1. Особенности
построения налоговой системы Германии
2. Характерные черты системы
горизонтального и вертикального
выравнивания: позитивный опыт.
3. Налоги земель и общин ФРГ
Как
федеративное государство она прошла различные стадии политического и
экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми
войнами, выросла в экономически мощное рыночное
государство с выраженной социальной ориентаций.
Налоговая система Германии насчитывает около 50 видов
налогов, которые подразделяются на общие, федеральные, земельные и налоги общин
(табл.5). Особенностью налоговой системы является сложное и многоступенчатое
распределение налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы, что, по
мнению правительства, является фактором выравнивания экономического развития
регионов.
Все налоги, поступающие в бюджет государства, можно
разделить на две группы:
1. Собственные налоги, закрепленные за
соответствующими административно-территориальными звеньями и поступающие туда в
полном объеме.
2. Общие налоги, распределяемые по установленным
нормам между федерацией, землями и общинами, одновременно поступающие в бюджеты
различных уровней.
Так, подоходный налог в Германии с физических лиц
распределяется в бюджеты разных
уровней в следующих пропорциях: 42,5 %
поступлений направляются в федеральный бюджет, 42,5% - в бюджет соответствующей земли, 15% - в местный бюджет.
Таблица 6
Структура распределения налогов в Германии по территориальному признаку*
Общие налоги |
Федеральные налоги |
Земельные налоги |
Налоги общин |
1.Походный налог на заработную плату |
1.Акцизы: -на нефтепродукты; -табак; спиртоводочные изделия |
1.Налог с владельцев автомобилей |
Промысловый налог |
2.Подоходный налог, уплачиваемый по декларации |
2.Страховой налог |
2.Имущественный налог |
Поземельный налог и другие налоги и сборы |
3.Корпорационный налог |
3.Таможенные пошлины |
3.Налог с наследств и дарения |
|
4.Налог на доходы от капитала |
4.Другие налоги и сборы |
4.Акциз на пиво и другие налоги и сборы |
|
5.Налог на добавленную стоимость |
|
|
|
6.Налог оборота импорта |
|
|
|
* Александров И.М. Налоги и налогообложение. – М.:
Дашков и КО, 2007, - с. 268.
Налог на корпорации делится в пропорции 50 на 50%
между федеральным и земельным бюджетами. Налог на предпринимательскую
деятельность взимается местными органами управления, но им остается половина, а
вторая перечисляется в федеральный и земельный бюджеты.
Германия - одна из немногих стран, где применяется не
только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные
земли, как, например, Бавария, перечисляют часть своих финансовых ресурсов
менее развитым землям, таким как Саксония. Определяющим налогом в доходах
Германии является подоходный, который обеспечивает 35 % поступлений. Применяется
прогрессивная шкала налогообложения, минимальная ставка 19 %, максимальная – 53 %. Имеется необлагаемый
минимум и льготы на детей, возрастные льготы по чрезвычайным обстоятельствам.
Объектом обложения подоходным налогом являются все доходы человека: от наемного
труда, самостоятельной работы, промысловой деятельности в сельском хозяйстве и
лесном хозяйстве, от капитала, сдачи имущества в аренду и внаем, и все прочие
поступления.
Вторым по значимости является налог на добавленную
стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета примерно 28 %. Общая ставка
налога составляет 15 %. Но основные продовольственные товары, а также
книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной вставке – 7 %. Это ставка
не распространяется на обороты кафе и ресторанов. Предприятия лесного и
сельского хозяйства освобождены от уплаты НДС, так же освобождены товары,
идущие на экспорт.
В Германии установлены две ставки налога на прибыль
корпораций. Если прибыль не распределяется, то ставка 50 %. На распределяемую в
виде дивидендов прибыль ставки существенно ниже – 36 % с учетом того, что
дивиденды включаются в личные доходы акционеров, подлежащие обложению
подоходным налогом.
Одним из
основных местных налогов является промысловый, которым облагаются предприятия,
физические лица, занимающиеся промысловой, торговой и другими видами
деятельности. Налоговая ставка устанавливается муниципальными органами.
