Занятие 3

«Важнейшие классы неорганических веществ. Методы качественного химического анализа»

 

I.                   Исследование свойств индикаторов

Необходимы метиловый оранжевый, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага, растворы кислот и оснований, вода дистиллированная.

Ход работы:

В две пробирки налить растворы кислот, в третью – воду дистиллированную, в четвертую и пятую – основания.

В каждую пробирку капают раствор одного и того же индикатора. Записать изменившийся цвет индикатора. Затем взять три пронумерованные пробирки, в которые добавлены неизвестные вещества (раствор кислоты, раствор основания, вода) По изменению окраски, при добавлении индикатора к неизвестному веществу, определить, что находится в каждой пробирке.

Оформить работу в виде двух таблиц.

 

Индикатор

Растворы

КОН

NaOH

H2O

H2SO4

HNO3

 

Фенолфталеин

Метилоранж

Универсальная индикаторная бумага

 

 

 

 

 

 

Сделать вывод о том, какой индикатор лучше.

 

Индикатор

Проба

1

2

3

 

 

 

 

 

 

Сделать вывод, что содержится в каждой из проб.

 

II.                Методы качественного химического анализа

1. Поместить 2-3 кусочка цинка в пробирку с 10 мл 10% раствора серной кислоты. Через 3 минуты добавить 2 капли раствора соли мышьяка. Накрыть отверстие пробирки фильтровальной бумагой, смоченной раствором азотнокислого серебра. Что вы наблюдаете?

2. Нанести на предметное стекло 1-2 капли раствора хлорида кальция.  Добавить 1 каплю сильно разбавленной серной кислоты. Выдержать на открытом воздухе до испарения воды. Исследовать остатки под микроскопом.

3. Нанести на предметное стекло 1 каплю раствора хлорида свинца. Добавить 2-3 капли дистиллированной воды. Отобрать пипеткой часть раствора и перенести на часовое стекло. К содержимому на предметном стекле добавить 1 каплю иодистого калия, подкисленного уксусной кислотой. Наблюдать за изменением окрашивания, а после испарения влаги изучить остаток под микроскопом. Кристаллы какого цвета вы наблюдаете; о чем это свидетельствует? К содержимому на часовом стекле добавить каплю азотнокислого серебра. Что вы наблюдаете, о чем это свидетельствует?

4. На 2 листах бумаги оставить потожировые следы пальцев рук. Приготовить 2% растворы нингидрина в ацетоне и азотнокислого серебра в воде. Обработать поверхность одного листа ватным тампоном, смоченным одним раствором, другого листа – вторым раствором. Лист бумаги, смоченный раствором AgNO3, высушить в полутемном помещении, затем выставить на солнце. Следить за появлением изображения. Лист бумаги, смоченный раствором нингидрина после высыхания прогладить утюгом, нагретым до 40-500 С. При этом на исследуемую поверхность положить лист чистой бумаги. Следить за появлением изображения. Сравнить полученные результаты, сделать вывод.

 

Выучить названия кислот и их солей

 

Формула

 кислоты

Название кислоты

Формула

соли

Название соли

HF

Фтороводородная

F -

Фторид

HCI

Хлороводородная, соляная

CI -

Хлорид

HBr

Бромоводородная

Br -

Бромид

HI

Иодоводородная

I -

Иодид

H2S

Сероводородная

S 2-

Сульфид

HCN

Циановодородная

CN -

Цианид

HNO2

Азотистая

NO2 -

Нитрит

HNO3

Азотная

NO3 -

Нитрат

H3PO4

Фосфорная

PO4 3-

Фосфат

H3AsO4

Мышьяковая

AsO4 3-

Арсенат

H2SO3

Сернистая

SO3 2-

Сульфит

H2SO4

Серная

SO4 2-

Сульфат

H2CO3

Угольная

CO3 2-

Карбонат

H2SiO3

Кремниевая

SiO3 2-

Силикат

H2CrO4

Хромовая

CrO4 2-

Хромат

H2Cr2O7

Дихромовая

Cr2O7 2-

Дихромат

HMnO4

Марганцовая

MnO4 -

Перманганат

HCOOH

Муравьиная (метановая)

HCOO -

Формиат

CH3COOH

Уксусная (этановая)

CH3COO -

Ацетат

 

 

Задания для самостоятельной работы

 

I.      Разделите следующие соединения на классы и дайте им химические названия:

NaCI,  HNO3,  Zn(OH)2,  CaO, Na2SiO3, P2O5,  H2SO4,  KOH,  Cu(NO3)2,  AI2(SO4)3,  H3PO4,  NaOH,  AgCI,  Hg(OH)2,  AgNO3,  NaHCO3,  N2O5,  Mn2O7, H3BO3,  CaH2PO4, KMnO4

 

II.   Определите валентности и степени окисления элементов:

NaBr, Ca3N2,  PH3,  SiCI4,  Cr2O3,  SO3,  MnO,  CI2O7, SiO2,  Cr(OH)3,  BaCI2,  P2O3,  Fe2O3,  NaHCO3,  NH3,  Br2O5,  SO2,  ZnCI2,  Ca3N2,  MnCI2, CaS

 

III.             Напишите молекулярные и графические формулы следующих соединений:

оксид серы (IV), хлорид железа (III), гидроксид кальция (II),  фосфорная кислота, оксид ртути (II), гидроксид никеля (II),  азотная кислота, сульфат натрия, оксид хлора (V), гидроксид меди (II), нитрат серебра, оксид марганца (VII),  серная кислота, оксид калия, карбонат магния, гидроксид марганца (III), оксид железа, сернистая кислота, оксид серебра, гидроксид калия, сульфит меди, оксид свинца (IV), борная кислота, оксид фосфора (V), гидроксид платины (II), оксид хлора (VII), угольная кислота, оксид кремния (IV), гидроксид ртути (II), хромовая кислота, оксид серы (VI), гидроксид магния (II), гидрокарбонат натрия, хлороводородная кислота.

IV.            Расставьте коэффициенты:

1.    As2S3 + NaOH → Na3AsS3 + Na3AsO3 + H2O

2.    H2S + Na2[Pb(OH)4] → PbS +NaOH + H2O

3.    H3AsO3 + H2S → As2S3 + H2O

4.    AI2O3 + KHSO4 → AI2(SO4)3 + K2SO4+ H2O

5.    TiO2 + KHSO4 → Ti(SO4)2 + K2SO4+ H2O

6.    AsH3 + AgNO3AsAg(NO3)3 + HNO3

7.    SnO2 + Na2CO3 → Na2SnS3 + SO2 +CO2

8.    AI2O3 + H2O → H3AsO3→HAsO2

9.    Fe(OH)2 + O2+ H2O → Fe(OH)3

10.                        Ag2CrO4 +NH3 → [Ag(NH3)2]2CrO4

 

V.  Допишите реакции:

1 .СO2 + NaOH                                6.HCI +Na2CO3

2. N2O5 +Ba(OH)2                                     7.BaCI2+ H2SO4

3. NaOH  +CuSO4                                      8.FeCI3 + KOH →

4. H3PO4 + NaOH                                     9.HCI +AgNO3

5. HCI +CaO                                   10.NaHSO3+NaOH→