Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль (ОДС) -  это совокупность языковых средств, функция которых - обслуживание сферы официально-деловых отношений.

ОДС иначе называют деловой речью, что свидетельствует о том, что данный стиль является самым древним из книжных стилей, а его истоки мы находим в деловой речи эпохи Киевского государства, в котором юридические документы создавались уже в XIX веке.

Данный стиль ещё называют административным, так как он обслуживает сферу правовых отношений: законодательство и делопроизводство.

ОДС в основном функционирует в письменной форме речи. При этом не исключается и его реализация в устной форме (выступления  государственных и общественных  деятелей на собраниях, приёмах и т.д.)  Устную форму ОДС  характеризуют полный стиль произношения, особая выразительность интонации, логические ударения. В устной речи недопустимы неправильные ударения и нелитературное произношение.

Обычная форма реализации ОДС – это монолог (заявление, докладная, объяснительная и др.). В нем в основном имеет место предварительный отбор языковых средств.

В деловой речи обычно реализуются две функции языка:  информативная (сообщения) и волюнтативная (повеление). В справке заключена информация, в приказе – повеление, в протоколе – и информация (слушали) и повеление (постановили).

Важнейшие функции одссообщение и повеление -  реализуются в таких официальных документах, как законы, постановления, указы, приказы и т. д.

Для лексики ОДС характерно употребление специальных, закрепившихся в нем слов и устойчивых сочетаний – так называемых канцеляризмов, ср.: рекомендовать, постановили, ходатайство, предъявить иск и др. В области морфологии ОДС прежде всего свойственно использование существительных на ние (-ение), ср.: постановление, исполнение, решение,  объявление и др. Типичным для синтаксиса ОДС является образование глагольных словосочетаний с именем существительным, ср,: объявить благодарность вместо поблагодарить, принять решение вместо решить и др.

В составе ОДС выделяют подстили: а) собственно законодательный (закон, указ и пр.); б) административно-канцелярский (распоряжение, приказ и пр.); в) дипломатический (нота, соглашение и пр.).

К деловым текстам предъявляются такие требования, без которых деловой текст не может стать документом. Это содержательная полнота – число, время, фамилия, номер и т.д.; точность – указание объективных фактов; ясность – употребление слов в прямом значении, наличие тавтологии (повторение одного и того же); лаконичность – это отсутствие эмоциональности, экспрессивности, использование минимального количества слов для передачи мысли.

Служебной же информации предъявляются следующие общие требования: достоверность, (объективность), актуальность, необходимость, новизна (своевременность), убедительность (аргументированность), полнота (достаточная информация).

Основным понятием ОДС является документ. Это деловая бумага, оформленная с учётом соответствующих норм и правил, служащая доказательством чего-либо, подтверждающая право на что-либо и имеющая юридическую силу.

Выделяют следующие документы по степени стандартизации: 1) документы, которые без стандартной формы теряют юридическую силу (паспорт, диплом и др.); 2) документы, не имеющие стандартной формы, но для удобства их использования составляемые по определённому образцу (договоры, соглашения и др.); 3) Документы, не требующие при их составлении обязательно заданной формы (протоколы, отчёты и др.) [27, с. 63].

Любой официальный документ в социальном плане выполняет много функций (полифункционален), что позволяет ему удовлетворять различные человеческие потребности. Среди функций документа выделяют общие и специальные функции.

Общими  функциями документа являются:

1) информационная – любой документ создаётся для сохранения информации; 2) социальная – документ является значимым объектом, поскольку порождён той или   иной социальной потребностью; 3) коммуникативная – документ выступает в качестве средства связи между отдельными учреждениями; 4) культурная функция - документ – это средство закрепления и передачи культурных традиций, этапов развития цивилизации.

Специальными функциями документа являются:

1) управленческая – документ является инструментом управления; этой функцией наделены так называемые управленческие документы (плановые, отчетные, организационно-распорядительные и др.), специально создаваемые для целей управления; 2) правовая – документ является средством закрепления и изменения правовых норм в обществе. Правовую функцию выполняют законодательные и правовые нормативные акты, а также документы, приобретающие правовую функцию на время; 3) функция исторического источника – документ выступает в качестве источника исторических сведений о развитии общества [18, с. 308-309].

Юридическая сила документа обеспечивается комплексом реквизитов, являющихся обязательными элементами оформления документа. К ним относятся: наименование автора документа, наименование адресата, подпись, дата, номер документа, печать и т. д. Совокупность реквизитов и схема их расположения на документе составляют формуляр документа. К примеру, схема расположения реквизитов заявления имеет следующую последовательность: 1) наименование адресата; 2)  наименование адресанта; 3) наименование документа; 4) формулировка просьбы (жалобы, предложения, краткая аргументация); 5) дата; 6) подпись [35, с. 219-220].

Документы по фактору адресации разделяют на внутреннюю и внешнюю переписку. Внутреннюю деловую переписку называют служебной документацией, и ее ведут между должностными лицами, подразделениями одной организации, в которой адресат и адресант находятся в отношениях должностного соподчинения. Внешняя деловая переписка называется официальными письмами и ведётся между различными организациями, которые не состоят в прямом подчинении по отношению к друг к другу.

В зависимости от содержания и назначения выделяют распорядительные, отчётные, плановые и другие документы, каждый из которых характеризуется  общностью требований, предъявляемых  к содержанию и языковому оформлению документа. Различают плановую, управленческую, научную и другие виды документов в зависимости от того, к какой сфере человеческой деятельности относится документируемая информация.

В зависимости от фактора доступности информации документы бывают открытого пользования, ограниченного доступа и конфиденциального характера. Документы разделяют на срочные, второстепенные, итоговые, периодические в зависимости от сроков исполнения. По критерию первичности происхождения различают оригинал (первый экземпляр) и копию (все остальные экземпляры) [18, с. 330-331].