Лекция 3. Учебный процесс и методы
развивающего обучения в вузе
Примерное содержание
1.Специфика учебного процесса в вузе.
2.Репродуктивные и продуктивные методы обучения.
3.Методы развивающего обучения в вузе.
3.Специфика взаимодействия студента с деятельностью преподавателя и
информации из разных источников.
Познавательных процесс лежит в основе
любых технологий обучения и его характеристики известны в философии и
психологии. Гносеология (теория познания) в философии рассматривается как знания
и способы деятельности по изучению взаимоотношения объекта, субъекта и знания в
процессах познавательной деятельности. Она изучает специфику научного знания,
его отличие от обыденного знания, особенности видов познавательной деятельности
и их взаимосвязь.
Познание в психологии заключается в
размышлениях над воспринятой или представляемой информацией с целью понимания
сущности заложенных в них идей и знаний.
Учебное познание требует использования
таких характеристик и вписывает в познание в структуру учебного процесса по формуле: узнавание
познание знание осознание
Соответственно
продуктивность учебного процесса обусловлена учетом такой характеристики познания как в содержании учебных текстов, так и в процессе
работы с этими текстами и информацией.
Учебный процесс в вузе в
отличие от школьного имеет дедуктивный характер
реализации и расширяется за счет самостоятельной работы студентов. При этом его
содержание, средства и технологии должны быть направление на развитие
профессиональных компетенций.
В содержании и методах
профессионального образования главной фигурой пока остается преподаватель. Но в
этом статусе он должен стать силой, стимулирующей и поддерживающей инициативу,
интенцию и интерактивность студентов. Это возможно при учете следующих его
функций:
-показ и демонстрация открытого процесса возникновения и развития
знаний и способов мыслительной и практической деятельности;
- демонстрация связи основных и
вспомогательных знаний в содержании учебного предмета и значимости
вспомогательных знаний в развитии студентов;
- приучение студентов к наблюдению за своими размышлениями, аргументами
и логическими связями разных знаний и их компонентов;
- вывод студентов на свой индивидуальный стиль деятельности, отличный
от всех других;
- приобщение студентов к опыту своего мастерства и исследовательским
методикам;
- создание своей исследовательской школы из группы студентов.
Реализация этих функций преподавателя зависит от используемых методов
своей работы. М,Вебер
считал, что в социальном познании главным является создание человеческих
смыслов, которые затем нуждаются в верификации объективными методами научного
познания и научных знаний. Однако на практике основной упор делается на
объяснении, исходя из сущности логики и структуры самой науки и его методов, не
учитывая специфику познания и отношений обучающихся к ним. В связи с этим сложились традиционные методы
учебного познания в профессиональном образования. Они
направлены на объяснение и понимание знаний, но слабо влияют на развитие
студентов. К ним можно отнести:
1.Технологии
структурирования знаний в учебных пособиях, в работе с информацией, в
объяснении преподавателя и ответах студентов.
Образцом таких познавательных умений
можно назвать опорные конспект Шаталова, в которых учитель в ходе объяснения
выделял основные знания и их компоненты, располагал их на доске в порядке их
значимости и логических связей, учащиеся заносили эти схемы в свои тетради,
готовились к ответам по этим схемам, на уроке также при ответах использовали
эти схемы, комментируя их значение вспомогательной информацией и своими мыслями.
Нами разработаны по этому методу
структурно-логические схемы и задачи по педагогике. Нюдюрмагомедов
А.Н. Савзиханова М.А., Педагогика: учебное
пособие по модульному обучению – Махачкала: Изд-во ДГУ, 2013. http://sot.dgu.ru/sites/pedagogika/Содержание.htm
Информационно-рецептивные
(объяснительно- иллюстративные) методы, позволяющие
стимулировать и поддерживать внимание студентов к действиям преподавателя по
представлению новых знаний и способов деятельности и их комментированию.
Преимущество методов в одновременном воздействии на зрение и слух.
Репродуктивные методы,
когда преподаватель словесно объясняет выполнение необходимых действий при
выполнении заданий, показывает их на одном примере и предлагает их выполнение
студентам на аналогичных примерах. Преимущественно используются для отработки
умений и навыков.
Аналитические методы позволяют
логике мыслительных процессов при выявлении сущности изучаемых знаний и
необходимых действий. Студены приучаются к рассуждениям, размышлениям,
высказывают свои сомнения и ошибки, ищут рациональные подходы и способы
действий. К ним относятся метод рассуждения от противного, проблемное
изложение, мысленный эксперимент.
Диалоговые методы, к которым
относятся эвристическая беседа, частично-поисковый метод, учебная дискуссия,
полемика, диалог поколений, мозговой штурм и др. В диалоговых методах взаимодействие преподавателя и студентов
происходит более интенсивно за счет следующих факторов:
- преподаватель
подбирает и ставит вопросы противоречивого неопределенного и сомнительного
характера;
- студенты получают возможность создавать свое представление о них и свободно
высказывает свои мысли;
- в ходе обсуждения
сравниваются разные мысли студентов и выделяются предложения и варианты,
близкие сущности изучаемых знаний и формулируются полученные знания.
Исследовательские методы имеют три
варианта: преподаватель совместно со студентами решает проблемы, преподаватель
ставит, а студенты решают проблемы, студенты сами находят проблемы и решают их.
Методы модульного и дистанционного
обучения разобрать самостоятельно.
Практические задания
1. По одному вопросу
подготовить ответ со своими объяснениями основных знаний из текста лекции
2. Продолжить данные
утверждения собственными объяснениями
а) Технологии
структурирования знаний требуют от студентов строить свои ответы следующим
образом…
б) диалоговые
технологии требуют от студентов …
в) привести примеры на
аналитические методы в математике …
Литература
Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы- М.: Русайнс, 2018. 256c
Вербицкий
А.А. Активные методы обучения в вузе: контекстный подход. -
Есекешова
М., Сагалиева Ж. Педагогика высшей школы. Учебное
пособие. М.: Фолиант, 2018. -256 с.
Ляудис,
В. Я. Методика преподавания психологии: учеб. пособие для студентов вузов по
спец. психологии - СПб. : Питер, 2008. - 192 с.
Нюдюрмагомедов
А.Н. Савзиханова М.А., Педагогика: учебное пособие по
модульному обучению – Махачкала: Изд-во ДГУ, 2013.
http://sot.dgu.ru/sites/pedagogika/Содержание.htm
Омаров
О.А., Гасанов М.М., Нюдюрмагомедов А.Н.
Методологическая культура преподавателя высшей школы. – Махачкала: Юпитер,
2008.