ТЕМА 4. ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ОБРАЗОВАНИЕМ И БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

4.1. Понятие и субъекты предпринимательской деятельности

 

При изучении курса предпринимательского права необходимо уяснить исходные понятия - предприниматель и предпринимательская деятельность. Под предпринимательской - понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2 ГК РФ).

Четкое закрепление понятия предпринимательской деятельности в Гражданском кодексе Российской Федерации имеет большое практическое значение, позволяет отграничить предпринимательскую деятельность от иных, внешне сходных с нею видов деятельности, совершаемых эпизодически и приносящих доход, например от действий по продаже произведенных излишков сельскохозяйственной продукции; действий, связанных с приобретением доходных бумаг или помещением вклада в банк. Лица, совершающие указанные выше действия, предпринимателями не являются. Не является предпринимателем владелец акций акционерного общества, так как предпринимательскую деятельность ведут не акционеры, а акционерные общества, тогда как граждане, получающие регулярные доходы от сдачи в аренду имущества, являются предпринимателями и должны зарегистрироваться в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимательская деятельность подлежит специальной правовой регламентации, занятие ею требует соблюдения определенных условий, субъектами этой деятельности могут быть только предприниматели, то есть лица, обладающие особым правовым статусом.

Предприниматель - это лицо, осуществляющее в установленном порядке предпринимательскую деятельность (производящее товары, выполняющее работы, оказывающее услуги и т.д.), занимающееся этой деятельностью систематически, на профессиональной основе, в виде промысла. Критерии, позволяющие отнести то или иное лицо к субъектам предпринимательской деятельности, являются следующими. Во-первых, такое лицо должно заниматься хозяйственной деятельностью, то есть производством, реализацией товаров, оказанием услуг, выполнением работ. Во-вторых, эта деятельность должна осуществляться им от своего имени и на постоянной основе (в качестве основного занятия). В третьих, хозяйственная деятельность может считаться предпринимательской только в том случае, когда она направлена на извлечение прибыли .

Субъект предпринимательской деятельности должен соответствовать и определенным формальным требованиям. Поскольку предпринимательская деятельность предполагает самостоятельное заключение предпринимателем различных сделок и связана с повышенным риском как для самого предпринимателя, так и для третьих лиц, предприниматель, должен быть полностью дееспособен. Предпринимателями, по общему правилу, не могут быть несовершеннолетние граждане, а также граждане, признанные в установленном порядке недееспособными либо ограниченно дееспособными. Действующими нормативными правовыми актами предусмотрены и другие ограничения. Так, Указом Президента РФ № 361 от 4 апреля 1992 г. "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" государственным служащим запрещено:

- заниматься предпринимательской деятельностью;

- оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждение, услуги и льготы;

- заниматься предпринимательской деятельностью через посредников, а равно быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором он состоит на службе;

- самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью или иными хозяйствующими субъектами.

Возможны ограничения и в отношении предпринимательской деятельности нерезидентов. По общему правилу, установленные гражданским законодательством Российской Федерации нормативные положения применяются и к отношениям с участием иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст.2 ГК РФ), т.е. иностранные граждане и лица без гражданства, выступающие в качестве предпринимателей, имеют те же имущественные и неимущественные права, что и российские граждане. Ограничение гражданской правоспособности иностранных граждан возможно в качестве ответной меры в отношении тех государств, в которых имеются ограничения прав российских граждан.

Существенными признаками предпринимателя как субъекта права является наличие у него обособленного имущества и самостоятельная имущественная ответственность по обязательствам, вытекающим из хозяйственных отношений. Без имущественного обособления и самостоятельной ответственности не может быть хозяйствующего субъекта. Обязательным условием осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация, осуществление предпринимательства без регистрации является незаконным и все полученное в результате такой деятельности подлежит обращению в доход государства.

Для осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности необходимо специальное разрешение (лицензия).

Лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (предпринимателей), следует отличать от иных лиц, участвующих косвенно или непосредственно в этой деятельности, в частности от собственника имущества, используемого в предпринимательской деятельности, управляющего имуществом и т.д.

Собственник имущества может и не быть предпринимателем и чаще всего им и не является. Большинство физических лиц имеют то или иное имущество, владеют, пользуются, распоряжаются этим имуществом, но предпринимателями не являются, так как не приобрели присущий предпринимателю специальный статус посредством государственной регистрации. Из вышеизложенного следует, что вопрос о предпринимателях как субъектах хозяйственного права является достаточно сложным. Хозяйственную деятельность ведут коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства. В установленных законом пределах хозяйственной (предпринимательской) деятельностью вправе заниматься и некоммерческие организации. В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если это необходимо для достижения целей, ради которых они созданы.

