МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филологический факультет
История мировой (зарубежной) литературы (романтизм XIX
века)
Кафедра русской литературы филологического факультета Образовательная программа
Профиль подготовки
Уровень высшего образования
Форма обучения
Статус дисциплины: Базовая
Махачкала, 2020
Рабочая программа дисциплины «История
мировой (зарубежной) литературы (романтизм XIX века)» составлена в 2020 году в соответствии
с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриат) от 7.08.2014 №947.
Разработчики(и): к.ф.н., доц. Плохарский А.Е.
Рабочая программа дисциплины
одобрена:
на заседании кафедры русской
литературы от «16» марта 2020 г., протокол № 7
зав .каф. русской литературы
______________ Мазанаев Ш.А.
на заседании Методической комиссии
филологического факультета
от «19» марта 2020 г., протокол № 7
Председатель_____________Горбанева А.Н.
Рабочая программа дисциплины согласована с
Учебно-методическим управлением «26» марта 2020 г. _______________________
Дисциплина «История мировой (зарубежной) литературы (романтизм XIX века)» входит в базовую часть образовательной программы бакалавриата по направлению
«45.03.01 филология».
Дисциплина реализуется на филологическом факультете кафедрой русской литературы.
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с выдающимися явлениями искусства, литературы, культуры в целом, сформировавшимися в странах Западной Европы и США в конце ХVIII – начале XIX века.
Дисциплина нацелена на формирование следующих компетенций выпускника: общекультурных, общепрофессиональных – ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5.
Преподавание
дисциплины предусматривает проведение следующих видов учебных занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
Рабочая
программа дисциплины предусматривает проведение видов контроля успеваемости в
форме контрольной работы, коллоквиума. Промежуточный
контроль отсутствует
Объем дисциплины – 2 зачетных единицы, в том числе в академических часах по видам учебных занятий
Семес тр |
Учебные занятия |
Форма
промежуточной аттестации (зачет, дифференциров анный зачет, экзамен |
||||||
в том числе |
||||||||
Контактная работа обучающихся с
преподавателем |
СРС, в
том числе экзам ен |
|||||||
Все го |
из них |
|||||||
Лек- ции |
Лаборатор -ные занятия |
Практи- ческие занятия |
КСР |
Консуль- тации |
||||
3 |
72 |
16 |
- |
18 |
- |
- |
38 |
|
Целями освоения дисциплины (модуля) «История мировой (зарубежной) литературы (романтизм XIX века)» являются
- расширение кругозора,
эрудиции и общей культуры студентов;
- знание мировой
художественной литературы как культурного феномена;
- формирование у студентов
системы знаний о западноевропейской и американской литературе первых
десятилетий XIX века, мировоззренческих, эстетических направлениях и стилях;
- выработка представления о
своеобразии особой художественной системы, сложившейся в это время;
- формирование навыков профессионального
анализа и интерпретации литературно- художественных текстов;
- умение ориентироваться в
специальной литературе и использовать ее для повышения своего профессионального
и общекультурного потенциала;
- умение выполнять самостоятельные
литературоведческие исследования соответственно уровню подготовки;
Дисциплина «История мировой (зарубежной) литературы (романтизм XIX века)» входит в базовую, часть образовательной программы бакалавриата по направлению
(специальности) «45.03.01 филология».
История мировой литературы входит в базовую часть структуры ОПОП бакалавриата, является частью цикла филологических дисциплин. История зарубежной литературы XIX века (романтизм) имеет логическое продолжение и содержательно- методологические связи с историей зарубежной литературы предшествующих этапов (античной, литературой Средних веков, эпохи Возрождения, Просвещения), а также с введением в литературоведение, культурологией, историей Западной Европы, США, историей философии. Это дает возможность ознакомить студента с важнейшими историко-литературными явлениями, а также с общими закономерностями мирового литературного процесса и национально-историческими особенностями его развития в различных странах. Освоение данной дисциплины необходимо для последующего изучения не только истории зарубежной литературы, но и других филологических дисциплин, в частности, русской литературы, теории литературы, сравнительного литературоведения и др.
Студент должен знать основные вехи развития и определяющие черты эстетики западноевропейской литературы предшествующих этапов (античности, Средних веков и эпохи Возрождения, Просвещения); уметь анализировать художественный мир литературных произведений, исходя из особенностей мировоззрения и эстетики художника и его эпохи; разбираться в системе жанров, установившейся в западноевропейском искусстве. Для формирования этих знаний необходима опора на введение в литературоведение, историю Западной Европы, историю философии, эстетических учений. Освоение истории зарубежной литературы XIX века необходимо как предшествующее изучению литературы ХХ – нач. XXI вв., будет способствовать пониманию ее огромного влияния на все последующее развитие духовной жизни европейского общества, его культуры и литературы, в том числе и русской литературы.
Компетенции |
Формулировка компетенции
из ФГОС ВО |
Планируемые
результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) |
ОПК-3 |
способность демонстрировать знание основных
положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы |
Знает: свойства
художественного образа в литературе, тексты художественных произведений,
входящих в программу дисциплины «современная русская литература»; Умеет: находить
в тексте средства художественной выразительности, иметь представления о
правилах библиограф. описания,
пользоваться библиограф. источниками, каталогами, в том числе электронными,
поисковыми системами в сети интернет; Владеет: базовыми методами
прочтения, понимания и комментирования худож.
