ТЕМА
7. РЕГИСТРАЦИЯ СОБСТВЕННОГО БИЗНЕСА
7.1. Документация при регистрации
Момент
регистрации своего бизнеса необходимо тщательно обдумать еще на этапе
составления бизнес-плана. Зарегистрировать бизнес можно самостоятельно или
обратиться в юридическую контору.
Итак,
после поиска бизнес – идеи, составления бизнес-плана, выбора формы ведения
своего бизнеса вы, наконец, решили зарегистрировать свое дело. Для начала вам
не помешает ознакомиться со списком документов. Можно проверить список необходимыхдокументов
и требования к ним в зависимости от выбранной формы регистрации бизнеса в
Государственной налоговой инспекции (ГНИ).
Для
регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) нужно представить
следующие документы:
•
заполненное
заявление (форма № Р21001);
•
квитанция
об оплате госпошлины;
•
прошитая
копия паспорта.
При
регистрации ООО либо публичного или непубличного общества следует (после
согласования с налоговой инспекцией):
1)
подготовить
все необходимые документы на регистрацию:
•
заявление
о государственной регистрации;
•
решение
о создании предприятия;
•
устав;
•
квитанцию
об уплате госпошлины;
2) открыть накопительный счет (при
необходимости для внесения на этот счет средств уставного капитала);
3)сдать документы на регистрацию;
4)получить документы о регистрации;
5)встать на учет в следующие фонды:
пенсионный, социального страхования, территориальный Фонд обязательного
медицинского страхования (в настоящее время это делается автоматически при
подаче документов в ГНИ);
6)после получения документов о регистрации
открыть расчетный счет в выбранном вами банке, о чем в 10-дневный срок
известить ГНИ;
7)получить необходимые лицензии, если ваша
деятельность подлежит лицензированию.
В решении
о создании предприятия принимается решение о создании предприятия,
указывается уставный капитал с учетом распределения долей. Уставный капитал,
т.е. сумма, необходимая для регистрации предприятия, может быть сформирован за
счет зачисления денег на специально открытый накопительный счет либо за счет
внесения имущества.
Устав
—
основной документ предприятия. Все договорные обязательства предприятия
заключаются на основе устава, который должен определять: деятельность
предприятия; права и обязанности учредителей; условия выхода учредителей;
процедуру избрания руководителя; права и обязанности руководителя и т.д.
Желательно,
чтобы устав как можно подробнее регулировал все отношения между учредителями во
избежание в дальнейшем конфликтов.
1.2.
Последовательность действий для регистрации
собственного бизнеса
Некоторые
начинающие предприниматели предпочитают регистрировать свой бизнес
самостоятельно с целью узнать весь процесс работы от начала и до конца, чтобы
лучше ориентироваться в своем деле; другие занимаются регистрацией
самостоятельно, чтобы сэкономить средства. Рассмотрим особенности
самостоятельной регистрации.
Если
зы решили зарегистрироваться в форме индивидуального предпринимателя, необходимо:
•
определить
виды деятельности (ОКВЭД);
•
в
налоговой инспекции заполнить заявление на регистрацию в качестве
индивидуального предпринимателя, указав виды деятельности, которыми будете
заниматься;
•
оплатить
госпошлину в размере 800 руб. (в почтовом отделении, сберкассе и т.д.).
Если
вы решили зарегистрировать ООО или публичное {либо непубличное)
общество, вам необходимо обратить внимание на следующие особенности:
•
регистрация
юридических лиц осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом от
08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей», в связи с чем с вас не могут требовать
документы, не указанные в данном законе;
•
можно
отнести документы в регистрирующий орган или отослать почтовое отправление с
объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Для надежности
лучше лично отнести документы в налоговую инспекцию;
•
датой
предоставления документов при осуществлении государственной регистрации будет
считаться дата их получения регистрирующим органом. При этом вам выдается
расписка о получении документов;
•
регистрация
предприятия осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения
документов регистрирующим органом.
Напомним
перечень документов, необходимых для регистрации:
•
подписанное
заявителем заявление о государственной регистрации по специальной форме,
которая выдается в налоговой инспекции;
•
решение
о создании юридического лица;
•
устав
предприятия;
•
квитанция
об оплате государственной пошлины.
Итак,
через пять рабочих дней после получения документов регистрирующим органом вам
выдают готовые документы на руки:
•
заверенный
печатью налоговой инспекции и прошитый устав предприятия;
•
заверенный
печатью налоговой инспекции и прошитый учредительный договор (в том случае,
если учредителей более одного);
•
свидетельство
о постановке на учет в налоговом органе с присвоением идентификационного
номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП);
•
свидетельство
о государственной регистрации юридического лица;
•
информационное
письмо, в котором указан присвоенный вашему предприятию код государственной
статистики;
•
извещения
о регистрации в Пенсионном фонде Российской Федерации (ПФ), территориальном
Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонде социального
страхования (ФСС). Как видите, процедура регистрации не настолько сложная,
чтобы не осуществить ее самостоятельно. Основные трудности иногда возникают
при самостоятельной подготовке документов — устава. И этих случаях для
регистрации своего бизнеса учредители обращаются за помощью к
фирмам-посредникам.
Рассмотрим
далее регистрацию бизнеса через посредников.