Участниками правоотношений, возникающих в сфере предпринимательской деятельности, могут быть также государство (Российская Федерация), субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Реализуя публичные интересы общества, государство воздействует на коммерческую деятельность, регулирует и контролирует ее; кроме того, государство, субъекты федерации и муниципальные образования организуют деятельность подведомственного им хозяйства, т.е. в хозяйственной деятельности этих субъектов преобладают организационные элементы, ими принимаются решения о создании и ликвидации субъектов хозяйственной деятельности, управлении собственностью, определении режимов хозяйствования.1 Созданные государством (Российской Федерацией), субъектами федерации и муниципальными образованиями юридические лица являются самостоятельными субъектами хозяйствования, они не отвечают по обязательствам своих учредителей; в свою очередь, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования также не несут ответственности по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

Участие РФ, субъектов федерации и муниципальных образований в хозяйственном (экономическом) обороте возможно и на основе договорных отношений. Являясь субъектами права собственности, они вступают в сделки, связанные с отчуждением имущества, сдачей его в аренду, обременением залогом и др., и становятся, таким образом, участниками обязательственных правоотношений. В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации государство (Российская Федерация), субъекты федерации и муниципальные образования участвуют в экономическом обороте на равных началах с иными участниками этих отношений, к ним применяются нормативные положения, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Гражданские права и обязанности Российская Федерация, субъекты федерации и муниципальные образования приобретают и осуществляют соответственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а несут ответственность по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом.

Специфическими субъектами предпринимательского права являются государственные и муниципальные унитарные предприятия. Значительная часть государственных предприятий не смогла вписаться в новые условия хозяйствования, в рыночные отношения, что потребовало существенных изменений в государственном секторе экономики. Наряду с приватизацией государственной собственности возникла необходимость в уточнении правового статуса предприятий, оставшихся в собственности государства. В данной связи следует отметить организационно-правовые решения, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1003 "О реформе государственных предприятий". Указ запрещает образование новых федеральных государственных предприятий с закреплением за ними государственного имущества на праве хозяйственного ведения и предусматривает создание на базе ограниченного круга ликвидируемых федеральных государственных предприятий хозяйствующих учреждений — казенных предприятий с закреплением за ними на праве оперативного управления имущества ликвидируемых государственных предприятий.

Основаниями для принятия решения о ликвидации федерального государственного предприятия и создания на его основе казенного предприятия являются нецелевое использование выделенных федеральных средств; отсутствие прибыли по итогам последних двух лет; использование закрепленного за предприятием недвижимого имущества с нарушением действующих правил, то есть внесение указанного имущества в уставные капиталы других коммерческих организаций, передача его в аренду, продажа или предоставление в пользование другим юридическим лицам без разрешения уполномоченного государственного органа.

Приведенный выше перечень субъектов предпринимательского права не является исчерпывающим, их круг значительно шире, они могут быть классифицированы по различным основаниям: в зависимости от формы собственности, на основе которой они созданы; от характера хозяйственной компетенции; от организационно-правовой формы.

С учетом этих критериев в юридической литературе дается следующая классификация субъектов предпринимательского права. Выделяются субъекты, в компетенции которых преобладает ведение хозяйственной (предпринимательской) деятельности: индивидуальные предприниматели; коммерческие организации. Далее идут субъекты, в компетенции которых наибольший удельный вес составляют хозяйственно-организаторская деятельность, а также реализация и защита публичных интересов общества: государство (Российская Федерация), субъекты федерации, муниципальные образования. Внутри этих групп предлагается дифференциация субъектов по особенностям их имущественной базы, компетенции, правовому статусу, отраженному в специальных актах, посвященных таким субъектам.

 

4.2. Индивидуальная предпринимательская деятельность

Предпринимательская деятельность реализуется в индивидуальной и коллективной формах, посредством образования и без образования юридического лица. В условиях перехода к экономике рыночного типа довольно значительное распространение получила индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица; она является простейшей формой предпринимательства. Индивидуальный предприниматель -это физическое лицо, осуществляющее на постоянной основе с целью извлечения прибыли деятельность по производству и реализации товаров, оказанию услуг и выступающее в гражданском (экономическом обороте) от своего имени.

