Темы  6 . Налоговая система Германии

1. Особенности построения  налоговой системы Германии

2. Характерные черты системы горизонтального и  вертикального выравнивания: позитивный опыт.

3. Налоги земель и общин  ФРГ

 

   Как федеративное государство она прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное рыночное  государство с выраженной социальной ориентаций.

Налоговая система Германии насчитывает около 50 видов налогов, которые подразделяются на общие, федеральные, земельные и налоги общин (табл.5). Особенностью налоговой системы является сложное и многоступенчатое распределение налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы, что, по мнению правительства, является фактором выравнивания экономического развития регионов.

Все налоги, поступающие в бюджет государства, можно разделить на две группы:

1. Собственные налоги, закрепленные за соответствующими административно-территориальными звеньями и поступающие туда в полном объеме.

2. Общие налоги, распределяемые по установленным нормам между федерацией, землями и общинами, одновременно поступающие в бюджеты различных уровней.

Так, подоходный налог в Германии с физических лиц распределяется в  бюджеты разных уровней  в следующих пропорциях: 42,5 % поступлений направляются в федеральный бюджет, 42,5% - в  бюджет соответствующей земли, 15% -  в местный бюджет.

Таблица  6

Структура распределения налогов в  Германии по территориальному признаку*

Общие налоги

Федеральные налоги

Земельные налоги

Налоги общин

1.Походный налог на заработную плату

1.Акцизы:

-на нефтепродукты;

-табак; спиртоводочные изделия

1.Налог с владельцев автомобилей

Промысловый налог

2.Подоходный налог, уплачиваемый по декларации

2.Страховой налог

2.Имущественный налог

Поземельный налог и другие налоги и сборы

3.Корпорационный налог

3.Таможенные пошлины

3.Налог с наследств и дарения

 

4.Налог на доходы от капитала

4.Другие налоги и сборы

4.Акциз на пиво и другие налоги и сборы

 

5.Налог на добавленную стоимость

 

 

 

6.Налог оборота импорта

 

 

 

* Александров И.М. Налоги и налогообложение. – М.: Дашков и КО, 2007, - с. 268.

 

Налог на корпорации делится в пропорции 50 на 50% между федеральным и земельным бюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, но им остается половина, а вторая перечисляется в федеральный и земельный бюджеты.

Германия - одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, как, например, Бавария, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям, таким как Саксония. Определяющим налогом в доходах Германии является подоходный, который обеспечивает 35 % поступлений. Применяется прогрессивная шкала налогообложения, минимальная ставка 19 %,  максимальная – 53 %. Имеется необлагаемый минимум и льготы на детей, возрастные льготы по чрезвычайным обстоятельствам. Объектом обложения подоходным налогом являются все доходы человека: от наемного труда, самостоятельной работы, промысловой деятельности в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, от капитала, сдачи имущества в аренду и внаем, и все прочие поступления.

Вторым по значимости является налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета примерно 28 %. Общая ставка налога составляет 15 %. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной вставке – 7 %. Это ставка не распространяется на обороты кафе и ресторанов. Предприятия лесного и сельского хозяйства освобождены от уплаты НДС, так же освобождены товары, идущие на экспорт.

В Германии установлены две ставки налога на прибыль корпораций. Если прибыль не распределяется, то ставка 50 %. На распределяемую в виде дивидендов прибыль ставки существенно ниже – 36 % с учетом того, что дивиденды включаются в личные доходы акционеров, подлежащие обложению подоходным налогом.

  Одним из основных местных налогов является промысловый, которым облагаются предприятия, физические лица, занимающиеся промысловой, торговой и другими видами деятельности. Налоговая ставка устанавливается муниципальными органами. Поземельным налогом облагаются предприятия сельского и лесного хозяйства, земельные участки компаний и физических лиц. Обычная ставка – 1,2 %. Освобождены от уплаты поземельного налога государственные предприятия, религиозные учреждения.

