Тема 3. Гештальт-основа консультативного сеанса.
1. Консультативные приёмы в рамках гештальта.(Лекция)
2. Принципы
и процедуры гештальт-терапии. (Лекция)
3. Модели гештальттехник.
(Практическое занятие)
1.
Консультативные приёмы в рамках гештальта. (Лекция)
Гештальт
консультирование (нем. Gestalt – форма, образ,
структура) направлено на помощь клиенту обрести себя, стать аутентичным, т.е.
способным быть самим собой, искренним, уникальным, стремиться к своему
неповторимому стилю жизни, не копировать какие-либо референтные
фигуры и не подражать им.
Целью
консультативной работы является снятие блокировки и стимулирование процесса
развития человека, реализация его возможностей и устремлений за счет создания
внутреннего источника опоры и оптимизации процессов саморегуляции.
Основным
теоретическим принципом гештальт-техники является убеждение, что
способность индивида к саморегуляции ничем не может
быть адекватно заменена. Поэтому особое внимание уделяется развитию клиента, готовности принимать решения и
делать выбор. Ключевым аспектом консультативного процесса является осознание и
переживание контакта с самим
собой и окружением. Внимание и активность консультанта концентрируются на том,
чтобы помочь субъекту в расширении и обогащении осознания и способности
переживания своего контакта с окружающим и внутренним миром. Много внимания
уделяется повышению осознавания различных установок и
способов поведения и мышления, которые закрепились в прошлом. Также важно
раскрытие их значений и функций в настоящее время.
Основатель гештальттерапии Ф. Перлз
(1893-1970) характеризует консультативный процесс как превращения «бумажных», «неживых» людей в
реальные, как уход от социально-нормированных и социально - контролируемых чувств
к подлинным, отказ от стереотипов и клише. Задача консультанта состоит в том,
чтобы «выбить» клиента из
привычной позиции, помочь увидеть все многообразие жизненных выборов и стать
ответственным за свою жизнь. Задача не в том, чтобы объяснить, почему возникла
та или иная проблема, а в том, чтобы ответить на вопрос, как она
переживается, какое влияние оказывает (осознавание
чувствования во всех его измерениях). Например, человек рассказывая о своей
проблеме, меняет голос, позу, осанку, что-то делает руками (щиплет одной рукой
другую, поглаживает палец одной руки ладонью другой руки, теребит обручальное
кольцо), покашливает, заметны вегетативные реакции (бледнеет, краснеет,
потеет), испытывает телесный дискомфорт, боль и напряжение в теле. Клиент не только
не связывает большую часть этих проявлений с проблемой, но и вообще не осознает
их наличие. Такие вторичные проявления могут многое рассказать клиенту о его
собственной проблеме – при условии, что он отваживается на рискованное «путешествие
вглубь себя», в глубину
своих чувств, переживаний, ощущений тела, внутренних образов (А. Минделл). Это приводит к расширению осознавания
себя и окружающего мира «здесь и сейчас». Это путешествие не тождественно созерцанию и
медитации, а предполагает активные действия клиента, в том числе
экспериментирование с собой и со своей жизнью. Понятие «здесь и
сейчас» означает,
что акцент делается не на прошлом, как в классическом психоанализе, не на
будущем, как в индивидуальной психологии А. Адлера, а на настоящем, на актуальном
процессе.
Консультанты
способствуют росту осознавания, предлагая ушам и
глазам клиента стать источником обратной связи, предоставляющей информацию, отсутствующую
в актуальном осознании. Считается, что клиенты, в общем, достаточно хорошо
осознают, что они говорят, и гораздо
менее осознают вербальную экспрессию (как
говорят?). Поэтому в работе даётся обратная связь клиенту о том, что и как он
видит или слышит, особенно акцентируется его внимание на телесных зажимах.
Ориентированные на действия упражнения позволяют вскрыть глубокие чувства и их
блокировку. Так, предложив усилить напряжение в руках, скрещенных на груди,
консультант предлагает выразить, как клиент сжимает руки и не позволяет себе
испытывать «сердечные
чувства». Глубокое осознавание достигается не через интерпретацию или
интеллектуальное отвлеченное знание о себе, оно исходит «изнутри».
Основу гештальт подхода составляет теория поля (Карlan, 1985), утверждающая, что для понимания поведения
человека нужно рассмотреть всю конфигурацию взаимоотношений в его жизни. Эта
конфигурация включает в себя прошлый опыт, убеждения, ценности, ожидания,
желания, уклад жизни, родственные отношения, работу и ситуацию, в которой
находится субъект. Слово гештальт обозначает такую
конфигурацию объединенных воедино частей. Психологическая помощь состоит в
определении отношения к целому, конкретной ситуации к жизни, решения к
планетному пространству.
Продуктивны
следующие приемы:
1. Диалог в
режиме децентрации проблемы и индивида. Предлагается
в процессе контакта «поговорить с отцом, которого нет», «с
начальником, которого боюсь», «поговорить с самим собой в ситуации со значимым
объектом». Применяется
техника «горячего
стула», на котором
размещается индивид для осуществления диалога. Это может быть даже умерший человек,
например, отец, которому при жизни не были сказаны важные слова. Но «горячий стул» может быть
использован и для диалога различных «частей» личности в ситуациях наличия противоположных
установок, порождающих внутриличностный конфликт.