Услуги
по регистрации бизнеса оказывают многие юридические конторы. Фирмы-посредники
проходят те же рассмотренные выше процедуры по подготовке и предоставлению
документов, имея отлаженный процесс от начала и до конца, зная, как быстро
подготовить документы с помощью готовых шаблонов, в какой последовательности и
куда их подавать.
Имеет
смысл обратиться за регистрацией своего бизнеса к юристам таких
фирм-посредников в следующих случаях:
•
у
вас возникают сложности с подготовкой документов и вы можете позволить себе
потратить 6—8 тыс. руб.;
•
вы
не соблюдаете сроки выполнения своего бизнес-плана;
•
вы
цените свое время и считаете, что каждый должен заниматься своим делом.
В
любом случае сотрудничать с подобными фирмами удобно. Найдите в своем городе
специализированную контору по регистрации ООО, публичных или непубличных
обществ, предварительно уточнив:
•
цены
на регистрацию (калькуляцию), сроки исполнения;
•
как
долго они работают на этом рынке;
•
уровень
подготовки персонала;
•
кому
они уже регистрировали предприятия;
•
отзывы
прошлых клиентов, имели ли место ошибки при подготовке документации, срывы
сроков и т.д.
Если
вам чем-то не понравилась контора, ищите другую, так как конкуренция на рынке
регистрации бизнеса обычно очень высокая.
Выбрав
юридическую контору, заключите с ней договор на оказание услуг. В нем должны
быть отражены все услуги, иначе придется платить дополнительно, если что-то не
было предусмотрено.
Сотрудники
юридических контор вписывают ваши данные в типовые варианты учредительных
документов, согласуют их с вами, распечатывают, предоставляют вам на подпись и
отправляют на ре-i пстрацию в
налоговую инспекцию. Теперь вам остается только ждать пять дней для получения
готовых документов.
Ориентируйтесь
на долгосрочные отношения с юридическими конторами, поскольку, возможно, в дальнейшем
вам могут понадобиться их услуги. Например, при изменении местоположения
организации, состава учредителей, при необходимости внесения изменений в учредительные
документы лучше довериться профессионалам.
7.3.
Получение лицензии, сертификация бизнеса
Если
вид деятельности, которым вы собираетесь заниматься, относится к
лицензируемым, то необходимо получить соответствующую лицензию.
Заосуществлениедеятельностибезлицензии или снаруше-нием условий лицензирования
предусматривается административная и уголовная ответственность.
Например,
лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в ред. от 21.07.2014), Федеральным законом «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании», а также Положением о лицензировании
образовательной деятельности и нормативными правовыми документами Минобрнауки
России.
Список
видов деятельности, для которых нужно получить лицензию (или иное разрешение),
приведен в Федеральном законе от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных
видов деятельности» (в ред. от 21.07.2014):
• в п. 1 ст. 17 приведен список видов
деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с указанным Законом;
• в п. 2 ст. 1 приведен список видов
деятельности (например, кредитная, биржевая, образовательная и др.), для
которых необходимо получить разрешение, но в ином порядке, а не в соответствии
с данным Законом.
Кроме
того, для ряда товаров, работ и услуг (их перечень определен вышеуказанным
Законом) необходимо выполнить проверку их безопасности, качества и соответствия
иным требованиям законодательства. Этот процесс называется сертификацией. Сертификация
— процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от
изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация
удостоверяет в письменной форме, что продукция (работа, услуга) соответствует
установленным требованиям. Сертификат соответствия — документ, выданный для
подтверждения такого соответствия.
При
этом он может быть выдан только при наличии необходимых для данной продукции
(работ, услуг) документов (гигиеническое (санитарно-эпидемиологическое)
заключение, ветеринарное свидетельство, сертификат пожарной безопасности и
др.).
Сертификация
может иметь обязательный и добровольный характер.
Кроме
того, определенные виды продукции допускаются к производству, применению и
реализации после прохождения санитарно-эпидемиологической экспертизы и при
наличии заключения установленного образца.
Для
ряда видов деятельности (строительная деятельность, проек-тно-изыскательские
работы, оценочная деятельность и др.) вместо лицензирования требуется
вступление в саморегулируемые организации.
Саморегулируемая
организация строителей — вид некоммерческой организации, основанной на
членстве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, выполняющих
строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального
строительства.
Статус
такой организации может приобрести некоммерческая организация, которая основана
на членстве лиц, осуществляющих строительство, и создана в форме
некоммерческого партнерства.
Основные
цели саморегулируемых организаций:
• предупреждение причинения вреда жизни
или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному
или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и
растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов
Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на
безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами
саморегулируемых организаций;
·
повышение
качества выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов
капитального строительства.
КОНТРОЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ
1.Что представляет
собой устав предприятия? Каковы его основные разделы?
2.Чем отличаются устав и учредительный
договор? При каких формах ведения бизнеса учредительный договор не требуется?
3.Каким образом распределяются доли в
уставном капитале предприятия между партнерами?
4.Каков алгоритм ваших действий, если есть
решение о регистрации бизнеса через посредника?
5.Назовите критерии отбора банков для
открытия расчетного счета.
6.Чем отличаются юридический, почтовый и
фактический адрес юридического лица?
7.Поясните, в чем смысл лицензирования,
сертификации бизнеса.
8.Что представляет собой саморегулируемая
организация строителей?