Гражданский кодекс Российской Федерации достаточно полно определяет правовой режим этого вида предпринимательской деятельности, четко фиксирует требования о право- и дееспособности граждан, выступающих в качестве индивидуальных предпринимателей, а также иные условия ее осуществления1. Индивидуальной предпринимательской деятельностью могут заниматься граждане, достигшие 18 лет или вступившие в брак ранее этого возраста, а также несовершеннолетние с 16 лет. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет, а также совершеннолетние граждане, ограниченные в дееспособности в судебном порядке, могут заниматься предпринимательской деятельностью с согласия законных представителей: родителей, усыновителей или попечителя.

Субъектами индивидуальной предпринимательской деятельности могут быть и так называемые эмансипированные граждане. В соответствии со ст. 27 ГК РФ, несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) либо с согласия родителей, усыновителей, попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Поскольку занятие предпринимательской деятельностью — факт предшествующей эмансипации, для объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным, необходимо, чтобы он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и занимался предпринимательской деятельностью систематически. Регистрирующие органы не вправе отказывать в государственной регистрации 16-летним несовершеннолетним, обратившимся к ним с соответствующими заявлениями, по мотиву недостижения ими 18-летнего возраста. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителей либо, при отсутствии такого согласия, по решению суда. Родители, усыновители и попечители не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим в следствие причинения им вреда. После объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным, он самостоятельно несет имущественную ответственность по своим обязательствам.

В хозяйственных отношениях индивидуальные предприниматели выступают на тех же основаниях, что и коммерческие организации, имеющие статус юридического лица. Статьей 23 ГК РФ закреплено в этой связи положение о том, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций. Как и коммерческая организация, индивидуальный предприниматель может иметь расчетный счет в банке, свой товарный знак, может заключать договоры и т.д.

Как и иные формы предпринимательской деятельности, индивидуальная предпринимательская деятельность подлежит обязательной государственной регистрации. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность с нарушением данного требования, не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем; суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Индивидуальный предприниматель вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации.

Занятие некоторыми видами деятельности требует наличия у индивидуального предпринимателя лицензии и квалификационного аттестата. Перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, установлен Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Однако отсутствие лицензии или квалификационного аттестата на момент регистрации не может являться основанием для отказа в регистрации. Исключение составляет лишь работа частного детектива — в данном случае лицензия должна быть выдана до регистрации гражданина в качестве предпринимателя1.

В настоящее время возможности для занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью существенно расширены, предусмотрена возможность использования наемного труда индивидуальными предпринимателями. Решены в законодательстве и вопросы, возникающие в связи с неплатежеспособностью индивидуальных предпринимателей. Статьей 25 ГК РФ предусмотрена возможность их банкротства, а также условия и пределы ответственности индивидуального предпринимателя перед кредиторами. По своим обязательствам перед кредиторами индивидуальный предприниматель отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое использует в предпринимательской деятельности.

ГК РФ не затрагивает процедуру регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей, сохраняя требования, установленные ранее Федеральным законом "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" от 7 декабря 1991 года, в соответствии с которым регистрация индивидуальных предпринимателей производится районной, городской (в городах без районного деления), районной, сельской администрацией по месту жительства гражданина. Процедура регистрации определена Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 года "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации". Для регистрации представляется заявление по установленной форме и документ об уплате регистрационного сбора. Предельный размер ставки регистрационного сбора, а также категории плательщиков, которым предоставляются льготы по сбору, устанавливаются местными органами власти; при этом он не должен превышать установленного законом минимального размера месячной оплаты труда.

Конкретный размер ставки регистрационного сбора определяет соответствующая местная администрация. Физическому лицу выдается свидетельство о регистрации на срок, указанный в его заявлении, после предоставления им документа об уплате регистрационного сбора. Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, принимающие платежи от населения в уплату налогов и сборов. Уплаченный регистрационный сбор не возвращается.

Документы могут представляться в регистрирующий орган как непосредственно, так и направляться ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения, при этом датой представления документов является соответственно дата их фактической подачи в регистрирующий орган или дата почтового отправления, указанная в квитанции. Государственная регистрация осуществляется в день представления документов либо в трехдневный срок с момента получения документов по почте. В этот же срок заявителю выдается или высылается по почте бессрочное свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Данные о государственной регистрации индивидуального предпринимателя сообщаются органом, осуществившим регистрацию, в недельный срок в налоговую инспекцию.