Например, преподаватель вуза сообщила о том, что испытывает двойственные
чувства в связи со своей работой (Согласно Ф. Перлзу «собака
сверху» и «собака снизу»). С одной
стороны, ей нравится общаться со студентами, читать лекции, с другой - работа
вызывает у нее напряжение и неудовлетворенность. Ей предлагается поместить на
одном стуле ту часть личности, которая любит свою работу, а на другую - ту,
которая тяготится ею. Пересаживаясь и идентифицируясь
с разными частями своего «Я», индивид их интегрирует.
2. Письмо тому,
кому нельзя отправить. Например, предлагается отправить его себе в детство, в
старость, после смерти.
3. Проективные
контакты, которые могут быть зафиксированы в вопросах: «Что будет с
Вами через 20 лет?», «Вашему ребенку столько лет, сколько Вам сегодня. Как он должен
поступить?». Нужно
добиваться переосмысления на фоне обсуждения предельных экзистенциальных
вопросов типа «Вам осталось
жить один год. Что Вы будете делать с работой, с семьей?», «Вы пришли
домой и находите записку «Я ушла навсегда». Ваши действия?».
4. Работа с
полярностями. Клиенту, жалующемуся на неуверенность, предлагается представить
свою уверенную часть личности, попытаться пообщаться с другими людьми как
уверенному человеку, пройтись уверенной походкой, провести воображаемый диалог
между собственной уверенностью и неуверенностью, обратиться за жестким
требованием, придумать слагаемые имиджа. Подобное экспериментирование позволяет
актуализировать зону включения ранее недоступного личностного потенциала.
5. Диалог. Клиента
втягивают в диалог полярностей, одна из которых доминирует, другая обычно
подавляет. Диалог помогает развертыванию каждой из них, конфронтации и
интеграции.
6. Игра, в
которой клиента просят заканчивать каждое высказывание о себе фразой «Я принимаю
ответственность на себя за...». Предполагается, что клиент, таким образом, яснее
осознает способ своего участия в контакте и принимает на себя ответственность
за вступление в контакт или избегание его.
7. Игра в
проекцию. Клиенту предлагают сыграть роль лица, постоянно включенного в
проекции, скажем, родителя, которого он постоянно обвиняет. Терапевтический
смысл игры заключается в отказе от проекции, «возврате проекций» и присвоении отторгнутых «частей Я».
8. Игра в
превращения. Клиенту предлагают попробовать какой-нибудь, противоположный
обычному способ действования, благодаря чему
проживаются ранее замаскированные и скрытые полярности Я,
изменяются ракурсы видения вещей и отношений (отношения «фигуры» и «фона»).
9. Игры в
семейной консультации. Супруги по очереди высказывают наиболее позитивные и
негативные чувства о каждом каждому. Цель состоит в поощрении экспрессии
контрастных чувств.
10. «Могу я
покормить тебя предположением?..» Игра, в которой консультант просит разрешения
повторить, усилить или поварьировать какое-то суждение о клиенте, которое
интуитивно кажется консультанту значимым для него.
Чем больше
клиент осознает свои фальшивые роли и социальные пути, чем больше он обучается
прислушиваться к своему телесному опыту, опознает свои телесные блоки,
сопротивления и фобические избегания настоящего
момента, тем труднее ему становится бежать от самого себя. Однако страх быть
собой приводит к тупику: клиент и хотел бы строить свою жизнь (включая
отношения с консультантом «здесь и теперь») по – новому, но одновременно смертельно боится сойти с
ума, впадает в панику, прерывает сеанс. Консультативная стратегия состоит в
упорной вере в собственные силы клиента, помогающие ему продвигаться дальше,
через тупики, к умерщвленным частям Я. Умело используя выбранные упражнения,
консультант предоставляет клиенту в активной, действенной форме войти в контакт
с теми частями Я, которые были пожертвованы в угоду
ролям и играм. Постепенно клиент начинает освобождать все свои эмоции,
становясь все более и более истинно человечным.
Мы привели
здесь примеры лишь некоторых из так называемых игр. Однако не следует упускать
из виду, что за конкретными упражнениями и играми стоят довольно ясные и
жесткие профессиональные установки: техника гештальта
должна служить возвращению клиента к контакту с его ощущениями. В этой связи
различают два типа технических процедур: супрессивную
технику и экспрессивную (Г. Наранхо, 1995).
Супрессивная техника призвана
наложить запрет на любые занятия, кроме сосредоточения на ощущение ограничить
их; она предполагает, таким образом, запрет избегания ощущений как «несущественного». Но ничто не
может быть существеннее, чем сконцентрированное и полное погружение в ощущение.
Мы часто слушаем и не слышим, смотрим и не видим. Это значит, что мы просто
боимся обнаружить то, что при более пристальном внимании открылось бы нам с
непреложностью. Одним из кардинальных открытий может стать открытие
несущественности, простоты, бессмыслицы, тривиальности, что на более поверхностном
социальном уровне жизни отражает нашу установку на избирательное сравнение,
сопоставление и вынесение суждения по отношению к социальному эталону. В этом
смысле сравнение есть избегание непосредственного контакта, в то время как
погружение в состояния бессмыслицы и пустоты могло бы стать углублением и
полным проживанием фобического способа жизни, а следовательно, попыткой преодоления избегания. Таким
образом, девизом этого вида гештальт-консультативной
тактики является отказ от потворствования любой игре,
представляющей механизм главного избегания.