В Германии крупные налоговые льготы получают фирмы, инвестирующие капитал в восточные земли (бывший ГДР). Поддерживается налоговыми льготами Рурская область, где расположена сталелитейная промышленность. Этим самым проявляется стимулирующая функция налогов. В Германии с помощью налогов поощряют создание рабочих мест, а также подготовку или переподготовку специалистов. Налоговое законодательство германии стремится оптимизировать налоги. Они не должны препятствовать развитию свободного бизнеса и одновременно призваны служить государственным приоритетам.

В Германии налоговой реформе отводится важнейшая роль в рамках правительственной программы, направленной на стимулирование экономического роста и активизацию рыночного механизма. Среди важнейших задач реформы - создание благоприятного инвестиционного климата, рост самофинансирования производства, поощрение мелких и средних фирм, наиболее способных к быстрому обновлению производимой продукции и внедрению технических новинок[1].

2. Подходы к распределению налогов между отдельными бюджетными уровнямиразличны. Наиболее часто встречающиеся из них следующие:

1. Закрепление налогов за определенным уровнем власти посредством четкого разграничения конкретных видов налогов по уровням государственного управления. В этом случае федерация и ее субъекты имеют собственные “непересекающиеся” налоги, которые полностью поступают в соответствующие бюджеты. Это так называемая “американская модель”.

Как правило, в распоряжение центрального правительства поступают подоходный налог с населения и налог с доходов корпораций, в то время как местные власти взимают налоги на собственность и некоторые виды акцизных сборов.

Логика такого распределения такова: федеральное правительство обычно контролирует те налоги, которые в большей степени связаны с макроэкономической политикой стабилизации, распределения доходов или ресурсов. Нижестоящие органы власти нуждаются в относительно стабильных доходах, причем бремя местных налогов не должно “экспортироваться” за пределы данной административной единицы. Например, налоги с доходов корпораций в большинстве случаев находятся в ведении центрального правительства, чтобы была возможность сформировать единые стимулы к деятельности, связанной с инвестициями, изменениями технологии, практикой трудовых отношений.

Решения местных органов власти не должны быть ориентированы на налоговые поступления с корпораций. Если местные власти взимают налоги с доходов предприятий на несогласованной основе, то возникают проблемы, связанные с экспортом налогов. Поэтому местному уровню должны быть представлены такие виды налогов, база которых “не мобильна”, тогда решения местных властей не подрывают общие условия производства или потребления.

 Аналогичные вопросы возникают и в отношении налогов на природные ресурсы. Как правило, эти налоги взимаются центральным правительством, поскольку природные ресурсы распределены по территории страны неравномерно и есть возможность легко “экспортировать” бремя налогообложения из одного региона в другой. Закрепление таких налогов за местными органами власти может принести избыточную выгоду богатым природными ресурсами регионам.

Таможенные пошлины являются общегосударственными налогами ввиду их стратегической значимости для политики в области внешней торговли и развития промышленного потенциала страны.

Считается, что оптимальным вариантом налога для местного уровня является одноступенчатый налог с продаж. Такой налог особенно эффективен, если административная единица занимает достаточно большую территорию и можно избежать снижения объема налоговых поступлений в случае покупок местными жителями товаров и услуг в других областях, где налоги ниже[2].

2. В мировой практике активно используется также и такой метод, как разграничение полномочий по взиманию закрепленной доли налогов. Это означает разделение (квотирование) налоговых поступлений путем закрепления за каждым уровнем управления их конкретной доли в пределах единой ставки конкретного налога. Такое разделение действует в ФРГ, Люксембурге, Испании и в России с 1994 г.

Преимуществами данного метода, который иногда называют “германской” моделью, являются его простота и наличие определенных гарантий для местных органов власти в получении налоговых сумм.