Поземельным налогом облагаются предприятия сельского и лесного хозяйства,
земельные участки компаний и физических лиц. Обычная ставка – 1,2 %.
Освобождены от уплаты поземельного налога государственные предприятия,
религиозные учреждения.
В
Германии крупные налоговые льготы получают фирмы, инвестирующие капитал в
восточные земли (бывший ГДР). Поддерживается налоговыми льготами Рурская
область, где расположена сталелитейная промышленность. Этим самым проявляется
стимулирующая функция налогов. В Германии с помощью налогов поощряют создание
рабочих мест, а также подготовку или переподготовку специалистов. Налоговое
законодательство германии стремится оптимизировать налоги. Они не должны
препятствовать развитию свободного бизнеса и одновременно призваны служить
государственным приоритетам.
В Германии налоговой
реформе отводится важнейшая роль в рамках правительственной программы,
направленной на стимулирование экономического роста и активизацию рыночного
механизма. Среди важнейших задач реформы - создание благоприятного
инвестиционного климата, рост самофинансирования производства, поощрение мелких
и средних фирм, наиболее способных к быстрому обновлению производимой продукции
и внедрению технических новинок[1].
2. Подходы к
распределению налогов между отдельными бюджетными уровнямиразличны.
Наиболее часто встречающиеся из них следующие:
1. Закрепление налогов за определенным уровнем власти
посредством четкого разграничения конкретных видов налогов по уровням
государственного управления. В этом случае федерация и ее субъекты имеют
собственные “непересекающиеся” налоги, которые полностью поступают в
соответствующие бюджеты. Это так называемая “американская модель”.
Как правило, в распоряжение центрального правительства
поступают подоходный налог с населения и налог с доходов корпораций, в то время
как местные власти взимают налоги на собственность и некоторые виды акцизных
сборов.
Логика такого распределения такова: федеральное
правительство обычно контролирует те налоги, которые в большей степени связаны
с макроэкономической политикой стабилизации, распределения доходов или
ресурсов. Нижестоящие органы власти нуждаются в относительно стабильных доходах,
причем бремя местных налогов не должно “экспортироваться” за пределы данной
административной единицы. Например, налоги с доходов корпораций в большинстве
случаев находятся в ведении центрального правительства, чтобы была возможность
сформировать единые стимулы к деятельности, связанной с инвестициями,
изменениями технологии, практикой трудовых отношений.
Решения местных органов власти не должны быть
ориентированы на налоговые поступления с корпораций. Если местные власти
взимают налоги с доходов предприятий на несогласованной основе, то возникают
проблемы, связанные с экспортом налогов. Поэтому местному уровню должны быть
представлены такие виды налогов, база которых “не мобильна”, тогда решения
местных властей не подрывают общие условия производства или потребления.
Аналогичные
вопросы возникают и в отношении налогов на природные ресурсы. Как правило, эти
налоги взимаются центральным правительством, поскольку природные ресурсы
распределены по территории страны неравномерно и есть возможность легко “экспортировать”
бремя налогообложения из одного региона в другой. Закрепление таких налогов за
местными органами власти может принести избыточную выгоду богатым природными
ресурсами регионам.
Таможенные пошлины являются общегосударственными
налогами ввиду их стратегической значимости для политики в области внешней
торговли и развития промышленного потенциала страны.
Считается, что оптимальным вариантом налога для
местного уровня является одноступенчатый налог с продаж. Такой налог особенно
эффективен, если административная единица занимает достаточно большую
территорию и можно избежать снижения объема налоговых поступлений в случае
покупок местными жителями товаров и услуг в других областях, где налоги ниже[2].
2. В
мировой практике активно используется также и такой метод, как разграничение
полномочий по взиманию закрепленной доли налогов. Это означает разделение
(квотирование) налоговых поступлений путем закрепления за каждым уровнем
управления их конкретной доли в пределах единой ставки конкретного налога. Такое
разделение действует в ФРГ, Люксембурге, Испании и в России с 1994 г.
