Работа 8. Определение показателей физического развития с помощью

метода антропометрических индексов

 

Цель работы: углубить знания студентов о показателях здоровья человека; ознакомить студентов с методами исследования физического развития, привить навыки антропометрии; определить антропометрические индексы, оценить их соответствие возрастным нормам, оценить степень физического развития.

Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента (2–3 шт.), калькулятор, пишущие принадлежности.

 

Здоровье – одна из несомненных ценностей человека. В документах Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а «состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Оно формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями при оценке благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.

Одним из важнейших показателей состояния здоровья подрастающего поколения является физическое развитие. Физическое развитие организма – это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, которые характеризуют процесс его роста и созревания. В нашей стране в связи с профилактическим направлением медицины изучение физического развития имеет большое значение. Антропометрия – совокупность методов и приемов оценки внешнего строения тела человека. Основоположником научной антропометрии является французский ученый Брока.

 

Порядок проведения работы. Одним из универсальных методов антропометрии является метод антропометрических индексов – определенного арифметического соотношения двух-трех показателей физического развития, принимаемого за норму.

1.               Индекс Кетле или индекс массы тела (ИМТ) – непосредственный показатель гармонии строения тела человека и косвенный показатель правильного питания и здоровья. Впервые был предложен бельгийским ученым Адольфом Кетле (1796–1874).

На сегодняшний день этот индекс считается общепринятым во Всемирной организации здравоохранения. Рассчитывается по формуле ИМТ= , где m – это масса тела человека в килограммах, h – рост в метрах. Существует прямая корреляция между избыточным весом и риском развития сердечно-сосудистых заболеваний.

 

Индекс массы тела и риск развития сердечно-сосудистых заболеваний

 

Величина ИМТ

Масса  тела человека

Риск заболеваний

˂ 19

Дефицит массы тела

Низкий

19–25

Нормальная

Обычный

25– 30

Избыточная

Повышенный

30–35

Ожирение 1 ст.

Высокий

35–39,9

Ожирение 2 ст.

Очень высокий

> 40

Ожирение 3 ст.

Чрезвычайно высокий

 

2. Росто-весовой показателькг) равен длине тела в см минус 100. Этот наиболее простой и общедоступный показатель наиболее применим для оценки физического развития взрослых людей низкого роста (155–164 см). При росте 165–174 см нужно вычитать не 100, а 105, при росте 175–185 см вычитается 110. РВП = рост – 100.

3.  Индекс пропорциональности развития грудной клетки (индекс Эрисмана) равен разности: ОГК в покое (см) – рост (см), деленный на 2. Он составляет 5,8 см для мужчин и 3,3 см для женщин. Если индекс равен или превышает названные цифры, это указывает на хорошее развитие грудной клетки; если он ниже указанных величин или имеет отрицательное значение, это свидетельствует об узкой грудной клетке.

4.  Индекс крепости телосложения (индекс Пинье) выражает разность между ростом стоя и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе: Х = Р – (М+О), где Х – индекс, Р – рост стоя в см, М – масса тела в кг, О – окружность грудной клетки в фазе выдоха в см. Чем меньше разность, тем выше показатель физического развития, крепости телосложения (при отсутствии избыточных жировых отложений). Индекс меньше 10 – телосложение крепкое, от 10 до 20 – хорошее, от 21 до 25 – среднее, от 26 до 35 – слабое, более 36 – очень слабое.

 

Обработка результатов и выводы. Производя соответствующие расчеты, сделайте выводы по каждому индексу отдельно и общий вывод по оценке физического развития. Сравните данные, полученные в группе.

 

Контрольные вопросы:

 

1.   Дайте определение здоровья.

2.   Дайте определение физического развития организма.

3.   Что такое антропометрия?

4.   Дайте определение антропометрических индексов.

5.   Какие показатели здоровья населения вам известны?