Одной из основных обязанностей предпринимателя является уплата налогов. Индивидуальный предприниматель обязан встать на налоговый учет по месту регистрации и вести учет финансово-хозяйственной деятельности, в частности учет расходов. Банки и иные кредитные учреждения открывают расчетные счета индивидуальным предпринимателям только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, а иные счета, включая валютные, ссудные, депозитные и другие, при предъявлении документа (справки), удостоверяющего факт уведомления налогового органа о намерении открыть соответствующие счета. Об открытии счета банк в 5-дневный срок должен сообщить налоговому органу. При выявлении налоговыми органами фактов открытия расчетных, валютных, депозитных и других счетов без уведомления налогового органа на физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей без образования юридического лица, налагаются административные штрафы.

Налогообложение индивидуальных предпринимателей существенно отличается от налогообложения юридических лиц. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость и так называемого специального налога. Основным налогом, который уплачивают индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, является подоходный налог с совокупного годового дохода. Расчет и уплата этого налога производится в соответствии с Инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 29 июня 1995 г. № 35 "По применению закона Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц". Объектом налогообложения у физических лиц, имеющих постоянное местожительства в РФ, является совокупный доход, полученный в календарном году как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами в рублях и иностранной валюте. Для целей налогообложения определяются валовой доход, расходы, связанные с извлечением дохода, сумма вычетов и скидок, совокупный годовой (чистый) доход, совокупный годовой облагаемый налог, налоговый период, налоговая ставка (в %), налоговый оклад, сроки уплаты налога. Валовой доход включает все поступления физического лица от индивидуальной предпринимательской деятельности. В валовой доход не включаются суммы полученных доходов, которые в соответствии с законодательством не подлежат налогообложению. Разность между валовым доходом, полученным в течение календарного года и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этого дохода, рассматривается как совокупный годовой доход (чистый доход), подлежащий обложению налогом. Совокупный годовой доход (чистый доход) определяется в полной годовой сумме независимо от времени существования источника дохода в календарном году. При этом, если источник дохода существовал полный год, но в течение года имелись перерывы в получении дохода, годовым доходом считается фактически полученная сумма дохода. В состав расходов включаются произведенные и документально подтвержденные плательщиком расходы, непосредственно связанные с получением дохода. Состав расходов, связанных с извлечением дохода, определяется применительно к Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 с последующими изменениями и дополнениями. При этом затраты группируются по элементам: материальные затраты, амортизационные отчисления, износ нематериальных активов, затраты на оплату труда, прочие затраты. В составе расходов не учитываются суммы убытков, понесенных индивидуальным предпринимателем. Не исключаются из совокупного годового дохода расходы на личные нужды индивидуального предпринимателя и его семьи; расходы по уплате налогов, лицензионных и иных сборов, не включаемых в себестоимость продукции работ и услуг; платежи по страхованию и штрафы.

Налогообложение индивидуальных предпринимателей осуществляется на основании декларации о предполагаемых и фактически полученных ими в течение года доходах; материалов обследований, производимых налоговыми органами; сведений, полученных от предприятий, учреждений, организаций о выплаченных индивидуальным предпринимателям доходах.

В случае отказа индивидуального предпринимателя допустить должностных лиц государственных налоговых инспекций к обследованию используемых для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения помещений налоговые органы вправе определять облагаемый доход на основании документов, свидетельствующих о получении такими лицами доходов, и с учетом размера обложения налогами лиц, занимающихся аналогичной деятельностью. В случае отсутствия или запущенности учета объектов налогообложения налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащих внесению плательщиком в бюджет, расчетным путем на основании данных по аналогичным плательщикам. Исчисление налогов производится налоговыми органами по месту постоянного жительства индивидуального предпринимателя, а в случае если деятельность осуществляется им в другом месте, по месту осуществления деятельности, но с обязательным сообщением налоговому органу по месту постоянного жительства индивидуального предпринимателя.

