Лекция № 5. Английский
романтизм. Поэты «озерной школы». Эволюция романтического героя в творчестве
Байрона
Англию можно считать, в известной мере, прародиной романтизма. Раннее
буржуазное развитие вызвало там и первые антибуржуазные
устремления, характерные для романтиков. На протяжении предыдущего столетия в
английской литературе наметились многие существенные особенности романтического
мироощущения: ироническая самооценка, антирационализм,
представления о «неизъяснимом», тяга к «старине».
Толчком для возникновения английского романтизма стали как события извне,
так и изнутри – в Англии в это время произошел промышленный переворот. Его
последствиями стали не только замена прялки ткацким станком, а мускульной силы
– паровой машиной, но и глубокие социальные сдвиги: исчезновение крестьянства,
появление промышленного пролетариата, утверждение буржуазии в качестве «хозяев
жизни».
Примерно на протяжении полувека в английской литературе сменилось три
поколения романтиков. Старшее представлено Блейком, Вордсвортом, Кольриджем, Саути, Вальтером Скоттом; среднее – Байроном, Шелли,
Китсом; младшее – Карлейлем. Внутренние разграничения
в английском романтизме идут преимущественно по социально-политическим линиям,
английские романтики отличаются единством устремлений, что ставит их в
положение людей, постоянно сопротивляющихся ходу времени.
Наряду с социально-историческими предпосылками, особое значение для
становления английского романтизма имело обращение к традициям устного поэтического
творчества. Огромную роль в пробуждении интереса английских романтиков к
фольклору сыграл изданный в 1765 г. Томасом Перси (1729–1811)
свод «Памятники старинной английской поэзии», включавший различные образцы
английских народных баллад. Впоследствии издание Перси оказало воздействие и на
Вальтера Скотта, поэтов «озерной школы» и Китса. Интерес к фольклору подал
повод к подражаниям и мистификациям. Европейскую славу обрели так называемые
«Поэмы Оссиана», сочиненные шотландцем Джеймсом
Макферсоном (1736–1796). Макферсон,
изучавший шотландский фольклор, воспользовался некоторыми мотивами и именами
при создании своих произведений. Их автором был объявлен бард Оссиан, а Макферсон назвал себя
переводчиком. Подлинность поэм, опубликованных с 1760 по 1765 г., неоднократно
ставилась под сомнение, однако это не помешало их успеху. Вместо упорядоченной
классицистами античной мифологии, Макферсон ввел
читателей в туманный и призрачный мир Севера. Таинственность и смутность
очертаний, меланхолия, составляющие лирическую основу поэм, впоследствии стали
достоянием романтизма. В XIX веке «Поэмам Оссиана»
отдаст дань Байрон.
Первым ярким явлением в английском романтизме стало творчество
Уильяма Блейка (1757–1827). В рисунках и стихах, которые он не печатал,
а, как и рисунки, гравировал, Блейк творил свой особый мир. С малых лет он
рассказывал о чудесных виде́ниях средь бела дня,
а в поздние годы говорил, что беседовал с Христом, Сократом и Данте. Целью
Блейка как художника и поэта было создание самобытной мифологии на основе
языческих и христианских компонентов. Задачей этой особой религии был всеобщий
синтез. Блейк хотел объединить небо и землю, а венцом веры сделать
обожествленного человека. Известность Блейку принесли произведения, созданные в
XVIII веке: «Песни невинности» (1789), «Песни опыта» (1794), «Бракосочетание
неба и ада» (1790). «В одном мгновенье видеть вечность и небо – в чашечке
цветка», – центральная идея лирики Блейка. В каждой песчинке он стремился
усмотреть отражение духовной сущности. Поэтому вся деятельность Блейка была
протестом против эмпиризма, ведущей традиции британского мышления. В его
стихотворениях немало созвучного романтикам: универсализм, пантеизм, стремление
к всеохватывающему духовному постижению мира. Тем не менее. Блейк не встретил
понимания современников, посчитавших такой мистический символизм чрезмерным.
