1. Общая характеристика налогов на потребление. НДС в зарубежной
практике.
2. Индивидуальные акцизы: фискальная
и социальная роль.
Литература (1,4,5,8,9)
Косвенные налоги включаются в цену товара и
услуг. Окончательным плательщиком
косвенных налогов является потребитель товара. Первоначальные или промежуточные
плательщики перекладывают налог на конечного потребителя. Поэтому само понятие
“косвенный” заключается в том, что влияние налога на доход конечного
потребителя происходит через его расходы в определенной части цены приобретения
товара.
Косвенные налоги избирают
масштабом для обложения не доход или имущество, а расход, причем налоги эти
взимаются в форме прибавки к цене товара или услуги, то есть, как бы вплетаются
в систему добровольных рыночных отношений. Перекладывание налогового бремени на
потребителя, являющееся скорее правилом,
чем исключением, делает
их весьма продуктивными в
фискальном отношении, тем более что уплата их частями и притом тогда, когда у
плательщика имеются деньги, делает их сравнительно мало
заметными для плательщика, то есть носят анонимный характер.
Независимо от облагаемых
ими стадий производства, косвенные налоги нацелены на конечное производство. В
этом состоит их принципиальное отличие от прямых налогов, ориентированных либо
на обложение доходов предпринимательства (вроде налога на прибыль), либо на
обложение доходов населения.
Косвенные налоги в первую очередь
обеспечивают устойчивые и оперативные поступления средств в бюджет, даже в
условиях кризисного состояния экономики, к тому же их можно быстро менять в
соответствии с требованиями государственной
политики. Однако кроме фискальной
функции косвенные налоги выполняют и регулирующую роль. Так перенося обложение
с дохода на расход, они стимулируют накопление. Благодаря этому же
обстоятельству косвенные налоги могут служить средством регулирования
потребительского спроса (усиления обложения ведет к повышению цен и, снижает
потребительский спрос на товар, повышение потребительского спроса можно достичь
путем послабления обложения), а через
регулирование потребительского спроса и средством воздействия на распределение
производительных сил.
В отдельных случаях плательщиком
косвенных налогов может стать производитель или продавец, когда источником их
уплаты является прибыль и определенная
часть косвенных налогов принимает черты прямого обложения. Такие ситуации могут возникать
в нескольких случаях: предложение товаров значительно превышает
платежеспособный спрос на них в силу перенасыщения ими рынка; спрос на товар
падает из-за большой доли косвенных налогов в цене, что делает товар
недоступным основной массе потребителей; абсолютное или относительное снижение
реальных доходов населения; не конкурентоспособность товара, трудность его
реализации и т.д.
В любом из названных случаев налогоплательщикам
приходится либо снижать цены путем уменьшения издержек производства или прибыли,
либо сокращать объемы производства и реализации. В этом проявляется
регулирующая функция косвенных налогов, направленная на сдерживание деловой
активности, стимулировании предприятий в повышении конкурентоспособности
продукции и снижении издержек производства
путем внедрения новой техники, технологии.
Следует
также отметить важный психологический аспект косвенных налогов: законодателя
привлекает в этих налогах то, что они уплачиваются легко, свободно и незаметно,
так как сливаются с ценой товара и для плательщика они субъективно легки.1 Таким образом, косвенные налоги обычно вызывают
меньшую неприязнь и неудовольствие.
Важнейшим недостатком косвенных
налогов является их неравномерность. Они не учитывают достатком каждого
налогоплательщика, а соответствуют скорее его склонностям, падая на людей не
пропорционально их доходу, а в соответствии с их потребностью в предметах,
обложенных этими налогами. Таким образом, косвенный налог является обратно
пропорциональным, регрессивным налогом
Одним из
наиболее распространенных косвенных
налогов является налог на добавленную
стоимость. Понятие “косвенный”
заключается в том, что влияние налога на доход конечного потребителя происходит
через его расходы в определенной части цены приобретения товара. В 2000 г. по сравнению с 1991 г. ставки НДС повысились в 11 странах
Западной Европы из 17, понизились — в 2 странах (Норвегии и Нидерландах) и
остались без изменения в 4 странах. В основном увеличение было в пределах 1,6
пунктов. Наибольший рост был в Люксембурге с 12% до рекомендуемого ЕЭС 15%.
Таким образом, в странах Европы прослеживается
тенденция к повышению ставок НДС. В Польше НДС введен в 1994 г. по
ставке 22%, ставка которого с тех пор не менялась.
