ТЕМА 7. РЕГИСТРАЦИЯ СОБСТВЕННОГО БИЗНЕСА

7.1.      Документация при регистрации

Момент регистрации своего бизнеса необходимо тщательно обду­мать еще на этапе составления бизнес-плана. Зарегистрировать бизнес можно самостоятельно или обратиться в юридическую кон­тору.

Итак, после поиска бизнес – идеи, составления бизнес-плана, вы­бора формы ведения своего бизнеса вы, наконец, решили зарегистри­ровать свое дело. Для начала вам не помешает ознакомиться со спис­ком документов. Можно проверить список необходимыхдокументов и требования к ним в зависимости от выбранной формы регистрации бизнеса в Государственной налоговой инспекции (ГНИ).

Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) нужно представить следующие документы:

    заполненное заявление (форма № Р21001);

    квитанция об оплате госпошлины;

    прошитая копия паспорта.

При регистрации ООО либо публичного или непубличного обще­ства следует (после согласования с налоговой инспекцией):

1)             подготовить все необходимые документы на регистрацию:

    заявление о государственной регистрации;

    решение о создании предприятия;

    устав;

    квитанцию об уплате госпошлины;

2) открыть накопительный счет (при необходимости для внесе­ния на этот счет средств уставного капитала);

3)сдать документы на регистрацию;

4)получить документы о регистрации;

5)встать на учет в следующие фонды: пенсионный, социального страхования, территориальный Фонд обязательного медицинского страхования (в настоящее время это делается автоматически при подаче документов в ГНИ);

6)после получения документов о регистрации открыть расчетный счет в выбранном вами банке, о чем в 10-дневный срок известить ГНИ;

7)получить необходимые лицензии, если ваша деятельность под­лежит лицензированию.

В решении о создании предприятия принимается решение о создании предприятия, указывается уставный капитал с учетом распределения долей. Уставный капитал, т.е. сумма, необ­ходимая для регистрации предприятия, может быть сформирован за счет зачисления денег на специально открытый накопительный счет либо за счет внесения имущества.

Устав — основной документ предприятия. Все договорные обяза­тельства предприятия заключаются на основе устава, который должен определять: деятельность предприятия; права и обязанности учредите­лей; условия выхода учредителей; процедуру избрания руководителя; права и обязанности руководителя и т.д.

Желательно, чтобы устав как можно подробнее регулировал все отношения между учредителями во избежание в дальнейшем кон­фликтов.

 

1.2.        Последовательность действий для регистрации собственного бизнеса

Некоторые начинающие предприниматели предпочитают регист­рировать свой бизнес самостоятельно с целью узнать весь процесс ра­боты от начала и до конца, чтобы лучше ориентироваться в своем деле; другие занимаются регистрацией самостоятельно, чтобы сэкономить средства. Рассмотрим особенности самостоятельной регистрации.

Если зы решили зарегистрироваться в форме индивидуального пред­принимателя, необходимо:

    определить виды деятельности (ОКВЭД);

    в налоговой инспекции заполнить заявление на регистрацию в ка­честве индивидуального предпринимателя, ука­зав виды деятельности, которыми будете заниматься;

    оплатить госпошлину в размере 800 руб. (в почтовом отделении, сберкассе и т.д.).

Если вы решили зарегистрировать ООО или публичное {либо непуб­личное) общество, вам необходимо обратить внимание на следующие особенности:

    регистрация юридических лиц осуществляется в строгом соответ­ствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государ­ственной регистрации юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей», в связи с чем с вас не могут требовать документы, не указанные в данном законе;

    можно отнести документы в регистрирующий орган или отослать почтовое отправление с объявленной ценностью при его пере­сылке и описью вложения. Для надежности лучше лично отнести документы в налоговую инспекцию;

    датой предоставления документов при осуществлении государ­ственной регистрации будет считаться дата их получения регист­рирующим органом. При этом вам выдается расписка о получении документов;

    регистрация предприятия осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения документов регистрирующим органом.

Напомним перечень документов, необходимых для регистрации:

    подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по специальной форме, которая выдается в налоговой инспекции;

    решение о создании юридического лица;

    устав предприятия;

    квитанция об оплате государственной пошлины.

Итак, через пять рабочих дней после получения документов регис­трирующим органом вам выдают готовые документы на руки:

    заверенный печатью налоговой инспекции и прошитый устав предприятия;

    заверенный печатью налоговой инспекции и прошитый учреди­тельный договор (в том случае, если учредителей более одного);

    свидетельство о постановке на учет в налоговом органе с присво­ением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП);

    свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

    информационное письмо, в котором указан присвоенный вашему предприятию код государственной статистики;

    извещения о регистрации в Пенсионном фонде Российской Феде­рации (ПФ), территориальном Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонде социального страхования (ФСС). Как видите, процедура регистрации не настолько сложная, чтобы не осуществить ее самостоятельно. Основные трудности иногда воз­никают при самостоятельной подготовке документов — устава. И этих случаях для регистрации своего бизнеса учредители обращаются за помощью к фирмам-посредникам.

Рассмотрим далее регистрацию бизнеса через посредников.