Признанными зачинателями английского романтизма стали Уильям
Вордсворт (1770–1850) и Сэмюэл Кольридж
(1772–1834), основатели и вожди «озерной школы» или «лейкизма» (англ. lake – озеро).
Как нередко бывает, название было дано оппонентами (Вордсворт поселился на
родине, в Камберленде – краю озер) и содержало насмешку над излишним
многословием произведений Вордсворта, Кольриджа и причисленного к «лейкистам» Саути. Все же «озерная
школа» как определенное духовное родство существовала – на нее так или иначе
ориентировались все английские романтики.
Утверждение поэтической репутации Вордсворта началось после изданных
совместно с Кольриджем «Лирических баллад» (1798). Предисловие к сборнику, написанное
Вордсвортом, стало манифестом романтизма в поэзии. Вордсворт требовал
приблизить язык поэзии к живой разговорной речи, отказавшись от риторических
украшений и поэтической условности. Только такой поэтический язык мог стать
средством передачи эмоций и душевных настроений.
Вордсворт ставил чувство настолько выше рассудка, что видел наиболее полное
выражение «природной» человечности в детях и умственно неполноценных людях, ибо
они, по его мнению, выражают чувства в наиболее чистом и непосредственном виде.
Вордсворт считал, что поэзия в большей степени способна познать жизнь, чем
наука, ибо глубже проникает в суть природы и человеческой души, поскольку
поэтическое искусство «вбирает и то, что дает наука, но всякое знание должно
быть одухотворенным, а без поэзии это не может быть достигнуто».
Романтическим стал и представленный Вордсвортом образ поэта. Поэт
отличается быстротой мысли, силой страсти, но прежде всего – чувством единства
с мировой жизнью. Поэт-романтик не расчленяет, в отличие от классицистов и
просветителей, мир на отдельные элементы, а видит вселенную как органическое
целое, огромное живое существо. Людям присуще чувство единства с природой, а
через него – со всем миром. Поэт сильнее остальных чувствует то, что способны
чувствовать остальные, и обладает особым даром с наибольшей выразительностью
воплотить ви́дение мира в художественные образы.
Особой творческой заслугой Вордсворта стало то, что он словно заговорил
стихами – без видимого напряжения и общепринятых поэтических условностей. «Мы хотели
представить вещи обычные в необычном освещении», – пояснял замысел Кольридж.
«Лирические баллады» открывались «Сказанием о Старом Мореходе» Кольриджа и «Тинтернским аббатством» Вордсворта – первостепенными
произведениями поэтов, ставшими эпохальным явлением.
В отличие от предшествующих эпох, поэты живописали не только то, что видели
и думали, но хотели запечатлеть сам процесс переживания. Вордсворту не нужно
было никаких специальных «поэтических» условий, чтобы в любом явлении найти
поэзию. Поэт изображал в своих стихах жизнь непритязательную, звал из тесноты
городов к вечному покою природы, в чем проявлялась характерное романтическое
отрицание рационалистического «прогресса».
Ведущая поэтическая мысль Кольриджа – о постоянном присутствии в жизни неизъяснимого,
таинственного, непостижимого. Творческим вкладом поэта в развитие романтической
литературы стал психологизм. Все изобразительные средства – от словесных красок
до авторского комментария – использованы для выразительного воспроизведения
переживаний, будь то галлюцинации или чисто физические ощущения, при этом
каждое душевное состояние передается в динамике. Особо ощутимо влияние
Кольриджа в становлении жанра романтической исповеди.
Общеромантические представления о «неизъяснимом»
подвергаются проверке в лучших произведениях Роберта Саути
(1774–1849). Его творческий путь начинался с баллад, посвященных
судьбам обездоленных («Жалобы бедняков», «Похороны нищего»). Используя в
качестве основы произведений фольклорные и полуфольклорные
сюжеты, Саути акцентировал внимание на «чудесном».
Так, главного героя известной в переводе В. А. Жуковского баллады «Суд Божий
над епископом» (1799) за его скупость подстерегает суд высших сил. Обращение к
«старине» не избавляло ее, однако, иронической оценки (как, например, в балладе
«Бленхеймский бой (1798) сталкиваются официальная и
подлинная картины вошедшей в историю битвы).
