение и пр.).
К деловым текстам предъявляются такие
требования, без которых деловой текст не может стать документом. Это содержательная полнота
– число, время, фамилия, номер и т.д.; точность
– указание объективных фактов; ясность
– употребление слов в прямом значении, наличие тавтологии (повторение одного и
того же); лаконичность – это
отсутствие эмоциональности, экспрессивности, использование минимального
количества слов для передачи мысли.
Служебной же информации
предъявляются следующие общие требования: достоверность, (объективность),
актуальность, необходимость, новизна (своевременность), убедительность
(аргументированность), полнота (достаточная информация).
Основным понятием ОДС является документ. Это деловая бумага, оформленная с учётом соответствующих
норм и правил, служащая доказательством чего-либо, подтверждающая право на что-либо
и имеющая юридическую силу.
Выделяют следующие документы по степени
стандартизации: 1) документы, которые без стандартной формы теряют юридическую
силу (паспорт, диплом и др.); 2) документы, не имеющие стандартной формы, но
для удобства их использования составляемые по
определённому образцу (договоры, соглашения и др.); 3) Документы, не требующие
при их составлении обязательно заданной формы (протоколы, отчёты и др.) [27, с.
63].
Любой официальный документ в социальном плане
выполняет много функций (полифункционален), что
позволяет ему удовлетворять различные человеческие потребности. Среди функций
документа выделяют общие и специальные функции.
Общими
функциями документа являются:
1) информационная – любой документ создаётся для
сохранения информации; 2) социальная – документ является значимым объектом,
поскольку порождён той или иной
социальной потребностью; 3) коммуникативная – документ выступает в качестве
средства связи между отдельными учреждениями; 4) культурная функция - документ
– это средство закрепления и передачи культурных традиций, этапов развития
цивилизации.
Специальными функциями документа являются:
1) управленческая – документ
является инструментом управления; этой функцией наделены так называемые
управленческие документы (плановые, отчетные, организационно-распорядительные и
др.), специально создаваемые для целей управления; 2) правовая – документ
является средством закрепления и изменения правовых норм в обществе. Правовую
функцию выполняют законодательные и правовые нормативные акты, а также
документы, приобретающие правовую функцию на время; 3) функция исторического
источника – документ выступает в качестве источника исторических сведений о
развитии общества [18, с. 308-309].
Юридическая сила документа обеспечивается комплексом
реквизитов, являющихся обязательными элементами оформления документа. К ним
относятся: наименование автора документа, наименование адресата, подпись, дата,
номер документа, печать и т. д. Совокупность реквизитов и схема их расположения
на документе составляют формуляр документа. К примеру, схема расположения
реквизитов заявления имеет следующую последовательность: 1) наименование
адресата; 2) наименование адресанта; 3)
наименование документа; 4) формулировка просьбы (жалобы, предложения, краткая
аргументация); 5) дата; 6) подпись [35, с. 219-220].
Документы по фактору адресации разделяют на внутреннюю
и внешнюю переписку. Внутреннюю деловую
переписку называют служебной
документацией, и ее ведут между должностными лицами, подразделениями одной
организации, в которой адресат и адресант находятся в отношениях должностного
соподчинения. Внешняя деловая переписка называется официальными письмами и ведётся между
различными организациями, которые не состоят в прямом подчинении по отношению к
друг к другу.
В зависимости от содержания и назначения выделяют распорядительные, отчётные, плановые и
другие документы, каждый из которых характеризуется общностью требований, предъявляемых к содержанию и языковому оформлению
документа. Различают плановую,
управленческую, научную и другие виды документов в зависимости от того, к
какой сфере человеческой деятельности относится документируемая информация.
В зависимости от фактора доступности информации
документы бывают открытого пользования,
ограниченного доступа и
конфиденциального характера. Документы разделяют на срочные, второстепенные, итоговые, периодические в зависимости от
сроков исполнения. По критерию первичности происхождения различают оригинал (первый экземпляр) и копию (все остальные экземпляры) [18, с.
330-331].