Лекция 1. Предмет курса «          Педагогика высшей школы», тенденции развития высшего образования, профессиональная компетентность преподавателя

Основные вопросы темы

1.Предмет и задачи курса «Педагогика высшей школы».

2.Многоуровневая система высшего образования проблемы и тенденции развития.

3.Характеристика педагогических идей развития высшей школы. 4.Профессиональная компетентность преподавателя вуза.

Примерные тезисы лекции

Педагогика высшей школы - это наука о закономерностях процесса воспитания и профессиональной подготовки специалиста в условиях вуза, разрабатывающая на их основе теорию, методику, технологию организации и управления этим процессом. К ее научным отраслям можно отнести: дидактику высшей школы, теорию и методику воспитания в вузе, вузоведение, менеджмент в высшей школу и др. Предметом педагогики высшей школы является  выявление  и поиск путей продуктивной реализации закономерностей процесс воспитания и профессиональной подготовки специалистов в условиях вуза.

     На современном этапе развития высшей школы  можно выделить следующие тенденции развития образования. Эти тенденции развития присущи как отечественному, так и мировому образовательному процессу:

1. Демократизация, которая   выражается в предоставлении больших прав и академических свобод образовательным учреждениям и обучающимся в них с целью реализации права каждого человека на образование и предоставление образовательным учреждениям самостоятельности и автономности. Пути осуществления: равное и обязательное право на получение образования; децентрализация системы образования, самоуправление учебных заведений, традиционное и нетрадиционное образование; непрерывность образования; государственные и негосударственные учебные заведения.

2. Непрерывность ставит в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. Это процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизни в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

3. Диверсификация выражается в необходимости значительного расширения объема содержания образования в условиях научно-технической революции. Под диверсификацией понимают введение новых методов обучения, большое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления на всех уровнях образования, разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору, разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии и т.д.

4. Индивидуализация. Направлена на учет и развитие индивидуальных способностей учащихся в процессе воспитания и обучения.

5. Интернационализация вызвана политическим и экономическим сближением стран мира, она предусматривает обеспечение общего образовательного пространства с сохранением позитивных национальных традиций учебных заведений каждой страны. В основном она реализуется через дистанционные и онлайн программы. 

6. Гуманизация подразумевает ориентацию образования на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на признании прав каждого человека, сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.

7. Гуманитаризация  Ориентирована на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа; свободное общение с людьми разных национальностей, любых профессий и специальностей, хорошее знание родного языка и свободное владение иностранным; знание национальной и мировой истории и культуры; экономическая и юридическая грамотность человека.

8. Фундаментализация требует уделять особое значение глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.

9. Стандартизация через ориентацию образовательной системы на реализацию государственного образовательного стандарта - набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

10. Многоуровневость обеспечивается через организацию многоэтапного образовательного процесса, достижение на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека.

11. Вариативность (или многовариантность) означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышлению.

12. Информатизация связана с широким использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее время в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой в использовании разных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.

Подводя итог можно сказать, что высшая школа России подвергается той же модернизации и переживает те же трудности, что и образование во многих европейских странах.

Проблемы развития профессионального университетского образования всегда были в поле исследований.

    - одни исследователи рассматривают университет как хранитель и распространитель фундаментальных знаний (средневековье),

     - другие университет представляют как научно-исследовательский центр с широкими исследованиями студентов,

     - третьи основной функцией университета считают практическую подготовку квалифицированных специалистов,

     - есть и сторонники рассматривать университет как очаг культуры и традиций народов в регионах.

     - есть мнение о том, что университет должен стать центром помощи студентам в их самореализации.

     Эти идеи и их диалог еще продолжается.

     В любом случае главной движущей силой университета остается преподаватель, его компетентность и профессионализм.  В связи с этим известны разные модели профессионализма преподавателя. Модель представляет собой систему взаимосвязанных компонентов и качеств личности преподавателя, в которую входят:

     - структура развития природных интеллектуальных и энергетических ресурсов личности, составляющий системообразующий компонент системы;

     - социально необходимые и обязательные для каждого человека качества (ум, трудолюбие и нравственная устойчивость);

    - структура, объединяющая профессиональные качества специалиста (профессиональное мировоззрение, мастерство и поведение);

     - структура прикладных умений специалиста в смежных областях со своей учебной дисциплиной;

     - область новых идей и смыслов образования и области своей учебной дисциплины (подробно О.А Омаров, М.М. Гасанов, А.Н.Нюдюрмагомедов Методологическая культура преподавателя высшей школы. Махачкала: Изд-во Лотос, 2008. с.43-57)