Тема
5. Основные принципы обеспечения экологической
безопасности.
Российская система экологической безопасности
5.1. Основные принципы обеспечения экологической безопасности
5.2. Классификация чрезвычайных ситуаций
5.3. Российская система экологической безопасности
5.4. Механизмы обеспечения экологической безопасности России
5.5. Требования экологической безопасности
5.1. Основные принципы обеспечения
экологической
безопасности
Основные понятия и термины. В соответствии с Федеральным законом от 10 января
Согласно Закону «О безопасности» от 5
марта
Экобезопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов объектов экобезопасности (личности, населения, территорий) от угроз,
создаваемых природными объектами, загрязненными при осуществлении антропогенной
деятельности (в результате аварий, катастроф, длительной хозяйственной,
военно-оборонной и иной деятельности), а также вследствие природных явлений и
стихийных бедствий.
Экологическая
опасность -
вероятность разрушения среды обитания человека, биосферы в результате
неконтролируемого развития экономики, устаревших технологий, естественных и
антропогенных катастроф, вследствие чего нарушается приспособление живых систем
к ухудшенным условиям существования.
Таким образом,
обеспечение экологической безопасности представляет собой процесс обеспечения защищенности жизненно
важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных или
потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на
окружающую среду.
Система безопасности. Законом РФ «О безопасности» предусмотрена
система безопасности, в состав которой входят: комплекс экономических и
правовых мер обеспечения безопасности; органы исполнительной, судебной,
законодательной властей; оборона; силы и средства обеспечения безопасности
(Вооруженные Силы России, МВД, МЧС, ФСБ и др.). Существуют и другие подходы и
определения экологической безопасности.
Закон «Об охране окружающей
природной среды» выделяет следующие комплексные меры:
1)
по поддержанию комфортности территории:
-оперативные: экологическая паспортизация и установление
предельно допустимых норм; мониторинг; установление лимита использования
ресурсов; лицензирование природопользования;
-долговременные: выделение особо опасных производственных
территорий; зонирование территорий; экологическое обучение и подготовка кадров;
разработка и учет территориальных требований к размещению, строительству и
реконструкции объектов;
2)
по предотвращению угроз жизненно важным интересам населения:
-оперативные: определение границ зон экологического
бедствия, зон чрезвычайной экологической ситуации и экологически опасных
территорий; возмещение вреда; решение вопросов об ответственности за
экологические преступления;
-долговременные: разработка требований к эксплуатации
объектов и территорий в зонах экологического бедствия, чрезвычайной экологической
ситуации и экологически опасных территорий; установление лимита использования
ресурсов; установление ограничений видов хозяйственной деятельности;
перепрофилирование производств.
В соответствии с требованиями
практики необходимо законодательно включить в систему экономико-правовых мер
следующие процедуры:
1.
экологическое аудирование как механизм оценки состояния
экологической безопасности хозяйствующего субъекта или территории;
2.
оценку и управление техногенным и экологическим риском с целью снижения вероятности аварий и
катастроф, минимизации наносимого ущерба при возникновении чрезвычайных
ситуаций (путем разработки планов превентивных мероприятий).
Заключительным этапом работ
по обеспечению экологической безопасности должна быть комплексная увязка
достигнутых решений на каждом уровне экологической безопасности с целью
координации усилий разработчиков системы безопасности и достижения
максимального уровня экологической безопасности при имеющихся финансовых и иных
материальных ограничениях.
Политика экологической
безопасности -
целенаправленная деятельность государства, общественных организаций,
юридических и физических лиц по обеспечению экологической безопасности.
Экологический риск - соотношение величины возможного ущерба при
воздействии экологического фактора и вероятности реализации этого воздействия.
Предельно
допустимая экологическая нагрузка - максимальный уровень воздействия антропогенных факторов,
при котором сохраняется функциональная устойчивость экосистем.
Зона
чрезвычайной экологической ситуации - участки территорий, где в результате антропогенных или
природных воздействий происходят устойчивые отрицательные изменения окружающей
среды, влекущие за собой устойчивые отрицательные изменения окружающей среды,
нарушение здоровья населения, нарушение равновесия естественных экосистем,
прежде всего, повреждение генетических фондов растений и животных.
Система
экологической безопасности - совокупность законодательных, технических, медицинских и
биологических мероприятий, направленных на поддержание равновесия между
биосферой и антропогенными, а также естественными внешними нагрузками.
