Орфоэпические нормы
Орфоэпические нормы – это
произносительные нормы. Слово «орфоэпия» по происхождению греческое и означает
правильную речь (orthos «правильный» + epos «речь»). Выделяют акцентологические и произносительные
нормы.
Акцентология (от лат. accentus «ударение» + от греч. logos «слово, учение») раздел языкознания, который
изучает особенности и функции ударения.
Ударение – это произнесение одного из слогов с большей
силой, ср.: потолОк, дЕрево, шкалА, семьЯ и др. Диомед в IV веке ударение назвал душой речи [29, с. 71]. В русском языке ударными
бывают гласные звуки.
Бывает очень приятно слушать грамотную речь, когда кругом все произносят слова, расставляя
ударения правильно. Это прежде всего
радует специалиста-кодификатора: грýшевый, тóсты, тóрты, позвонúт и др.
Неправильное ударение в словах снижает культуру устной речи (ср.: катáлог, áлкоголь,
пóняла, звóнят
и др.) и может привести у искажению смысла высказывания (ср.: мукá – мýка, атлáс – áтлас и
др.).
В специальной литературе написано, что
ударение служит фонетическим паспортом слова [29,
с. 72]. В русском языке достаточно много слов, произношение которых
служит как бы лакмусовой бумажкой уровня речевой культуры [29, с. 71]. По этому поводу К.С. Горбачевич отмечает: «В
современном русском языке имеется более 5000 общеупотребительных слов, у
которых зафиксировано колебание в ударении» [29, с. 73]. В литературе же
читаем, что «большая часть слов русского
языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся
4% и являются наиболее употребительными
словами, составляющими базисную лексику языка» [37, с. 9].
Фиксированным ударение называется,
если оно падает на определенный слог в слове или закреплено за определенным
слогом. Так, в эстонском и чешском языках оно падает
на первый слог, в польском – на предпоследний слог, во французском и армянском
языках – на последний. В дагестанских языках ударение обычно падает на
последний слог. В русском же языке ударение не закреплено за определенным
слогом. Оно может падать на любой слог, на любую часть слова – на корень (дОмик, чЁрный и др.), на приставку (пОиск, зАсветло и др.), на суффикс (городОк, сильнЕйший и др.), на окончание (окнО, кричИт и др.). Поэтому русское ударение
свободное, разноместное.
Русское словесное ударение может
быть подвижным и неподвижным. Подвижным ударение называют потому, что при
изменении формы слова оно переходит с одного гласного на другой, ср.: я прав – она правА – они прАвы; я пишУ – ты пИшешь, я скажУ – ты скАжешь, селО – сЁла
и др. Ударение является неподвижным, если при изменении формы слова оно
не переходит с одного гласного на другой, ср.: дЕлать, чИстить,
каталОг, звонЯт, тОрты, тОсты и др.
Одна из функций ударения - кульминативная (выделительная) – обеспечивает целостность единицы, отмеченной тем или иным видом ударения. Реализуется она через акцентную силу (русское ударение силовое, динамическое), в меньшей мере - через долготу ударного слога (русское ударение квантитативное, количественное). В русском языке ударный звук (слог) – сильнейший и длиннейший. Поэтому ударение динамическое и квантитативное. От ударения зависит семантика слова (хлопОк – хлОпок, харАктерный – характЕрный и др.) Это так называемая сигнификативная (различающая, означивающая) функция ударения [44, с. 135-136].
Очевидна в языке тенденция к устранению
нежелательной омонимии. Расширяется круг омографов, произносящихся различно за
счет акцентировки, подчеркивающей их семантические расхождения. Именно так
различаются слова брОня – бронЯ, Ушко –
ушкО
и др. [44, с. 138].
Ударение указывает на грамматическую форму, т.е. с помощью
ударения можно отличить одну форму от другой. Это так называемая форморазличительная функция, ср.: рука
– рукИ (род.п., ед.ч.) – рУки (им.п.,
мн.ч.); нога – ногИ (род.п.,
ед.ч.) – нОги
(им.п., мн.ч.) и др.
«Справиться с
русским ударением нелегко, но трудности надо преодолевать. Если ударение в
начальной форме многих и многих слов приходится запоминать (или проверять, заглядывая в
словари-справочники), то для
определения места ударения в производных формах слов тех или иных
грамматических разрядов (гУся – гусЯ, рЕку - рекУ)
существуют свои правила» [54, с. 225]. Данные правила отражены во
всех справочниках о современном русском языке.
В алфавите 23 буквы, которые
обозначают гласные и согласные звуки. Два знака звуков не обозначают. В русском
языке 10 букв, которые передают на письме
6 основных гласных звуков – [а], [и], [у], [о], [э], [ы].
Гласные под ударением находятся в
сильной позиции. В слабой позиции гласный звук подвергается изменениям, т.е.
гласные редуцируются. Редукция – это изменение, ослабление безударного
гласного.
Различают две слабые позиции –
первая слабая и вторая слабая. В первой слабой позиции безударные гласные
находятся в первом предударном слоге и в абсолютном безударном начале слова.
Этот звук короче ударного. Во второй слабой позиции безударные гласные
находятся во всех остальных безударных положениях. Звуки в такой позиции
намного короче ударных и тех, которые занимают первую слабую позицию.
Буквы Е, Ё, Ю, Я,
иногда и И обозначают два звука в следующих положениях: 1) в
абсолютном начале слова - яркий, елка, юла, единый и др.; 2) после гласных – свидание, реакция, купить
красивую игрушку
и др.; 3) после твердого и мягкого знаков – семья, ружьё, пьеса, пью,
объявление, подъезд, воробьи, семьи и др.
21 буква обозначает 36 согласных
звуков.
Звонкие твердые – [б], [в], [г], [д],
[ж]. [з], [л], [м], [н], [р].
Звонкие мягкие –
[б’], [в’], [г’], [д’], [з’],
[л’], [м’], [н’], [р’], [й’].
Глухие твердые – [п], [ф],
[к], [т], [ш], [с], [х], [ц].
Глухие мягкие - [п’], [ф’],
[к’], [т’], [щ’], [с’], [х’],
[ч’].
Всегда твердыми являются согласные
Ж, Ш. Ц, а всегда мягкими - согласные Ч, Щ, Й.
Мягкость согласных на письме обозначается
двумя способами: 1) с помощью Ь; 2) буквами Е, Ё, Ю,
Я, И.
Для шумных
согласных сильными позициями являются позиции перед сонорными (снова, влево,
смуглый и др.), гласными (перо, каша, сено, солома и др.) и перед буквой (звуком) В (свидание, сверху, свой, звание,
звать, два и
др.).
В ряде случаев согласные в слабой
позиции подвергаются изменениям – ассимилиции
(уподоблению).
Прежде всего
ассимиляция согласных имеет место в двух случаях:
1) на конце слов и перед глухими
звонкие согласные оглушаются, ср.: гараж, утюг, лавка, подход и др.;
2) глухие согласные озвончаются
перед звонкими согласными, ср.: просьба, молотьба, сделать и др.
Диссимиляция (расподобление) в
русском языке нами зафиксировано только в двух словах, ср.: – лег[х]кий - легок, мяг[х]кий - мягок.
При стечении ряда согласных имеет
место уподобление:
1) С + Ш, З
+ Ш = долгий звук Ш – низший, высший и др.;
2) Т + Ч, Д + Ч = долгий звук Ч – летчик, докладчик и др.;
3) Т + С, Д + С = долгий звук Ц на стыке корне и суффикса – городской, светский и др.