Занятие № 13
Морфологические нормы
(практическое занятие)
План

Колебания форм в морфологии. Колебание в падежной системе. Число существительных. Род аббревиатур, неологизмов и несклоняемых иноязычных слов. Склонение сложных слов.

Задания

Задание 1. Найдите неправильные варианты.

Производство сахару, кружка квасу, горсть табаку, нарезать сыру, вкус чаю, завоз лаку, килограмм луку, нагнать страху, закупки рису.

 

Задание 2. Определите род следующих существительных.

Тушь, рояль, вуаль, мозоль, тюль, толь, табель, шинель, время, бремя, дитя, заводишко, городишко, слуга, воришка,  шампунь.

 

Задание 3. Распределите следующие иноязычные слова по родам.

Алиби, безе, бра, кредо, салями, фрау, иваси, киви (птица), миссис, кашне, купе, клише, кольраби, кофе, мадам, меню, атташе, желе, лото, шимпанзе, лассо, сирокко, жабо, цунами, какао, такси, колибри, депо, цеце.

 

Задание 4. Найдите аббревиатуры мужского рода.

ДГУ, МХАТ, МГУ, ДГМА, ООН, МИД, НАТО, РОЭ (СОЭ), КНР, ЛДПР, КПРФ, ДГПУ, ДГТУ, НИИ, ЭВМ.

 

Задание 5. Какие словосочетания построены неправильно и почему?

Толстая мозоль, билет с плацкартом, белый георгин, тонкая вольера, черный клавиш, белая манжета, красивый зал, золотая канделябра, вылечить катаракт, старая банкнота, ленточная глиста.

 

Задание 6. Определите род следующих существительных и просклоняйте их.

Диван–кровать, вагон–лавка, кафе–ресторан, кафе–бар, кафе–столовая, кресло–кровать, вагон–редакция, театр–студия, кафе–дансинг, плащ–палатка, ясли–сад, кресло–качалка.

 

Задание 7.  От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа. Составьте с ними словосочетания.

Автор, адрес, берег, бухгалтер, вексель, директор, договор, доктор, инженер, катер, конструктор, лектор, трактор,  торт, шофер.

 

Задание 8. Образуйте формы именительного падежа множественного числа от следующих слов–омонимов.

Пропуск (занятий) – пропуск (на работу); образ (в романе) – образ (в церкви); орден (награда) – орден (организация, община); учитель (наставник) – учитель (преподаватель); лист (на дереве) – лист (в книге).

 

Задание 9. От приведенных ниже слов образуйте формы родительного падежа множественного числа.

Абрикосы, ананасы, апельсины, баклажаны, бананы, ба­рышни, басни, башни, бланки, гектары, граммы, грузины, иглы, карты, оладьи, осетины, по­гоны, полотенца, помидоры, сапоги, туфли, чулки, яблони, ясли.

 

Задание 10. Распределите существительные в три столбика.

Образец

Употребляются только

в ед.ч.

Употребляются только

во мн.ч.

Употребляются в обоих числах

баранина

грабли

слово – слова

Беднота, мозг, белье, побои, каникулы, щи, недра, дичь, отруби, мошкара, молоко, вилы, масло, лед, гусли, мед, тоска, белкú, спирты, чернила, румяна, консервы, именины, песни, сталь, чистота, жмурки, соседи, плечи.

 

Задание 11. От данных существительных образуйте прилагательные.

Дельфин, соболь, крокодил, фазан, черепаха, лебедь, рыба, птица.

 

Задание 12. Подберите к образованным прилагательным из предыдущего задания существительные из следующего списка:

Хвост, язык, двор, запах, пасть, суп, пух, промысел.

 

Задание 13.  Найдите правильный вариант.

Казак – казакский, казачий; лазурь – лазоревый, лазуревый; лоток – лотошный, лоточный; гречиха – гречичный, гречишный; черепица – черепичный, черепичий.

 

Задание 14. Поставьте глаголы в форме 1-го лица единственного числа.

Смутить, очутиться, завариться, преградить, победить, дерзить, изорваться, ехать, уступить, выучиться, поджариться, дождить.

 

Задание 15. Какое слово лишнее?

Тюль, бюллетень, мозоль, рояль; магистраль, вестибюль, лазурь, бандероль; озимь, цитадель, фланель, панцирь; ножницы, башмаки, щипцы, дрожки; брюки, хлопоты, дверцы, вилы; дебри, прения, игры, шахматы.

 

Задание 16. Чтение и обсуждение рефератов.

Аббревиатуры в русском языке.

Вариантные формы глагола.

Вариантные формы имен.

Род иноязычных слов.