Состояние защищенности от
экологических угроз должно быть обеспечено различным субъектам и объектам,
составляющим население и национальное достояние России. В федеральных законах
РФ установлен общий перечень объектов и субъектов защиты в зависимости от видов
обеспечиваемой безопасности.
В Законе РФ «О безопасности» объектами названы
государство (конституционный строй, суверенитет, территория), а также общество,
личность.
В Законе РФ «Об охране
окружающей среды» объектами охраны
названы земля, недра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, особо охраняемые
территории, фауна, флора, генетический фонд, естественные экосистемы.
В качестве субъекта безопасности
гражданским законодательством введен хозяйствующий субъект, который в
наибольшей степени пользуется правами, закрепленными Конституцией РФ, и
зачастую является источником экологической угрозы для самого себя и для третьих
лиц.
Уровни
экологической безопасности. Исходя из перечня объектов и субъектов обеспечения экологической
безопасности целесообразно представить ее уровни: индивидуальный -
экологическая безопасность личности (работника предприятия или жителя); объектовый
- экологическая безопасность хозяйствующего субъекта любой
организационно-правовой формы, осуществляющего любой вид
хозяйственно-производственной, коммерческой и иной деятельности и
расположенного в местности, где может возникнуть экологическая угроза (вне
зависимости от того, по чьей вине это произойдет); локальный (муниципальный)
- экологическая безопасность промышленной зоны, муниципальной территории,
где могут быть сосредоточены несколько хозяйствующих субъектов (предприятий); государственный
(национальный) - экологическая безопасность России; межгосударственный
(межнациональный) - экологическая безопасность сопредельных государств
экономико-географического региона; глобальный (планетарный) - экологическая
безопасность мирового сообщества.
Угроза
безопасности. Общее
определение угрозы безопасности введено ст. 3 Закона РФ «О безопасности» (как
совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам
личности, общества и государства).
Угрозы экологической
безопасности в Российской
Федерации и пути их решения. Наиболее опасные экологические угрозы на сегодняшний день:
- рост заболеваемости населения, связанный с
напряженной экологической обстановкой в отдельных регионах страны и, как
результат -ухудшение демографических показателей;
- продолжающийся рост объемов промышленных,
бытовых и радиоактивных отходов;
- высокая аварийность трубопроводного
транспорта, приводящая к загрязнению больших территорий нефтепродуктами;
- резкое уменьшение биологических ресурсов в
отдельных регионах страны из-за загрязнения окружающей среды;
- снижение конкурентоспособности российских
товаров и продукции из-за несоответствия их требованиям международных
экологических стандартов и др.
По каждому из перечисленных
видов угроз существуют научные исследования и разрабатывается система мер по их
предотвращению. Остановимся на некоторых из них.
Угрозы сохранению биоресурсов
и биоразнообразия в России можно разделить на две основные группы: прямые и
опосредованные.
К прямым угрозам относятся:
- сокращение или
уничтожение популяций животных и растений в результате чрезмерных объемов
добычи, низкой культуры промысла, браконьерства, несанкционированного сбора и
коммерческого коллекционирования живых организмов, неизбирательной борьбы с
сорняками и вредителями сельского и лесного
хозяйства, гибели животных на инженерных сооружениях, уничтожения животных и
растений, считающихся опасными, вредными и неприятными.
- уничтожение
природных экосистем в результате превращения их в сельхозугодия, включая
распашку степей, ведения лесного хозяйства без учета необходимости сохранения
биоразнообразия, различных видов строительства, добычи полезных ископаемых,
осушения болот, эрозии почв, строительства гидросооружений и создания
водохранилищ, уничтожения малых рек.
К опосредованным угрозам
можно отнести:
- физическое (зарегулирование
стока рек, чрезмерный изъем водыиз водоемов, шумовое
и т.п.);
- химическое
(загрязнение окружающей среды химическими веществами);
- биологическое
(интродукция чужеродных видов, изменение структуры природных биоресурсов и
т.п.).
Антропогенное воздействие
часто является комплексным и сопровождается синергетическим и кумулятивным
эффектом.
Для предотвращения угроз
биоресурсам и биоразнообразию России необходимо осуществление целого комплекса
мер с использованием социально-экономических механизмов, включая
совершенствование законодательства, социально-эколого-экономических механизмов,
совершенствование системы управления в области сохранения и использования
биоразнообразия, формирование определенного общественного сознания, развития
систем мониторинга и научных исследований в этой области. При этом при
разработке конкретных мероприятий необходимо учитывать экологические
особенности территорий.