Супрессивная техника реализуется в
принципиальных «ни-ни», т.е. непреложных запретах на некоторые традиционные
способы жизни, которые квалифицируются как избегания: предвкушение,
повествовательность, долженствование, манипуляция. Позволим себе только
проиллюстрировать смысл некоторых из перечисленных запретов.
«Повествовательность», например,
наиболее распространенная форма избегания. Это знает любой, кто хотя бы раз
принимал участие в гештальт-сессиях. Участники порой
могут потратить несколько часов на пространные рассказы (ни к кому не
обращенные), их обсуждение и комментарии, дискуссии по поводу предложенного
упражнения и т.д., что, естественно (по причине исчерпанности времени),
позволит избежать непосредственного включения и выполнение этого упражнения.
Таким образом, участник предпочтет обсуждать, интерпретировать, искать
объяснения там, где ему предлагается принципиально другое - чувственно
опробовать, испытывать переживать, волноваться, страшиться, рисковать,
соприкасаться, сталкиваться и т. д. Запрет на подобный «образ жизни» (и гештальте его иногда называют эбаутизмом)
предоставляет участнику шанс яснее осознать, во-первых, непреложность самого
факта избегания, а во-вторых, присущие ему индивидуальные способы «деления» этого, т.е.
защиты. В качестве альтернативы эбаутизму можно
предложить следующее упражнение: представьте себе встречу с инопланетянином и
попробуйте объясниться с ним на языке «абра-кадабра», словарь
которого составляют исключительно нечлено-раздельные
звуки и тактильно-моторные образы, требующие непосредственного телесного
взаимодействия.
Ещё одним
известным «запретом» является
требование отказа от «долженствования», позиции, прямой дорогой ведущей к оценке,
сравнению себя и других с социальными стандартами (естественно, перфекционистскими) и далее, уже почти неизбежно, к критике
и сопутствующим обвинениям, осуждениям себя или других, вине, стыду и наконец,
к защитам. Последователи гештальта предлагают
вернуться в настоящее, потому что оценки, идеалы и прочие «долженствования» пришли, а
точнее, вторглись из прошлого родительских наставлений-поучений, их
страхов и запретов, их жизненных ориентиров и тревог; они имеют отношение к
субъективно прогнозируемому будущему, причем обязательно будущему тревожному,
катастрофическому, даже если оно маскируется под будущее триумфальное.
Приём
использования сосредоточения на
телесных ощущениях «здесь и сейчас», описывает психотерапевт Е. Т. Соколова следующим
образом: «Я вспоминаю
одного очень одаренного и недоверчиво-придирчивого студента, к тому же очень
сдержанного, так что о его сильно сдерживаемом раздражении я могла лишь
догадываться, глядя, как навязчиво он покачивает ногой. Я попросила его сначала просто «уделить внимание покачивающейся ноге», потом «позволить ей
покачаться несколько раз», затем описать подробно, что она, нога, ощущает, когда
качается, потом предложила «стать ногой» и, «побыв ею» некоторое время, «позволить» ей обратиться к кому-нибудь из присутствующих, «к кому она
сама захочет», «дать ей право» поделиться тем, что она чувствует. И нога,
наконец, «заговорила», преодолев
страх санкции за выражение «негативных чувств в адрес «родительской» фигуры
авторитета. Удивительные изменения стали тотчас происходить не только с ногой,
но и с самим человеком! Изменился его голос, который стал
уверенным, полнозвучным; изменились взгляд и выражение глаз - из
затаенно-враждебных глаз проглянули улыбка, благодарность, доверие, уверенность
в себе. Да человек просто стал собой» [33,С.203-204].
Приведенный
пример демонстрирует комплексное применение как принципа супрессии
(в данном случае наложение запрета на идеализированный образ себя как
сдержанного, зрелого мужчины), так и принципа усиления экспрессии.
Последний, как видно из примера, предполагает известную «по-шаговость» реализации:
замечание-инициация действия - усиление или интенсификация
выражения-направленность, или «адресность», экспрессия и ее завершенность в «присвоении» Я. Посредством
фасилитации можно помочь «разродиться
экспрессией» гораздо
более широкого и полного спектра чувств, чем прогнозируется заранее, и тогда
становится возможен глубокий инсайт относительно «само-супрессии», само-ограничений, накладываемых на собственное Я,
вслед за чем расширяются границы осознавания,
начинают жить новые грани собственного Я и отношений с другими.
Катарсическое очищение требует, чтобы клиенты
ответственно относились к консультативному процессу, продолжая его, даже если
очень хотелось бы прервать и закончить его. Конечно, подобное правило – не
догма, и многие клиенты покидают «горячий стул», если он «слишком горяч», или доходят в своей работе до стадии взрыва. Но если
все-таки клиент остается на «горячем стуле», требование гласит, что он должен отвечать за себя,
активно включаясь в предлагаемые упражнения, а не быть просто пассивным
свидетелем.
К основным
понятиям гештальт-терапии относятся: фигура и фон,
осознание и сосредоточение на настоящем, полярности, защитные функции и
зрелость. Ф. Перлз перенёс закономерности образования
фигуры, установленные в гештальт-психологии в сфере восприятия, в область мотивации
человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он
рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов.
Функционирование мотивационной сферы осуществляется по принципу саморегуляции организма.