3. Соединение в рамках определенного вида общегосударственного налога нескольких ставок, самостоятельно устанавливаемых разными уровнями власти. Это означает, что один и тот  же налог должен платить субъект налога одновременно в разные бюджеты по разным ставкам. В результате в бюджеты различных уровней должны одновременно поступать одноименные виды налогов.

В Германии система распределения налогов несколько отличается от США. Здесь федеральный и земельные уровни получают примерно одинаковые объемы налоговых поступлений, а местный уровень заметно меньше. Особенность германской бюджетной системы в том, что налоговые доходы  всех трех звеньев власти формируются преимущественно на базе долевого участия в главных видах налогов: личном и корпоративном подоходных налогах и НДС.

  Отдельные виды основных федеральных налогов по различным бюджетным уровням распределяются законодательно. По одним общегосударственным налогам устанавливаются постоянные нормы распределения (налог на прибыль компаний делится поровну между федеральным и земельными уровнями, а остальные 15% отдаются на местный уровень). По другим налогам распределение происходит на переменной основе.

Поступления от личного и корпоративного подоходного налога распределяются между федерацией и землями на основе предусмотренного конституцией равного долевого участия. Доля местных властей в поступлении личного подоходного налога определяется не конституцией, а федеральным законом. В конституции  не закреплены и пропорции в распределении НДС. Они устанавливаются федеральным законом на основании договоренности федерального правительства с землями и служат одним из главных инструментов выравнивания региональных различий.

Собственные налоговые источники играют существенную роль только на уровне местных бюджетов, обеспечивая в среднем почти 59% их налоговых поступлений. В федеральном бюджете доля собственных налогов составляет - 25,2%, в бюджетах земель - всего 12,9%. В отличие от США, где федеральный бюджет формируется за счет прямых налогов, в ФРГ опора федерального бюджета - налоги на потребление (НДС, акцизы и другие), составляющие более 60% налоговых поступлений, тогда как бюджеты земель опираются на подоходные налоги.

 Специфика формирования бюджетной системы Германии потребовала разработки довольно сложного механизма вертикального и горизонтального выравнивания. Главным инструментом вертикального выравнивания является распределение от НДС между федеральным и консолидированным  бюджетом земель. В последние десятилетия вопрос раздела сбора от НДС обычно решался в пользу земель, что привело к повышению их доли с 32,5% в конце 70-х годов до 35% в начале 90-х годов при снижении удельного веса федерального правительства соответственно с 67,5 до 65%. [3].Главная цель вертикального перераспределения средств - выравнивание общеэкономического уровня районов, создание равно благоприятных условий для предпринимательства на всей территории государства.

. в  Германии практикуется также довольно редкое в мировой практике «горизонтальное» выравнивание налогового бремени: более богатые земли перечисляют часть своих налоговых поступлений менее процветающим. Так, из денежных средств,  которые перечисляют землям от налога на добавленную стоимость, 75% распределяются между бюджетами, исходя из численности жителей. Остальные 25% образуют фонд дополнительных субсидий и перераспределяются между “богатыми” и “бедными” землями в пользу последних.

Таким образом, в Германии региональное налоговое регулирование происходит, как и в США, путем распределения общих налогов между федеральными землями и общинами, закрепления за ними собственных налогов и выделения субсидий отсталым регионам.

Но вместе с тем имеются существенные различия. Распределение налоговых поступлений от общих налогов идет по установленным нормативам, а не путем введения дополнительных ставок. Перераспределение налогов и бюджетных субсидий производится за счет отчислений от НДС, а не из совокупных налоговых поступлений. Выравнивание регионов основано на нормативах среднедушевых налоговых поступлений и учета экономических, демографических и других особенностей земель.

 



[1] Налоги и налогообложение: Учебник / Д. Г. Черник  и др.– М.: ИФРА – М., 2009.- С.

 

[2] Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма.  / Под ред. К. Валлиха. - М., 1993. - С. 93.

[3] Богачева О. Бюджетная политика…. // Мировая экономика и международные отношения.  –2002. - № 4. –с.34.