В отличие от романтиков, грезивших о былом, с которым они не имели
преемственной связи, шотландский баронетт Вальтер
Скотт (1771–1832) по праву считал историю своего рода частью
общенациональной истории. Кроме того, путем самообразования он приобрел
обширные историко-этнографические знания. Наследие Скотта велико: том
стихотворных произведений (в числе его баллад самые замечательные – «Замок Смальгольм», 1802; «Мармион»,
1808; «Два озера», 1810), 41 том романов и повестей, обширное эпистолярное
наследие. Его исторические романы разделяются по национальной тематике на две
группы: «шотландские» – из них наиболее важны «Пуритане» (1816), «Роб Рой»
(1818) – и «английские» («Айвенго», 1819; «Кенильворт»,
1821, и др.). Некоторые романы созданы на материале истории других стран
(«Квентин Дорвард», 1823; «Граф Роберт Парижский»,
1832), но все равно их сюжеты пересекаются с английской историей.
Конкретность – вот что отличает романы Скотта от «туманной старины» других
романтиков. Эти отличия подчеркивал и сам автор. К примеру, эпиграф для романа
«Роб Рой» взят из баллады Вордсворта. Но если для поэта это имя было эмблемой и
полусказкой, то Скотт изображает «старину» во всех
подробностях и делает относительно ее выводы. Во всю меру художественных
возможностей Скотт старался постичь народную жизнь, а через нее – общие
закономерности в смене времен и нравов.
Следует отметить общие художественные особенности романов Скотта, ставшие
каноническими. Прежде всего, наличие рассказчика – почти безликого, но
постоянно присутствующего: он в прямом смысле передает прошлое, служит
связующим звеном между прошлым и будущим.
В романах о недавнем прошлом повествование тем более преподносится читателю
как изустная правда о прежних делах. Писатель избегал параллелей прошлого и
настоящего; прошлое – не параллель, а предшествование, источник современности.
Опираясь на опыт Шекспира и Дефо, Скотт многое делал по-своему. Так, он изменил
соотношение в расстановке вымышленных и реальных персонажей: первый план и бóльшую часть повествования занимают вымышленные
фигуры. Если Шекспир следовал сюжету легенды, то Скотт создавал событийную
канву сам, представляя легендарных героев заново. Автор создал свыше 2,5 тысяч
персонажей, подчиненных одной задаче: создать убедительную историю человеческих
судеб в пределах определенной эпохи. Иными словами, цель состояла в том, чтобы
показать, почему «люди прошедших веков поступали так, а не иначе под давлением
обстоятельств и политических страстей». Способ создания характеров и
обстоятельств в исторических романах Скотта будет воспринят историческим
романом XIX века.
Рядом с Вальтером Скоттом, как его читатель, почитатель, а затем и друг,
встанет Джордж Гордон Байрон (1788–1824), крупнейшая фигура как в
английском, так и в европейском романтизме. В судьбе Байрона повторялась одна и
та же ситуация, ставшая затем стержнем всего его творчества: попранное
достоинство, изуродованная красота, скованная сила, чувство одиночества среди
близких.
Определяя черты, поражавшие современников в поэзии Байрона, Лермонтов
подчеркнул «грустный безотчетный тон, порыв страстей и вдохновений».
Безотчетная грусть, сомнения, порыв в никуда – все эти общие черты
романтической поэзии выразились в творчестве Байрона с особой силой. Уже в
первых стихотворениях поэта проступает облик лирического героя, которым владеет
смешанное чувство уязвленной гордости, жажды жизни и ранней горечи.
Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (нач. в 1809 г., изд. 1812–1818),
сделавшая Байрона знаменитой, сложилась без предварительного плана, поэтому
фрагментарность поэмы носила вначале самый непосредственный характер. Затем, по
мере работы над поэмой, «фрагментарность» стала сознательно соблюдаемой
композиционной и стилистической особенностью. Автор приобрел возможность
свободного перехода из эпического плана в лирический и обратно. Повествование
становится непринужденным, что позволяет в обильных авторских отступлениях
обращаться к самым разным вопросам – от историко-философских до глубоко личных.
