Лекция 5. Научное познание.
1. Научное и ненаучное знание.
Критерии научности.
2. Структура научного познания.
3. Научные революции и смена
типов рациональности. Наука и техника.
Наука – это то, что делают ученые (Д. Бернал).
Это результат упорной, трудной, сложной, предметно-очерченной,
целенаправленной, сознательно организованной творческой деятельности ученого,
научных коллективов и научных сообществ. Наука – продукт совместного
согласованного труда ученых в отличие от художников, поэтов, скульпторов.
Кант: «Во всяком знании столько науки,
сколько математики».
Маркс-Энгельс. Наука предназначена для
открытия объективных законов мира. Наука занимается производством,
распространением и потреблением предметно организованных, специализированных
знаний, претендующих на объективную истину.
Э. Гуссерль – феноменологическая концепция
(метод анализа чистого сознания и априорных структур).
Айер А. – наука является сферой познания,
которая основана исключительно «на опыте» и обобщении его результатов.
Научные знания отличаются от ненаучных:
1) Они дисциплинарно предметны, связаны между
собой общими принципами и законами, выражены в базисных категориях конкретных
научных дисциплин.
2) Научные знания объективны, достоверны и
истинны.
3) Они характеризуются определенной системной
организацией.
4) Они текстуальны и оформлены в виде текстов
на основе естественных, специализированных и искусственных языков. Язык текстов
исключает многозначность в употреблении терминов, метафоричность, публицистичность,
многословие, разностильность.
В ХХ веке проблемы философии науки
разрабатываются особенно интенсивно.
Среди западных философов науки и методологов
выделились имена К. Поппера, И. Лакатоса, Стивена Тулмина, П. Фейерабенда и др.
Английский философ Карл Поппер выдвинул в
качестве одной из основных задач философии проблему демаркации – отделения
научных знаний от ненаучных. Индуктивные выводы ведут
к ненаучному знанию. Им нет места в науке методом демаркации
является фальсификация, принципиальная опровержимость
(фальсифицируемость) любого утверждения, относимого к науке.
Фальсификация является противоположностью
принципа верификации (установление истинности научных утверждений в результате
их эмпирической проверки). По мнению Поппера, науку нельзя представить как
двухуровневое образование: эмпирию и теорию. Рост научного знания состоит в
выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительного опровержения.
Имре Лакатос – английский историк науки. Методология
Лакатоса рассматривает рост зрелой науки как смену ряда непрерывно связанных
теорий; смена эта основана на нормативных правилах исследовательских программ,
указывающих наиболее перспективные пути развития научной теории (позитивная и
негативная эвристика). Исследовательская программа состоит из
«жесткого ядра» (в него включаются условно неопровергаемые фундаментальные
допущения программы) и «защитного
пояса», состоящего из вспомогательных гипотез (он обеспечивает сохранность
«жесткого ядра» от опровержений и может быть модифицирован, частично или
полностью заменен при столкновении с
контрпримерами).
Стивен Тулмин американский методолог,
разработал концепцию науки, взяв за исходную идею «стандарты рациональности и
понимания, лежащих в основе научных теорий». По Тулмину, ученый считает
понятными те события или явления, которые соответствуют принятым им стандартам.
То, что не укладывается в «матрицу понимания», считается аномальной, устранение
которой выступает как стимул эволюции науки. Рациональность научного знания
есть соответствие принятым стандартом понимания. Стандарты меняются с
изменением научных теорий, содержание которых для Тулмина являются своеобразной
популяцией понятий.
Л. Лаудан – другой североамериканский философ в работах «Прогресс и его проблемы: к теории научного роста», «Реализм
без реальности» опровергает критерий истинности науки – практику. Цель науки –
решение назревших проблем, а не постижение истины. Проблемы, которые
практически не решаемы в данное время, образуют класс псевдопроблем. Прогресс
науки ставиться в зависимость от «проблемности» научного познания.
