Работа 2. Определение умственной работоспособности
Цель работы:
углубить знания студентов об адаптации к различным видам трудовой деятельности,
о работоспособности индивида; определить уровень умственной работоспособности, коэффициент
работоспособности и уровень утомляемости.
Оборудование: бланк таблицы Крепелина,
калькулятор, пишущие принадлежности.
Под
работоспособностью
понимается потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность
на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
Работоспособность зависит от внешних условий деятельности (климат, время суток,
шум и т.д.) и психофизиологических ресурсов индивида. По отношению к решаемой
им задаче можно выделить максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.
Умственная
работоспособность –
это способность человека воспринимать и перерабатывать максимально возможный
объем информации в определенное время. Она определяется многими факторами,
основными среди которых являются: индивидуально-типологические особенности,
уровень и состояние здоровья, мотивация, настроение и
т.д.
К умственному труду принято относить
работы, требующие преимущественного напряжения ЦНС, психических функций и
эмоциональной сферы, при небольшом компоненте мышечной деятельности. Показатели
умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития ребенка. За
равное время работы дети 6–8 лет могут выполнить 39–53% объема заданий,
выполняемых 15–17-летними учащимися. Годичные темпы нарастания показателей
умственной работоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%.
Порядок
проведения работы.
Для определения умственной работоспособности используется методика,
предложенная немецким психиатром Эмилем Крепелиным в 1895
году. Первоначально методика представляла собой таблицу, в большой столбец
которой записывался длинный ряд однозначных чисел, которые нужно было сложить в
уме. Оценка результатов опыта проводится по скорости его выполнения и числу
ошибок за исследуемые промежутки времени и весь эксперимент. О степени
утомляемости можно судить при сравнении скорости выполнения задания за второй и
последний интервал.
Студенту предлагается бланк таблицы Крепелина. Необходимо сложить два числа в каждом ряду и
записать сумму под каждым столбиком. На выполнение каждого задания дается 20
секунд. Через каждые 20 сек. по команде «Следующий ряд» необходимо перейти на
новый ряд, несмотря на то, что не закончили предыдущий. Затем проверяется и
подсчитывается количество правильно решенных примеров в каждом ряду. Правильные
ответы приведены ниже.
Бланк
таблицы Крепелина
1-й ряд |
3 |
4 |
7 |
5 |
6 |
8 |
6 |
3 |
4 |
9 |
6 |
7 |
2 |
6 |
5 |
9 |
7 |
8 |
4 |
9 |
8 |
5 |
3 |
|
2 |
5 |
5 |
6 |
6 |
4 |
3 |
5 |
2 |
2 |
4 |
5 |
4 |
2 |
7 |
7 |
8 |
6 |
1 |
8 |
9 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2-й ряд |
5 |
7 |
6 |
9 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
6 |
5 |
9 |
3 |
7 |
5 |
9 |
4 |
5 |
8 |
8 |
4 |
9 |
6 |
|
7 |
6 |
3 |
7 |
4 |
3 |
6 |
5 |
2 |
8 |
6 |
8 |
4 |
7 |
1 |
7 |
3 |
4 |
9 |
8 |
2 |
9 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3-й ряд |
5 |
6 |
7 |
6 |
3 |
9 |
6 |
7 |
3 |
6 |
8 |
4 |
2 |
9 |
8 |
3 |
9 |
8 |
4 |
2 |
5 |
9 |
3 |
|
6 |
8 |
5 |
6 |
1 |
9 |
4 |
8 |
4 |
5 |
3 |
3 |
4 |
8 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
8 |
7 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4-й ряд |
9 |
2 |
6 |
5 |
3 |
6 |
6 |
8 |
9 |
8 |
5 |
6 |
4 |
5 |
9 |
5 |
4 |
3 |
