Лекция 4. Интерактивные технологии в
высшей школе
План лекции
1. Характеристика интерактивных технологий
2. Классификация интерактивных технологий:
А) Организационно-стимулирующие интерактивные
технологии,
Б) Технологии непосредственного или опосредованного
сопровождения преподавателем индивидуального взаимодействия студентов с
информацией
В) Интерактивные педагогические технологии
группового взаимодействия
Г) Интерактивные технологии проектного
обучения,
Д) Интерактивные технологии дистанционного
взаимодействия студентов
Тезисы
содержания темы
Интерактивность в последнее время прочно
закрепилось за использованием компьютерных средств и Интернет-ресурсов, и
презентаций в различных формах обучения. Но специфика интерактивных технологий
состоит не в применении компьютерной техники, а в обеспечении взаимодействия
между преподавателем и студентами, студентов между собой или информацией. С
таких позиций становится принципиально не важным, какие средства использует
преподаватель, а то, как он стимулирует активное взаимодействие студентов с
изучаемыми знаниям, как добивается их понимания студентами, как он выводит их
на собственные размышления, идеи и проекты. Тогда классификация интерактивных
технологий также должна проводиться на основе степени обеспечения, достижения
педагогического взаимодействия между студентами и преподавателем, с содержанием
образования, с другими студентами и способами самоорганизации и саморазвития.
При таком подходе интерактивные педагогические технологии можно разбить на
следующие группы:
Организационно-стимулирующие
интерактивные технологии, в которых преподаватель старается привлечь
внимание и обеспечить понимание изучаемых знаний с использованием разных
источников информации, учебных средств и способов познания. Как правило они
используются на этапе изучения новых знаний во время лекций. Средствами обеспечения и поддержки
интерактивности в них используются:
- разные способы представления новых
знаний и информации;
- динамическая или статическая
наглядность;
- интернет ресурсы;
- структурное представление знаний;
- эмоциональность речи преподавателя;
- проблемное изложение учебного материала;
- презентации методик преподавателя;
- вовлечение студентов в исследовательские методики.
- предложение интересных жизненных ситуаций, противоречий в науке,
коллизий в научных исследованиях.
Технологии непосредственного или опосредованного сопровождения
преподавателем индивидуального взаимодействия студентов с информацией и приучения студентов к способам анализа и извлечения из нее новых знаний и создания
своего смысла в них. Средствами
обеспечения и поддержки интерактивности в них используются:
- восприятие информации, представленной разными способами объяснения
явлений мира;
- поиск информации в разных источниках для аргументирования знаний;
- выделение сущности знаний из разного характера информации;
- демонстрация способов структурирования знаний;
- создание собственных ассоциаций по словесному или видеоматериалу;
- инструкции, рекомендации и требования,
сопровождающие работу студента с информацией;
- аргументирование и
комментирование основных знаний в ответах студентов на занятиях;
- использование заданий на анализ и сравнение разных знаний, способов
деятельности;
- использование противоречий, парадоксов и коллизии в научных
исследованиях.
Интерактивные педагогические технологии группового взаимодействия студентов в совместной работе над
выполнением совместных заданий, разрабатываемых преподавателями, адекватно
содержанию учебного материала, реальным возможностям студентов и условиям
учебного процесса. Средствами
обеспечения и поддержки интерактивности в них используются:
- показ характера заданий для группового
выполнения;
- приобщение к сотрудничеству в работе над
общим заданием;
- управление лидером малой группы деятельностью
других;
- способность лидера взять на себя
ответственность за общее дело;
- свободное высказывание и отстаивание своего
мнения каждым участником;
- необходимость каждого в оценке своей позиции;
- состязательность и критика других мнений;
- свободная дискуссия по полученному продукту
деятельности.
- взаимная поддержка или давление на нерадивых
участников
Интерактивные технологии проектного обучения, в которых в разной степени сочетаются технологии
сопровождения индивидуального и группового взаимодействия студентов с
информацией, результатом работы которых должен стать новый интеллектуальный или
практический продукт (образ, проект, изделие). Средствами обеспечения и поддержки интерактивности в них используются:
- настрой студентов на поиск
новых знаний;
- показ путей преобразования или
интеграцию известных знаний
- приобщение к приемам
наблюдения, аналогии и обобщения;
- использование приемов самореализации
студентов;
- показ преимуществ групповых
проектов;
- приучение к приемам разработки
презентации проектов
- показ приемов верификации
знаний через защиту своих идей в проекте
Интерактивные технологии дистанционного взаимодействия студентов с различными способами представления знаний и путями
их поиска. Средствами обеспечения и
поддержки интерактивности в них используются:
- отработка умений свободной работы с
информацией из Интернет-ресурсов;
- приобщение к приемам
работы с электронной почтой и другими источниками обратной электронной связи;
- приобщение к приемам
разработки вебинаров и работы в их диапазоне;
- использование слайдов для
представления необходимой информации;
- использование учебно-материальной базы
головного вуза и потенциала профессорского корпуса в филиалах университета;
- организация дистанционного
управления учебной и научной работой магистрантов и аспирантов.
Более
подробно интерактивные технологии можно раскрыть, пользуясь
материалами
ЦСОТ им С.М.Омарова
1.
Интерактивные
образовательные технологии в высшей школе. - Махачкала, Изд-во ДГУ, 2013-2020
печатные издания (в библиотеке)
2.Мастер-классы
преподавателей. Сайт ДГУ, открываем раздел «структура», открываем Центр
современных образовательных технологий, открываем учебные материалы, открываем
любое издание, выбираем любую технологию в печатной форме.
Можно
там же открыть «видеоматериалы» и смотреть видеозапись технологий.
Можно
найти видеозапись технологий и на EOY TYBE - CSOT.
DGU.
RU