ТЕМА 3.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ
СРЕДА
3.1. Сущность предпринимательской среды
Развитие
предпринимательства в России является важной частью развития общества и
повышения политической, экономической и социальной стабильности.
Предпринимательство увеличивает налогооблагаемую базу для бюджетов всех
уровней, снижает уровень безработицы, насыщает рынок новыми товарами и
услугами.
Предпринимательство
— экономическая
деятельность, направленная на получение прибыли от производства и (или)
продажи товаров, оказания услуг.
Субъектами
предпринимательской
деятельности являются предприниматели — основные фигуры рыночной экономики, а
также потребители и государство.
Объекты
предпринимательской
деятельности — товары, продукты, услуги, т.е. то, что предлагается на рынок с
целью удовлетворения чьей-либо потребности.
Цель
предпринимательской
деятельности — получение прибыли от продажи на рынке товара или услуги. Главной
целью для предпринимателя является систематическое получение и максимизация
прибыли. Сточки зрения экономики предпринимательство содержит в себе различные
стороны хозяйственной деятельности:
•
экономическое
отношение;
•
метод
хозяйствования;
•
экономическое
мышление. Формы предпринимательства:
•
государственная;
•
частная;
•
коллективная.
Предпринимательская среда – совокупность
внешних и внутренних, оказывающих влияние на функционирование фирмы и требующих
принятие управленческих решений для их устранения или приспособления к ним.
Развитие
предпринимательства происходит в определенной среде, которая представляет собой
экономическую, социально-культурную, технологическую,
организационно-техническую и физическую или географическую обстановку.
Предпринимательская
среда также включает в себя стихийные, которыми приходится сталкиваться
повседневно, и те, воздействие которых обнаруживается со временем. Среда не
бывает стабильной, и ее разные элементы оказывают различное воздействие на
организацию, что необходимо учитывать в предпринимательской деятельности. Кроме
того, предпринимательская среда — это совокупность внутренних и внешних условий
и факторов, оказывающих влияние на результативность функционирования
предприятия.
3.2. Внутренняя предпринимательская среда
Внутренняя предпринимательская среда — это совокупность ситуационных факторов внутри самой фирмы, которая
формируется самим предпринимателем и во многом носит субъективный характер. Она
является в основном результатом управленческих решений. М.Мескон рассматривает пять
переменных внутренней среды – цели, задачи, структура, технология, люди.
структура технология персонал Внутренняя среда цели задачи
Рис.
3.1. Внутренняя предпринимательская среда
Если
предприниматель представляет фирму, то все факторы, непосредственно
определяющие ее, и будут внутренней средой. Фирма воспринимается
предпринимателем как системная структура: если меняется один элемент системы,
то изменятся и другие ее элементы. Четкое представление о внутренних переменных
– важный элемент деятельности предпринимателя.
Внутренние переменные
1.Цель
фирмы — краткосрочные
и долгосрочные результаты деятельности, которых фирма надеется достигнуть. Цель
— это управленческое обязательство добиться конкретных результатов в определенных
временных рамках.
2.Технология производства — набор
специальных мер и приемов, направленных на изготовление товара,
соответствующего определенному стандарту качества. Ее выбор определяется
научно-техническим прогрессом (НТП), потребностями рынка, видом деятельности,
миссией и внутренней целью фирмы.
3.Организационная структура фирмы —
совокупность
структурных подразделений и связей между ними. Зная цель и технологию производства,
можно определить структурные подразделения, необходимые для создания
оптимальных условий достижения наибольшего экономического эффекта и повышения
управляемости процесса производства. Под структурой предприятия понимается
логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей,
построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать
целей предприятия.
4.Штатное расписание — нормативный
документ предприятия, оформляющий структуру, штатный состав и численность
организации с указанием размера заработной платы в зависимости от занимаемой должности.
5.Персонал
– коллектив
работников или совокупность лиц, осуществляющих функции на основе трудового
договора (работники, которые займут рабочие места). Необходимо нанять
работников, управлять их мотивацией,
создать эффективную систему материального стимулирования, создать карьерную
лестницу.
Результат
производства — конкретный
результат, достигнутый в определенных временных рамках. Он характеризует
качество внутренней среды, указывая на возможность сохранения ее в прежнем виде,
или диктует необходимость внесения в нее изменений.
Рыночный
сигнал — способ
коммуникации на рыночном пространстве, внешний фактор, обеспечивающий обратную
связь (реакция потребителя на товар). В частности он определяет
месторасположение фирмы, ценовую и ассортиментную политику, затраты.
