Работа 10.
Определение длительности индивидуальной минуты
Цель работы: углубить знания студентов об
адаптации к различным видам трудовой деятельности; определить уровень умственной
работоспособности, коэффициент работоспособности и уровень
утомляемости.
Оборудование: бланк таблицы Крепелина, калькулятор,
пишущие принадлежности.
Любое биологическое явление, любая физиологическая
реакция имеют периодическую природу, так как у живых организмов, в течение
многих миллионов лет живущих в условиях ритмических изменений геофизических
параметров среды, выработались и способы приспособления к ним.
Ритмичность – фундаментальная характеристика
функционирования живого организма, обусловленная механизмами саморегуляции и адаптации. Согласование ритмических циклов
достигается благодаря важной особенности колебательных процессов – стремлению к
синхронизации. Основное назначение ритмичности заключается в поддержании
гомеостаза организма при изменении факторов внешней среды. При этом гомеостаз
понимается не как статичная устойчивость внутренней среды, а как динамический
ритмический процесс.
Биологический
ритм
– это регулярное, периодическое повторение во времени характера и интенсивности
биологических явлений и процессов. С точки зрения экологической физиологии
человека подходит определение, в соответствии с которым биологический ритм – это самоподдерживающийся автономный процесс
периодического чередования интенсивности и частоты физиологических процессов и
реакций.
Одним из критериев эндогенной организации
биологических ритмов является длительность индивидуальной минуты (ИМ). У
здоровых людей ИМ является относительно стойким показателем, характеризующим
эндогенную организацию времени и адаптационные способности организма. Чувство
времени для человека имеет очень важное значение – это
и своевременное выполнение работы, исключение опозданий при правильной оценке
времени, необходимого на дорогу, имеет значение время и при приготовлении обеда
и т.п. Отсутствие чувства времени может явиться причиной аварии, дорожного
происшествия и других неприятностей в жизни.
Индивидуальная минута – хороший маркер хода «биологических
часов» человека. Хронобиолог Н. И. Моисеева считала,
что по изменению длительности индивидуальной минуты можно судить и о
биологической адаптации человека.
Порядок проведения
работы. Длительность
индивидуальной минуты (ИМ) определяют по методу Халберга
(1969). Для этого по команде экспериментатора испытуемый начинает счет секунд
про себя (от 1 до 60). Цифру 60 испытуемый произносит вслух. Истинное время
фиксируют при помощи секундомера. Для надежности определяют ИМ 2–3 раза.
Средний показатель заносится в протокол. Определите длительность ИМ в начале и
в конце занятия.
Обработка
результатов и выводы. У лица с высокими адаптационными
способностями ИМ незначительно превышает минуту физического времени: плюс-минус
3–5 секунды, т. е. насчитывают 63–65 с. У лиц с невысоким способностями к адаптации ИМ в среднем равна 46,2–47,0 сек, у хорошо
адаптирующихся – 65–69 сек.
Люди, останавливающие секундомер на 40-й секунде, или
превышающие 70 секунд, как правило, имеют плохую
переносимость физической нагрузки.
Сопоставьте ваши показатели со среднестатистическими
по таблице. Сделайте вывод о соответствии длительности ИМ возрастной норме и о
степени адаптации к учебным нагрузкам, судя по ее изменению к концу занятия.
Возрастная
динамика длительности индивидуальной минуты (ИМ)
ИМ, сек Возраст |
Юноши |
Девушки |
М ± m |
М ± m |
|
16 лет |
55,1 ± 1,0 |
56,9 ± 1,9 |
17 лет |
58,8 ± 1,4 |
58,1 ± 1,2 |
21 год |
60,2 ± 1,4 |
59,1 ± 1,3 |
Контрольные
вопросы:
1. Что такое ритмичность?
2. Дайте определение биоритмов.
3. Каковы физиологические основы
биоритмов?
4. Что такое хронобиология?
5. Какова роль исследований биоритмов
при развитии патологий у человека?