5.2. Классификация чрезвычайных ситуаций
Угрозы безопасности возникают
при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной
территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления,
катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли
за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной
среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности
людей. Классификация чрезвычайных ситуаций установлена постановлением
Правительства РФ от 13.09.96 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера». В настоящее время используется также
классификация, принятая ранее в органах Гражданской обороны России.
Предусмотрено деление чрезвычайных ситуаций по сфере возникновения,
ведомственной принадлежности и масштабу последствий.
По сфере возникновения чрезвычайные
ситуации подразделяются на техногенные, природные, экологические.
Техногенные чрезвычайные
ситуации классифицируются по типам аварий. Аварии подразделяются на сопровождающиеся
выбросами опасных веществ; пожарами; взрывами; затоплениями; нарушениями систем
жизнеобеспечения (энергосистем, инженерных, технологических цепей и т.д.); обрушениями
сооружений; крушениями транспортных средств. Аварии, связанные с выбросами
опасных веществ, дополнительно подразделяются на радиационные, химические,
биологические и кроме этого делятся по видам распространенного в окружающую
среду вещества.
Природные чрезвычайные
ситуации классифицируются по видам стихийных бедствий. Стихийные бедствия
делятся на группы в соответствии с природными значениями, приводящими к их
возникновению: геофизическими, геологическими, гидрометеорологическими (метеорологическими,
агрометеорологическими, гидрологическими, морскими гидрометеорологическими), гелиофизическими.
Стихийные бедствия, связанные
с геологическими природными явлениями, подразделяются на бедствия, вызываемые:
землетрясениями; извержениями вулканов; оползнями; обвалами; просадкой земной
поверхности; эрозией.
Стихийные бедствия, связанные
с гидрологическими природными явлениями, подразделяются на бедствия,
вызываемые: высоким уровнем воды (наводнения); низким уровнем воды; ранним
ледоставом; селями; снежными лавинами.
Стихийные бедствия, связанные
с морскими гидрометеорологическими явлениями, подразделяются на бедствия,
вызываемые: волнением; тропическими циклонами (тайфунами); цунами; изменением
уровня моря; появлением ледяного покрова или припая в ранние сроки; напором
льдов, интенсивным дрейфом льда.
Чрезвычайные
ситуации экологического характера подразделяются на связанные с отрицательными изменениями суши, гидросферы, атмосферы, биосферы.
По ведомственной принадлежности чрезвычайные ситуации подразделяются
на происшедшие: в строительстве; промышленности (атомная энергетика,
металлургия, машиностроение и др.); жилищной и коммунально-бытовой сфере
обслуживания населения; на транспорте; в сельском хозяйстве; в лесном
хозяйстве.
Чрезвычайные ситуации на
транспорте дополнительно подразделяются в зависимости от вида транспорта:
подземный, воздушный (космический), водный (речной, озерный, морской) и
наземный (железнодорожный, трубопроводный, автомобильный, канатно-подвесной).
По масштабу возможных
последствий чрезвычайные ситуации делятся, в зависимости от характера сил и
средств, привлекаемых к ликвидации последствий, на следующие: частные (последствия
ограничиваются одной установкой, цехом; работы по ликвидации последствий
проводятся штатным персоналом); объективные; местные (последствия
ограничиваются городом, районом, областью; к ликвидации последствий
привлекаются территориальные невоенизированные формирования гражданской обороны
повышенной готовности, а при необходимости объектовые формирования и части
гражданской обороны); региональные (последствия распространяются на
несколько областей, республику, крупный регион; к ликвидации последствий
привлекаются соединения и части гражданской обороны, все виды военизированных
формирований); глобальные (последствия захватывают несколько субъектов
Федерации и сопредельные страны; к ликвидации последствий на территории страны
привлекаются силы гражданской обороны, вооруженные силы, министерства и
ведомства). Таким образом, в законодательных актах РФ, а также научной и
учебной литературе выделяют свод определенных терминов, характеризующих понятия
экологической опасности, безопасности, угроз и чрезвычайных ситуаций, которые
являются общепринятыми и употребляются для описания экологической ситуации,
существующей в том или ином регионе Российской Федерации.
5.3. Российская система экологической
безопасности
Составными
частями выполнения требований экологической безопасности являются меры по
обеспечению химической, радиационной, биологической и промышленной безопасности
на территории России. В реализации мер, направленных на достижение, поддержание
и контроль за соблюдением требований экологической безопасности, принимают
участие различные министерства, ведомства, учреждения и организации России.
