Работа 10. Определение длительности индивидуальной минуты

 

Цель работы: углубить знания студентов об адаптации к различным видам трудовой деятельности; определить уровень умственной работоспособности, коэффициент работоспособности и уровень утомляемости.

Оборудование: бланк таблицы Крепелина, калькулятор, пишущие принадлежности.

 

Любое биологическое явление, любая физиологическая реакция имеют периодическую природу, так как у живых организмов, в течение многих миллионов лет живущих в условиях ритмических изменений геофизических параметров среды, выработались и способы приспособления к ним.

Ритмичность – фундаментальная характеристика функционирования живого организма, обусловленная механизмами саморегуляции и адаптации. Согласование ритмических циклов достигается благодаря важной особенности колебательных процессов – стремлению к синхронизации. Основное назначение ритмичности заключается в поддержании гомеостаза организма при изменении факторов внешней среды. При этом гомеостаз понимается не как статичная устойчивость внутренней среды, а как динамический ритмический процесс.

Биологический ритм – это регулярное, периодическое повторение во времени характера и интенсивности биологических явлений и процессов. С точки зрения экологической физиологии человека подходит определение, в соответствии с которым биологический ритм – это самоподдерживающийся автономный процесс периодического чередования интенсивности и частоты физиологических процессов и реакций.

Одним из критериев эндогенной организации биологических ритмов является длительность индивидуальной минуты (ИМ). У здоровых людей ИМ является относительно стойким показателем, характеризующим эндогенную организацию времени и адаптационные способности организма. Чувство времени для человека имеет очень важное значение – это и своевременное выполнение работы, исключение опозданий при правильной оценке времени, необходимого на дорогу, имеет значение время и при приготовлении обеда и т.п. Отсутствие чувства времени может явиться причиной аварии, дорожного происшествия и других неприятностей в жизни.

Индивидуальная минута – хороший маркер хода «биологических часов» человека. Хронобиолог Н. И. Моисеева считала, что по изменению длительности индивидуальной минуты можно судить и о биологической адаптации человека.

 

Порядок проведения работы. Длительность индивидуальной минуты (ИМ) определяют по методу Халберга (1969). Для этого по команде экспериментатора испытуемый начинает счет секунд про себя (от 1 до 60). Цифру 60 испытуемый произносит вслух. Истинное время фиксируют при помощи секундомера. Для надежности определяют ИМ 2–3 раза. Средний показатель заносится в протокол. Определите длительность ИМ в начале и в конце занятия.

Обработка результатов и выводы. У лица с высокими адаптационными способностями ИМ незначительно превышает минуту физического времени: плюс-минус 3–5 секунды, т. е. насчитывают 63–65 с. У лиц с невысоким способностями к адаптации ИМ в среднем равна 46,2–47,0 сек, у хорошо адаптирующихся – 65–69 сек.

Люди, останавливающие секундомер на 40-й секунде, или превышающие 70 секунд, как правило, имеют плохую переносимость физической нагрузки.

Сопоставьте ваши показатели со среднестатистическими по таблице. Сделайте вывод о соответствии длительности ИМ возрастной норме и о степени адаптации к учебным нагрузкам, судя по ее изменению к концу занятия.

 

 

Возрастная динамика длительности индивидуальной минуты (ИМ)

 

ИМ, сек

Возраст

Юноши

Девушки

М ± m

М ± m

16 лет

55,1 ± 1,0

56,9 ± 1,9

17 лет

58,8 ± 1,4

58,1 ± 1,2

21 год

60,2 ± 1,4

59,1 ± 1,3

 

Контрольные вопросы:

 

1.   Что такое ритмичность?

2.   Дайте определение биоритмов.

3.   Каковы физиологические основы биоритмов?

4.   Что такое хронобиология?

5.   Какова роль исследований биоритмов при развитии патологий у человека?