Главное предназначение НДС – фискальное. Он используется как
стабильный источник доходов бюджета, скрытый в
цене товара. Однако механизм его взимания не лишен и своих регулирующих
возможностей. НДС представляет собой
косвенный налог, взимаемый в процентах к облагаемому обороту товаров, работ,
услуг. В процессе движения товара по всем стадиям его производства и реализации
происходит переложение налога промежуточными звеньями через продажные цены
вплоть до завершающей стадии его потребления. Поэтому фактически плательщиком
НДС является, как правило, конечный потребитель известных товаров и услуг,
приобретенных в розничной торговой сети.
Основные
отличительные черты НДС состоят в том, что:
·
в облагаемый
оборот не включаются суммы ранее оплаченного плательщиком налога;
·
налог охватывает широкий перечень товаров,
работ, услуг;
·
облагаемый оборот и налог учитываются в счетах
предприятий отдельно в составе цены
товара;
·
обложению подлежит весь оборот, но
уплачивается в бюджет только та часть дохода, которая соответствует стоимости,
добавленной к цене плательщика, и таким
оказывается в прямой зависимости
от реального вклада каждой стадии в стоимость конечного продукта (равную
сумме добавленной стоимости всех стадий
оборота производства и обращения);
·
налогообложение построено на системе компенсаций, когда предприниматель
из всей суммы начисленного за определенный период налога вычитает суммы
оплаченного им налога, открыто выставленного поставщиком в своих счетах;
·
он взимается с оборота на каждой стадии
движения товара, т.е. многократно, и сохраняет возможность воздействия
государства на все стадии воспроизводства.
Впервые НДС был теоретически
обоснован и начал внедряться в практику
налогообложения в середине 50-х годов
во Франции. Во второй половине
60-х годов НДС начал широко
использоваться и в других странах. В
настоящее время НДС играет важную роль в налоговых системах многих государств мира. Особенно широкое
распространение этот налог получил в европейских странах. Многолетний опыт использования НДС в
зарубежных странах показал, что он
является одним из эффективных фискальных инструментов государства.
Кроме выполнения чисто фискальной
роли, НДС используется как инструмент
регулирования экономики, а также как важнейшая
составная часть механизма экономической интеграции Европейского Сообщества (ЕС). НДС выполняет
важную роль в регулировании
внешнеэкономических связей. В конце XX в. наметилась ярко выраженная тенденция расширения использования НДС по
отдельным странам. Достаточно отметить, что из стран участников - ОЭСР
только Австралия и США не используют
этот налог.
НДС - самый «молодой» из налогов, формирующих основную часть доходов
бюджетов. Применение добавленной стоимости как объекта налогообложения в
европейских странах было обусловлено построением общего рынка. Также необходимо
отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя,
поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и
тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось
немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует
также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость
являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для
всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей
территории страны.
Для более полного понимания сути НДС следует обратиться к элементам
затрат на производство, куда входят стоимость сырья, материалов, топлива,
энергии, заработная плата, амортизация основных фондов и прочие расходы. Из
указанных материальных затрат все элементы, представляющие собой овеществленный
труд, произведены на других предприятиях, кроме заработной платы, создаваемой
живым трудом на данном предприятии, которая и будет являться добавленной
стоимостью. Естественно, продукция и товары, работы и услуги реализуются по
ценам, возмещающим издержки производства и обеспечивающим предприятию прибыль,
которая также создается трудом работников данного предприятия и относится к
добавленной стоимости. Отсюда следует, что добавленная стоимость включает в
себя затраты на обработку, прежде всего оплату труда. Разница же между
стоимостью готовой продукции, товаров, работ и услуг и стоимостью сырья и
материалов, используемых на их изготовление, практически и составляют
добавленную стоимость.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что одна из
главных закономерностей экономической политики индустриальных стран –
повышение роли налогов на потребление. Например, в странах ОЭСР за 30 лет (1966
– 1995 гг.) удельный вес налогов на
потребление вырос с 12 до 18% при практически неизменной доле налогов на прибыль и подоходного налога.
Таким образом, можно говорить о перспективе дальнейшего широкого
применения НДС в экономической практике
и даже о возможном установлении его унифицированной ставки для всех
индустриальных стран на 15-20%, что будет способствовать выравниванию условий
конкуренции для субъектов экономики в различных странах.