В основе
нарушений лежит ограничение способности индивида к поддержанию оптимального
равновесия со средой, дисбаланса процесса саморегуляции
организма. В литературе описывается пять наиболее часто встречающихся форм
нарушения взаимодействия между индивидом и его окружением, при которых энергия,
необходимая для удовлетворения потребностей и для развития, оказывается
рассеянной или ошибочно направленной: интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия и слияние.
По мнению Ф.Перлза, психические нарушения
людей обусловлены тем, что их личность не составляет единого целого, т.е. гештальта. У большинства клиентов стресс возникает в
результате неосознанных конфликтов, мешающих им входить в контакт с некоторыми
из собственных чувств и мыслей.
2. Принципы и
процедуры гештальт-консультирования. (Лекция).
В практике
консультирования используются следующие процедуры гештальт-терапии:
расширение осознания; интеграция противоположностей; усиление внимания к
чувствам; работа с мечтами (фантазией); принятие ответственности на себя;
преодоление сопротивления.
В
консультативной работе наиболее значимыми гештальт
принципами являются (Гронский, 2001):
1.
Принцип целостности, согласно которому человек
представляет собой целостный организм в единстве его биологических,
психологических, социальных и духовных аспектов (является единым гештальтом), и, что не менее важно, он единый гештальт со своей окружающей средой (поле -
организм/среда).
2.
Принцип равновесия, утверждающий, что здоровый
организм способен поддерживать гомеостатическое равновесие со своей средой, т.
е. способен, используя окружающую среду, удовлетворять значимые потребности.
3.
Принцип творческого приспособления означает, что здоровый
организм приспосабливается к изменяющимся условиям среды, самостоятельно
определяя возможности для удовлетворения своих нужд (Перлз,
1996; Робин, 1996).
Соответственно
у индивида, психическое или физическое здоровье которого изменено, отмечается
нарушение согласованности между отдельными физиологическими и психическими
процессами, нарушение гомеостатического равновесия (жизненно важные
потребности организма не удовлетворены в силу внешних или внутренних причин) и
способности к творческому приспособлению (использование собственных
возможностей и возможностей среды для удовлетворения потребностей). В
соответствии с указанными выше принципами цели проводимых консультативных
мероприятий фокусируются на восстановлении гомеостатического баланса организма
и способности к творческому приспособлению (в противном случае восстановленный
организмом баланс не будет сохраняться долго).
Согласно гештальт теории, патологические симптомы возникают тогда,
когда индивид находится в поле, в котором фрустрируются
его значимые потребности - в материальном благополучии, социальном статусе,
физической безопасности, удовлетворяющих межличностных отношениях и т. д. При
нарушении гомеостатического равновесия в текущий момент времени личность не
знает, как удовлетворить прерванные потребности, и неспособна восстановить
нарушенный баланс. В связи с этим первоочередной задачей психологической помощи
становится создание поля, в котором хотя бы частично могут быть удовлетворены
некоторые потребности клиента - потребность в безопасности, внимании, уважении.
В условиях
ограничения времени принципиальной является фокусировка на наиболее актуальных
проблемах клиента. Это может быть реакция на острое стрессовое событие (развод,
смерть близких, изменение финансового или социального статуса и т. п.),
обусловившая декомпенсацию психического и соматического статуса; или устойчивый
дезадаптивный паттерн поведения, приводящий к
состоянию хронического дистресса.
Главными
целями индивидуальной работы являются совместное осознавание
индивидом и психологом наиболее
значимых фрустрированных потребностей, которые
привели к психическим и психосоматическим нарушениям и поиск вариантов
поведения, которые позволят удовлетворить эти потребности. Процесс также может
фокусироваться на отказе от потребностей, которые уже невозможно удовлетворить
(например, невозможность вернуть брачного партнера), и проживании, связанных с этим чувств. Таким образом, достигается феномен «завершения гештальта» и возникают условия для осознавания
жизненных возможностей, которые остаются для индивида доступными. Наиболее
выраженного улучшения удавалось добиться у лиц, страдающих расстройством
приспособления (Гронский, 2001). С теми, чьи
личностные особенности либо особенности психологического или соматического
состояния не позволяют проводить психотерапевтическую процедуру, гештальт-подход может успешно использоваться для планирования неспецифических
психокоррекционных мероприятий. Сеансы не проводятся
с лицами, которые по каким-либо
причинам не хотят в ней участвовать. Как правило, это связано с недоверием к
консультанту и психологической помощи вообще, страхом перед самоисследованием
и самораскрытием. Гештальт-терапия малоэффективна для
индивидов с неразвитой способностью к саморефлексии.
Гештальт-техники позволяют наметить
стратегии установления контакта с «трудными» клиентами, которые характеризуются тем, что интенсивно
проявляют один из механизмов прерывания контакта (проекция, интроекции, конфлюэнция, ретрофлексия и др.) «Проектор» искажает
восприятия себя и мира путём приписывания отторгнутых частей Я
другим людям или предметам. Он избегает сексуального возбуждения, например,
воспринимая других как людей с сексуальными проблемами. «Интроектор»,
т.е. человек пользующийся интроекцией как защитным маневром, включённым в
жизнь, но в пассивной и неразборчивой манере. Он никогда не прорабатывает, не
ассимилирует и не интегрирует новый опыт, а только жадно заглатывает его. «Ретрофлектор» избегает контакта, оборачивая на себя то, что
хотел бы сделать другому. Например, женщина, которая хотела бы «сжевать» свою
мать, боясь взрыва, хронически скрежещет зубами; например, интровертированный
мужчина, отвергающий чувственные контакты с другими, занимается мастурбацией.