Инструкция устанавливает следующий порядок уплаты индивидуальными предпринимателями подоходного налога. В течение текущего года индивидуальные предприниматели вносят авансовые платежи по 1/3 годовой суммы налога, исчисленной по доходам за истекший год, а плательщики впервые привлекаемые к уплате налога по 1/3 начисленного налога с предполагаемого дохода на текущий год. По истечении года налоговым органом исчисляется налог по совокупному годовому доходу, полученному из всех источников, включая доходы за любую выполненную работу на предприятиях, учреждениях, организациях и у иных работодателей. Обо всех доходах, полученных в течение года, индивидуальный предприниматель обязан сообщить в декларации, подаваемой в налоговый орган. Разница между суммой налога, уплаченной (удержанной) за отчетный год, и суммой налога с совокупного фактического годового дохода подлежит взысканию с плательщиков или возврату им налоговыми органами не позднее 15 июня года, следующего за отчетным. Перерасчет по фактически полученному совокупному доходу за истекший год должен быть закончен налоговым органом не позднее 1 июля года, следующего за отчетным. Для уплаты авансовых платежей налога установлены следующие сроки - 15 июля, 15 августа, 15 ноября. Уплата авансовых платежей налога производится на основании платежного извещения, вручаемого индивидуальному предпринимателю налоговым органом, исчислившим этот налог. При начислении авансовых платежей в течение года или при увеличении ранее предъявленной суммы авансовых платежей налога платежное извещение должно быть вручено налогоплательщику не позднее чем за 15 дней до наступления очередного срока платежа. Если платежное извещение не может быть вручено за 15 дней до наступления первого срока уплаты, налог уплачивается в оставшиеся сроки уплаты равными долями. При начислении авансовых платежей по истечении второго срока уплаты налог уплачивается равными долями в 2 срока - по оставшемуся третьему сроку уплаты и через месяц после него. При начислении авансовых платежей по истечении последнего срока уплаты налог уплачивается через месяц после вручения платежного извещения. В случае привлечения плательщика к уплате налога за предшествующие годы уплата налога производится равными долями в 2 срока через месяц после вручения платежного извещения и через месяц после установленного срока уплаты. В случае значительного увеличения или уменьшения суммы налога в течение года налоговый орган по заявлению налогоплательщика производит перерасчет авансовой суммы налога по ненаступившим срокам уплаты. Для исключения повторного налогообложения доходов лиц, состоящих на учете в качестве плательщиков налога и вносящих авансовые платежи при предъявлении такими лицами свидетельства о государственной регистрации либо иного документа, свидетельствующего о том, что данное лицо подлежит постановке на налоговый учет, подоходный налог у источника выплаты не удерживается. При отсутствии указанных документов налог с выплачиваемых сумм удерживается предприятиями, учреждениями, организациями и иными работодателями. По окончании календарного года физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны не позднее 1 апреля подать в налоговый орган по месту постоянного жительства декларацию о фактически полученных ими в течение календарного года доходах и о произведенных расходах, связанных с извлечением этих доходов по установленной форме. В декларации должны быть указаны сведения о всех полученных доходах за год по каждому источнику отдельно и суммы начисленного и уплаченного налога с этих доходов. Для целей налогообложения днем появления источника дохода считается день постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика. В случае ликвидации такого источника выплаты дохода до конца текущего года декларация подается в 5-дневный срок со дня его ликвидации. Индивидуальные предприниматели вправе в течение месяца после подачи в налоговый орган декларации о доходе произвести уточнение путем представления новой декларации или по согласованию с налоговым органом путем подачи заявления о внесении изменений в ранее представленную декларацию. С облагаемого совокупного годового дохода, указанного в декларации о доходах, исчисление налога производится по ставкам, определенным в п. 18 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 35, о которой говорилось выше. Разница между исчисленной суммой налога и суммами налога перечисленными в течение года подлежит уплате индивидуальными предпринимателями или возврату им налоговыми органами не позднее 15 июня года, следующего за отчетным, а при перерасчете в течение года в 2-месячный срок со дня подачи декларации в налоговый орган. Физические лица, имеющие доходы от предпринимательской деятельности обязаны вести книгу учета доходов и расходов, форма которой приводится в вышеназванной инструкции. Книга учета доходов и расходов в виде тетради приобретается физическим лицом, пронумеровывается, прошнуровывается и налоговый орган должен скрепить ее печатью. Индивидуальные предприниматели, действующие в социально-культурной сфере, обязаны указывать место жительства клиентов, пациентов, обучающихся, которым они оказывали услуги. Правильность ведения учета доходов и расходов проверяется работниками налоговых органов при проведении проверок достоверности указанных в декларации сведений о доходах и расходах.

Помимо подоходного налога индивидуальные предприниматели уплачивают также налоги в федеральные и территориальные дорожные фонды: налог на реализацию горюче-смазочных материалов, плательщиками этого налога являются индивидуальные предприниматели, реализующие указанные материалы; налог на пользование автомобильными дорогами, плательщиками являются все индивидуальные предприниматели; налог с владельцев транспортных средств, плательщиками являются индивидуальные предприниматели, имеющие транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу; налог на приобретение транспортных средств, плательщиками являются индивидуальные предприниматели, приобретающие транспортные средства. Порядок исчисления и уплаты налогов в дорожные фонды установлен Инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 15 мая 1995 г. № 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".