Основными
задачами российской системы экологической безопасности являются:
-
организационное управление процессом достижения целевых показателей
экологической безопасности на всей территории России и в ее отдельных
административно-территориальных образованиях;
-
организация и проведение контроля за соблюдением требований экологической
безопасности;
-
взаимодействие с другими государственными системами жизнеобеспечения общества и
населения;
-
предупреждение и ликвидация экологических последствий промышленных и природных
аварий и катастроф;
-
предупреждение появления зон экологического неблагополучия и бедствия,
чрезвычайных экологических ситуаций, а также участие в организации процесса
ликвидации последствий при их появлении;
- оценка
состояния экологической безопасности России, прогнозирование ее динамики;
-
обеспечение проведения единой государственной политики, формирующей гарантии
надежности существования и устойчивого развития объектов безопасности;
-
планирование и координация выполнения комплексных программ по охране окружающей
среды и рациональному природопользованию;
- создание,
развитие и оснащение сил и средств обеспечения экологической безопасности
России;
-
координация международных соглашений по обеспечению экологической безопасности
России.
Силы,
обеспечивающие экологическую безопасность: подразделения экологической
инспекции, силы срочной помощи МПР России, подразделения Минобороны России, МВД
России, ФСБ России, подразделения МЧС, медслужбы,
службы защиты растений и животных, подразделения Минтранса, а также другие
специальные формирования и подразделения, осуществляющие мероприятия и действия
по защите населения, природной среды.
Объектами
управления являются министерства и ведомства, осуществляющие государственное
управление экологически вредными и опасными видами деятельности, в первую
очередь Минатом России, Минтопэнерго России, Минпромнауки
России, Минтранс России, МПС России, Минсельхозпром
России и др.
5.4.
Механизмы обеспечения экологической безопасности России
Механизмы
обеспечения включают в себя законодательную и нормативно-правовую основу
деятельности в области экологической безопасности; организационную основу
управления деятельностью в области обеспечения экологической безопасности;
экономические механизмы; технологическую основу экологически безопасного
развития промышленности, энергетики и транспорта; государственный контроль за
деятельностью министерств и ведомств в области соблюдения требований
экологической безопасности, реализации государственной экологической политики
России; использование научно-технического и производственного потенциала оборонных
отраслей промышленности.
В
соответствии с понятием «экологического риска» все его факторы подразделяются
на природные и социальные. При этом значение последних особенно велико в
патогенезе заболеваний лиц, подвергшихся радиационному воздействию. Существует
и другая классификация факторов по их природе, согласно которой они
подразделяются на абиотические (физические и химические) и биотические (флора и
фауна). Кроме того, на человека воздействуют инженерно-психологические,
производственно-трудовые, а также психологические и социально-психологические
факторы. Взаимодействие человека с окружающей средой и возникновение негативных
последствий этого взаимодействия зависит также от генетической
предрасположенности его организма, от индивидуальной чувствительности к тем или
иным факторам. Рассматривая все эти факторы через призму концепции факторов
риска, следует отметить, что многие из них подвержены значительным колебаниям.
Выходя за пределы приспособительных (адаптационных) возможностей человека, они
переходят в категорию факторов риска.
Уровень
безопасности существенно зависит от структурной и инвестиционной политики в
развитии экономики и в известной степени является индикатором
социально-экономического благополучия региона и государства. В связи с этим
важное значение имеет принятая за основу концепция территориального размещения
производственных и других объектов, являющихся источниками техногенной
опасности.
Как
известно, концепция производства влечет за собой экономию текущих и капитальных
затрат, что обусловлено ростом масштабов производства. Техническая система
большой единичной мощности является более экономически выгодной, чем несколько
малых, вследствие более рационального расхода металла на ее сооружение,
использования производственных площадей и трудовых затрат. Однако при высокой
концентрации производства вступает в силу другой фактор: увеличивается величина
наносимого ущерба при крупных авариях, в случае землетрясения, акта терроризма
или попадания в объект боевого средства. Это касается, прежде всего, наиболее
опасных объектов: объектов ядерного топливного цикла, химических и
нефтеперерабатывающих предприятий и т.п.
При
размещении производственных объектов необходимо учитывать и социальные аспекты
проблемы повышения безопасности. Как известно, промышленность тяготеет к
городам и поселкам с хорошо развитой инфраструктурой. А это влечет за собой
увеличение риска крупных социальных потерь при авариях, катастрофах и других
событиях, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций.