Томас Кун – американский историк науки в работе «структура научных революций»
считает, что не существует исторически преемственного развития науки. Напротив
наука одного периода изолирована от науки другого периода. Происходит
конкурентная борьба между различными научными сообществами. Кун ввел в науку
термин «нормальной науки», под которым подразумевает «исследование, прочно
опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений, которые в течение
некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основу его
дальнейшей практической деятельности». Кун находит норму науки в наличии в ней
определенного ядра, называемого парадигмой. Это признанные всеми научные
достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу
модель постановки проблем и их решения». Безраздельное господство парадигмы
есть период «нормальной науки», который заканчивается, когда парадигма
взрывается изнутри под давлением проблем, неразрешимых в ее рамках. Наступает
кризис, революционный период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие
первенство друг у друга. Победа одной из них знаменует начало нового
«нормального» периода.
Американский философ науки Поль Фейерабанд
выдвинул методологическую концепцию, названную им «эпистемологический
анархизмом», опирается на принцип
пролиферации (размножений теорий: ученые должны стремиться создавать
теории, несовместимые с существующими и признанными теориями). Это приводит к их
взаимной критике и ускоряет развитие науки. Наука мифологична (это религиозный
институт) и религиозна. В науке перенос термина из одной научной теории в
другую его значение полностью изменяется. Каждая теория создает свой
собственный язык.
Наука
как специализированная форма познания.
Наука элемент общественного духовного
производства, его особая отрасль, функцией которой является выработка и
теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Понятие науки включает в себя как деятельность
получения нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных
знаний. Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей
научного знания.
В ходе исторического развития наука превращается
в производительную силу общества и важнейший социальный институт.
Оформление науки в качестве социального
института произошло в 17- начале 18 вв.. В это время в
Европе были образованы первые научные общества и академии, началось издание
научных журналов.
На рубеже 19-20 вв. возникают крупные научные
институты и технически оснащенные лаборатории, что приближает научную
деятельность к формам современного индустриального труда.
Современная наука все глубже связывается с
промышленностью и сельскохозяйственным производством, политикой,
административной и военной сферами.
Таким образом, наука как социальный институт
становится важнейшим фактором роста социально-экономического потенциала
общества, требует растущих затрат, нуждается в социальном управлении и
планировании. Наука является особой формой общественного сознания. В чем
заключается специфика науки как формы общественного сознания?
1) Наука выступает как сила, постоянно
революционизирующая другие формы общественного сознания, так как научная
деятельность дает приращение нового знания.
2) В отличие от искусства, которому присущ
художественно образующий способ отражения, наука дает логическое, максимально
обобщенное объективное знание.
3) Сложна взаимосвязь науки с философией. Последняя выполняет по отношению к науке функции методологии
познания и мировоззренческой интеграции его результатов. Философия обогащается
за счет достижений конкретных наук, использует их результаты и методы.
Через философию общественные и естественные
науки связаны с идеологией и политикой. Это обуславливает классовый характер
общественных наук, их характерность, и важную мировоззренческую роль
естественных наук.
4) Наука противоположна религии, в основе
которой лежит вера в сверхъестественное начало.
5) Наука отличается от идеологии, которая
отражает действительность, наделяя ее «субъективностью», связанной со
спецификой социальной практики классов, различием их положения в обществе.
В этом плане наука есть «познание
действительности с точки зрения истины, при котором познание остается все время
на почве действительной истории» (М.Э. соч. Т.3, стр. 37).
Каковы исторические закономерности развития
науки?
1) Наука движется вперед пропорционально
массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения. Например, объем
научной деятельности удваивается примерно через 10-45 лет, в зависимости от
этого ускоряется рост научных открытий и научной информации.
