Лекция № 3. Творчество Генриха фон Клейста
В романтическую эпоху Клейст держался особняком. Хотя он некоторое время и
поддерживал дружеские отношения с гейдельбергскими
романтиками Арнимом и Брентано,
концепция романтического искусства была ему в целом чужда. Творческий метод
Клейста определяют различно, находя в его созданиях черты романтика,
классициста, просветителя и реалиста. Объясняется это в высшей степени
самобытным талантом Клейста, который, обладая исключительным художественным
даром, использовал те приемы и средства различных направлений в искусстве,
которые наиболее соответствовали его замыслам. Творческая индивидуальность
Клейста была столь могучей, что он по-своему перерабатывал и переосмысливал
искания современников и предшественников, создавая произведения на стыке
просветительского реализма и романтизма.
Генриху фон Клейсту, сыну прусского дворянина, была предназначена военная
карьера. Будучи офицером, он. принимает участие в Рейнском походе против
революционной Франции. В 1799 г. подает в отставку, поступает во Франкфуртский
университет, посвящает себя наукам. Однако вскоре он оставляет университет,
отправляется в путешествие, посещает Париж, затем – Швейцарию. Увлеченный
идеями Руссо, он мечтает о труде крестьянина и ремесленника.
В 1804 г. Клейст в Берлине, в следующем году в Кенигсберге, откуда он вновь
возвращается в Берлин.
Последние годы жизни в Берлине (1808—1811) были особенно плодотворными.
Клейст занимается журналистикой, в патриотических статьях призывает
соотечественников к освободительной войне против Наполеона. Он создает трагедию
на сюжет древнегреческого мифа «Пентесилея»,
историческую трагедию «Принц Гомбургский», новеллы
«Маркиза д'О», «Землетрясение в Чили», «Михаэль Кольхаас» и др. Осенью 1811 г. на озере Ванзее
близ Берлина произошло двойное самоубийство – Генриха фон Клейста и его
возлюбленной Генриетты Фогель.
Биография Клейста красноречиво свидетельствует о том, что он был
впечатлительной, мятущейся натурой.
Драматические и новеллистические шедевры Клейста поражают мрачным колоритом
и совершенством формы.
Современникам Клейста его произведения были почти неизвестны. Издал его
сочинения уже после смерти писателя Людвиг Тик.
На сцене при жизни автора была поставлена только комедия «Разбитый кувшин».
Постановку в Веймарском театре осуществил Гете, при этом он внес изменения в
текст, вызвавшие возмущение Клейста. Спектакль успеха не имел, и это только
усилило их взаимную неприязнь.
«Разбитый кувшин» (1804) – единственное произведение Клейста, написанное в
комическом ключе. Драматург проявил себя знатоком народной речи и деревенских
обычаев. Любопытен замысел пьесы. В швейцарской гостинице Клейст с друзьями
рассматривал картину, на которой изображена тяжба по поводу разбитого кувшина.
Было устроено соревнование, кто лучше опишет нарисованное. Победителем оказался
Клейст.
Действие его комедии происходит в Голландии, но по сути все напоминает
Германию конца XVIII в. Деревенский старик судья Адам ведет следствие по поводу
разбитого им же самим кувшина. Комический эффект составляет то, что обвинитель
и обвиняемый – это одно лицо. Все осложняется еще тем, что Адам ведет
разбирательство в присутствии ревизора – судебного инспектора Вальтера, который
выводит судью на чистую воду.
«Разбитый кувшин» – комедия положений и характеров, обрисованных ярко,
сочно, в истинно народной манере. Очевидна и социальная направленность комедии,
в которой зло высмеяно феодальное судопроизводство и произвол властей.
Совершенно иной колорит в драме «Принц Гомбургский»,
хотя и здесь в центре действия дознание; подвиг или преступление совершил
кавалерийский полковник принц Гомбургский?