Индивидуальные предприниматели уплачивают и другие налоги, плательщиками которых являются все физические лица при определенных условиях — это, в частности, налог на имущество физических лиц, он уплачиваются в соответствии с Законом РФ о налогах на имущество физических лиц, порядок уплаты этого налога определяется Инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 30 мая 1995 г. "О порядке исчисления и уплаты налогов на имущество физических лиц"; налог с имущества переходящего в порядке наследования или дарения, его уплата предусмотрена Законом РФ о налоге с имущества переходящего в порядке наследования или дарения, порядок уплаты определяется Инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 30 мая 1995г. N 32 "О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения".

Граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью, производят платежи во внебюджетные фонды.

Местные органы власти вправе вводить местные налоги и сборы, плательщиками которых могут являться индивидуальные предприниматели.

Действующим законодательством для индивидуальных предпринимателей предусмотрены налоговые и иные льготы. В соответствии со ст.З Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, относятся к субъектам малого предпринимательства и на них распространяются предусмотренные этим законом льготы. Порядок налогообложения, а также освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливаются налоговым законодательством.

Законами РФ и субъектов федерации установлены также льготы по налогообложению фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых кампаний, кредитных и страховых организаций, предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг.

Предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, вправе применять ускоренную амортизацию основных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в 2 раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Наряду с применением механизма ускоренной амортизации индивидуальные предприниматели могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3 лет. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ кредитование индивидуальных предпринимателей должно осуществляться на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства, при этом кредитные организации, осуществляющие кредитование указанных субъектов на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов федерации. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства. В соответствии с Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ индивидуальным предпринимателям наряду с принятой ранее системой налогообложения, предусмотренной Законом о подоходном налоге с физических лиц, предоставлено право использовать упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности предусматривает замену подоходного налога на доход, полученный от предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. Патент выдается сроком на один календарный год. Уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом и устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности.

Стоимость патента на занятие тем либо иным видом деятельности определяется, как правило, по аналогии — на основании данных, полученных в результате проверок деятельности других физических лиц, занимающихся теми же видами предпринимательской деятельности либо расчетным путем.

Индивидуальный предприниматель обязан выбрать одну из систем налогообложения, учета и отчетности до постановки на учет в налоговом органе, так как в зависимости от выбранной системы порядок постановки на учет в налоговом органе имеет свои особенности.

Все физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят регистрацию в органах местного самоуправления, в обязательном порядке встают на учет в налоговом органе по месту своего постоянного жительства.

Иностранные физические лица — предприниматели подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности в Российской Федерации. Постановка на учет производится на основании письменного заявления и документов, подтверждающих регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Если индивидуальный предприниматель решил использовать упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, помимо заявления о постановке на учет в налоговом органе он должен подать также заявление на выдачу патента.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности применяется с того квартала, в котором произошла официальная регистрация индивидуального предпринимателя.

Индивидуальный предприниматель, использующий упрощенную систему налогообложения, может отказаться от ее использования с начала календарного года при условии подачи заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.

Действующим законодательством регламентируется также порядок прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности. Прекращение индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица возможно в следующих случаях:

- по истечении срока, на который выдано свидетельство о регистрации;

- на основании волеизъявления самого индивидуального предпринимателя (по его заявлению);

- в случае несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя. В указанных случаях свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя подлежит возврату в 15-дневный срок в регистрирующий орган.

Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) либо в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации.

Законодательство РФ не предусматривает сложных процедур прекращения деятельности индивидуального предпринимателя. Для этого достаточно произвести расчеты с бюджетом и государственными внебюджетными фондами, удостоверить отсутствие претензий со стороны налоговых органов и сдать в регистрирующий орган свидетельство о государственной регистрации.

Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность банкротства индивидуального предпринимателя. В соответствии со ст.25 ГК РФ, если индивидуальный предприниматель не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществляемой им предпринимательской деятельностью, он должен объявить о своем банкротстве либо признается банкротом в принудительном порядке по решению суда. Конкретные правила и процедуры, определяющие основания и порядок признания индивидуального предпринимателя банкротом или объявления им о своем банкротстве, установлены Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

При осуществлении процедуры признания индивидуального предпринимателя банкротом его кредиторы по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, также вправе предъявить свои требования. Кредиторы, не заявившие о такого рода требованиях, могут заявить о них и впоследствии после процедуры банкротства. Требования кредиторов индивидуального предпринимателя-банкрота подлежат удовлетворению за счет сумм, полученных от продажи принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание. Ст. 25 ГК РФ определяет следующую очередность удовлетворения требований кредиторов. В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми индивидуальный предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; они удовлетворяются путем капитализации соответствующих платежей. К первой очереди относятся и требования о взыскании алиментов. Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом имущества индивидуального предпринимателя. В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. В пятую очередь производятся расчеты с прочими кредиторами.