«Дефлектор» избегает прямого контакта, действуя разными необычными способами,
говорит уклончиво о том, что на самом деле имеет эмоциональную включённость. Опасается прямой конфронтации, «удара» от
окружающих. За это он расплачивается переживанием скуки, растерянностью. «Конфлюэнты» избегают новизны и открытия различий путём
искусственного подчёркивания сходства. Им характерно согласие там, где его нет,
ради избегания ссоры. Это ведёт к фальши, конформизму, «соглашательству»,
поскольку безопасность достигается путём удаления от естественного Я, его сердцевины (М. Польстер, И.Польстер, 1997).
Диагностика
ведущего механизма позволяет сознательно выбрать те поведенческие паттерны,
которые будут его нейтрализовать. Например, при общении с клиентом, склонным к конфлюэнции т.е. слиянию, консультанту следует активно
структурировать процесс разговора, напоминать об ограничениях времени. При
общении с человеком, склонным к созданию проективных фантазий по поводу
окружающего мира, своего будущего, необходимо возвращать клиента к реальности,
обращая внимание на конкретные факты и предоставляя адекватную информацию (Гронский).
В гештальт-терапии существует стратегия работы с
соматическими и психосоматическими состояниями, включающая четыре этапа.
1. Генерализация
проекции. Клиенту предлагается побыть со своей проблемой и поговорить от ее
имени. Можно расспросить индивида о характере проблемы, попросить описать ее.
2. Проявление
активной нереализованной потребности, стоящей за травмирующим опытом, осознание
этой потребности. Следует сделать акценты на позитивном аспекте изменений («Что ты
можешь дать мне ценного и необходимого, без чего я не могу обойтись?»).
3. Выражение заблокированного чувства, осознанной
потребности по отношению к личному окружению.
4. Интеграция
полученного опыта, включение его в систему целостной личности.
При работе с
клиентом следует проанализировать функциональное значение характерологической
черты, степень ее жизненной важности, т. е. выяснить, что значит для него быть
трансформированным, в чем заключается личностный смысл этих изменений для
окружения, семьи, какое экзистенциальное послание может скрываться за этим
симптомом и какими альтернативными путями оно может быть передано окружающим.
На
социально-психологическом уровне рассмотрению подвергается функционирование
черты в системах межличностных взаимодействий и отношениях с макросистемами. В
межличностном плане мы видим регулятивную роль симптома в отношениях клиента с
ближайшими людьми и консультантом. Гештальт-терапия
вслед за психоанализом уделяет значительное внимание тем явлениям, которые
являются общими для контекста «там- и- тогда» (жизненные отношения) и контекста «здесь- и-
теперь» (отношения
консультант - клиент). Важной дополнительной информацией является понимание
социальных и правовых последствий изменений и социокультурное их значение.
Таким образом, как всякая
гуманистическая ориентация консультирование на гештальт
основе не слишком вписывается в традиционные научные и эмпирические системы,
относительно мало внимания уделяется длительной индивидуальной работе в
глубинно-психологическом смысле. Однако,
идеи гештальт-концепции способствуют реабилитации
обыденного человеческого сознания, привлекают внимание к ценности жизненного
мгновения, высвечивают пагубность мертвящей рутины, ставят человека перед
проблемой ответственности и выбора, утверждают ценность движения к истинному
«Я», путь к
которому неизбежно лежит через страдания и тупики зрелости и восстановление
связи между всеми своими аспектами личности, полное осознание собственного «Я».
Консультанты решают задачи ослабления коммуникативных барьеров, обретения
компенсаторной среды общения.
3.
Модели гештальттехник. (Практическое занятие).
Техника 1. «Развитие
осознания».
Упражнение
1. Попробуйте в течение нескольких минут составлять
фразы, выражающие то, что вы в данный момент осознаете, замечаете. Начинайте
каждое предложение словами «сейчас», «в этот момент», «здесь и сейчас».
Упражнение
2. Представьте себе движения вокруг вас повторяющимися
вперед и назад во времени, как «кино наоборот», когда прыгун легко спрыгивает с 3 внимание на функции.
При каких обстоятельствах на стуле можно есть, а на столе - сидеть? Астроном
смотрит в телескоп на Луну; что, если с Луны кто-то смотрит на него?
Представьте себе потолок полом, переверните стены. Переверните картины вверх
ногами. Представьте себе подводные лодки и рыб, летающих в воздухе. Дайте волю «шизофреническим» возможностям
своего воображения. Большинство из них не более странны, чем общепринятое
предположение, что люди и общество в целом всегда ведут себя разумно.
Упражнение
3. На некоторое время обратите внимание на какой-нибудь
визуальный объект, например стул. Глядя на него,
заметьте, как он проясняется, вырисовывается на мутнеющем фоне окружающего
пространства и объектов. Затем обратитесь к какому-нибудь соседнему визуальному
объекту и понаблюдайте, как он, в свою очередь, «опустошает» фон. Точно так же вслушайтесь в какой-нибудь звук в
вашем окружении и заметьте, как другие звуки отходят в фон. Наконец, «прислушайтесь» к
какому-нибудь телесному ощущению, вроде боли или зуда, и заметьте, как и здесь
остальные телесные ощущения отступают на задний план.
Упражнение
4. «Зоны сознания». Условно
разделите мир вашего сознания на три зоны:
1.