2) Особую роль в структуре
косвенных налогов играют акцизы. Следует
отметить, что понятие «акцизы» может иметь как расширенное, так и узкое
толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и
услуги (расширенное толкование). В этом случае акцизами называют не только
налоги на определенные товары и услуги, но и налог на добавленную стоимость
(универсальный акциз), и налоги с продаж, и импортные пошлины. Иногда
таможенные импортные пошлины не включают в акцизы, иногда налоги с продаж
выделяют в особую группу. Узкое
толкование термина «акцизы» предусматривает отнесение к данной группе лишь
налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные
товары и услуги. При расширенной трактовке эту группу налогов обычно называют индивидуальными акцизами. Налог на
добавленную стоимость нередко рассматривают как разновидность налога с оборота
и объединяют эти два налога в одну группу, противопоставляя им индивидуальные
акцизы[1]. В РФ термин акциз применяется только в
узком смысле.
Как и НДС, акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену
товара и, поэтому, оплачивается
потребителем. Однако если НДС облагается
часть стоимости товара, то акцизом облагается вся его стоимость, включая и
материальные затраты.
Ставки
индивидуальныхакцизов в зависимости от метода их определения делятся на три группы:адвалорные, т. е.
процентные поотношению
к стоимости подакцизных товаров; специфические,
т.е. установленные в определенной денежной сумме на
определенную единицу натурального измерения налоговой базы; смешанные, имеющие
специфическую и адвалорную составляющую.
2) Акцизы – одна из древнейших форм
косвенного налогообложения. Существуют письменные свидетельства взимания акцизов в эпоху
Римской империи. На Руси стали взиматься
еще в 14 веке, обеспечивая доходами более 60% казенных потребностей в денежных
средствах.
В настоящее время индивидуальные
акцизы используются в налоговых системах практически всех стран рыночной экономики, что связано с их значительным влиянием на формирование
финансовых ресурсов государства.
Исторически сложилось так, что объектами акцизного обложения являются,
прежде всего, предметы массового спроса, что и предопределяет высокую
фискальную значимость этих налогов.
Принято считать, что акцизное налогообложение призвано сдерживать потребление социально
вредных товаров.
Следует отметить, что
взимаемый в доход бюджета акциз не является ни показателем качества подакцизной
продукции, ни показателем эффективности производства подакцизной продукции.
Акцизы устанавливаются на ограниченный перечень высокорентабельных товаров для изъятия в доход государства части
сверхприбыли, которую получают производители подакцизных товаров вследствие
особых условий их производства и реализации. Сумма акциза включается производителем подакцизной продукции в ее цену
и фактически перекладывается на потребителя. С целью ослабить его негативное
влияние на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров
традиционно включают предметы роскоши и
товары, пользующиеся повышенным спросом (спиртные и табачные изделия,
автомобили, бензин и т.п.). Таким образом, введение акциза препятствует
образованию сверхвысокой прибыли у производителей подакцизной продукции. С этой
же целью акцизами облагаются компании, добывающие минеральное сырьё.
Акцизы -
разновидность косвенных налогов, в то же время они наделены рядом специфических
черт:акциз - индивидуальный
налог на отдельные виды и группы товаров; объект обложения акциза – оборот по
реализации только товаров, причем перечень подакцизных товаров ограничен всего
несколькими наименованиями (тем самым из сферы обложения акцизами выпадают
какие-либо работы и услуги).
Отметим, что в США, в отличие от других стран акцизами
облагаются не только товары, но и услуги, в частности воздушные перевозки.
Акцизы по мимо фискальной, выполняют и социально -
регулирующую функцию. Социально - регулирующая функция акцизов выражается в
следующем:
·
ограничение потребления
вредной для здоровья продукции:
·
обеспечение
экономической безопасности;
·
защита интересов
национального производителя в конкурентной борьбе с зарубежными;
·
учет движения
товаров по стране, благодаря преимущественно
дифференцированным ставкам по каждому конкретному ввиду
(или классу) подакцизных товаров.[2]
В федеративных государствах индивидуальные акцизы, как правило, взимаются на региональном уровне (РФ
– исключение). Централизованное
взимание акцизов характерно для
унитарных государств. В отдельных странах (Италия, Франция) акцизами облагаются
товары и продукция, на производство которой существует государственная
монополия. В этом случае государство
получает не налог, а
предпринимательский доход. В
зарубежных странах в современных условиях наблюдается тенденция некоторого
снижения ставок и фискальной значимости индивидуальных акцизов.
Изменения в налоговой
политике индустриальных
стран является отражением реальных экономических процессов, что подтверждает заметное
возрастание роли экологических налогов,
направленных на повышение эффективности природопользования и стимулирования
мероприятий по охране окружающей природной среды.