Лекция 1. Предмет курса « Педагогика высшей школы», тенденции
развития высшего образования, профессиональная компетентность преподавателя
Основные
вопросы темы
1.Предмет и задачи курса «Педагогика высшей школы».
2.Многоуровневая система высшего образования проблемы
и тенденции развития.
3.Характеристика педагогических идей развития высшей
школы. 4.Профессиональная компетентность преподавателя вуза.
Примерные тезисы лекции
Педагогика высшей
школы - это наука о закономерностях процесса воспитания и профессиональной
подготовки специалиста в условиях вуза, разрабатывающая на их основе теорию,
методику, технологию организации и управления этим процессом. К ее научным отраслям можно отнести: дидактику высшей школы, теорию
и методику воспитания в вузе, вузоведение, менеджмент
в высшей школу и др. Предметом педагогики высшей школы является выявление и поиск путей продуктивной реализации закономерностей
процесс воспитания и профессиональной подготовки специалистов в условиях
вуза.
На
современном этапе развития высшей школы можно выделить следующие тенденции развития
образования. Эти тенденции развития присущи как отечественному, так и мировому
образовательному процессу:
1. Демократизация,
которая выражается в предоставлении
больших прав и академических свобод образовательным учреждениям и обучающимся в
них с целью реализации права каждого человека на образование и предоставление
образовательным учреждениям самостоятельности и автономности. Пути
осуществления: равное и обязательное право на получение образования;
децентрализация системы образования, самоуправление учебных заведений,
традиционное и нетрадиционное образование; непрерывность образования;
государственные и негосударственные учебные заведения.
2. Непрерывность ставит
в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать условия
для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. Это процесс
постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизни в связи с
быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.
3. Диверсификация
выражается в необходимости значительного расширения объема содержания
образования в условиях научно-технической революции. Под диверсификацией
понимают введение новых методов обучения, большое многообразие учебных
заведений, образовательных программ и органов управления на всех уровнях
образования, разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору,
разделение учебных заведений на элитные, массовые и
предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии и т.д.
4. Индивидуализация. Направлена на учет и развитие индивидуальных способностей
учащихся в процессе воспитания и обучения.
5. Интернационализация
вызвана политическим и экономическим сближением стран мира, она предусматривает
обеспечение общего образовательного пространства с сохранением позитивных
национальных традиций учебных заведений каждой страны. В основном она
реализуется через дистанционные и онлайн программы.
6. Гуманизация
подразумевает ориентацию образования на развитие и становление отношений
взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на признании прав каждого
человека, сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства и
развития личностного потенциала.
7. Гуманитаризация Ориентирована на освоение содержания
образования независимо от его уровня и типа; свободное общение с людьми разных
национальностей, любых профессий и специальностей, хорошее знание родного языка
и свободное владение иностранным; знание национальной
и мировой истории и культуры; экономическая и юридическая грамотность человека.
8. Фундаментализация
требует уделять особое значение глубокому и системному освоению
научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной
системы, будь то школа или вуз.
9. Стандартизация через
ориентацию образовательной системы на реализацию государственного
образовательного стандарта - набора обязательных учебных дисциплин в четко
определенном объеме часов.
10. Многоуровневость
обеспечивается через организацию многоэтапного образовательного процесса,
достижение на каждом этапе образования того уровня образованности, который
соответствует возможностям и интересам человека.
11. Вариативность (или многовариантность) означает создание в образовательной
системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху,
стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию
ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного
мышлению.
12. Информатизация
связана с широким использованием вычислительной техники и информационных
технологий в процессе обучения человека. Информатизация образования получила
наибольшее распространение во всем мире именно в последнее время в связи с
доступностью для системы образования и относительной простотой в использовании
разных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.
Подводя итог можно
сказать, что высшая школа России подвергается той же модернизации и переживает
те же трудности, что и образование во многих европейских странах.
Проблемы развития
профессионального университетского образования всегда были в поле исследований.
- одни исследователи рассматривают
университет как хранитель и распространитель фундаментальных знаний
(средневековье),
- другие университет представляют как
научно-исследовательский центр с широкими исследованиями студентов,
- третьи основной функцией университета
считают практическую подготовку квалифицированных специалистов,
- есть и сторонники рассматривать
университет как очаг культуры и традиций народов в регионах.
- есть мнение о том, что университет
должен стать центром помощи студентам в их самореализации.
Эти идеи и их диалог еще продолжается.
В любом случае главной движущей силой университета
остается преподаватель, его компетентность и профессионализм. В связи с этим известны разные модели
профессионализма преподавателя. Модель представляет собой систему
взаимосвязанных компонентов и качеств личности преподавателя, в которую входят:
- структура развития природных
интеллектуальных и энергетических ресурсов личности, составляющий
системообразующий компонент системы;
- социально необходимые и обязательные для
каждого человека качества (ум, трудолюбие и нравственная устойчивость);
- структура, объединяющая профессиональные
качества специалиста (профессиональное мировоззрение, мастерство и поведение);
- структура прикладных умений специалиста
в смежных областях со своей учебной дисциплиной;
- область новых идей и смыслов
образования и области своей учебной дисциплины (подробно О.А Омаров, М.М.
Гасанов, А.Н.Нюдюрмагомедов Методологическая культура
преподавателя высшей школы. Махачкала: Изд-во Лотос, 2008. с.43-57)