Требования кредиторов каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. При недостаточности средств для полного удовлетворения требований всех кредиторов одной очереди эти требования удовлетворяются пропорционально имеющейся задолженности.

После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом, удовлетворить которые оказалось невозможным из-за недостаточности имущества предпринимателя. Сохраняют силу требования граждан, перед которыми индивидуальный предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также иные требования личного характера.

 

4.3. Крестьянские (фермерские) хозяйства

Особым субъектом предпринимательского права является крестьянское фермерское хозяйство. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Крестьянское (фермерское) хозяйство может быть из одного или нескольких лиц, состоящих и не состоящих в родственных связях.

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если договором между ними не установлено иное. В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, насаждения, хозяйственные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.

Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства определяется Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве и другими нормативно-правовыми актами. Право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и получение для этих целей земельного участка имеет каждый дееспособный гражданин, достигший 18 лет, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию или прошедший специальную подготовку.

Преимущественное право на получение земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства имеют граждане, проживающие в данной местности; при наличии нескольких претендентов выбор осуществляется на конкурсной основе местной администрацией, в ведении которой находится земельный участок. Возникающие при этом споры подлежат разрешению в судебном порядке.

Земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляется по заявлению гражданина в пользование, в том числе в аренду, пожизненное наследуемое владение или собственность решением районной (городской) администрации. Передача земли в собственность оформляется государственным актом, при этом в пределах установленных норм земля передается в собственность бесплатно, а сверх этих норм - за плату. После оформления прав на землю, крестьянское (фермерское) хозяйство регистрируется районной (городской) администрацией.

Крестьянские (фермерские) хозяйства чаще всего создаются при выходе граждан из колхозов и совхозов. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" владелец имущественного и земельного пая может подать заявление во внутрихозяйственную комиссию колхоза или совхоза о выделении его паев для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, после чего производится регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства вправе нанимать на работу в крестьянское (фермерское) хозяйство наемных работников в установленном трудовым законодательством порядке. Крестьянское (фермерское) хозяйство может иметь печать со своим наименованием, штамп, бланки, открывать расчетные и другие счета, включая валютный, может вступать в договорные отношения с другими субъектами предпринимательской деятельности.

 

4.4. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России

В экономике многих зарубежных стран малый бизнес занимает ведущее положение. Например, в Великобритании он охватывает 75% от числа всех фирм, обеспечивает занятость половины населения, производит около 50% ВНП.

В Российской Федерации в последние годы наметились положи­тельные тенденции в развитии малого предпринимательства, увели­чении его доли и значения в экономике страны. Однако остается мно­жество проблем, сдерживающихдальнейший рост данного сегмента.

Например, при формировании системы мер по поддержке мало­имущих граждан сохраняется ориентация на раздачу пособий, субси­дий, т.е. происходит привыкание таких групп населения к содержанию на государственные средства, а не к самостоятельной трудовой дея­тельности. Нисколько не умаляя важность оказания государственной помощи социально незащищенным слоям населения, на наш взгляд, гораздо более важным является формирование условий для саморе­ализации и самозанятости населения благодаря развитию малого предпринимательства.

Поданным различных исследований из-за организационных недо­работок и других нерешенных вопросов (нехватка сырья, отсутствие помещений, необходимых профессиональных кадров и т.д.) каждое второе малое предприятие из числа зарегистрированных практически не функционирует, а большая часть оставшихся развивается замед­ленными темпами. Вызывает опасения и тот факт, что, несмотря на наличие государственной стратегии развития малого бизнеса, далеко не все региональные органы власти, министерства и ведомства ока­зывают соответствующую помощь малым предприятиям в субъектах Российской Федерации.

Отсутствие эффективной нормативно-правовой базы, налоговое бремя и отсутствие отработанных механизмов обеспечения личном и экономической безопасности предпринимателей ведет к тому, что значительная их часть уходит в теневой сектор экономики.

Таким образом, современное малое предпринимательство разви­вается в условиях конфронтации двух аспектов, его определяющих: с одной стороны, высокая значимость малого предпринимательства, а с другой, — недостаточный уровень оказываемой государственной поддержки.

Все нерешенные проблемы и причины, сдерживающие развитие малого предпринимательства, можно разделить на два уровня: микро-и макроуровень (рис. 4.4.).