3.3. Внешняя предпринимательская среда
Состояние внешней предпринимательской среды имеет
определяющее влияние на развитие предпринимательства как в стране в целом, так
и в отдельных регионах.
Внешняя
предпринимательская среда — совокупность внешних факторов и условий, прямо или
косвенно влияющих на становление и развитие предпринимательства, действует
независимо от воли самих предпринимателей.
Внешняя предпринимательская среда представляет
собой сложную систему внешнего регулирования предпринимательской деятельности.
Факторы
внешней среды неоднородны: одни оказывают прямое воздействие, другие — косвенное. В соответствии с этим различают
микро и макросреду.
Микросреда — факторы прямого
воздействия, которые непосредственно влияют на функционирование фирмы.
1.Государственные органы и их предписания
и законы. С ними необходимо налаживать взаимодействие.
2.Партнеры и партнерские связи. Этот
фактор меньшей силы, поскольку его можно менять по своему усмотрению.
3.Источники силового давления (рэкетиры,
вымогатели, взяточники). Предпринимателю приходится считаться и с этим
фактором.
4.Конкуренты. Их поведение обязательно
учитывается в деятельности предпринимателя.
5.Имидж фирмы. Это представление о ней во
внешней среде. Может облегчать или усложнять деятельность в зависимости от
положительного или негативного восприятия фирмы.
6.Профсоюзы. В российской действительности
они пока не нашли своего места, но в целом их роль в других странах очень
велика.
Макросреда — факторы
косвенного воздействия, которые оказывают влияние на фирму через другие
факторы или при определенных условиях:
•
состояние
экономики;
•
политические
факторы;
•
научно-технические
достижения;
•
социально-культурные
факторы;
•
изменения
на мировом рынке;
•
природно-географические
факторы.
Предпосылки
для развития предпринимательства, формируемые макросредой. Рассмотрим факторы
макросреды.
Экономическая ситуация — состояние
рынков в стране, результат экономической деятельности. На экономическую
обстановку существенно влияют:
1.
предложение
товаров и спрос на них; виды товаров, которые приобрести покупатели;
2.
доступность
материальных ресурсов и цены на них;
3.
уровень
занятости рабочей силы;
4.
уровень
доходов населения; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить
на покупки;
5.
наличие
и доступность денежных ресурсов, системы кредитования;
6.
уровень
инфляции, валютные курсы и их динамика;
7.
развитость
рыночной инфраструктуры (банки, биржи, средства связи, транспортные
коммуникации).
Политическая
ситуация —
соотношение политических сил, совокупность событий, результат политической
деятельности. Подразделяется на стабильную и нестабильную (конфликтную);
простую и сложную; реальную и возможную; благоприятную и неблагоприятную.
Научно технические достижения — уровень
научно-технического развития страны, который воздействует на
предпринимательство и зависит от состояния техники, совершенствование
технологических процессов.
Социально-культурные факторы — это
преобладающие жизненные ценности, установки, культурные традиции. Они в
определенной степени влияют на продукцию или услуги, являющиеся результатом
деятельности организаций. Люди, как правило, готовы использовать те продукты и
услуги, которые соответствуют их этническим, социальным и культурным ценностям
и приоритетам.
От
социально-культурных факторов зависят и способы ведения дел организациями,
которые должны предугадывать изменение ожида mm
общества и удовлетворять их потребности более полно и эффектии-но, чем
конкуренты. Эти факторы отражают состояние демографии в стране, уровень
образования и подготовку кадров, религиозную и этническую однородность.
Природно-географические факторы — комплекс
природных условий, которые оказывают влияние на размещение предприятий. К ним
относятся:
•
наличие
природных ресурсов (земельных, водных, климатических, биологических,
топливно-энергетических, сырьевых);
•
ландшафт;
•
динамика
природных балансов;
•
стихийные
бедствия;
•
степень
загрязнения природной среды;
•
развитость
системы государственного контроля охраны окружающей среды.
Природно-географические
факторы учитывают при размещении фирмы и организации бизнеса.
Таким
образом, предпринимателю необходимо постоянно анализировать динамику внешней
среды.
КОНТРОЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ
1.
Сущность
и структура предпринимательской среды
2.
Ключевые
особенности внутренней предпринимательской среды
3.
Ключевые
особенности внешней предпринимательской среды
4.
Цель
фирмы
5.
Технология производства
6.
Организационная структура фирмы
7.
Штатное расписание.
8.
Персонал.
9.
Результат производства
10.Рыночный
сигнал
11.Микросреда
12.Экономическая
ситуация
13.Политическая
ситуация
14.Научно
технические достижения
15.Социально-культурные
факторы.
16.Природно-географические
факторы