5.5. Требования экологической безопасности
Как было
сказано, субъектами экологической безопасности являются органы государственной
власти и управления всех уровней, юридические и физические лица, в том числе
должностные, которые обязаны осуществлять свою деятельность в рамках наделенной
компетенции в соответствии с принципами и требованиями обеспечения
экологической безопасности. Эти органы обязаны:
1.
следить
за факторами, источниками и уровнями экологической опасности и информировать о них
специально уполномоченные органы и население в установленном порядке;
2.
осуществлять
оперативные и долговременные меры по ликвидации опасных экологических
последствий в зонах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной
экологической ситуации, иных опасных экологических последствий результатов
хозяйственной или иной деятельности, а также аварий и катастроф, в том числе
стихийных;
3.
создавать
и поддерживать в постоянной готовности силы и средства обеспечения
экологической безопасности и управлять ими при чрезвычайных экологических
ситуациях;
4.
осуществлять
специализированную деятельность по обеспечению экологической безопасности и
финансирование этой деятельности в рамках своей компетенции.
На
территории Российской Федерации проводится зонирование территорий для целей
обеспечения экологической безопасности с учетом экологических, социальных и
экономических условий. Принципы зонирования территорий, перечень запретов и
ограничений на хозяйственную и иную деятельность для соответствующих категорий
территорий определяются законодательством Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации. Юридическим, физическим лицам запрещается осуществлять
деятельность, а органам власти, управления, должностным лицам запрещается
принимать решения, допускающие:
•
осуществление
хозяйственной и иной деятельности без ее положительной экспертной оценки с
позиций обеспечения экологической безопасности;
• любые виды хозяйственной и иной
деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;
• хозяйственную и иную деятельность, не
соответствующую нормам, правилам, требованиям, устанавливаемым
законодательством Российской Федерации, ратифицированными международными
конвенциями, соглашениями, нормативными документами в области обеспечения
экологической безопасности;
•
эксплуатацию
объектов хозяйственной деятельности, создающих экологическую опасность при
отсутствии страхования жизни, здоровья людей, собственности и объектов
окружающей природной среды от возможного ущерба;
•
вовлечение
в хозяйственную деятельность ненарушенных территорий без равноценного в
установленном порядке восстановления нарушенных территорий;
•
изменение
утвержденной в установленном порядке обосновывающей и разрешительной
документации по реализации намечаемой деятельности;
•
осуществление
особо опасных видов деятельности, включая: размещение, проектирование,
строительство, эксплуатацию атомных электростанций, иных радиационно-опасных
объектов, размещение радиоактивных отходов на территориях населенных пунктов,
на особо охраняемых территориях, а также на иных территориях без соблюдения
требований экологической безопасности;
• проведение ядерных взрывов в мирных целях
в любых средах, за исключением случаев, оговоренных ратифицированными
международными соглашениями;
• ввоз на территорию Российской Федерации токсичных,
радиоактивных, иных опасных отходов производства и потребления, отработавшего
ядерного топлива, иных радиоактивных материалов, а также ввоз нетоксичных не
утилизируемых отходов и отходов, технология утилизации которых представляет
экологическую опасность;
• производство и импорт продукции, не
имеющей экологически безопасных технологий ее переработки, обезвреживания и
утилизации после использования, а также экологически опасной продукции;
•
виды
деятельности, способствующие глобальным изменениям окружающей природной среды
(включая изменения климата, истощение озонового слоя, сокращение площади
покрытой лесом территории, опустынивание, деградацию земель, исчезновение видов
живых организмов, истощение водных ресурсов), возникновению стихийных бедствий и
техногенных аварий;
• применение токсичных химических веществ и
препаратов, не подвергающихся естественному распаду до безопасных уровней в
течение 10 лет и экологически безопасной утилизации;
• применение, разведение, расселение
биологических видов, несвойственных природной среде соответствующего региона, а
также полученных искусственным путем, без разработки эффективных мер
предотвращения их неконтролируемого размножения;
•
добывание,
сбор, заготовку, продажу, скупку, приобретение, обмен, пересылку, вывоз за границу
и ввоз из-за границы объектов растительного и животного мира, их продуктов,
ботанических и зоологических коллекций, связанных с возможностью изменения
биологического разнообразия, а также минералогических коллекций;
•
иные
виды деятельности, отнесенные законодательством Российской Федерации, а также
нормативно-техническими документами, утвержденными в установленном порядке, к
категории особо экологически опасных.