Лекция 4. Интерактивные технологии в высшей школе

                       План лекции

1. Характеристика интерактивных технологий

2. Классификация интерактивных технологий:

А) Организационно-стимулирующие интерактивные технологии,

Б) Технологии непосредственного или опосредованного сопровождения преподавателем индивидуального взаимодействия студентов с информацией

В) Интерактивные педагогические технологии группового взаимодействия 

Г) Интерактивные технологии проектного обучения, 

Д) Интерактивные технологии дистанционного взаимодействия студентов

Тезисы содержания темы

    Интерактивность в последнее время прочно закрепилось за использованием компьютерных средств и Интернет-ресурсов, и презентаций в различных формах обучения. Но специфика интерактивных технологий состоит не в применении компьютерной техники, а в обеспечении взаимодействия между преподавателем и студентами, студентов между собой или информацией. С таких позиций становится принципиально не важным, какие средства использует преподаватель, а то, как он стимулирует активное взаимодействие студентов с изучаемыми знаниям, как добивается их понимания студентами, как он выводит их на собственные размышления, идеи и проекты. Тогда классификация интерактивных технологий также должна проводиться на основе степени обеспечения, достижения педагогического взаимодействия между студентами и преподавателем, с содержанием образования, с другими студентами и способами самоорганизации и саморазвития. При таком подходе интерактивные педагогические технологии можно разбить на следующие группы:

     Организационно-стимулирующие интерактивные технологии, в которых преподаватель старается привлечь внимание и обеспечить понимание изучаемых знаний с использованием разных источников информации, учебных средств и способов познания. Как правило они используются на этапе изучения новых знаний во время лекций.  Средствами обеспечения и поддержки интерактивности в них используются:

 - разные способы представления  новых знаний и  информации;

 - динамическая или статическая наглядность;

- интернет ресурсы;

- структурное представление знаний;

- эмоциональность речи преподавателя;

- проблемное изложение учебного материала;

- презентации методик преподавателя;

- вовлечение студентов в исследовательские методики.

- предложение интересных жизненных ситуаций, противоречий в науке, коллизий в научных исследованиях.

     Технологии непосредственного или опосредованного сопровождения преподавателем индивидуального взаимодействия студентов с информацией и приучения студентов к способам анализа и   извлечения из нее новых знаний и создания своего смысла в них. Средствами обеспечения и поддержки интерактивности в них используются:

- восприятие информации, представленной разными способами объяснения явлений мира; 

- поиск информации в разных источниках для аргументирования знаний;

- выделение сущности знаний из разного характера информации;

- демонстрация способов структурирования знаний;

- создание собственных ассоциаций по словесному или видеоматериалу;

 -  инструкции, рекомендации и требования, сопровождающие работу студента с информацией;

 - аргументирование и комментирование основных знаний в ответах студентов на занятиях;

- использование заданий на анализ и сравнение разных знаний, способов деятельности;

- использование противоречий, парадоксов и коллизии в научных исследованиях.

       Интерактивные педагогические технологии группового взаимодействия   студентов в совместной работе над выполнением совместных заданий, разрабатываемых преподавателями, адекватно содержанию учебного материала, реальным возможностям студентов и условиям учебного процесса. Средствами обеспечения и поддержки интерактивности в них используются:

- показ характера заданий для группового выполнения;

- приобщение к сотрудничеству в работе над общим заданием;

- управление лидером малой группы деятельностью других; 

- способность лидера взять на себя ответственность за общее дело;   

- свободное высказывание и отстаивание своего мнения каждым участником;

- необходимость каждого в оценке своей позиции;

- состязательность и критика других мнений;

- свободная дискуссия по полученному продукту деятельности.

- взаимная поддержка или давление на нерадивых участников

  Интерактивные технологии проектного обучения, в которых в разной степени сочетаются технологии сопровождения индивидуального и группового взаимодействия студентов с информацией, результатом работы которых должен стать новый интеллектуальный или практический продукт (образ, проект, изделие). Средствами обеспечения и поддержки интерактивности в них используются:

     - настрой студентов на поиск новых знаний;

     - показ путей преобразования или интеграцию известных знаний 

     - приобщение к приемам наблюдения, аналогии и обобщения;

     -  использование приемов самореализации студентов;

     - показ преимуществ групповых проектов;

     - приучение к приемам разработки презентации проектов

     - показ приемов верификации знаний через защиту своих идей в проекте

     Интерактивные технологии дистанционного взаимодействия студентов с различными способами представления знаний и путями их поиска. Средствами обеспечения и поддержки интерактивности в них используются:

     -  отработка умений свободной работы с информацией из Интернет-ресурсов;

      - приобщение к приемам работы с электронной почтой и другими источниками обратной электронной связи;

     - приобщение к приемам разработки вебинаров и работы в их диапазоне;

     - использование слайдов для представления необходимой информации;

       - использование учебно-материальной базы головного вуза и потенциала профессорского корпуса в филиалах университета;

       - организация дистанционного управления учебной и научной работой магистрантов и аспирантов.

Более подробно интерактивные технологии можно раскрыть, пользуясь

материалами ЦСОТ им С.М.Омарова

1.          Интерактивные образовательные технологии в высшей школе. - Махачкала, Изд-во ДГУ, 2013-2020 печатные издания (в библиотеке)

2.Мастер-классы преподавателей. Сайт ДГУ, открываем раздел «структура», открываем Центр современных образовательных технологий, открываем учебные материалы, открываем любое издание, выбираем любую технологию в печатной форме.

Можно там же открыть «видеоматериалы» и смотреть видеозапись технологий.

Можно найти видеозапись технологий и на EOY TYBE - CSOT. DGU. RU