текстов, общими представлениями о литературных родах и жанрах, |
|
|
основными литературоведческими
терминами |
ОПК-4 |
владение базовыми навыками сбора и анализа
языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации
текста |
Знает: методику сбора и
анализа литературных фактов, методики интерпретации художественных текстов; Умеет: дифференцировать литературные факты,
интерпретировать тексты в соответствие с задачами литературоведческого
анализа; Владеть: навыками целостного литературоведческого анализа с учетом
принципа «содержательности формы» |
ОПК- 5 |
свободное владение основным изучаемым языком в его
литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и
письменной коммуникации на данном языке |
Знает: базовые понятия современной филологии в их
истории и современном состоянии, теоретическом, практическом и
методологическом аспектах; иметь представление о методиках сбора и анализа
языкового материала и интерпретации текстов различных типов Умеет: адекватно репрезентировать результаты
анализа собранных языковых фактов, интерпретации текстов различных типов Владеет: методиками сбора и анализа языковых
фактов и интерпретации текстов различных типов |
4. Объем, структура и содержание дисциплины
4.1. Объем дисциплины составляет
2 зачетные единицы, 72 академических часа.
4.2. Структура дисциплины.
№ п/п |
Разделы и темы
дисциплины |
Семестр |
Неделя семестра |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу
студентов и трудоемкость (в часах) |
Самостоятельная работа |
Формы текущего контроля
успеваемости (по неделям семестра) Форма
промежуточной аттестации (по семестрам) |
|||
Лекции |
Практически е занятия |
Лабораторн ые занятия |
Контроль самост. раб. |
||||||
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Модуль 1. Немецкий и английский романтизм |
||||||||
1 |
Вводная лекция. Романтизм как |
|
1 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
творческий метод и литературное направление. Иенский этап немецкого романтизма. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Второй этап немецкого романтизма |
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
|
3 |
Творчество Клейста |
|
3 |
2 |
|
|
|
2 |
|
4 |
Творчество Гофмана |
|
4 |
2 |
|
|
|
2 |
|
5 |
Романтическая мифологизация
и сатира в сказке Гофмана «Крошка Цахес» |
|
5 |
|
2 |
|
|
|
|
6 |
Повесть-сказка Шамиссо «Удивительная
история Петера Шлемиля» |
|
6 |
|
2 |
|
|
2 |
|
7 |
Жанр трагедии в творчестве Клейста |
|
7 |
|
2 |
|
|
2 |
|
8 |
Английский романтизм. Поэты «озерной школы». Эволюция
романтического героя в творчестве Байрона |
|
9 |
2 |
|
|
|
4 |
|
9 |
Лиро-эпическая поэма
Байрона «Паломничество
Чайльд-Гарольда» |
|
10 |
|
2 |
|
|
2 |
|
|
Итого по модулю 1 |
|
|
10 |
8 |
|
|
18 |
|
Модуль 2. Английский, французский и американский романтизм |
|||||||||
10 |
Творчество Шелли. Поэзия Китса |
|
11 |
2 |
|
|
|
2 |
|
11 |
Исторический роман эпохи романтизма: «Айвенго» В. Скотта и
«Собор Парижской Богоматери» |
|
12 |
|
2 |
|
|
2 |
|
12 |
Французский романтизм.
Творчество Шатобриана и Мюссе |
|
13 |
2 |
2 |
|
|
4 |
|
13 |
Социально- психологический |
|
14 |
|
2 |
|
|
2 |
|
|
роман Мюссе «Исповедь сына века» |
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Творчество Гюго и Санд |
|
15 |
2 |
|
|
|
4 |
|
15 |
Американская романтическая новелла: Ирвинг, По |
|
16 |
|
2 |
|
|
4 |
|
16 |
Роман Купера «Последний из могикан» |
|
17 |
|
2 |
|
|
2 |
|
|
Итого по модулю 2 |
|
|
6 |
10 |
|
|
20 |
|
|
ИТОГО: 72 часа |
|
|
16 |
18 |
|
|
38 |
|
4.3.1.
Содержание
лекционных занятий по дисциплине
Модуль 1. Немецкий романтизм
Тема 1.
Вводная лекция. Романтизм как творческий метод и литературное направление. Йенский этап немецкого романтизма.
Содержание
темы
§ Цели и задачи курса.
Хронологические границы и проблемы периодизации литературного процесса.
§ Происхождение и содержание
понятия «романтизм». Социально-исторические и философские предпосылки.
§ Романтический герой,
романтическое двоемирие.
§ Йенский этап немецкого романтизма.
Понятие о духовном и материальном, о природе, творчестве и мифологии в
философии Шеллинга.
§ Концепция религии у Шлейермахера и романтиков. Фрагментарность как принцип
постижения и отражения мира.
§ Своеобразие идеализма
Новалиса. Концепция чудесного в эстетике Новалиса. Роман «Генрих фон Офтердинген» как «универсальное» произведение. Его жанр,
композиция, проблематика, символика.
Тема 2. Второй (гейдельбергский и берлинский) этап немецкого романтизма.