внешний мир;
2.
внутренний мир вашего тела;
3. мир ваших
чувств, мыслей, фантазий.
Выберите
себе партнера. Сядьте лицом друг к другу. Расслабьтесь. Делитесь по очереди
осознанием внешнего мира. Начинайте свою речь словами «Сейчас я
осознаю, что...» и заканчивайте ее рассказом о своих ощущениях от
воздействия окружающей обстановки (света, запахов, вида партнера и т. д.).
Говорите 5 - 8 минут. Теперь
переключайтесь и внимательно слушайте то, что ваш партнер рассказывает о своем
ощущении внешнего мира.
Далее по
очереди рассказывайте об ощущениях, связанных с вашим телом (средняя зона).
Начинайте рассказ словами «Сейчас я осознаю...» и заканчивайте его описанием своих ощущений, связанных
с вашим телом (сухость во рту, тяжесть в руках, зуд, боль и т. д.).
Рассказывайте о своих ощущениях 2-3 минуты,
потом переключитесь и внимательно выслушайте партнера.
Переключитесь
на свой мир чувств, мыслей, фантазий. Начинайте рассказ словами «Сейчас я
осознаю...» и
заканчивайте повествованием о своих чувствах, связанных с данным занятием, о
ваших заботах, мыслях. Не бойтесь спонтанных мыслей и чувств, старайтесь
говорить о них, соблюдая принцип «здесь и теперь». Говорите 5-8 минут,
потом внимательно выслушайте партнера.
Обменяйтесь
с партнером своими впечатлениями. Вновь по очереди включитесь в процесс
осознания. На этот раз «переходите» из зоны в зону.
В заключение
постарайтесь «осознать» вашего
партнера. Позвольте ему сделать то же самое в отношении вас.
Упражнение
5. «Медитация». В рамках
тренинга развития коммуникативных навыков медитацию можно использовать с самыми
разными целями. Принципы, лежащие в основе медитации, тесно связаны с гештальт-терапией в том плане, что медитация способствует
как концентрации на собственном Я, так и некоторому дистанцированию от него. Данное упражнение предполагает
групповую медитацию, которая может быть проведена тренером. Инструкция:
1.
Сядьте удобно и неподвижно, закройте глаза.
2. Дышите
спокойно, плавно. Вдыхайте воздух через нос, выдыхайте через рот.
3. Сконцентрируйте
свое внимание на дыхании.
4.
Начните считать вдохи и выдохи, от 1 до 10.
Один - это полный дыхательный цикл, состоящий из вдоха и выдоха. Два -
это следующий дыхательный цикл.
5.
Когда вы сосчитаете до 10, начните снова считать от 1
до 10, и т. д.
6. Если вы
отвлеклись или сбились со счета, просто вернитесь к началу и начните считать
заново.
После
медитации участникам раздаются небольшие опросники, содержащие в себе следующие
вопросы:
·
Понравилось ли вам принимать участие в выполнении
данного упражнения?
·
Какие чувства у вас возникли при выполнении данного
упражнения?
·
Какие составляющие данного упражнения было бы хорошо
перенести в контекст ваших профессиональных отношений?
Техника 2.
Концентрация внимания на чувствах
Упражнение
1. Обратите внимание на чей-нибудь голос. Как он звучит?
Монотонно? Изменчиво? На высоких тонах? Резко? Скрипуче? Мелодично? Слишком
тихо? Какова артикуляция, легко ли понять произносимое? Не слишком ли громко?
Течет ли речь свободно или в ней
есть паузы, колебания, остановки? Форсированно?
Легко? Теперь задайте себе два вопроса: во-первых, какова ваша эмоциональная
реакция на определенные качества этого голоса: раздражает ли вас то, что он
слишком тихий, или приводит в замешательство, что он слишком громкий, и т. п.
Второй
вопрос: каково, по вашему мнению, эмоциональное состояние говорящего, что стоит
за каждым из замеченных качеств голоса? Ноющий? Угодливый? Сексуальный?
Сердитый? Соответствует ли тон тому, что говорится? Не пытается ли говорящий
вызвать в вас именно ту реакцию, которую вызывает его голос?
Можете ли вы
таким же образом послушать свой собственный голос? Это довольно трудно;
известно, что, впервые услышав свой голос в записи, человек часто не узнает
его; но если вы заранее знаете, что встретитесь с
трудностями, это может увеличить успех попытки.
Упражнение
2. Попробуйте поэкспериментировать с картиной, которая
вам нравится. Обратите внимание на линии и контуры независимо от изображенных
объектов; потом, отдельно, - на цветовые пятна и оттенки.
Обратите
внимание на структуру, создаваемую пустотами между контурами основных объектов.
Рассмотрите структуры, создаваемые каждым из цветов в отдельности, скажем,
красным или голубым. Если картина создает иллюзию трехмерного пространства
последуйте за удаляющимися планами, отметьте, что - на переднем плане, что
втором, что - вдали.
Проследите
игру света и тени. Обратите внимание на фактуру, на технику мазка. Лишь после
всего этого посмотрите на то, что изображено - сцена, портрет, пейзаж и т. п.;
обычно с этого начинают и на этом фиксируются.
