Лабораторная работа №1
Интегрированная среда объектно-ориентированного программирования Borland Delphi. Разработка
Приложений.
для студентов 1 курса спец-ти ПИЭ
ЦЕЛЬ: Изучить
структуру интегрированной среды Delphi, свойства
основного компонента Form и выполнить контрольные примеры.
Контрольный
пример 1.1
Создать простейшее
приложение Windows на
основе компонента Form. Изучить основные свойства этого компонента.
Решение
1. Открываем новый проект Delphi: File - New Application.
2.
В Object Inspector изменить свойство Caption компонента Form1 с 'Form1' на 'Простое
приложение'.
3.
Запустить
проект на компиляцию и выполнение с помощью клавиши F9 либо нажатием
на кнопку Run .
4.
Закрыть приложение,
нажав на значок .
5.
C помощью Object Inspector для компонента Form1 можно изменить
свойство Color, задавая
ему различные значения, например clGreen, clBlue и т.д.
6.
Изменить
свойства Height и Width компонента Form1,
задавая этим свойствам различные значения, например:
Height = 500, 420, 210;
Width = 180, 300, 390.
Контрольный пример 1.2
Составить программу для вычисления площади круга произвольного радиуса.
Решение
1.
Открыть новый проект Delphi: File – New Application.
2.
Для
выполнения этого этого примера на форме необходимо разместить следующие
компоненты: Label1, Label2, Edit1 и Button1 (рис. 1).
Рис. 1. Вид формы для контрольного примера 1.2
При помещении
компонентов на форму можно сразу же задавать их размеры. Для этого после выбора
компонента в Палитре компонентов следует
указать на форме прямоугольную область, которую займет компонент. Левый угол
области определяется щелчком левой клавиши мыши, затем, не отпуская клавиши
мыши, нужно переместить указатель мыши в правый нижний угол области.
3.
В Object Inspector изменить свойство Caption компонента
Form1 с 'Form1'
на «Вычисление площади круга».
4.
Изменить
размеры формы. Для этого можно подвести курсор мыши к любому краю формы и, не
отпуская левой клавиши мыши, изменить размеры формы. При этом автоматически
будут изменяться свойства Height (Высота) и Width (Ширина),
находящиеся в Инспекторе объектов. Положить указанные свойства равными
соответственно 420 и 540 (пикселей).
Свойства Left и Top задают расстояние от левого верхнего угла монитора
до левого верхнего угла формы соответственно. Установить их значения равными
280 и 320 (пикселей) соответственно. В результате
форма будет находиться примерно на середине
экрана.
5. Установить следующие свойства компонентов Label1 и Label2:
|
Label1 |
Label2 |
Height |
60 |
Любое число |
Width |
134 |
Любое число |
Left |
145 |
100 |
Top |
43 |
300 |
Как и для формы, эти
значения можно установить, перемещая компоненты
по форме и изменяя их размеры при помощи мыши, либо прибегнув к помощи Инспектора объектов. Кроме того, можно
воспользоваться панелью инструментов Align.
Свойство Caption является главным для метки и содержит отображаемый
ею текст. Для метки Label1 установить свойство Caption равным «Введите радиус круга и нажмите кнопку
Счет». Для метки Label2 свойство Caption будет определяться на этапе выполнения программы.
Свойство AutoSize метки определяет, будет ли размер метки
устанавливать автоматически, в зависимости от длины символьной строки,
помещенной туда.
Свойство WordWrap (Перенос слов)
разрешает, либо запрещает перенос слов, если строка не помещается в метку и
свойство AutoSize равно False.
Свойство Aligment (Выравнивание) определяет, как будет выровнен текст внутри метки: по левому краю, по
центру или по правому краю.
|
Label1 |
Label2 |
AutoSize |
False |
True |
WordWrap |
True |
False |
Aligment |
taCenter |
taLeftJustify |
Для того чтобы
установить характеристики шрифта, выбрать свойство Font в Инспекторе
объектов. Щелкнуть по кнопке с тремя точками, появившейся в правой колонке. На
экране появится окно «Выбор шрифта».
При помощи этого
окна установить следующие характеристики шрифтов для меток Label1 и Label2:
|
Label1 |
Label2 |
Шрифт |
Times New Roman |
Arial |
Начертание |
Полужирный |
Курсив |
Размер |
10 |
11 |
6. Установить в Инспекторе
объектов для компонентов
Edit1 и Button1
следующие значения свойств Height, Width, Left и Top:
|
Edit1 |
Button1 |
Height |
21 |
25 |
Width |
193 |
75 |
Left |
31 |
285 |
Top |
146 |
146 |
Свойство Text является
основным для компонента Edit1 и предназначено
для ввода (или вывода) символьных строк. Задать в качестве значения этого
свойства пустую строку.
Для компонента Button1 в качестве
значения свойства Caption положить символьную строку Счет.
7.
Все
использующиеся в программе компоненты обладают именами, задаваемыми в имеющемся
у них свойстве Name (Имя). Имена
компонентов генерируются автоматически интегрированной средой Delphi при создании компонента, например при размещении компонента
на форме. Для образования имени
компонента используется имя класса с отброшенной первой буквой Т. В
конце имени добавляется цифра, указывающая под каким порядковым номером в своем
классе появился на свет компонент.
8.
Чтобы
создать заготовку обработчика события OnClick, необходимо выполнить двойной щелчок мышью по
кнопке Button1. В
результате окно редактора кода станет активным и будет содержать заготовку
обработчика события.
Добавить в заготовку код для вычисления площади круга:
procedure
TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var r,s:real;
begin r:=StrToFloat(Edit1.Text); s:=pi*sqr(r);
Label2.Caption:='Площадь
круга равна' + FloatToStrF(s,ffGeneral,7,2);
end;
9.
Перед запуском программы ее необходимо сохранить. Для
этого выполнить команду главного меню: File - Save All.
10.
Сохранив
проект, запустить его на выполнение. В случае отсутствия ошибок, на экране
монитора появится окно программы (рис. 1.4).
Рис. 2. Результат выполнения программы для контрольного примера 1.2
Контрольные вопросы
1.
Для чего используется
интегрированная среда Delphi?
2. Перечислить основные вкладки Палитры компонентов.
3. Для чего используется Object Inspector?
4. Что входит в состав проекта Delphi?
5.
Как
происходит выбор компонента из Палитры компонентов и его размещение на форме?