Занятие № 10
Нормы произношения звуков

(практическое занятие)

План

Понятие звука. Гласные звуки. Сильная и слабые позиции. Редукция. Согласные звуки. Сонорные звуки. Шумные звуки. Звонкие и глухие звуки. Твердые и мягкие звуки. Ассимиляция. Диссимиляция. Выпадение звуков.

Задания

Задание 1. Вспомните орфографию. Объясните написание данных слов. Написание какой орфограммы не проверяется?

Умес..ный, завис..ливый, извес..ный, корыс..ный, скорос..ной, контрас..ный, крепос..ной, лес..ничный, пос..ный, прелес..ный, пристрас..ный, радос..ный, совмес..ный, страс..ный, учас..ливый, чес..ный, ярос..ный.

 

Задание 2. Найдите случаи несовпадения произношения и написания согласных в высказываниях Козьмы Пруткова.

1. Единожды солгавши, кто тебе поверит? [68, с. 99]. 2. Никто не обнимет необъятного [68, с. 91]. 3. Влюбленный в одну особу страстно терпит другую тóкмо по расчету [68, с. 93]. 4. Эгоист подобен давно сидящему в колодце [68, с. 94]. 5. Смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться [68, с.95]. 6. Вытапливай воск, но сохраняй мед [68, с. 95]. 7. Под сладкими выражениями таятся мысли коварные: так, от курящего табак нередко пахнет духами [68, с. 98]. 8. Что имеем – не храним, потерявши плачем [68, с. 100].

 

Задание 3. Прочитайте восьмистишие А.А. Блока. Отметьте все мягкие согласные в тексте. Определите, каким образом передана мягкость согласных на письме.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь [9, с. 153].

 

Задание 4. Произнесите правильно следующие слова и распределите их по группам по образцу.

Образец

[шн]

[ч’н] и [шн]

вариантное произношение

[ч’н]

було[шн]ик

копее[шн]ыйкопее[ч’н]ый

зада[ч’н]ик

Булавочный, булочная, горничная, горчичник, горячечный, гречневый, дачник, двоечник, елочный, игрушечный, канареечный, конечно, копеечный, коричневый, крошечный, лодочный, молочная, нарочно, ночной, перечница, полуночник, порядочный, прачечная, пряничный, пустячный, пушеч­ный, речной, скучно, скворечник, стрелочник, табачник, ша­почный, шуточный, яблочный, язычник, яичница, ячневая.

Примечание. Таблица взята из пособия Введенской Л.А. и др. «Русский язык и культура речи»  [17, с. 409].

 

Задание 5. Дайте транскрипцию следующих слов.

Договор, жалюзи, жерло, исконно, некролог, нефтепровод, памятуя, приговор, созыв, столяр, танцовщица, зубчатый.

 

Задание№6. Исправьте ошибки в следующих словах.

[алфáв’ит], [катáлък], [нáч’ьлъ] (глаг., ж.р.), [пóн’ьлъ] (глаг., ж.р.), [áлкъгъл’], [сúрътъ].

Задание 7. Прочитайте слова. Проверьте правильность произношения согласных звуков в конце слов и перед согласными по орфоэпическому словарю.

Дифирамб, норматив, коллектив, бумеранг, демагог, ретроград, арбит­раж, репортаж, де­виз, трубка, ловкий, обсудить, ред­кий, подшить, надпись,  бумажка, низкий, погрузка, скользкий, вписать, вчера, второй.

 

Задание 8. Выпишите из данных словосочетаний слова, в которых шумные согласные озвончаются, и дайте их транскрипцию.

Полусгнившие трущобы, молотьба зерна для приюта, просьба социального педагога, сделанная работа, отгаданная загадка, интересный футбол, политический анекдот, экзамен по русскому языку и культуре речи, отбежать от дома, сгореть дотла.

 

Задание 9. Прочитайте слова. Проверьте правильность произношения сочетаний согласных звуков по орфоэпическому словарю.

Произнесший, замерзший, разжать, прожженный, просчитаться, подписчик, рассказчик, перебежчик, счет, отчаянный, под­черкнул, отчитать, тридцать, солдатский, за­водской, городской, собираться, бороться, видеться, боится, мечтается, учатся, смеются, говорится, добивается.

 

Задание 10. Прочитайте слова, обращая внимание на произношение буквы Е (Ё) под ударением. Проверьте правильность произношения  по орфоэпическому словарю.

Афера, бытие, вычерпывать, вышеприведенный, внаем, грубошерстный, дебелый, дареный, желоб, запе­ченный, забеленный, завороженный, заем, иноплеменный, издевка, одновременный, новорожденный, никчемный, острие, отсеченный, отключен­ный, осведомленный, преемник, поимен­ный, приглушенный, прирученный, свекла, убеленный.

 

Задание 11. Распределите приведенные ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед Е.

Образец

мягкое произношение

вариантное произношение

твердое произношение

[д]емагог

[д]епо - [дэ]по

[дэ]нди

Аннексировать, антен­на, атеист, ателье, аудитория, аутсайдер, бутерброд, бизнес, гипотеза, гротеск, дебаты, дебют, девальвация, декада, декларация, демпинг, де­милитаризация, демарш, демисезонный, депрессия, де–факто, диспансер, игротека, интеграция, идентичный, интервью, кодекс, кредо, критерий, компресс, кон­сенсус, контекст, корректный, компьютер, кон­тейнер, патент, портмоне, проект, пресса, протеже, темп, тема, тенденция, тер­мин, тезис, теннис, тент, тире, термос.

 

Задание 12. Фонетический диктант.

Асп..рант, ат..естат, ауд..тория, груп..а, д..кан, д..цент, к..бинет, к..ндидат н..ук, к..никулы, курат..р, л..борант, мет..дист, препод..ватель, профе..сор, рект..р, ст..пендия, унив..рситет, ф..культет, экзам..н.

 

Задание 13. Прочитайте на время любой прозаический текст, соблюдая нормы произношения.

 

Задание 14. Выучите наизусть одно стихотворение, в которое входит не менее 200 слов, и прочитайте его вслух, соблюдая нормы произношения. Проверьте скорость чтения.

 

Задание 15. Тестирование по орфоэпическим нормам [74, с. 8-15].

 

Задание 16. Чтение и обсуждение рефератов.

Гласные звуки.

Дикция и выразительное чтение.

Звуковые процессы.

Нормы произношения звуков.

Согласные звуки.