Научный
стиль
Научный стиль (НС) обслуживает сферу науки и относится
к книжным стилям. Содержанием научных произведений являются идеи и факты,
законы и категории, открытые учеными. Основная функция НС – это сообщение, информация.
Разновидностями НС являются научные
сообщения, доклады, статьи, рецензии, очерки, тезисы, монографии, трактаты,
рефераты, авторефераты, диссертации, лекции, отчёты о научно-исследовательской
работе, учебники, учебные пособия и др.,
в которых используется только нормированную речь и которые обычно реализуются в
письменной речи.
Основной формой реализации НС является монолог,
который имеет место предварительный отбор языковых средств и в котором
обязательны ссылки на источники и цитирование.
НС используется в научной, производственной, учебной и
преподавательской деятельности и характеризуется тем, что он должен обладать
такими качествами, как логичность, ясность, точность.
Логичность
– это последовательность расположения всех единиц и наличие смысловых связей
между этими единицами. Последовательностью обладает только такой текст, в
котором выводы вытекают из содержания. Эти выводы не противоречивы, а текст
разбит на отдельные отрезки, отражающие движение мысли от
частного к общему и наоборот.
Ясность
как качество научной речи предполагает понятность, доступность. Поэтому собсвенно научные, научно-учебные и научно-популярные
тексты отличаются друг от друга как по отбору
материала, так и по способу его языкового оформления.
Точность
предполагает однозначность понимания текста, отсутствие расхождения между
означаемым и означающим. Поэтому в собственно научных текстах, как правило,
отсутствуют экспрессивные средства, а слова преимущественно используются в
прямых значениях. Частое употребление терминов также способствует однозначности
текста.
В области лексики НС характеризуется наличием
терминов – специальных слов и словосочетаний, точно обозначающих понятия той
или иной области науки. В произведениях НС на развитых языках, каковым является
и русский, иногда около 90 % лексики составляют научные и технические термины
[53, 31]. При этом отмечают, что обычно научная работа бывает
насыщена терминами, которые составляют 15-20 % всей лексики [8, с. 187]. К
примеру, в психологическом тексте употребляются такие термины, как темперамент, мимика, жест, рефлексия,
сангвиник и др.
В НС используют абстактную
лексику (развитие, деятельность,
редукция, изменение и др.), интернациональную терминологию (пуризм, конструкция, аналог, система и
др.), научную фразеологию (прямой угол, причестный оборот, назывное предложение и др.) и пр.
В области морфологии в НС преобладают имена
существительные, которых почти четыре раза больше, чем глаголов [54, с. 282].
При этом в научном тексте достаточно часто встречаются отглагольные существительные,
ср.: исправление,
вылет, кодирование, обезвоживание и др.
Вещественные и отвлеченные существительные нередко
употребляются в форме мн. ч., ср.: красные
глины, шумы в радиоприемнике, смазочные масла и др. В то же время «…в системе научного текста имена существительные,
приобретая значение термина, называют целый класс предметов с помощью формы
единственного числа в значении множественного: Ухо – орган слуха у млекопитающих» [58, с. 12].
Для синтаксиса
НС характерно широкое употребление сложных предложений, в которых используются
обособленные члены и вводные слова, указывающие на последовательность и связь
мыслей. При этом в научном тексте преобладают сложноподчиненные предложения, а
порядок слов прямой.
В НС в основном употребляются повествовательные
предложения, в которых отсутствуют эллиптические конструкции, но в которых
возможны частые повторы и нанизывание существительных в род.
п., ср.: попытка
обобщения опыта работа профессора кафедры методики преподавания русского языка
и литературы… Такое нанизывание в других стилях считается неуместным [53,
с. 37].
В учебной
литературе дано различное количество подстилей НС.
Так, Е.А. Столярова выделяет 7 подстилей:
академический (собственно научный), научно-популярный,
научно-учебный, научно-технический, естественнонаучный подстили,
а также подстили некоторых гуманитарных наук и
физико-математических наук [59, с. 17-18]. Г.Я. Солганик
и Т.С. Дроняева отмечают 4 подстиля:
собственно научный, учебно-научный, научно-популярный и технический [58, с.
12-13].
Мы обычно рассматриваем следующие подстили
НС: собственно научный, учебно-научный
(научно-учебный) и научно-популярный.
Собственно
научный подстиль иначе называют академическим и представлен текстами,
которые готовят ученые для своих коллег (монографии, статьи, доклады,
выступления на различных конференциях и др.). В данном подстиле обсуждаются
актуальные проблемы, в научный оборот ученые вводят новые термины, аргументируя
их появления. При этом в первую очередь используются цитаты авторитетных
исследователей.
Учебно-научный подстиль является ослабленным академическим подстилем и представлен в учебниках, в учебных и
учебно-методических пособиях, лекциях, докладах и рефератах, в объяснениях на
занятиях. В нем прослеживаются закрепление и передача научных знаний тем, кто
стремится получить образование. Изложение в таких текстах
проводится по принципу «от незнания к
знанию, от мéньшего знания к бóльшему» [58, с. 13)]. Новые термины и
понятия вводятся с опорой на известные и подробно объясняются в зависимости от
возраста аудитории. При этом совершенно новые термины и понятия не
употребляются.
Научно-популярный подстиль
близок к художественному и публицистическому стилям и представлен в различных
формах публичных выступлений по наиболее злободневным темам с точки зрения
науки. Иногда данный подстиль
относят к публицистическому стилю, не обращая внимания на то, что
рассматриваемый подстиль НС выполняет функцию
передачи научной информации в доступной для многих форме. В таком выступлении
терминологическая лексика подробно объясняется и присутствует в минимальном
количестве, и она вводится с опорой на бытовое сознание читателей (зрителей) и
на их практический опыт. В нем не допускаются громоздкие синтаксические
конструкции и часто используются эмоциональные элементы, а также средства
речевой выразительности.