Преимуществами данного метода, который иногда называют
“германской” моделью, являются его простота и наличие определенных гарантий для
местных органов власти в получении налоговых сумм.
3. Соединение в рамках определенного вида
общегосударственного налога нескольких ставок, самостоятельно устанавливаемых
разными уровнями власти. Это означает, что один и тот же налог должен платить субъект налога одновременно
в разные бюджеты по разным ставкам. В результате в бюджеты различных уровней
должны одновременно поступать одноименные виды налогов.
В Германии система распределения налогов несколько
отличается от США. Здесь федеральный и земельные уровни получают примерно
одинаковые объемы налоговых поступлений, а местный уровень заметно меньше.
Особенность германской бюджетной системы в том, что налоговые доходы всех трех звеньев власти формируются
преимущественно на базе долевого участия в главных видах налогов: личном и
корпоративном подоходных налогах и НДС.
Отдельные виды
основных федеральных налогов по различным бюджетным уровням распределяются
законодательно. По одним общегосударственным налогам устанавливаются постоянные
нормы распределения (налог на прибыль компаний делится поровну между
федеральным и земельными уровнями, а остальные 15% отдаются на местный
уровень). По другим налогам распределение происходит на переменной основе.
Поступления от личного и корпоративного подоходного
налога распределяются между федерацией и землями на основе предусмотренного
конституцией равного долевого участия. Доля местных властей в поступлении
личного подоходного налога определяется не конституцией, а федеральным законом.
В конституции не закреплены и пропорции
в распределении НДС. Они устанавливаются федеральным законом на основании
договоренности федерального правительства с землями и служат одним из главных
инструментов выравнивания региональных различий.
Собственные налоговые источники играют существенную
роль только на уровне местных бюджетов, обеспечивая в среднем почти 59% их
налоговых поступлений. В федеральном бюджете доля собственных налогов
составляет - 25,2%, в бюджетах земель - всего 12,9%. В отличие от США, где
федеральный бюджет формируется за счет прямых налогов, в ФРГ опора федерального
бюджета - налоги на потребление (НДС, акцизы и другие), составляющие более 60%
налоговых поступлений, тогда как бюджеты земель опираются на подоходные налоги.
Специфика
формирования бюджетной системы Германии потребовала разработки довольно
сложного механизма вертикального и горизонтального выравнивания. Главным
инструментом вертикального выравнивания является распределение от НДС между
федеральным и консолидированным бюджетом
земель. В последние десятилетия вопрос раздела сбора от НДС обычно решался в
пользу земель, что привело к повышению их доли с 32,5% в конце 70-х годов до
35% в начале 90-х годов при снижении удельного веса федерального правительства
соответственно с 67,5 до 65%. [3].Главная
цель вертикального перераспределения средств - выравнивание общеэкономического
уровня районов, создание равно благоприятных условий для предпринимательства на
всей территории государства.
. в Германии
практикуется также довольно редкое в мировой практике «горизонтальное»
выравнивание налогового бремени: более богатые земли перечисляют часть своих
налоговых поступлений менее процветающим. Так, из денежных средств, которые перечисляют землям от налога на
добавленную стоимость, 75% распределяются между бюджетами, исходя из численности
жителей. Остальные 25% образуют фонд дополнительных субсидий и
перераспределяются между “богатыми” и “бедными” землями в пользу последних.
Таким образом, в Германии региональное налоговое
регулирование происходит, как и в США, путем распределения общих налогов между
федеральными землями и общинами, закрепления за ними собственных налогов и
выделения субсидий отсталым регионам.
Но вместе с тем имеются существенные различия.
Распределение налоговых поступлений от общих налогов идет по установленным
нормативам, а не путем введения дополнительных ставок. Перераспределение
налогов и бюджетных субсидий производится за счет отчислений от НДС, а не из
совокупных налоговых поступлений. Выравнивание регионов основано на нормативах
среднедушевых налоговых поступлений и учета экономических, демографических и
других особенностей земель.