Действие драмы происходит в 1675 г., в основе сюжета эпизод. войны между
Пруссией и Швецией. Источником драмы Клейсту послужила историческая хроника, в
которой говорилось:
«Принцу Гессен-Гомбургскому было приказано на
рассвете выйти на передовые позиции для наблюдения за врагом, но не нападать на
его. При занятии позиции принц натолкнулся на шведский форпост. С юношеской
горячностью и из желания отличиться он напал на форпост и поверг его в бегство
до самых позиций главного войска». По строгости военных законов за
неповиновение ему полагалась суровая кара.
В драме Клейста принц после своего подвига чувствует себя победителем, он
прославился, теперь он достоин руки принцессы Наталии, которую страстно любит.
Однако вместо почестей курфюрст выносит ему за неповиновение смертный
приговор. Эту почти схематичную ситуацию автор наполняет глубоким
интеллектуальным и эмоциональным содержанием. Принц сам осознает свою вину, он
отказывается от прошения о помиловании, готовится к казни, которую принимает
как справедливое возмездие. Видя духовно преображенного принца, курфюрст
прощает его. Идея драмы диалектична: свобода – это осознанная необходимость, но
именно такая необходимость, которая выступает на стороне свободы.
Проза Клейста отличается также четким, последовательным развитием авторской
мысли. Напряженность сюжета, его нарастающий динамизм контрастируют со
сдержанной, почти суровой; манерой вести повествование. В событиях немало
таинственного, но все диковинное находит логическое обоснование. Совпадение
идейных позиций автора и героя не делает их двойниками, как это свойственно
романтикам. Клейст для своих новелл избирает такие конфликты, которые проверяют
справедливость известных истин.
Так, в новелле «Землетрясение в Чили» влюбленные, не совершившие церковного
обряда, вызывают гнев и проклятье религиозных фанатиков. Их ждет неминуемая
смерть. Но начавшееся землетрясение уравнивает их со всеми, грешники и
праведники одинаково беззащитны в момент катастрофы.
Руссо утверждал, что от природы все люди равны. Клейст трагически заостряет
его мысль, у него все люди равны перед немилостью природы. Но землетрясение
прекратилось, и все возвращается на круги своя. Клейст не морализирует, в
новеллах его нет итогового авторского резюме, он заставляет читателя осознать,
сколь относительны людские установления в сопоставлении с законами природы.
Испытание воспитывает героев новеллы, после рокового бедствия происходит
переоценка всех жизненных представлений.
Среди произведений Клейста самое значительное по силе трагического звучания
– «Михаэль Кольхаас». Герой, именем которого названа
новелла, – реальное историческое лицо, жившее в XVI в. Торговец лошадьми,
человек благочестивый и законопослушный, он был обижен дворянином, который
отнял его лошадей и глумился над ним.
В новелле показано, как праведник превращается в преступника. Это трагично,
потому что происходит разрушение личности достойнейшего человека. Михаэль Кольхаас взыскует справедливости,
требуя, чтобы юнкер, нарушивший закон, был наказан. Когда власти игнорируют
прошение лошадиного барышника, он сам на свой лад добивается, чтобы его иск был
удовлетворен. Михаэль Кольхаас творит разбой и
произвол. Отсутствие общественного правосудия калечит человека – жестокость Кольхааса и его сообщников получает, таким образом,
социальную мотивировку. Трагическая безысходность свершившегося может быть
объяснена тем, что честный, уважающий себя и других человек превосходит по
своим нравственным качествам общественные установления, беззаконие провоцирует
преступление.
Б.Л. Пастернак в статье об авторе «Михаэля Кольхааса»
делает такое замечание: «Читая у Клейста описание поджогов и убийств,
совершенных из высоких побуждений, нельзя отделаться от ощущения, что Пушкин
мог знать Клейста, когда писал Дубровского».
Это только гипотеза, но она основана на действительном сходстве некоторых мотивов у Пушкина и Клейста, в частности также образа Пугачева в «Капитанской дочке» и Михаэля Кольхааса.