Занятие № 6.
Научный стиль
(практическое занятие)
План
Характеристика
и особенности научного стиля. Основное назначение стиля. Специфика
использования элементов различных языковых уровней в научной сфере. Речевые
нормы учебной и научной сфер деятельности. Разновидности: статья, тезисы,
доклад, реферат, рецензия, очерк и др.
Задания
Задание 1. Опрос теории.
1. Что такое научный стиль (НС)?
2. Каково основное назначение НС?
3. Назовите основные формы НС.
4. Какими качествами должен обладать НС?
5. Что такое научная статья?
6. Дайте особенности НС.
7. Назовите основные подстили
НС.
8. Что такое собственно научные подстиль?
9. Дайте определение научно–учебного
подстиля.
10. Каковы характерные особенности научно-популярного
подстиля?
Задание 2. Прочитайте
теоретический материал по учебнику Л.А. Введенской, Л.Г. Павловой, Е.Ю. Кашаевой «Русский
язык и культура речи» [17, с. 63-64]. На что обращают внимание авторы?
Задание 3. Прочитайте
терминологический минимум по изучаемому предмету в Приложениях. Определения новых
для вас терминов запишите в тетради.
Задание 4. Поработайте с
толковым словарем русского языка и определите по нему значения слов учебник, монография, статья, доклад,
аннотация, рецензия. Придумайте по одному предложению с каждым словом.
Задание 5. Запишите 20
определений терминов по специальности.
Задание 6. Придумайте
предложения, используя данные термины.
Задание 7. Запишите по 10
названий учебников и монографий.
Задание 8. Вспомните определения
частей речи.
Задание 9. Подберите
научные тексты по социальной, психологической, философской, исторической,
юридической и лингвистической темам.
Задание 10. Подготовьте
рецензию на одну из подобранных статей.
Задание 11. Выпишите из
любого текста те слова и термины, которые относятся к научному стилю [27; 31; 35 и др.].
Задание
12. Чтение и обсуждение рефератов.
Общая характеристика научного стиля.
Особенности научного стиля.
Профессионализмы и терминологическая лексика.
Разновидности научного стиля.