Содержание
темы
§ Круг писателей второго
этапа, периодизация.
§ Новые идеи в области
общественных наук и философии: работы Савиньи, идеи
Шопенгауэра.
§
Обращение к фольклору. Сборник «Волшебный рог мальчика» (Арним и Брентано)
– первая антология немецких народных песен. Влияние сборника на дальнейшее развитие немецкой поэзии.
§ Идейно-художественное
своеобразие «Рассказа о честном Касперле и прекрасной
Аннерль» Брентано.
Тема 3. Творчество Генриха
фон Клейста.
Содержание
темы
§ Мировоззрение и эстетика
Генриха фон Клейста.
§ Периодизация творчества.
§ Конфликт и концепция
личности в трагедии «Семейство Шроффенштейн».
§
Конфликт свободы личности и обычая в трагедии «Пентесилея».
§ Народная жизнь в комедии
«Разбитый кувшин».
§ Проблематика новеллистики Клейста.
§ Новелла «Михаэль Кольхаас» – свобода личности и закон, контрасты в психологии.
Тема 4.
Творчество Эрнста Теодора Гофмана.
Содержание
темы
§
Эстетические взгляды Э.Т.А. Гофмана.
§ Романтический герой Гофмана
– «энтузиаст», «истинный музыкант»
§ Романтическая ирония и
гротеск в творчестве Гофмана
§ Проблематика сборника
«Фантазии в духе Калло»
§ Жанровая специфика,
своеобразие композиции сказки-новеллы «Золотой
горшок».
§ Роман «Житейские воззрения
кота Мурра» как итог эстетических поисков автора,
классический образец синтетического романтического романа.
Тема 5. Английский романтизм.
Поэты «озерной школы». Эволюция романтического
героя в творчестве Байрона.
Содержание
темы
§ Национальные истоки
литературы романтизма, связь с эстетикой предромантизма.
§ Поэты «озерной школы».
«Лирические баллады» как эстетический манифест
«лейкистов».
§ Обращение к фольклору как один
из главных принципов. Реформация английского языка и стихосложения.
§ Человек и природа – основная
тема лирики Уильяма Вордсворта.
§ Эстетическая концепция Сэмюэла Колриджа. Особенности
структуры и образной системы поэмы-баллады «Сказание старого морехода».
§ Народное и готическое в
балладах Роберта Саути, его влияние на развитие
английской литературной баллады.
§ «Паломничество
Чайльд-Гарольда» как лиро-эпическая поэма.
§ «Байронический герой» как
разновидность целого литературного типа.
§ Концепция индивидуализма и
особенности поэтики «восточных поэм» «Гяур»
и
«Корсар».
§ Жанровое своеобразие, проблематика и конфликт «драматических поэм»
«Манфред» и «Каин».
§ «Дон Жуан» – новый жанр
романтического романа в стихах.
Тема 6.
Творчество Перси Биши Шелли. Поэзия Джона Китса.
Содержание
темы
§ Эстетическая концепция П.Б. Шелли.
§ Создание образа романтического героя – борца за свободу (трагедии
«Освобожденный Прометей» и «Ченчи»).
§ Проблема воображения и
внутреннего зрения в сонетах Китса.
§ Природа в поэтическом
воображении Китса.
§ Тема искусства в «Оде
греческой вазе», воображение и реальность в «Оде соловью», ода «К осени» − прощание с жизнью.
Тема 7.
Французский романтизм. Творчество Франсуа Рене де Шатобриана и Альфреда де
Мюссе.
Содержание темы
§ Два этапа французского романтизма.
§
Р. Шатобриан – один из основоположников французского романтизма.
§ Новаторство
Шатобриана-художника в создании образа романтического героя.
§ Христианская утопия в «Атала».
§ «Рене» – повесть о современнике.
§ Своеобразие психологического
мастерства романа А. де Мюссе «Исповедь сына века».
§
Связь образа главного героя с героями
Шатобриана.
Тема 8.
Творчество Виктора Гюго и Жорж Санд.
Содержание темы.
§ Предисловие к драме
«Кромвель» как манифест романтизма.
§ Периодизация творчества Гюго.
§ Буржуазный пафос I периода
творчества. Специфика конфликта и историзма
драмы «Эрнани».
§ Конфликт добра и зла в социальном романе-эпопее «Отверженные». Романтические способы создания характеров главных героев.
§ Проблема революции в романе
«Девяносто третий год». Конфликт между революцией и контрреволюцией. Контраст
как основа структуры романа.
§ Проблема поисков «идеальной
правды» в творчестве Жорж Санд.
§ Герои Жорж Санд как носители
одной страсти.
§ «Индиана» как феминистский роман.
Автобиографичность романа. Конфликт брака и любви в романе.
§ «Орас»
− социально-психологический роман мемуарного жанра.
Тема 1.
Романтическая мифологизация и сатира в сказке Э.Т.А.
Гофмана «Крошка Цахес».
Форма проведения – семинарское занятие.
Цель занятия –
анализ романтической поэтики сказки Гофмана.
Вопросы к теме:
1. Эстетические взгляды Э.Т.А. Гофмана.
2. Особое место повести-сказки
«Крошка Цахес» в творчестве Гофмана.
