Орфоэпические нормы

Орфоэпические нормы – это произносительные нормы. Слово «орфоэпия» по происхождению греческое и означает правильную речь (orthos «правильный» + epos «речь»). Выделяют акцентологические и произносительные нормы.

Акцентология (от лат. accentus «ударение» + от греч. logos «слово, учение») раздел языкознания, который изучает особенности и функции ударения.  

Ударение – это произнесение одного из слогов с большей силой, ср.: потолОк, дЕрево, шкалА, семьЯ и др. Диомед в IV веке ударение назвал душой речи [29, с. 71]. В русском языке ударными бывают гласные звуки.

Бывает очень приятно слушать грамотную речь, когда кругом все произносят слова, расставляя ударения правильно. Это прежде всего радует специалиста-кодификатора: грýшевый, тóсты, тóрты, позвонúт и др. Неправильное ударение в словах снижает культуру устной речи (ср.: катáлог, áлкоголь, пóняла, звóнят и др.) и может привести у искажению смысла высказывания (ср.: мукáмýка, атлáсáтлас и др.). 

В специальной литературе написано, что ударение служит фонетическим паспортом слова [29, с. 72]. В русском языке достаточно много слов, произношение которых служит как бы лакмусовой бумажкой уровня речевой культуры [29, с. 71]. По этому поводу К.С. Горбачевич отмечает: «В современном русском языке имеется более 5000 общеупотребительных слов, у которых зафиксировано колебание в ударении» [29, с. 73]. В литературе же читаем, что «большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и явля­ются наиболее употребительными словами, составляющими базисную лексику языка» [37, с. 9].

Фиксированным ударение называется, если оно падает на определенный слог в слове или закреплено за определенным слогом. Так, в эстонском и чешском языках оно падает на первый слог, в польском – на предпоследний слог, во французском и армянском языках – на последний. В дагестанских языках ударение обычно падает на последний слог. В русском же языке ударение не закреплено за определенным слогом. Оно может падать на любой слог, на любую часть слова – на корень (дОмик, чЁрный и др.), на приставку (пОиск, зАсветло и др.), на суффикс (городОк, сильнЕйший и др.), на окончание (окнО, кричИт и др.). Поэтому русское ударение свободное, разноместное.

Русское словесное ударение может быть подвижным и неподвижным. Подвижным ударение называют потому, что при изменении формы слова оно переходит с одного гласного на другой, ср.: я прав – она правА – они прАвы; я пишУ – ты пИшешь, я скажУ – ты скАжешь, селОсЁла  и др. Ударение является неподвижным, если при изменении формы слова оно не переходит с одного гласного на другой, ср.: дЕлать, чИстить, каталОг, звонЯт, тОрты, тОсты и др.  

Одна из функций ударения - кульминативная (выделительная) – обеспечивает целостность единицы, отмеченной тем или иным видом ударения. Реализуется она через акцентную силу (русское ударение силовое, динамическое), в меньшей мере - через долготу ударного слога (русское ударение квантитативное, количественное). В русском языке ударный звук (слог) – сильнейший и длиннейший. Поэтому ударение динамическое и квантитативное. От ударения зависит семантика слова (хлопОк – хлОпок,  харАктерныйхарактЕрный и др.) Это так называемая сигнификативная (различающая, означивающая) функция ударения [44, с. 135-136]. 

Очевидна в языке тенденция к устранению нежелательной омонимии. Расширяется круг омографов, произносящихся различно за счет акцентировки, подчеркивающей их семантические расхождения. Именно так различаются слова брОнябронЯ, УшкоушкО и др. [44, с. 138].

Ударение указывает на грамматическую форму, т.е. с помощью ударения можно отличить одну форму от другой. Это так называемая форморазличительная функция, ср.: рукарукИ (род.п., ед.ч.) – рУки (им.п., мн.ч.); ноганогИ (род.п., ед.ч.) – нОги (им.п., мн.ч.) и др.

«Справиться с русским ударением нелегко, но трудности надо преодолевать. Если ударение в начальной форме многих и многих слов приходится запоминать (или проверять, заглядывая в словари-справочники), то для определения места ударения в производных формах слов тех или иных грамматических разрядов (гУсягусЯ, рЕку - рекУ) существуют свои правила» [54, с. 225]. Данные правила отражены во всех справочниках о современном русском языке.

 

В алфавите 23 буквы, которые обозначают гласные и согласные звуки. Два знака звуков не обозначают. В русском языке 10 букв, которые передают на письме  6 основных гласных звуков – [а], [и], [у], [о], [э], [ы].

Гласные под ударением находятся в сильной позиции. В слабой позиции гласный звук подвергается изменениям, т.е. гласные редуцируются. Редукция – это изменение, ослабление безударного гласного.

Различают две слабые позиции – первая слабая и вторая слабая. В первой слабой позиции безударные гласные находятся в первом предударном слоге и в абсолютном безударном начале слова. Этот звук короче ударного. Во второй слабой позиции безударные гласные находятся во всех остальных безударных положениях. Звуки в такой позиции намного короче ударных и тех, которые занимают первую слабую позицию.   

Буквы Е, Ё, Ю, Я, иногда и И обозначают два звука в следующих положениях: 1) в абсолютном начале слова - яркий, елка, юла, единый и др.; 2) после гласных – свидание, реакция, купить красивую игрушку и др.; 3) после твердого и мягкого знаков – семья, ружьё, пьеса, пью, объявление, подъезд, воробьи, семьи и др.

 

21 буква обозначает 36 согласных звуков.

Звонкие твердые – [б], [в], [г], [д], [ж]. [з], [л], [м], [н], [р]. 

Звонкие мягкие –   [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [л’], [м’], [н’], [р’], [й’].

Глухие твердые –   [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [х], [ц].

Глухие мягкие -     [п’], [ф’], [к’], [т’], [щ’], [с’], [х’], [ч’].

Всегда твердыми являются согласные Ж, Ш. Ц, а всегда мягкими - согласные Ч, Щ, Й.

Мягкость согласных на письме обозначается двумя способами: 1) с помощью Ь; 2) буквами Е, Ё, Ю, Я, И.

Для шумных согласных сильными позициями являются позиции перед сонорными (снова, влево, смуглый и др.), гласными (перо, каша, сено, солома и др.) и перед буквой (звуком) В (свидание, сверху, свой, звание, звать, два и др.).

В ряде случаев согласные в слабой позиции подвергаются изменениям – ассимилиции (уподоблению).

Прежде всего ассимиляция согласных имеет место в двух случаях:

1) на конце слов и перед глухими звонкие согласные оглушаются, ср.: гараж, утюг, лавка, подход и др.;

2) глухие согласные озвончаются перед звонкими согласными, ср.: просьба, молотьба, сделать и др.

Диссимиляция (расподобление) в русском языке нами зафиксировано только в двух словах, ср.: – лег[х]кий - легок, мяг[х]кий - мягок.

При стечении ряда согласных имеет место уподобление:

1) С + Ш, З + Ш = долгий звук Ш – низший, высший и др.;

2) Т + Ч, Д + Ч = долгий звук Ч – летчик, докладчик и др.;

3) Т + С, Д + С = долгий звук Ц на стыке корне и суффикса – городской, светский и др.