Занятие № 9.
Языковая норма. Нормы ударения

(практическое занятие)

План

История вопроса. Критерии нормы. Степени нормативности. Изменения норм. Норма и вариант. Причины сокращения вариантов. Классификация норм. Ударение. Нормы ударения. Особенности и функции ударения. 

Задания

Задание 1. Опрос теории

1.     Что такое норма?

2.     Назовите критерии языковой нормы.

3.     Каковы источники языковой нормы?

4.     Чем норма помогает литературному языку?

5.     От чего зависит норма?

6.     На что опирается признание нормативности?

7.     Расскажите о  трех степенях нормативности.

8.     Чем вариант отличается от нормы?

9.     Каковы причины сокращения вариантов?

10.    Что такое императивная норма?

11.    Что такое диспозитивная норма?

12.    Дайте классификацию норм.

13.    Что такое ударение?

14.    Какие бывают ударения?

15.    Каковы особенности и функции ударения?

 

Задание 2. Образуйте формы множественного числа от следующих существительных. Обратите внимание на поведение ударения.

Бант, волк, выбор, герб, лифт, склад, снайпер, торт,  шарф, шприц.

 

Задание 3. От следующих существительных образуйте прилагательные. В каких случаях ударение переходит с корня на суффикс?

Атом, вал, груша, двор, дом, кедр, кирза, кухня, слива, тигр, фланг.

 

Задание 4. Поставьте данные глаголы в прошедшем времени и отметьте в них ударение. Произнесите несколько раз образованные формы.

Брать, гнать, дать, жить, занять, звать, лить, нанять, поднять.

 

Задание 5. Поставьте ударение в следующих глагольных формах.

Взялся, взялась, взялись; клялся, клялась, клялись; родился, родилась, родились; начался, началась, начались; назвался, назвалась, назвались; собрался, собралась, собрались.

 

Задание 6. Отметьте слова с ударением на втором слоге.

Избалованный, начал, ходатай, километр; квартал, анализ крови, сантиметр, принять; красивее, понять, средства, статуя; добыча, положил, украинец, гравер; партер, диспансер, облегчить, агент; включим, черпать, развитая (промышленность), цепочка.

 

Задание 7. Подберите к данным определениям слова–омографы, которые выделены курсивом (На­зовите одним словом).

1. а) способность видеть, б) мираж, призрак – вúдение, видéние; 2. а) раздел, тип товара, б) ружейный прием – артúкул,  артикýл; 3. а) денежная единица, б) шляпа – болúвар, боливáр; 4. а) субботный отдых, предписываемый еврейской религией; сбо­рище ведьм, б) кончено, довольно – шáбаш, шабáш; 5. а) сорт шелковой гладкой блестящей ткани, б) сборник географических карт, таблиц, схем и т.д. – áтлас, атлáс.

 

Задание 8. Перенесите ударение с одного слога на другой. Что при этом изменилось: форма слова или значение слова?

Вóды, домá, дóрог, любúте, мóю, сéла, селó, слезý, рассы′пать, слéзу, словá, стóит, стрелкú, стрýны, стужý, узнáю, ýшки,  целýю.

 

Задание 9. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к «Акцентологическому минимуму» (см. Приложения). Запомните место ударения в данных словах. 

Арест, бен­зопровод, верование, визави, жалюзи, жерло, грошовый, губчатый, единовременный, оптовый, подростковый; вчистую, завидно, задолго, издавна, издали, издревле, изредка, исконно; избаловать, бередить, закупорить, звонить, кашлянуть.

 

Задание 10. Мини–тест. Расставьте в нижеперечисленных словах ударение, но так, как вы чаще всего их произносите.

Аналог, апостроф, аргумент, танцовщик,  договор, документ, жалюзи, звонит, инструмент, щавель, намерение, ремень, портфель, процент, предмет, хозяева, таможня, эксперт.

Оцените свой уровень речевой культуры с точки зрения правильности произношения слов при расстановке ударения, опираясь на следующую таблицу [4, с.77].

 

 

Число слов, в которых правильно расставлено ударение
Уровень речевой культуры в произношении слов при расстановке ударения
18
Очень высокий
17
Высокий
16
Выше среднего
15
Чуть выше среднего
14
Средний
13
Чуть ниже среднего
12
Ниже среднего
11
Низкий
          10 и меньше
Очень низкий

 

 

Задание 11. Определите значения следующих пар слов. Составьте с ними предложения.

Брóня–броня´, запáсникзапаснúк, зáнятыйзанятóй, безóбразныйбезобрáзный, характéрныйхарáктерный.

 

Задание 12. Чтение и обсуждение рефератов.

Акцентологические нормы в русском языке и просодия.

Нормативный аспект культуры речи.

Природа норм современного русского литературного языка.