3. Жанровое своеобразие произведения.
4. Структура повести.
Романтическое двоемирие.
5. Романтическая мифологизация в сказке.
6. Основная проблематика.
7. Система образов. Образ Цахеса.
8. Приемы смехового начала
(фантастический гротеск, сатира, сарказм).
Литература
1. Берковский Н.Я. Романтизм в
Германии. Л., 1973.
2. Ботникова А.Б. Гофман и русская
литература. Воронеж, 1977.
3. Карельский А.В. Эрнст Теодор
Амадей Гофман // Э.Т.А. Гофман. Собр. соч.: В 6 т. Т.1. М., 1991.
4. Миримский И.В. Гофман // История
немецкой литературы. Т. 3. М., 1966.
5. Тураев С.В. Гофман //
История всемирной литературы. Т. 6. М., 1989.
Тема 2.
Повесть-сказка Адальберта Шамиссо «Необыкновенная
история Петера Шлемиля».
Форма проведения – семинарское занятие.
Цель занятия –
анализ жанровых особенностей произведения Шамиссо, выявление сказочной
атрибутики.
Вопросы к теме:
1. Особенности жанра
(фантастическая повесть-сказка).
3. Концепция романтического героя.
4. Роль фантастики и
фольклорное начало.
5.
Своеобразие художественного метода повести.
Литература
1. Берковский Н.Я. Романтизм в
Германии. Л., 1973.
2. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и
современная мистика. М., 1996.
3. Самарин Р.М. Шамиссо //
История немецкой литературы. Т. 3. М., 1966.
4. Тураев С.В. Шамиссо //
История всемирной литературы. Т. 6. М., 1989.
5. Шамиссо А. Путешествие
вокруг света. М., 1986.
Тема 3. Жанр
трагедии в творчестве Генриха фон Клейста. Форма проведения – семинарское
занятие.
Цель занятия –художественный анализ трагедий Клейста
«Семейство Шроффенштейн» и «Пентесилея».
1. Мировоззрение и эстетика Г.
фон Клейста.
2. Конфликт и концепция
личности в трагедии «Семейство Шроффенштейн».
3. Система образов в трагедии
«Семейство Шроффенштейн»
3. Конфликт свободы личности и
обычая в «Пентесилеи».
5. Образ Пентесилеи.
6. Художественные особенности
трагедий Клейста.
Литература
1. Берковский Н.Я. Романтизм в
Германии. Л., 1973.
2. Карельский А. О творчестве
Генриха фон Клейста. // Генрих фон Клейст. Избранное. М., 1977.
3. Самарин Р.М. Клейст. // История
немецкой литературы. Т. 3. М., 1966.
4. Тураев С.В. Гейдельбергский романтизм. // История всемирной литературы.
Т. 6. М., 1989.
5. Храповицкая Г.Н., Коровин А.В. История зарубежной литературы. Западноевропейский и
американский романтизм. М., 2002.
Тема 4.
Композиция и проблематика «Рассказа о честном Касперле
и прекрасной Аннерль» Клеменса
Брентано.
Форма проведения – практическое занятие.
Цель занятия –
анализ структурных особенностей и проблематики произведения Брентано.
Вопросы к
теме:
1. Место Брентано
в литературном движении его времени.
2.
Концепция мира и творчества Брентано.
3. Структура «Рассказа о
честном Касперле и прекрасной Аннерль».
1.
Балашов Н.И. Брентано и «Волшебный рог
мальчика». // История немецкой литературы. Т.3.
2.
Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.
3.
Тураев С.В. Гейдельбергские романтики История
всемирной литературы. Т.6.
М., 1989.
4.
Храповицкая Г.Н., Коровин А.В. История зарубежной литературы. Западноевропейский и
американский романтизм. М., 2002.
Тема 5.
Лиро-эпическая поэма Д.Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». Форма проведения –
семинарское занятие.
Цель занятия –
анализ особенностей композиции и жанра произведения. Вопросы к теме:
1. История создания поэмы.
2. Идейный смысл поэмы.
Проблема свободы в творчестве Байрона и воплощение ее в поэме.
3. Характеристика особенностей
жанра и художественной структуры произведения: а) лиро-эпическая поэма; б)
«паломничество», путешествие как организующее начало в свободной романтической
композиции поэмы.
4.
Проблема романтического героя в поэме. Черты «байронического» героя.
5. Эволюция соотношения между
Чайльд-Гарольдом и образом автора от первой к четвертой песне.
6. Образ природы и
романтический пейзаж в поэме.
7. «Байронизм», «байронический
герой» и творчество русских поэтов
Литература
1. Елистратова А.А. Байрон. М., 1956.
2. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978.
3. Дьяконова Н.Я. Английский
романтизм. М., 1978.
4. Дубашинский И.А. Поэма Д.Г. Байрона
«Паломничество Чайльд-Гарольда». Рига, 1975.
5. Урнов Д.М. Байрон // История
всемирной литературы. Т. 6. М., 1989.
6. Шайтанов И.О. Байрон //
Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. М., 1997.
Тема 7.
Исторический роман эпохи романтизма. Форма проведения – семинарское занятие.