Упражнение 3. Сосредоточьтесь на своих телесных
ощущениях в целом. Позвольте своему вниманию блуждать по различным частям тела. По возможности «пройдите» вниманием все тело. Какие части себя вы чувствуете? До
какой степени и с какой ясностью существует для вас ваше тело. Отметьте боли и зажимы, которые вы обычно не замечаете. Какие мышечные
напряжения вы чувствуете? Обращая на них внимание, не старайтесь преждевременно
расслабить их, позвольте им продолжаться. Постарайтесь
определить их точное местоположение.
Обратите внимание на ощущения кожи. Чувствуете ли вы свое тело как
целое? Чувствуете ли вы связь головы с туловищем?
Чувствуете ли вы свою печень? Где
ваше сердце? Конечности?
Упражнение
4. Вновь и вновь оживляйте в фантазии опыт, который имел
для вас эмоциональную нагрузку. Каждый раз старайтесь вспомнить дополнительные
детали. Какой, например, наиболее пугающий опыт вы можете вспомнить?
Прочувствуйте вновь, как все это происходило. И еще раз. И снова. Употребляйте
настоящее время.
Возможно, в
фантазии всплывут какие-то слова, нечто, что вы или кто-то другой говорил в
этой ситуации. Произносите их вслух, вновь и вновь; слушайте, как вы
произносите их, почувствуйте, как вы переживаете их выговаривание
и слушание. Вспомните ситуацию, в которой вы были унижены. Воспроизведите ее
несколько раз. Обратите при этом внимание, не возникает ли в памяти
какой-нибудь более ранний опыт подобного рода. Если это так, перейдите на него
и проработайте ситуацию.
Делайте это
для разного эмоционального опыта
- насколько у вас хватит времени. Есть ли у вас, например, незавершенные
ситуации горя? Когда кто-то любимый вами умер, могли ли вы плакать? Если нет, можете ли вы это сейчас? Можете ли вы мысленно
встать у гроба и проститься? Когда вы были более всего разъярены? Пристыжены? В
замешательстве? Чувствовали себя виноватым?
Можете ли вы пережить эту эмоцию вновь? Если не можете, то можете ли вы почувствовать, что
блокирует вас?
Упражнение 5. Послушайте,
как вы говорите в компании. Запишите свой голос. Вы будете удивлены и, может
быть, раздосадованы тем, как он звучит. Чем больше ваше представление о себе
отличается от вашей реальной личности, тем сильнее в вас будет нежелание
признать свой голос своим собственным.
Почитайте
вслух стихи, которые вы знаете, и послушайте себя. Не вмешивайтесь в чтение, не
старайтесь читать громче, яснее или выразительнее. Читайте так, как у вас
получается, повторяйте чтение и слушайте, пока не почувствуете интеграции речи
и слушания. Затем прочтите то же стихотворение внутренней речью, «в уме». Теперь вам
уже должно быть легко слышать собственную внутреннюю речь. Сейчас, когда вы
просто читаете книгу или газету, вслушайтесь в свою внутреннюю речь, «проговаривание» читаемого.
Сначала это замедлит чтение и, может быть, вызовет беспокойство, но через
некоторое время вы сможете «слушать» так же быстро, как читаете. Эта практика может улучшить вашу память
благодаря возросшему контакту с материалом.
Наконец, попробуйте
«прислушаться» к своему
внутреннему «речевому
думанию». Сначала это
может заставить вас «замолчать», но через некоторое время беззвучное бормотание
начнется снова. Вы услышите несвязные, «сумасшедшие» отрывки предложений, проплывающие вновь и вновь. Если
это вызывает слишком большое беспокойство, поговорите с собой немножко
намеренно: «Сейчас я
слушаю себя. Не знаю, о чем бы подумать. Попробую проделать, молча, эксперимент
здесь и сейчас». Да, это звучит
так же, как если бы я делал это вслух. А теперь я забыт, перестал слушать...» Отмечайте
модуляции вашего внутреннего голоса. Какой он - сердитый, жалующийся, ноющий,
напыщенный? Или он звучит по-детски? Проговаривает ли он педантично все
подразумеваемое после того, как значение уже понято?
Техника 3. «Интеграция
полярностей»
Упражнение
1. «Разыгрывание ролей». Участники
группы по предложению консультанта по очереди проигрывают некоторые свои внутриличностные конфликты, которые ими до конца не осознаются,
но очевидны для окружающих. Например, если участник, не замечая этого, излишне
часто извиняется, говорит негромким голосом, смущается, то ему можно предложить
сыграть роль застенчивого, робкого молодого человека. При этом его просят
несколько утрировать именно те черты характера, которые у него особенно
выражены.
Если
участник осознает свою поведение и желает от него избавиться, ему можно
поручить сыграть роль человека с противоположными чертами характера, например Хлестакова или Начальника, который разговаривает с
подчиненным только в тоне приказания и нравоучения.
Для
разыгрывания роли каждому участнику дается по 5 - 10 минут. Остальное время
нужно оставить для обмена впечатлениями.
Упражнение
2. «Борьба противоположностей». Консультант
определяет тему дискуссии, затем одному из участников поручает роль
Нападающего, другому - Защищающегося.
Участники
садятся лицом друг к другу и начинают дискуссию. Каждый из участников должен
твердо придерживаться своей роли. Нападающий должен критиковать партнера, ругать
его, поучать, говорить твердым авторитарным голосом. Защищающийся - извиняться,
оправдываться, объяснять, почему у него не получается все то, что требует от
него Нападающий.
