Тема  3. Косвенные налоги в зарубежных  странах

 

1. Общая характеристика налогов на потребление. НДС в зарубежной практике. 

2.  Индивидуальные акцизы: фискальная и социальная роль.

Литература  (1,4,5,8,9)

 

 Косвенные налоги включаются в цену товара и услуг.   Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. Первоначальные или промежуточные плательщики перекладывают налог на конечного потребителя. Поэтому само понятие “косвенный” заключается в том, что влияние налога на доход конечного потребителя происходит через его расходы в определенной части цены приобретения товара.

             Косвенные налоги избирают масштабом для обложения не доход или имущество, а расход, причем налоги эти взимаются в форме прибавки к цене товара или услуги, то есть, как бы вплетаются в систему добровольных рыночных отношений. Перекладывание налогового бремени на потребителя, являющееся  скорее  правилом,  чем  исключением,  делает  их  весьма продуктивными в фискальном отношении, тем более что уплата их частями и притом тогда, когда у плательщика имеются деньги, делает их сравнительно мало заметными для плательщика, то есть носят анонимный характер.

         Независимо от облагаемых ими стадий производства, косвенные налоги нацелены на конечное производство. В этом состоит их принципиальное отличие от прямых налогов, ориентированных либо на обложение доходов предпринимательства (вроде налога на прибыль), либо на обложение доходов населения.

          Косвенные налоги в первую очередь обеспечивают устойчивые и оперативные поступления средств в бюджет, даже в условиях кризисного состояния экономики, к тому же их можно быстро менять в соответствии с требованиями государственной политики.     Однако кроме фискальной функции косвенные налоги выполняют и регулирующую роль. Так перенося обложение с дохода на расход, они стимулируют накопление. Благодаря этому же обстоятельству косвенные налоги могут служить средством регулирования потребительского спроса (усиления обложения ведет к повышению цен и, снижает потребительский спрос на товар, повышение потребительского спроса можно достичь путем послабления обложения),  а через регулирование потребительского спроса и средством воздействия на распределение производительных сил.

             В отдельных случаях плательщиком косвенных налогов может стать производитель или продавец, когда источником их уплаты  является прибыль и определенная часть косвенных налогов принимает черты прямого обложения.  Такие ситуации могут возникать в нескольких случаях: предложение товаров значительно превышает платежеспособный спрос на них в силу перенасыщения ими рынка; спрос на товар падает из-за большой доли косвенных налогов в цене, что делает товар недоступным основной массе потребителей; абсолютное или относительное снижение реальных доходов населения; не конкурентоспособность товара, трудность его реализации  и т.д.

В  любом из названных случаев налогоплательщикам приходится либо снижать цены путем уменьшения издержек производства или прибыли, либо сокращать объемы производства и реализации. В этом проявляется регулирующая функция косвенных налогов, направленная на сдерживание деловой активности, стимулировании предприятий в повышении конкурентоспособности продукции и  снижении издержек производства путем внедрения новой техники, технологии.

         Следует также отметить важный психологический аспект косвенных налогов: законодателя привлекает в этих налогах то, что они уплачиваются легко, свободно и незаметно, так как сливаются с ценой товара и для плательщика они субъективно легки.1 Таким образом, косвенные налоги обычно вызывают меньшую неприязнь и неудовольствие.

          Важнейшим недостатком косвенных налогов является их неравномерность. Они не учитывают достатком каждого налогоплательщика, а соответствуют скорее его склонностям, падая на людей не пропорционально их доходу, а в соответствии с их потребностью в предметах, обложенных этими налогами. Таким образом, косвенный налог является обратно пропорциональным, регрессивным налогом

Одним из наиболее распространенных  косвенных налогов является налог на добавленную стоимость.   Понятие “косвенный” заключается в том, что влияние налога на доход конечного потребителя происходит через его расходы в определенной части цены приобретения товара. В 2000 г. по срав­нению с 1991 г. ставки НДС повысились в 11 странах Запад­ной Европы из 17, понизились — в 2 странах (Норвегии и Нидерландах) и остались без изменения в 4 странах. В ос­новном увеличение было в пределах 1,6 пунктов. Наиболь­ший рост был в Люксембурге с 12% до рекомендуемого ЕЭС 15%. Таким образом,  в странах Европы прослеживается тенденция к по­вышению ставок  НДС. В Польше НДС введен в 1994 г. по ставке 22%, ставка которого с тех пор не менялась.