Цель занятия –
анализ исторических романов В. Скотта и В. Гюго. Вопросы к теме:
1. Проблема историзма в
литературе романтизма.
2. В. Скотт – родоначальник
жанра исторического романа в мировой литературе. В.Г. Белинский и А.С. Пушкин о
В. Скотте.
3. Система образов в романе
«Айвенго»: а) основные принципы построения системы образов; б) место и роль
образа Айвенго; в) особенности изображения исторических деятелей в романе; г)
личные отношения и исторические события, их связь и взаимовлияние в романе.
4.
Авторская позиция в романе «Айвенго»: реалистический и
романтический элементы.
5. В. Гюго – наследник и «трансформатор» вальтерскоттовского исторического
романа.
6. «Собор Парижской богоматери»
– вымысел и чистая история не событий, а нравов.
7. Философская концепция романа Гюго.
8. Романтический гротеск:
образы Квазимодо и Собора.
Литература
1.
Пушкин А.С. О романах Вальтера Скотта. Любое издание.
2. Белинский В.Г. О русской повести
и повестях г. Гоголя. Разделение поэзии на роды и виды. Любое издание.
3. Орлов С.А. Исторический
роман Вальтера Скотта. Горький, 1960.
4. Реизов Б.Г. Творчество Вальтера
Скотта. М.-Л., 1965.
5. Реизов Б.Г. Французский
исторический роман в эпоху романтизма. Л., 1958.
6. Евнина Е.М. Виктор Гюго. М., 1976.
7. Трескунов М.С. В. Гюго. М., 1969.
8. Карельский А.В. Гюго //
История всемирной литературы. Т. 6. М., 1989.
Тема 8.
Социально-психологический роман Альфреда де Мюссе «Исповедь сына
Форма
проведения – семинарское занятие.
Цель занятия –
анализ поэтики и особенностей творческого метода писателя. Вопросы к теме:
1. Особенности жанра
(социально-психологический роман).
2. Своеобразие психологического
мастерства романа.
3. Изображение «болезни века» в романе.
4. Система образов.
5. Образ Октава де Т. и его
связь с героями Шатобриана.
Литература
1. Карельский А.В. Мюссе //
История всемирной литературы. Т. 6. М., 1989.
2. Луков В.А. Мюссе //
Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь. Т. 2. М., 1997.
3. Трескунов М. Альфред де
Мюссе // Мюссе А. Избранные произведения. М.,
1957.
Тема 9.
Американская романтическая новелла. Форма проведения – практическое занятие.
Цель занятия –
анализ своеобразия новелл Ирвинга, По и их разновидностей. Вопросы к теме:
1. Вашингтон Ирвинг как один из основателей национальной американской литературы.
2. В. Ирвинг
– создатель американской новеллы.
3. Сочетание известных
европейских сюжетов с американскими реалиями, с местными поверьями, элементами
пародии как создание принципиально нового в новеллах: а) «Рип Ван Викль»; б) «Легенда о Сонной Лощине».
4.
Э.А. По – великий новатор.
5.
Основные положения теории новеллы По.
6.
Типы новелл По.
7.
Пародийное начало в «страшных» новеллах По.
8.
Герой аналитических новелл По.
9. Э. По – родоначальник
детективного жанра в истории мировой литературы («Убийство на улице Морг»).
10. Своеобразие художественного
метода По: «фантастический реализм».
1.
Эстетика американского романтизма. М.,
1977.
2. Боброва М.Н. Романтизм в
американской литературе Х1Х века. М., 1972.
3. Уильямс С.Т. Вашингтон Ирвинг // Литературная история Соединенных Штатов Америки.
Т. 1. М., 1977.
4. Николюкин А.Н. Американский
романтизм и современность. – М., 1968.
5. Аллан Г. Эдгар По. М., 1984.
6.
Ковалев Ю.В. Эдгар По. Новеллист и поэт. Л., 1984.
Тема 10. Роман
Д.Ф. Купера «Последний из могикан». Форма проведения – практическое занятие.
Цель занятия –
анализ художественных особенностей романа Купера. Вопросы к теме:
1.
Д.Ф. Купер как основатель американского романа.
2.
Серия романов о Кожаном Чулке – первая американская эпопея. Основные
проблемы пенталогии.
3.
Проблематика романа «Последний из могикан».
4.
Проблема фронтира.
5.
Изображение природы. Функции пейзажа в
романе.
6.
Эволюция образа главного героя Натти Бумпо.
7.
Образы индейцев и проблема естественного человека в романе «Последний
из могикан».
8.
Своеобразие художественного метода Купера.
Литература
1.
Боброва М.Н. Дж.Ф. Купер. Саратов, 1967
2.
Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе ХIХ века. М., 1972.
3. Уильямс С.Т. Джеймс Фенимор Купер // Литературная история США. Т. 1. М., 1977.
4.
Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М., 1968.
5.
Шейкер В.Н. Исторический роман Джеймса Фенимора
Купера. Иваново, 1980.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО при реализации компетентностного подхода в учебном процессе используются контрольные и проверочные работы с вопросами проблемного характера, терминологические диктанты, литературоведческий анализ произведений, конспектирование фундаментальных работ по зарубежной литературе 19 века. При изучении текстов художественных произведений предполагается их литературоведческий анализ, не требующий деловых и ролевых игр и компьютерных симуляций. Особенностью контингента последних лет является отсутствие у студентов навыков внимательного чтения книг, отсутствие связной культурной речи и, как следствие, неразвитость мышления. Исправить этот недостаток возможно, только заставив студента читать художественные тексты и критическую литературу, компьютерные симуляции в данном случае бесполезны.