Дискуссия
длится 10 минут. После этого партнеры меняются ролями. Каждому участнику
диалога нужно как можно полнее и глубже осознать чувство власти, агрессии
Нападающего и чувство робости, унижения, незащищенности Защищающегося.
Сравните
сыгранные вами роли с вашим поведением в реальной жизни. Обсудите полученный
опыт вместе с группой.
Упражнение
3. «Антикварный магазин». Сядьте на
стул, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себе, что вы находитесь в
магазине, где продают антикварные вещи. Мысленно выберите себе любой предмет и
вообразите себя этим предметом.
Рассказывайте
от имени этого предмета о себе: как вы себя чувствуете: почему оказались в
магазине; кто и где ваш прежний хозяин, и т. д. Откройте глаза и поделитесь своими
ощущениями с группой.
Точно так же
можно идентифицироваться с цветком, деревом, животным, вообразив себя в
соответствующих условиях. Не стесняйтесь своих ощущений. Старайтесь, чтобы у
вас не осталось незавершенных переживаний.
Упражнение 4. «Диссоциированный диалог». Это диалог между фрагментами собственной личности. Когда у
клиента наблюдается фрагментация собственной личности, психолог предлагает
эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности. Например,
между агрессивным и пассивным началом, между нападающим и защищающимся. Это
может быть диалог
и с собственным
чувством (например, с чувством страха), а также с отдельными частями
тела или с воображаемым (значимым для клиента) человеком.
Техника игры такова: напротив стула, который занимает клиент ("горячий
стул") располагается пустой стул, на который "сажают"
воображаемого собеседника. Клиент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог,
отождествляя себя с различными фрагментами своей личности и выступая то с
позиции жертвы, то с позиции агрессора, и по очереди воспроизводит реплики от
имени одной, затем другой психологической позиции.
Упражнение
5. «Работа с именем». Ощущение
идентичности развивается под влиянием окружения. Это реакция на воздействия и
влияния, которые были адресованы субъекту. Даже имя или имена, которые записаны
в документах, влияют на судьбу. Они отражают родительские ожидания,
направленные на ребенка, культурный и исторический фон, историю рода или
историю страны. Кроме официального имени, человек несет детские и «особенные»
имена - те, которыми его называли в детстве родственники и родители, как его
называют сейчас близкие люди или враги.
Предлагается
несколько вариантов экспериментов, которые могут активизировать чувства,
связанные с именем, и ассоциированные с именем отношения в первоначальной
семье.
Вспомните
имена и прозвища, которыми вас называли в детстве. Кто дал вам эти имена, в
каких обстоятельствах вас называли тем или иным именем? Кто называл? Какие
чувства вы испытываете сейчас, когда думаете об этих именах? Выберите наиболее
яркие детские имена. Какие чувства они вызывали? Какие чувства и кому выражало
это имя? Как к вам относились те, кто давал это имя или прозвище? Проиграйте
сценки с вашим партнером.
Какие у вас
сейчас есть прозвища или ласкательные имена? Как вы их получили? Какие области
жизни они затрагивают? Есть ли у вас разные имена дома и на работе? Если да, с
чем это связано? Вспомните ваши имена (определения, характеристики) в разные
периоды жизни. Как они влияли или влияют на ваше представление о себе сейчас?
Представьтесь в круге тремя разными именами, сопровождая каждое интонацией и
пантомимой. Вспомните отношение к своему имени в разные периоды жизни. Как оно
менялось? Гордились ли вы, любили свое имя, или были периоды
негативного отношения? Какие у вас сейчас варианты имен? В каких ситуациях вас так называют, когда вы так
представляетесь, кому, где? Какие чувства у вас ассоциируются с этими именами? Какие отношения с этими
людьми? Были ли случаи, когда вас называли именем, несоответствующим вашему
полу, или которое вызывало насмешки?
Как выбирали
ваше имя родители? В честь кого? Их ожидания - что вы об этом знаете? Какое
символическое значение вашего имени, что оно значит в переводе, что оно значило
для вас в разные периоды жизни. Если бы вы выбирали себе имя заново, какое бы
вы выбрали второе имя и почему, что оно могло бы символизировать? Какие есть
доводы для сохранения старого имени? Какие резоны для выбора нового?
Упражнение
6. «Большой пёс» и «Щенок». Широко распространенным примером
является использование двух игровых позиций: «Большой пес» и «Щенок». «Большой
пес» олицетворяет обязанности, требования, оценки. «Щенок» олицетворяет
пассивно-оборонительные установки, ищет уловки, отговорки, оправдания,
обосновывающие уклонения от обязанностей. Между этими позициями происходят
борьба за власть и полный контроль над личностью. «Большой пес» пытается
оказать давление угрозой наказания или предсказанием отрицательных последствий
поведения, не соответствующего требованиям. «Щенок» не вступает в прямую
борьбу, а использует уловки, ему несвойственна агрессивность. Фрагменты диалога
между этими частями личности возникают иногда в сознании клиента в различных
ситуациях повседневной жизни, когда, например, он пытается заставить себя
сделать что-то и одновременно манипулирует разными отговорками и
самооправданиями. С помощью систематизированного и искреннего диалога во время
упражнения клиент может более полно осознать бесплодные манипуляции, совершаемые
над собственной личностью, стать более искренним и способным более эффективно
управлять собой.
Техника
обладает выраженным энергетическим потенциалом, усиливает мотивацию клиента к
более адекватному поведению, активирует ресурсы.