Занятие 3
«Важнейшие классы неорганических веществ. Методы
качественного химического анализа»
I.
Исследование свойств индикаторов
Необходимы
метиловый оранжевый, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага, растворы
кислот и оснований, вода дистиллированная.
Ход
работы:
В
две пробирки налить растворы кислот, в третью – воду дистиллированную, в
четвертую и пятую – основания.
В
каждую пробирку капают раствор одного и того же индикатора. Записать
изменившийся цвет индикатора. Затем взять три пронумерованные пробирки, в
которые добавлены неизвестные вещества (раствор кислоты, раствор основания,
вода) По изменению окраски, при добавлении индикатора к неизвестному веществу,
определить, что находится в каждой пробирке.
Оформить
работу в виде двух таблиц.
Индикатор |
Растворы |
||||
КОН |
NaOH |
H2O |
H2SO4 |
HNO3 |
|
Фенолфталеин Метилоранж Универсальная индикаторная
бумага |
|
|
|
|
|
Сделать
вывод о том, какой индикатор лучше.
Индикатор |
Проба |
||
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
Сделать
вывод, что содержится в каждой из проб.
II.
Методы качественного химического анализа
1.
Поместить 2-3 кусочка цинка в пробирку с 10 мл 10% раствора серной кислоты.
Через 3 минуты добавить 2 капли раствора соли мышьяка. Накрыть отверстие
пробирки фильтровальной бумагой, смоченной раствором азотнокислого серебра. Что
вы наблюдаете?
2.
Нанести на предметное стекло 1-2 капли раствора хлорида кальция. Добавить 1 каплю сильно разбавленной серной
кислоты. Выдержать на открытом воздухе до испарения воды. Исследовать остатки
под микроскопом.
3.
Нанести на предметное стекло 1 каплю раствора хлорида свинца. Добавить 2-3
капли дистиллированной воды. Отобрать пипеткой часть раствора и перенести на
часовое стекло. К содержимому на предметном стекле добавить 1 каплю иодистого калия, подкисленного уксусной кислотой. Наблюдать
за изменением окрашивания, а после испарения влаги изучить остаток под
микроскопом. Кристаллы какого цвета вы наблюдаете; о
чем это свидетельствует? К содержимому на часовом стекле добавить каплю
азотнокислого серебра. Что вы наблюдаете, о чем это свидетельствует?
4.
На 2 листах бумаги оставить потожировые следы пальцев рук. Приготовить 2%
растворы нингидрина в ацетоне и азотнокислого серебра
в воде. Обработать поверхность одного листа ватным тампоном, смоченным одним
раствором, другого листа – вторым раствором. Лист бумаги, смоченный раствором AgNO3,
высушить в полутемном помещении, затем выставить на солнце. Следить за
появлением изображения. Лист бумаги, смоченный раствором нингидрина
после высыхания прогладить утюгом, нагретым до 40-500 С. При этом на
исследуемую поверхность положить лист чистой бумаги. Следить за появлением
изображения. Сравнить полученные результаты, сделать вывод.
Выучить названия кислот и их солей
Формула кислоты |
Название
кислоты |
Формула
соли |
Название
соли |
HF |
Фтороводородная |
F - |
Фторид |
HCI |
Хлороводородная, соляная |
CI - |
Хлорид |
HBr |
Бромоводородная |
Br - |
Бромид |
HI |
Иодоводородная |
I - |
Иодид |
H2S |
Сероводородная |
S 2- |
Сульфид |
HCN |
Циановодородная |
CN - |
Цианид |
HNO2 |
Азотистая |
NO2 - |
Нитрит |
HNO3 |
Азотная |
NO3 - |
Нитрат |
H3PO4 |
Фосфорная |
PO4 3- |
Фосфат |
H3AsO4 |
Мышьяковая |
AsO4 3- |
Арсенат |
H2SO3 |
Сернистая |
SO3 2- |
Сульфит |
H2SO4 |
Серная |
SO4 2- |
Сульфат |
H2CO3 |
Угольная |
CO3 2- |
Карбонат |
H2SiO3 |
Кремниевая |
SiO3 2- |
Силикат |
H2CrO4 |
Хромовая |
CrO4 2- |
Хромат |
H2Cr2O7 |
Дихромовая |
Cr2O7 2- |
Дихромат |
HMnO4 |
Марганцовая |
MnO4 - |
Перманганат |
HCOOH |
Муравьиная
(метановая) |
HCOO - |
Формиат |
CH3COOH |
Уксусная
(этановая) |
CH3COO - |
Ацетат |
Задания для самостоятельной работы
I.
Разделите
следующие соединения на классы и дайте им химические названия:
NaCI, HNO3, Zn(OH)2, CaO, Na2SiO3, P2O5, H2SO4, KOH, Cu(NO3)2, AI2(SO4)3, H3PO4, NaOH, AgCI, Hg(OH)2, AgNO3, NaHCO3, N2O5, Mn2O7, H3BO3, CaH2PO4, KMnO4
II.
Определите
валентности и степени окисления элементов:
NaBr, Ca3N2, PH3, SiCI4, Cr2O3, SO3, MnO, CI2O7, SiO2, Cr(OH)3, BaCI2, P2O3, Fe2O3, NaHCO3, NH3, Br2O5, SO2, ZnCI2, Ca3N2, MnCI2, CaS
III.
Напишите
молекулярные и графические формулы следующих соединений:
оксид серы (IV), хлорид железа (III), гидроксид кальция (II), фосфорная
кислота, оксид ртути (II), гидроксид
никеля (II), азотная
кислота, сульфат натрия, оксид хлора (V),
гидроксид меди (II), нитрат серебра, оксид
марганца (VII), серная кислота, оксид калия, карбонат магния,
гидроксид марганца (III), оксид железа, сернистая
кислота, оксид серебра, гидроксид калия, сульфит меди, оксид свинца (IV), борная кислота, оксид фосфора (V), гидроксид
платины (II), оксид хлора (VII), угольная кислота, оксид кремния (IV), гидроксид ртути (II), хромовая кислота, оксид серы (VI), гидроксид магния (II), гидрокарбонат натрия, хлороводородная
кислота.
IV.
Расставьте
коэффициенты:
1.
As2S3
+ NaOH → Na3AsS3 +
Na3AsO3 + H2O
2.
H2S +
Na2[Pb(OH)4] → PbS +NaOH + H2O
3.
H3AsO3
+ H2S → As2S3 + H2O
4.
AI2O3
+ KHSO4 → AI2(SO4)3 + K2SO4+
H2O
5.
TiO2
+ KHSO4 → Ti(SO4)2 + K2SO4+
H2O
6.
AsH3
+ AgNO3 → AsAg(NO3)3
+ HNO3
7.
SnO2
+ Na2CO3 → Na2SnS3 + SO2
+CO2
8.
AI2O3
+ H2O → H3AsO3→HAsO2
9.
Fe(OH)2
+ O2+ H2O → Fe(OH)3
10.
Ag2CrO4 +NH3
→ [Ag(NH3)2]2CrO4
V. Допишите
реакции:
1 .СO2 + NaOH → 6.HCI +Na2CO3
→
2. N2O5
+Ba(OH)2 → 7.BaCI2+ H2SO4→
3. NaOH +CuSO4 → 8.FeCI3
+ KOH →
4. H3PO4
+ NaOH → 9.HCI
+AgNO3 →
5. HCI +CaO → 10.NaHSO3+NaOH→