Самостоятельная работа студента выполняется по заданию преподавателя во внеаудиторное время и является важнейшей составляющей в обучении студента- филолога. Она складывается из следующих элементов:
1.
Самостоятельное чтение и изучение художественных текстов, предусмотренных
учебной программой. Со списком текстов студент знакомится в начале каждого учебного семестра. Его освоение контролируется преподавателем во время проведения практических занятий, коллоквиумов, в ходе выполнения модульных (рейтинговых) контрольных работ.
2.
Изучение литературы рекомендуется вести в хронологическом порядке,
сохраняя ту последовательность, которая указана в программе.
3.
Прочтение художественных произведений этого периода следует
сопровождать параллельным изучением комментариев к ним в рекомендованной
учебной литературе.
4.
Следует помнить, что искусство и литература изучаемого периода период
насыщены сложными философскими воззрениями, социально-политическими и
этическими идеями. Для того, чтобы разобраться в них, студенту необходимо
обращаться не только к учебнику по литературе, но и к истории философии
(«Философский словарь»).
5.
Терминологическая работа. Значительное количество специальных терминов
вводятся преподавателем на лекциях и практических занятиях, однако студенты
должны и самостоятельно усваивать основной корпус терминов, без которых
невозможно научное изучение литературы. К числу наиболее важных, информативных
относятся такие справочные материалы, как «Краткая литературная энциклопедия»,
«Энциклопедический словарь литературных терминов и понятий», «Поэтический
словарь», «Современное зарубежное литературоведение» и др.
7.1. Перечень компетенций с
указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.
Компетенция |
Знания, умения, навыки |
Процедура освоения |
ОПК-3 |
Знает |
Устный опрос, письменный |
способность |
свойства худ. образа в лит., |
опрос, индивидуальное |
демонстрировать знание |
тексты лит. произведений, |
собеседование, |
основных положений и |
входящие в лит. программу |
|
концепций в области |
дисциплины |
|
теории литературы, |
Умеет |
Практические контрольные |
истории отечественной |
находить в тексте средства |
задания. |
литературы |
худ. выразительности; |
|
|
иметь представление о |
|
|
правилах библиограф. |
|
|
описания, пользоваться |
|
|
библиограф. Источниками |
|
|
и каталогами, |
|
|
электронными поисковыми |
|
|
системами; |
|
|
Владеет |
Практические контрольные |
|
базовыми методами |
задания, контрольная работа
с |
|
прочтения, понимания и |
текстом художественного |
|
комментирования худож. |
произведения. |
|
текстов, общими |
|
|
представлениями о лит. родах и жанрах, основными литературоведч. терминами |
|
|
ОПК-4 владение базовыми навыками сбора и анализа
языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста |
Знает методику сбора и анализа
литературных фактов, методики интерпретации художественных текстов |
Устный опрос, письменный опрос |
|
Умеет дифференцировать
литературные факты, интерпретировать тексты в соответствие
с задачами литературоведческого анализа |
Практические контрольные задания, направленные на
проверку умения самостоятельно отобрать и проанализировать полученный
материал. |
||
Владеет навыками целостного литературоведческого анализа с
учетом принципа «содержательности формы» |
Практические контрольные задания по анализу
языкового материала и текстов различных типов, составление библиографии по
теме исследования |
||
ОПК-5 |
Знает |
Устный |
опрос, письменный |
свободное владение |
базовые понятия |
опрос |
|
основным изучаемым |
современной филологии в |
|
|
языком в его литературной |
их истории и современном |
|
|
форме, базовыми |
состоянии, теоретическом, |
|
|
методами и приемами |
практическом и |
|
|
различных типов устной и |
методологическом |
|
|
письменной |
аспектах; |
|
|
коммуникации на данном |
иметь представление о |
|
|
языке |
методиках сбора и анализа |
|
|
|
языкового материала и |
|
|
|
интерпретации текстов |
|
|
|
различных типов |
|
|
|
Умеет |
Практические контрольные |
|
|
Адекватно |
задания, направленные на |
|
|
репрезентировать |
проверку умения |
|
|
результаты анализа |
самостоятельно отобрать и |
|
|
собранных языковых |
проанализировать полученный |
|
|
фактов, интерпретации |
материал. |
|
|
текстов различных типов |
|
|
|
Владеет |
Практические контрольные |
|
|
методиками сбора и |
задания по анализу языкового |
|
|
анализа языковых фактов и |
материала и текстов различных |
|
|
интерпретации текстов |
типов, составление |
|
|
различных типов |
библиографии по теме |
|
|
|
исследования |
Если хотя бы одна из компетенций не сформирована, то положительной оценки по дисциплине быть не может.
7.2. Типовые контрольные задания
1.
Романтизм как творческий метод и литературное направление.
2.
Художественные особенности немецкого
романтизма.
3.