 Главное предназначение НДС – фискальное. Он используется как стабильный источник доходов бюджета, скрытый в  цене товара. Однако механизм его взимания не лишен и своих регулирующих возможностей.   НДС представляет собой косвенный налог, взимаемый в процентах к облагаемому обороту товаров, работ, услуг. В процессе движения товара по всем стадиям его производства и реализации происходит переложение налога промежуточными звеньями через продажные цены вплоть до завершающей стадии его потребления. Поэтому фактически плательщиком НДС является, как правило, конечный потребитель известных товаров и услуг, приобретенных в розничной торговой сети.

        Основные отличительные черты НДС состоят в том, что:

·        в облагаемый оборот не включаются суммы ранее оплаченного плательщиком налога;

·          налог охватывает широкий перечень товаров, работ, услуг;

·         облагаемый оборот и налог учитываются в счетах предприятий  отдельно в составе цены товара;

·          обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только та часть дохода, которая соответствует стоимости, добавленной к цене плательщика, и таким  оказывается в прямой зависимости  от реального вклада каждой стадии в стоимость конечного продукта (равную сумме добавленной стоимости  всех стадий оборота производства и обращения); 

·         налогообложение построено  на системе компенсаций, когда предприниматель из всей суммы начисленного за определенный период налога вычитает суммы оплаченного им налога, открыто выставленного поставщиком в своих счетах;

·          он взимается с оборота на каждой стадии движения товара, т.е. многократно, и сохраняет возможность воздействия государства на все стадии воспроизводства.

            Впервые НДС  был теоретически обоснован и начал внедряться  в практику налогообложения в середине 50-х годов  во  Франции. Во второй половине 60-х годов НДС начал  широко использоваться  и в других странах. В настоящее время НДС  играет  важную роль в налоговых системах многих  государств мира. Особенно широкое распространение этот налог получил в европейских  странах. Многолетний опыт использования НДС в зарубежных  странах показал, что он является одним из эффективных фискальных инструментов государства.

         Кроме выполнения чисто фискальной роли, НДС используется  как инструмент регулирования экономики, а также как важнейшая  составная часть механизма экономической интеграции    Европейского Сообщества (ЕС). НДС выполняет важную роль в регулировании  внешнеэкономических связей. В конце XX в. наметилась ярко выраженная  тенденция расширения использования НДС по отдельным странам. Достаточно отметить, что из стран участников - ОЭСР только  Австралия и США не используют этот налог.

НДС - самый «молодой» из налогов, формирующих основную часть доходов бюджетов. Применение добавленной стоимости как объекта налогообложения в европейских странах было обусловлено построением общего рынка. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.

Для более полного понимания сути НДС следует обратиться к элементам затрат на производство, куда входят стоимость сырья, материалов, топлива, энергии, заработная плата, амортизация основных фондов и прочие расходы. Из указанных материальных затрат все элементы, представляющие собой овеществленный труд, произведены на других предприятиях, кроме заработной платы, создаваемой живым трудом на данном предприятии, которая и будет являться добавленной стоимостью. Естественно, продукция и товары, работы и услуги реализуются по ценам, возмещающим издержки производства и обеспечивающим предприятию прибыль, которая также создается трудом работников данного предприятия и относится к добавленной стоимости. Отсюда следует, что добавленная стоимость включает в себя затраты на обработку, прежде всего оплату труда. Разница же между стоимостью готовой продукции, товаров, работ и услуг и стоимостью сырья и материалов, используемых на их изготовление, практически и составляют добавленную стоимость.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что одна из главных   закономерностей  экономической политики индустриальных стран – повышение роли налогов на потребление. Например, в странах ОЭСР за 30 лет (1966 – 1995 гг.)  удельный вес налогов на потребление   вырос с 12 до 18%  при   практически  неизменной доле налогов   на прибыль и подоходного налога.

Таким образом, можно говорить о перспективе дальнейшего широкого применения  НДС в экономической   практике  и даже о возможном установлении его унифицированной ставки для всех индустриальных стран  на 15-20%, что  будет способствовать выравниванию условий конкуренции  для субъектов экономики  в различных странах.

2) Особую роль в структуре косвенных налогов играют акцизы.  Следует отметить, что понятие «акцизы» может иметь как рас­ширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). В этом случае акцизами называют не только налоги на определенные товары и услуги, но и налог на добавленную стоимость (универсальный акциз), и налоги с продаж, и импортные пошлины. Иногда таможенные импорт­ные пошлины не включают в акцизы, иногда налоги с продаж выделяют в особую группу. Узкое толкование термина «акцизы» предусматрива­ет отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надба­вок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги. При расширенной трактовке эту группу налогов обычно называют ин­дивидуальными акцизами. Налог на добавленную стоимость нередко рас­сматривают как разновидность налога с оборота и объединяют эти два налога в одну группу, противопоставляя им индивидуальные акцизы[1]. В РФ термин акциз применяется только в узком смысле.