 

Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства

 

Микроуровень;

■ юридические — низкий уровень правовой культуры и юридических знаний руководителей малых предприятий;

■ финансово-экономические — не­достаточный уровень собственных средств, отягощенный чрезмерно усложненным механизмом кредито­вания;

организационные проблемы гра­мотного управления малым пред­приятием;

социальные

 

Макроуровень:

·             неэффективный механизм взаимодействия малого предпринимательства и государства;

·             слабая инфраструктура поддержки малого предпринимательства;

·             коррупция, налоговое бремя;

·             социальная и экономическая незащищенность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 16.1. Факторы, препятствующие развитию малого предпринимательства в российской экономике

Перечисленные проблемы, сдерживающие развитие малого бизне­са, на макроуровне касаются не только малого предпринимательства. Значительная их часть влияет на всю предпринимательскую деятель­ность в России. Однако малый сектор экономики наиболее подвержен их влиянию, особенно в настоящее время, когда происходит процесс становления предприятий. Факторы на микроуровне обусловлены в основном отсутствием как соответствующей компетенции и навыков у предпринимателей, так и необходимой информации.

Анализ выявленных проблем свидетельствует о том, что оказание поддержки со стороны государства и негосударственных структур, а также совершенствование внутренней самоорганизации выступают необходимым условием развития малого бизнеса не только в период его становления, но и на всех этапах функционирования.

Основываясь на различных опросах предпринимателей, можно выделить ряд ключевых форм поддержки в соответствии с их значи­мостью по отношению к причинам, сдерживающим развитие малых предприятий:

1)формирование стимулирующей системы налогообложения;

2)создание льготной системы кредитования малых предприятий;

3)государственное регулирование цен на электроэнергию и топ­ливо;

4)борьба с бюрократическими и коррупционными барьерами на пути развития малого бизнеса;

5)оказание финансовой поддержки со стороны государства;

6)создание льготных условий доступа к аренде муниципального имущества;

7)четкая законодательная регламентация деятельности малых предприятий;

8)формирование нормативно-правовой базы, регулирующей трудовые взаимоотношения в коллективе, с целью предотвращения возникновения трудовых конфликтов и разграничения сфер ответ­ственности работодателей и работников.

К сожалению, вопросы эффективного ведения бизнеса и необходи­мость дать взятку у отечественных предпринимателей рассматриваются в неразрывной взаимосвязи. Помимо вопроса недоверия к государ­ственным органам власти, это также приводит к тому, что часть фи­нансовых средств компаний уходит из официального оборота. Более того, существенная часть малых предприятий вообще не регистрируют свою деятельность, т.е. занимаются, по сути, нелегальным бизнесом.

Несмотря на то что представители малого предпринимательства рассматривают в качестве серьезного аргумента в вопросах выживания фирмы государственную поддержку, большинство даже не надеются на ее получение. Чаще всего предприниматели рассчитывают на по­лучение кредитов как частные лица.

Перечисленные выше проблемы относятся ко всем видам и формам малого предпринимательства.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие предпринимательской деятельности, ее особенности.

2. Субъекты предпринимательской деятельности, их правовое положение.

3. Особенности государства и муниципальных образований как субъектов предпринимательской деятельности.

4. Понятие и значение индивидуальной предпринимательской деятельности.

5.  Государственная  регистрация   индивидуальной   предпринимательской деятельности.

6. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства.

7. Понятие и признаки юридического лица.

8. Виды юридических лиц: коммерческие и некоммерческие организации.

9. Общая и специальная правоспособность юридических лиц.

10. Правовое положение филиалов, представительств и других обособленных подразделений юридического лица.

11. Вещные и обязательственные права учредителей коммерческих организаций.

12. Государственная регистрация юридических лиц, новации ГК РФ в этой сфере правового регулирования.

13. Лицензирование коммерческой деятельности.

14. Реорганизация юридических лиц: понятие и способы.

15.   Очередность  удовлетворения  требований  кредиторов при ликвидации юридических лиц.

16. Чем объясняется недостаточное развитие малого бизнеса в России? Каковы важнейшие резервы его роста?

17. По каким направлениям осуществляется система государственной поддержки малого бизнеса в России?

18.Какие проблемы сдерживают развитие малого бизнеса в России? Каковы пути их преодоления?

19.Перечислите основные меры в области финансового и налогового стимулирования.

20.Перечислите основные меры имущественно-инфраструктурной поддержки.

21.Перечислите основные меры по снижению административного давления.