Услуги по регистрации бизнеса оказывают многие юридические конторы. Фирмы-посредники проходят те же рассмотренные выше процедуры по подготовке и предоставлению документов, имея отла­женный процесс от начала и до конца, зная, как быстро подготовить документы с помощью готовых шаблонов, в какой последовательности и куда их подавать.

Имеет смысл обратиться за регистрацией своего бизнеса к юристам таких фирм-посредников в следующих случаях:

    у вас возникают сложности с подготовкой документов и вы можете позволить себе потратить 6—8 тыс. руб.;

    вы не соблюдаете сроки выполнения своего бизнес-плана;

    вы цените свое время и считаете, что каждый должен заниматься своим делом.

В любом случае сотрудничать с подобными фирмами удобно. Най­дите в своем городе специализированную контору по регистрации ООО, публичных или непубличных обществ, предварительно уточнив:

    цены на регистрацию (калькуляцию), сроки исполнения;

    как долго они работают на этом рынке;

    уровень подготовки персонала;

    кому они уже регистрировали предприятия;

    отзывы прошлых клиентов, имели ли место ошибки при подготовке документации, срывы сроков и т.д.

Если вам чем-то не понравилась контора, ищите другую, так как конкуренция на рынке регистрации бизнеса обычно очень высокая.

Выбрав юридическую контору, заключите с ней договор на оказание услуг. В нем должны быть отражены все услуги, иначе придется платить дополнительно, если что-то не было предусмотрено.

Сотрудники юридических контор вписывают ваши данные в ти­повые варианты учредительных документов, согласуют их с вами, распечатывают, предоставляют вам на подпись и отправляют на ре-i пстрацию в налоговую инспекцию. Теперь вам остается только ждать пять дней для получения готовых документов.

Ориентируйтесь на долгосрочные отношения с юридическими кон­торами, поскольку, возможно, в дальнейшем вам могут понадобиться их услуги. Например, при изменении местоположения организации, состава учредителей, при необходимости внесения изменений в учре­дительные документы лучше довериться профессионалам.

 

7.3. Получение лицензии, сертификация бизнеса

Если вид деятельности, которым вы собираетесь заниматься, отно­сится к лицензируемым, то необходимо получить соответствующую лицензию. Заосуществлениедеятельностибезлицензии или снаруше-нием условий лицензирования предусматривается административная и уголовная ответственность.

Например, лицензирование образовательной деятельности осу­ществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2014), Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также Положением о лицензи­ровании образовательной деятельности и нормативными правовыми документами Минобрнауки России.

Список видов деятельности, для которых нужно получить ли­цензию (или иное разрешение), приведен в Федеральном законе от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельно­сти» (в ред. от 21.07.2014):

   в п. 1 ст. 17 приведен список видов деятельности, подлежащих ли­цензированию в соответствии с указанным Законом;

         в п. 2 ст. 1 приведен список видов деятельности (например, кредитная, биржевая, образовательная и др.), для которых необходи­мо получить разрешение, но в ином порядке, а не в соответствии с данным Законом.

Кроме того, для ряда товаров, работ и услуг (их перечень опреде­лен вышеуказанным Законом) необходимо выполнить проверку их безопасности, качества и соответствия иным требованиям законо­дательства. Этот процесс называется сертификацией. Сертифика­ция — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что про­дукция (работа, услуга) соответствует установленным требованиям. Сертификат соответствия — документ, выданный для подтверждения такого соответствия.

При этом он может быть выдан только при наличии необходимых для данной продукции (работ, услуг) документов (гигиеническое (сани­тарно-эпидемиологическое) заключение, ветеринарное свидетельство, сертификат пожарной безопасности и др.).

Сертификация может иметь обязательный и добровольный ха­рактер.

Кроме того, определенные виды продукции допускаются к произ­водству, применению и реализации после прохождения санитарно-эпидемиологической экспертизы и при наличии заключения уста­новленного образца.

Для ряда видов деятельности (строительная деятельность, проек-тно-изыскательские работы, оценочная деятельность и др.) вместо лицензирования требуется вступление в саморегулируемые орга­низации.

Саморегулируемая организация строителей — вид некоммерческой организации, основанной на членстве индивидуальных предприни­мателей и юридических лиц, выполняющих строительство, рекон­струкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Статус такой организации может приобрести некоммерческая организация, которая основана на членстве лиц, осуществляющих строительство, и создана в форме некоммерческого партнерства.

Основные цели саморегулируемых организаций:

         предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;

·                 повышение качества выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Что представляет собой устав предприятия? Каковы его основные разделы?

2.Чем отличаются устав и учредительный договор? При каких формах ведения бизнеса учредительный договор не требуется?

3.Каким образом распределяются доли в уставном капитале предпри­ятия между партнерами?

4.Каков алгоритм ваших действий, если есть решение о регистрации бизнеса через посредника?

5.Назовите критерии отбора банков для открытия расчетного счета.

6.Чем отличаются юридический, почтовый и фактический адрес юри­дического лица?

7.Поясните, в чем смысл лицензирования, сертификации бизнеса.

8.Что представляет собой саморегулируемая организация строителей?