         Как и НДС, акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и,  поэтому, оплачивается потребителем. Однако если  НДС облагается часть стоимости товара, то акцизом облагается вся его стоимость, включая и материальные затраты.

Ставки  индивидуальныхакцизов  в зависимости от метода их определения  делятся на три группыдвалорные, т. е.  процентные  поотношению к стоимости подакцизных товаров;  специфические, т.е.  установленные в определенной денежной сумме на определенную единицу натурального измерения налоговой базы; смешанные, имеющие специфическую и адвалорную составляющую.

            2) Акцизы – одна из древнейших форм косвенного налогообложения. Существуют письменные  свидетельства взимания акцизов в эпоху Римской  империи. На Руси стали взиматься еще в 14 веке, обеспечивая доходами более 60% казенных потребностей в денежных средствах.

  В настоящее время  индивидуальные акцизы используются в налоговых системах практически всех  стран рыночной экономики, что связано с их  значительным влиянием на формирование финансовых ресурсов государства.  Исторически сложилось так, что объектами акцизного обложения являются, прежде всего, предметы массового спроса, что и предопределяет высокую фискальную значимость этих налогов.  Принято считать, что акцизное налогообложение  призвано сдерживать потребление социально вредных товаров.

Следует отметить, что взимаемый в доход бюджета акциз не является ни показателем качества подакцизной продукции, ни показателем эффективности производства подакцизной продукции. Акцизы устанавливаются на ограниченный перечень высокорентабельных  товаров для изъятия в доход государства части сверхприбыли, которую получают производители подакцизных товаров вследствие особых условий их производства и реализации. Сумма акциза включается производителем подакцизной продукции в ее цену и фактически перекладывается на потребителя. С целью ослабить его негативное влияние на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров традиционно включают предметы роскоши  и товары, пользующиеся повышенным спросом (спиртные и табачные изделия, автомобили, бензин и т.п.). Таким образом, введение акциза препятствует образованию сверхвысокой прибыли у производителей подакцизной продукции. С этой же целью акцизами облагаются компании, добывающие минеральное сырьё.

       Акцизы - разновидность косвенных налогов, в то же время они наделены рядом специфических черткциз - индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров; объект обложения акциза – оборот по реализации только товаров, причем перечень подакцизных товаров ограничен всего несколькими наименованиями (тем самым из сферы обложения акцизами выпадают какие-либо работы и услуги).

Отметим, что в США, в отличие от других стран акцизами облагаются не только товары, но и услуги, в частности воздушные перевозки. Акцизы по мимо фискальной, выполняют и социально - регулирующую функцию. Социально - регулирующая функция акцизов выражается в следующем:

·        ограничение  потребления  вредной для здоровья продукции:

·        обеспечение экономической безопасности;

·        защита интересов национального производителя в конкурентной борьбе с зарубежными;

·        учет движения товаров по стране, благодаря преимущественно  дифференцированным ставкам по каждому конкретному ввиду (или классу) подакцизных товаров.[2]

         В федеративных государствах   индивидуальные акцизы, как  правило, взимаются на региональном уровне (РФ – исключение). Централизованное    взимание   акцизов характерно для унитарных государств. В отдельных странах (Италия, Франция) акцизами облагаются товары и продукция, на производство которой существует государственная монополия. В этом случае государство   получает  не налог, а предпринимательский доход.           В зарубежных странах в современных условиях наблюдается тенденция некоторого снижения ставок  и фискальной значимости   индивидуальных  акцизов.  Изменения в налоговой   политике  индустриальных стран   является отражением   реальных экономических   процессов, что подтверждает заметное возрастание  роли экологических налогов, направленных на повышение эффективности природопользования и стимулирования мероприятий по охране   окружающей   природной среды.

 



1Селивестова А.Е. Казна и народ //Финансы.-1996  -.№2 .- С. 74.

[1]  ТолкушкинА.В.. «Налоги и налогообложение».- М.: Юристъ.- 2000.- С. 138.

[2] Мелехова Е..С. О некоторых вопросах  государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции. // Финансы. 2006. - №5. – С.23.