Своеобразие идеализма Новалиса. Концепция чудесного в эстетике Новалиса.
4.
Эстетические взгляды Клейста.
5.
Творчество Гофмана.
6.
Английский романтизм (общая характеристика).
7.
Эволюция романтического героя в творчестве Байрона.
8.
Вальтер Скотт – создатель жанра исторического романа.
9.
Французский романтизм (общая характеристика).
10. Творчество Виктора Гюго. Периодизация.
11. Проблема поисков «идеальной
правды» в творчестве Жорж Санд.
12. Американский романтизм
(общая характеристика).
13. Американская романтическая новелла.
14. Ф. Купер как основатель
американского романа.
7.3.
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний,
умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования
компетенций.
Общий результат выводится как интегральная оценка, складывающая из текущего контроля – 0,7% и промежуточного контроля – 0,3%.
Текущий контроль по дисциплине включает:
- посещение занятий – 15 баллов,
- участие на практических
занятиях – 15 баллов,
- выполнение лабораторных заданий – баллов,
- выполнение домашних
(аудиторных) контрольных работ – 15 баллов. Промежуточный контроль по
дисциплине включает:
- устный опрос – 10 баллов,
- письменная контрольная
работа – 30 баллов,
- тестирование – 15 баллов.
а) основная литература:
1.
Берковский Н. Я. Романтизм в Германии / Берковский, Наум Яковлевич. -
СПб. : Азбука-классика, 2001. - 511 с. - ISBN
5-352-00015-Х: 0-0. Местонахождение: Научная библиотека ДГУ URL:
2.
Букаты Е.М. История зарубежной литературы второй трети XIX
века [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.М. Букаты.
— Электрон. текстовые данные. — Новосибирск: Новосибирский государственный
технический университет, 2010. — 200 c. — 978-5-7782-1474-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44780.html
3.
Гиленсон Б.А.
История зарубежной литературы XIX века. Книга первая [Электронный ресурс] /
Б.А. Гиленсон. — Электрон. текстовые данные. — М.:
Московский городской педагогический университет, 2011. — 224 c. — 2227-8397.
— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26494.html Местонахождение: Научная библиотека ДГУ URL:
4.
Рабинович В.С. История зарубежной литературы XIX
века. Романтизм [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.С. Рабинович. —
Электрон. текстовые данные. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет,
ЭБС АСВ, 2014.
— 88 c. — 978-5-7996-1139-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68334.html
5.
Руднев В.Н. История зарубежной литературы
[Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов, обучающихся по всем
направлениям подготовки 035000.62
- «Издательское дело» (квалификация - «бакалавр») / В.Н. Руднев. — Электрон. текстовые данные. — М.: Российский новый университет, 2013. — 176 c. — 2227- 8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21280.html
6.
Храповицкая Г.Н. Романтизм в зарубежной литературе
(Германия, Англия, Франция, США): практикум: для студентов филол.
фак. вузов / Храповицкая, Галина Николаевна. - М.: Academia,
2003. - 285, [1] с.; 22 см. - (Высшая профессиональное образование. Филология).
- ISBN 5-7659-1337-3: 214-50. Местонахождение: Научная библиотека ДГУ URL:
б) дополнительная литература
1. Зарубежная литература XIХ
века: Романтизм: хрестоматия историко-литературных материалов: учеб. пособие /
[сост. А.С. Дмитриев и др.]. – М.: Высшая школа, 1990.
- 366,[1] с. ; 21 см. - Библиогр. в примеч.: с. 307-364. - ISBN 5-06-001648-Х: 1-00.
Местонахождение: Научная библиотека ДГУ URL:
2. История американской
литератур: [учеб. пособие для фак. иностр. яз. пед. ин- тов]. Ч.2 / под ред. Н.И. Самохвалова. - М.: Просвещение, 1971. - 319 с; 21 см. - 0-
83. Местонахождение: Научная библиотека ДГУ URL:
3. История западноевропейской
литературы, 19 век: Франция, Италия, Испания, Бельгия / [Т.В. Соколова, З.И. Плавскин, А.И. Владимирова и др.]; под ред. Т.В. Соколовой;
Филол. фак. С.-Петерб. гос.
ун-та. - М.; СПб.: Академия; Филол. фак. СПбГУ, 2003.
- 335 с. ; 22 см. - (Высшее образование) (Студенческая
библиотека). - Библиогр.: с. 332-334. - Рекомендовано
МО РФ. - ISBN 5-8465-0164-8 (Филол. фак. СПбГУ):
258-00. Местонахождение: Научная библиотека ДГУ URL:
4. История западноевропейской
литературы, XIX в.: Англия: [учеб. пособие по специальности 021700
"Филология"] / [Л.В. Сидорченко и др.]; под
ред. Л.В. Сидорченко, И.И. Буровой; Филол. фак. С.-петерб. гос.
ун-та. - СПб.; М. : Филол.
фак. СПбГУ; Академия, 2004. - 541 с.; 22 см. - (Высшее образование)
(Студенческая библиотека). - Допущено УМО. - ISBN 5-8465-0166-4: 310-97.
