Работа 8. Определение
показателей физического развития с помощью
метода
антропометрических индексов
Цель
работы: углубить знания студентов о
показателях здоровья человека; ознакомить студентов с методами исследования
физического развития, привить навыки антропометрии; определить
антропометрические индексы, оценить их соответствие возрастным нормам, оценить
степень физического развития.
Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента (2–3 шт.),
калькулятор, пишущие принадлежности.
Здоровье – одна из несомненных ценностей человека. В документах
Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только
отсутствие болезней и физических дефектов, а «состояние полного физического,
духовного и социального благополучия». Оно формируется под влиянием сложного
комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Показатели здоровья
являются наиболее объективными и надежными критериями при оценке благоприятного
или неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма.
Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и
укреплению здоровья.
Одним из важнейших показателей состояния
здоровья подрастающего поколения является физическое развитие. Физическое развитие организма – это
совокупность морфологических и функциональных свойств организма, которые
характеризуют процесс его роста и созревания. В нашей стране в связи с
профилактическим направлением медицины изучение физического развития имеет
большое значение. Антропометрия –
совокупность методов и приемов оценки внешнего строения тела человека.
Основоположником научной антропометрии является французский ученый Брока.
Порядок
проведения работы. Одним
из универсальных методов антропометрии является метод антропометрических индексов – определенного арифметического
соотношения двух-трех показателей физического развития, принимаемого за норму.
1.
Индекс Кетле или индекс
массы тела (ИМТ) – непосредственный показатель гармонии строения тела
человека и косвенный показатель правильного питания и здоровья. Впервые был
предложен бельгийским ученым Адольфом Кетле (1796–1874).
На сегодняшний
день этот индекс считается общепринятым во Всемирной организации
здравоохранения. Рассчитывается по формуле ИМТ=
, где m – это масса тела
человека в килограммах, h – рост в метрах.
Существует прямая корреляция между избыточным весом и риском развития сердечно-сосудистых заболеваний.
Индекс массы тела и риск развития сердечно-сосудистых
заболеваний
Величина ИМТ |
Масса тела
человека |
Риск заболеваний |
˂ 19 |
Дефицит массы
тела |
Низкий |
19–25 |
Нормальная |
Обычный |
25– 30 |
Избыточная |
Повышенный |
30–35 |
Ожирение 1 ст. |
Высокий |
35–39,9 |
Ожирение 2 ст. |
Очень высокий |
> 40 |
Ожирение 3 ст. |
Чрезвычайно
высокий |
2. Росто-весовой показатель (в кг)
равен длине тела в см минус 100. Этот наиболее простой
и общедоступный показатель наиболее применим для оценки физического развития
взрослых людей низкого роста (155–164 см). При росте 165–174 см нужно вычитать
не 100, а 105, при росте 175–185 см вычитается 110. РВП = рост – 100.
3. Индекс пропорциональности развития грудной
клетки (индекс Эрисмана) равен разности: ОГК в покое (см)
– рост (см), деленный на 2. Он составляет 5,8 см для мужчин и 3,3 см для
женщин. Если индекс равен или превышает названные цифры, это указывает на
хорошее развитие грудной клетки; если он ниже указанных
величин или имеет отрицательное значение, это свидетельствует об узкой грудной
клетке.
4. Индекс крепости телосложения (индекс Пинье) выражает разность
между ростом стоя и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе: Х
= Р – (М+О), где Х – индекс, Р – рост стоя в см, М – масса
тела в кг, О – окружность грудной клетки в фазе выдоха в см. Чем меньше
разность, тем выше показатель физического развития, крепости телосложения (при
отсутствии избыточных жировых отложений). Индекс меньше 10 – телосложение
крепкое, от 10 до 20 – хорошее, от 21 до 25 – среднее, от 26 до
35 – слабое, более 36 – очень слабое.
Обработка результатов и выводы. Производя
соответствующие расчеты, сделайте выводы по каждому индексу отдельно и общий
вывод по оценке физического развития. Сравните данные, полученные в группе.
Контрольные вопросы:
1.
Дайте
определение здоровья.
2.
Дайте
определение физического развития организма.
3.
Что
такое антропометрия?
4.
Дайте
определение антропометрических индексов.
5.
Какие
показатели здоровья населения вам известны?