8 |
6 |
5 |
9 |
4 |
|
7 |
4 |
4 |
6 |
4 |
3 |
6 |
5 |
8 |
8 |
7 |
5 |
3 |
7 |
9 |
4 |
6 |
3 |
7 |
2 |
6 |
8 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5-й ряд |
8 |
6 |
5 |
4 |
7 |
6 |
5 |
4 |
7 |
6 |
4 |
1 |
2 |
7 |
5 |
8 |
6 |
4 |
9 |
4 |
6 |
3 |
1 |
|
9 |
8 |
6 |
6 |
3 |
8 |
8 |
3 |
8 |
5 |
9 |
5 |
7 |
6 |
6 |
5 |
5 |
9 |
7 |
8 |
7 |
6 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6-й ряд |
5 |
3 |
4 |
7 |
6 |
9 |
3 |
4 |
7 |
9 |
6 |
4 |
9 |
6 |
1 |
9 |
7 |
7 |
2 |
9 |
4 |
8 |
7 |
|
3 |
9 |
7 |
5 |
5 |
8 |
8 |
1 |
4 |
5 |
1 |
2 |
7 |
4 |
3 |
4 |
3 |
6 |
3 |
5 |
3 |
5 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7-й ряд |
6 |
3 |
7 |
6 |
4 |
7 |
9 |
5 |
1 |
8 |
5 |
6 |
7 |
9 |
7 |
2 |
9 |
8 |
9 |
6 |
7 |
2 |
5 |
|
2 |
3 |
5 |
5 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
9 |
3 |
7 |
5 |
7 |
3 |
7 |
4 |
5 |
8 |
7 |
3 |
5 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8-й ряд |
9 |
8 |
4 |
7 |
5 |
6 |
7 |
7 |
6 |
5 |
7 |
5 |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
7 |
6 |
5 |
9 |
1 |
6 |
|
3 |
5 |
9 |
4 |
8 |
7 |
5 |
6 |
5 |
8 |
4 |
7 |
2 |
9 |
4 |
3 |
5 |
8 |
5 |
7 |
8 |
4 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Правильные
ответы (шаблон):
1-й ряд – 5, 9,12, 11,
12, 12, 9, 8, 6, 11, 10, 12, 6, 8, 12, 16. 15, 14, 5, 17,17, 9, 8.
2-й ряд – 12, 13, 9, 16,
8, 8, 12, 12, 11, 14, 11, 17, 7, 14, 6, 16, 7, 9, 17, 16, 6, 18, 11.
3-й ряд – 11, 14, 12,
12, 4, 18,10, 15, 7, 11, 11, 7, 6, 17, 13, 7, 14, 13, 9, 6, 13, 16, 7.
4-й ряд – 16, 6, 10, 11,
7, 9, 12, 13, 17, 16, 12, 11, 7,12, 18, 9, 10, 6, 15, 8, 11, 17, 10.
5-й ряд – 17, 14, 12,
10, 10, 14, 13, 7, 15, 11, 13, 6, 9, 13, 12,13, 11, 13, 16,12, 13, 9, 6.
6-й ряд – 8, 12, 11, 12,
11, 17, 11, 5, 11, 14, 7, 6,16, 10, 4, 13, 10, 13, 5, 14, 7, 13, 11.
7-й ряд – 8, 6, 12, 11,
7, 11, 13, 8, 4, 17, 8, 13, 12, 16, 10, 9, 13, 13, 17, 13, 10, 7, 12.
8-й ряд – 12, 13, 13,
11, 13, 13, 12, 13, 11, 13, 11, 12, 6, 13, 7, 5, 8, 15, 11, 12, 17, 5, 12.
Обработка
результатов и выводы. Чтобы определить уровень умственной
работоспособности, необходимо сложить количество правильно решенных примеров в
каждом ряду и сумму разделить на 8. Т.е. определить среднее значение правильно
решенных примеров. По полученному результату определите уровень умственной работоспособности: 20–23 – высокая работоспособность; 12–19 – средняя; 5–11 – ниже средней;
3–4 – низкая работоспособность.
Методика позволяет получить коэффициент работоспособности (Краб),
равный отношению суммы правильно выполненных сложений последних четырех строк (S2) к сумме правильно выполненных сложений
первых четырех строк (S1), т.е. Краб
= S2/ S1. Если отношение
приближается к единице, то утомление практически отсутствует.
Для определения уровня утомляемости необходимо вычислить отношение суммы правильно
решенных примеров в последних 4 строках к сумме правильно выполненных примеров
первых 4 строк: 0,9–1 – низкая утомляемость; 0,5–0,8 – средняя; 0,5 – высокая утомляемость.
Определите уровень умственной работоспособности, коэффициент
работоспособности, уровень утомляемости; сравните с результатами одногруппников, сделайте соответствующие результатам
выводы.
Контрольные вопросы:
1.
Дайте
определение работоспособности.
2.
Что
такое умственная работоспособность?
3.
Что
такое утомление, переутомление?
4.
Перечислите
основные меры по профилактике переутомления.
5.
Сформулируйте
методы повышения умственной работоспособности.