Местонахождение: Научная библиотека ДГУ URL:
5. История западноевропейской литературы. ХIХ век: Германия. Австрия. Швейцария: [учеб. пособие для студ. высш. уч. зав. обуч. по специальности 021700 "Филология"] / [А.Г.Березина и др.]; под ред. А.Г. Березиной; Филол. фак. С.- Петерб. гос. ун-та. - М.; СПб.: Academia; Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. -
233 с.; 22 см. - (Высшее профессиональное образование) (Студенческая библиотека). - Библиогр.: с. 231-232. - Рекомендовано УМО. - ISBN 5-8465-0165-6 (Academia) : 170-94. Местонахождение: Научная библиотека ДГУ URL:
6. История зарубежной
литературы ХIХ века: учебник для студентов высш.
учеб. заведений / под ред. Н.А.Соловьевой; авторы: А.С.Дмитриев, Е.А.Петрова и др. -
изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Academia:
Высшая школа, 1999. - 558,[2] с. - Рекомендовано МОПО РФ. - 71-60.
Местонахождение: Научная библиотека ДГУ
URL:
7. Ковалева О.В. Зарубежная
литература XIX века: романтизм: учеб. пособие для вузов / Ковалева, Оксана
Владимировна, Л. Г. Шахова. - М.: Оникс, 2005. - 270 с.: ил. - Допущено УМО. -
ISBN 5-488-00033-X: 121-00. Местонахождение: Научная библиотека ДГУ URL:
8. Михальская Н.П. История английской
литературы: [учеб. пособие
для студ. филол. и лингв. фак. вузов] / Михальская, Нина Павловна. - 3-е изд., стер. - М.: Academia, 2009. - 478[2] с. - (Высшее профессиональное
образование. Педагогические специальности). - Рекомендовано УМО. - ISBN
978-5-7695-5865-8: 406-12. Местонахождение: Научная библиотека ДГУ URL:
9. Черноземова Е.Н. История английской
литературы: Планы. Разработки. Материалы. Задания: [для студентов яз. вузов] / Черноземова,
Елена Николаевна. - 5-е изд. - М. : Флинта: Наука, 2004. - 237 с.; 21 см. - Библиогр.: с. 235. - ISBN 5- 89349-098-3 (Флинта): 92-95.
Местонахождение: Научная библиотека ДГУ URL:
10. Шумкова Т.Л. Зарубежная и
русская литература ХIХ века. Романтизм: Учебное пособие / Шумкова, Тамара
Леонидовна. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 239 с. - ISBN 5-89349-339-7: 0-0.
Местонахождение: Научная библиотека ДГУ URL:
1.
Электронная библиотека ДГУ: www.elib.dgu.ru
2.
Электронно-библиотечная система IPR-books: http://www.iprbookshop.ru
3.
Электронная библиотека онлайн: https://www.litres.ru
4.
Образовательный портал ДГУ. Курс ИЗЛ Плохарского А.Е.: http://edu.dgu.ru/user/profile.php?id=11648
5.
Образовательный блог Плохарского А.Е. https://ploharcky.blogspot.com
Изучение зарубежной литературы XIX века (романтизм) призвано расширять культурный кругозор студентов, развивать у них разнообразные навыки исследования. Они должны овладеть разными типами анализа (целостный, проблемный, сравнительный и т. д.), научиться пользоваться большим количеством литературоведческих категорий, такими как жанр, метод, стиль, направление, тема, идея, проблематика, конфликт, сюжет, характер, герой, система образов, композиция, художественные средства языка.
Поэтому студент должен самостоятельно знакомиться с текстом произведения, которое анализируется на занятии. Значительно облегчит работу студента обращение к лекции по теме, а также знакомство с необходимыми библиографическими источниками, которые укажет преподаватель. Самостоятельная работа над источниками – важная составная часть формирования базовых знаний студента-филолога. Культура чтения должна быть его отличительной чертой.
Студентам следует научиться грамотно вести записи, как на лекции, так и на практическом или семинарском занятии. Студенты должны записывать все вопросы, поставленные в ходе занятия преподавателем, это поможет студенту восстановить ход занятия, понять его внутреннюю логику.
История литературы XIX века занимает важное место в общем курсе зарубежной литературы. Именно в этот период зарождается и развивается такой творческий метод, как романтизм, давший блистательные примеры в искусстве живописи, поэзии, прозы, драматургии, подготовив почву для литературы реализма, модернизма и даже постмодернизма. Зарубежная литература эпохи романтизма демонстрирует разнообразие жанров и стилей, знакомство с которыми обогатит духовный мир студента.
Научное представление о своеобразии литературы XIX века (романтизм) преподаватель дает в лекционном курсе. Но только конкретный анализ отдельных произведений позволит студентам понять и почувствовать характерные особенности искусства данного периода.
· Программное
обеспечение для лекций: MS PowerPoint (MS PowerPoint Viewer), Adobe Acrobat Reader,
средство для просмотра изображений
· Программное
обеспечение в компьютерный класс: MS PowerPoint (MS PowerPoint Viewer), Adobe Acrobat Reader,
средство для просмотра изображений, Интернет, E- mail.
Учебники, учебно-методические пособия, тексты художественных произведений, требуемые по программе дисциплины.
· Аудиторный класс.
·
Компьютерный класс.
·
Ноутбук, мультимедиа-проектор для презентаций, экран.