По жанру «Паломничество Чайльд-Гарольда» представляет собой путевой
дневник, который как бы одновременно ведут автор и главный герой. Впрочем,
после первых строф, поясняющих судьбу и душевное состояние героя, он становится
только именем. Его оттесняет сам автор – точнее, дистанция между автором и
героем совсем не соблюдается. Авторское отношение к герою может быть самым
разным: от сочувственного до снисходительного. Байрон стал одним из
родоначальников непрямого самонаблюдения, которое будет затем культивироваться
поэтами-романтиками.
Столь же важными для становления как английского, так и европейского
романтизма стали «Восточные поэмы» («Гяур», «Абидосская
невеста», «Корсар», «Осада Коринфа» и близкие им по духу «Ларра» и «Паризина»). Именно в
них сформировался облик истинного «байронического» героя – не случайно Пушкин
назвал Байрона «певцом Гяура». Конфликт в каждой поэме создается особым
положением центрального героя. Это яркая, красочная и загадочная фигура, находящаяся
в постоянном одиночестве, даже среди людей (как, например, Конрад в «Корсаре»).
Внутренние силы такого героя направлены на достижение одной цели – как правило,
мести за поруганную любовь. Такой герой остается верен только одной клятве,
способен испытывать «одну, но пламенную страсть». В конечном счете, всякая
мотивация действий героя слаба – им владеет дух, не знающий примирения и не
поддающийся рассудку. Рассуждая о «неизъяснимом», Байрон, в отличие от Вальтера
Скотта, всматривается не в историю, а в индивидуальность. Воссоздавая восточный
колорит, поэт оттесняет его потоком эмоций: будь то побережье Адриатики или
Женевское озеро, читатель видит все то же бурление страстей, которым тесно в
любом времени и пространстве. Благодаря «Паломничеству Чайльд-Гарольда» и
«Восточным поэмам» в мировую литературу входит понятие «байронического типа» «с
его безнравственной душой, / Себялюбивой и сухой, / Мечтанью преданной
безмерно, / С его озлобленным умом, / Кипящим в действии пустом», как
охарактеризовал его Пушкин в 7-й главе «Евгения Онегина». Воздействие этой
традиции распространилось на многие страны и давало о себе знать по меньшей
мере до 40-х годов XIX в.
Изменения в положении «байронического» героя происходят в поэтических
драмах. В поэмах герой находится в конфликте давно, до начала произведения.
Духовное состояние главного героя поэтической драмы «Манфред» (1817)
по-прежнему характеризуют непокой и
неудовлетворенность, но они становятся еще более неизъяснимыми. В автокомментарии к «Манфреду» автор подчеркнул, что причины
этого состояния должны остаться непонятными. Но и эта «неизъяснимость»
раскрывается как изжитость души.
Мотив саморазрушения нарастает в трагедии «Каин» (1821). Бунт
главного героя – не только бунт против людских законов, но против человека как
Божьего творения. Равноправие зла и добра – об этом говорит Каину Люцифер,
предстающий в поэме как возмутитель сознания, оставляя героя в состоянии
поистине каиновой опустошенности.
Герой последнего произведения Байрона – поэмы «Дон Жуан» (1818–1823, не завершена) – подчеркнуто безлик. В отличие от своих литературных прототипов, байроновский Дон Жуан не подчиняет сердца и обстоятельства, а сам подчиняясь им, следует из Испании в Турцию, из России в Англию. Рядом с ним неотступно находится автор, смело вторгающийся в повествование своими комментариями. Яркость событийного фона – уже не фантастического, но подчеркнуто достоверного – достигается за счет выразительности конкретно-бытовых деталей и лиц, таким образом намечается переход к реализму характеров и обстоятельств. Это крупнейшее произведение Байрона сыграет в мировой литературе существенную роль, отозвавшись во многих выдающихся произведениях эпохи – например, «Евгении Онегине».