Лекция № 7. Французский
романтизм. Творчество Шатобриана
Своеобразие литературного процесса во Франции заключается прежде всего в
том, что именно в литературе страны, создавшей на рубеже веков
социально-исторические и духовные предпосылки для возникновения романтизма, это
литературное направление обрело законченные формы позже немецкой и английской
литератур. Причина этому коренится в особенностях национальной судьбы Франции.
Головокружительная быстрота и бурность социально-политических перемен затронули
все и вся, мало благоприятствуя романтической идее суверенности и всесилия
личности, в том числе личности художника. Поэтому этой идее предшествовала идея
о власти необходимости и «судьбы» над свободной волей, о тщетности
индивидуальных дерзаний. Эту мысль, между прочим, подкрепила судьба Наполеона,
прошедшего путь от владыки «полумира» до одинокого
узника на острове Святой Елены.
Если романтический идеал в немецкой и английской литературах находился
преимущественно вне современного мира, то построения французских романтиков
проверялись современностью (ни в немецком, ни в английском романтизме не было
такой галереи современных героев). Даже если речь шла о личности,
противопоставлявшей себя обществу, это был разговор о современнике.
Рубеж XVIII–XIX веков во французской литературе – время освоения новых
литературных идей. Базой литературы остается просветительское и отчасти
классицистическое мировосприятие, проверенное новыми идеями. Из
просветительской традиции был усвоен прежде всего сентиментально-руссоистский комплекс. Почти все значимые авторы новой
эпохи начали с осмысления чувства и «страсти». Чувство стало рассматриваться не
как дополнение к разуму, а как главная основа человеческого существования.
Синтезом просветительских и
романтических тенденций стало творчество Жермены
де Сталь (1766–1817). Главные героини ее романов «Дельфина» (1802) и «Корина, или Италия» (1807) – чувствительные и пылкие натуры
вообще, но в то же время глубина чувства осознается ими как благословение и
проклятие одновременно. Представление о страсти как источнике счастья и
страданий сформулировано еще в трактате
«О влиянии страстей на счастье отдельных лиц и целых народов» (1796).
Однако если в романтизме страсть рассматривается сама по себе, то у де Сталь
определенную роль играют «общественные установления». Особенно это заметно в
«Дельфине»: героиня этого романа представлена прежде
всего как жертва бездушия светского общества.
Еще более явственно приметы романтизма как новой поэтической системы
проступают в творчестве Франсуа-Рене де Шатобриана (1768–1848).
Аристократ по происхождению, Шатобриан, враждебно настроенный к революции и
порожденному ей буржуазному строю, выбрал для себя роль защитника монархии и
христианства. Подобное проявление антибуржуазности
вылилось в столь обобщенные формы, что они оказались созвучны романтическим
идеям неудовлетворенности веком, «мировой скорби», двоемирия.
Основой романтического идеала Шатобриана было христианство: в книгах «Гений
христианства» (1802) и «Замогильные записки» (1848–1850) обращение к религии
предстает как романтическое откровение и озарение. В трактате «Гений
христианства», сопоставляя произведения поэтов-язычников и поэтов-христиан,
Шатобриан доказывал, что христианство дало литературе новый подход к
изображению человека, основанный на изображении сложного и противоречивого
внутреннего мира. Романтическая демонстративность и
пылкость обращения к религии особенно отчетливо обнаруживаются в начальную пору
творчества писателя, в повестях «Атала» (1801) и
«Рене» (1802).
В повести «Атала» просветительскому идеалу
мыслящей личности противопоставлен мир природы (замысел произведения был
реализован после возвращения автора из Америки). «Естественный человек» и
природа изображены во всей их первобытной мощи и красоте – порой рядом с
могуществом природы человек выглядит беспомощным. Как и природа, «естественный
человек» тоже бывает свиреп, но только до соприкосновения с христианской
цивилизацией.
Главный герой повести «Рене» стал одним из первых в европейской литературе носителей романтической меланхолии. Главное в его облике – потерянность, чувство одиночества в мире, открытие им бренности жизни. Но за внешней отрешенностью от земного кипит еле скрываемая гордыня, жажда признания в этой жизни, усиленная внутренней враждой с обществом. В то же время «неосуществимость желаний» как причина меланхолии нигде не подтверждаются личным опытом героя. И та и другая черты – отклонения от сентиментальной традиции в сторону романтического эгоцентризма, для которого внешний мир мыслится как заведомо враждебный и достойный отрицания целиком.