2) Научное познание подчиняется закону
преемственности: на каждом историческом этапе она суммирует в концентрированном
виде свои прошлые достижения. Результаты прошлых поколений в науке
переосмысливаются и уточняются последующими поколениями. Каждый этап в развитии
науки отличается своеобразием стиля мышления, т.е. совокупностью познавательных
форм, категорий, понятий, методов, принципов и т.д.
3) Всю историю науки пронизывает закон
диалектического сочетания процессов дифференциации (дробление науки на все
более специализированные области знания) и интеграции (синтез знаний,
объяснение разрозненных областей знания).
По своей направленности, по непосредственному
отношению к практике науки принято подразделять на
фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных наук (философия,
математика, логика, кибернетика, теоретическая физика, теоретическая биология и
др.) является вооружение научного познания системой единых методов, познание
законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы,
общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде», как
таковые, безотносительно к их возможному использованию.
Непосредственная цель прикладных наук –
применение результатов фундаментальных наук для решения не только
познавательных, но и социально-практических проблем (например, ядерная
энергетика, космическая авиация).
Вся система науки условно можно подразделить
на 3 большие группы: 1) естественные, 2) общественные, 3) технические науки.
Ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение.
Каковы функции этих наук?
В современных условиях наука выполняет
следующие основные социальные функции:
1)
Познавательная функция,
которая осуществляется через описание, объяснение и предсказание процессов и
явления действительности, составляющих предмет ее изучения на основе
открываемых законов. Познавательная функция непосредственно связана с
теоретическими отражениями действительности, с получением новых знаний о ней.
2) Духовно-просветительская. Наука является
наиболее радикальным средством борьбы с невежеством, предрассудками и разного
рода пережитками.
3) Прогностическая: наука предсказывает
будущее, угадывает пути превращения возможности в действительность, улавливает
тенденции развития процессов, явлений, отношений и связей.
4) Управленческая: наука является основой
управления закономерностями и процессами природы, общества и мышления на основе
их познания.
5) Воспитательная: наука осуществляет
мировоззренческое воздействие на
человека, формирует его нравственные, эстетические взгляды, ценностные
ориентации, стиль мышления и действия.
6) Важнейшей функцией науки является
практически-действенная функция. Наука является эффективным средством
рационализации общественных – прежде всего – производственно-экономических
отношений людей. Наука подводит под индустриальное и сельскохозяйственное
производство свои результаты и передовые достижения и обеспечивает на этой
основе быстрый и резкий рост производительности общественного труда,
революционирует все сферы жизни общества. Именно в этом смысле Маркс говорил о
науке как непосредственной производительной силе общества.
В условиях НТР наука непосредственно включается
в процессы социального развития. На основании научных (общественных,
естественных, и технических) знаний разрабатывается комплекс программы и планы
социального развития. Наука активно участвует в решении глобальных проблем
современности.
Научное и вненаучное знание.
Теория познания, призванная заниматься
исследованием многообразных способ духовного освоения мира, ограничила себя
сферой науки, в частности естествознания. Воодушевленные грандиозными успехами
науки и техники, некритически мыслящие философы стали считать, что всякое
истинное знание и есть научное знание. Сферой же постоянного генерирования
заблуждений, абсурдных фантазий, не имеющих логической структуры и опытных
подтверждений, были признаны обыденное сознание, миф, религия, художественное и
моральное сознание.
Таким образом, утраченной частью
многообразного человеческого разума в наше время оказалось знание, получившее
название «ненаучного» или «вненаучного». Это фантазии, заблуждения, верования,
убеждения, предрассудки и обыденные представления, эмоции и нравственное
решения. Они помогают нам построить определенную картину мира, в котором живет
человек, осваивающий окружающую действительность.
К массиву вненаучного знания относятся,
во-первых, практическое знание, оно функционирует в контексте различных
производственных и политических практик. Накопление опыта здесь осуществляется
как с помощью орудий и инструментов, так и специализированного знания;
во-вторых, духовно-практическое знание. Это знания об общении, бытовое,
культовое, художественное знания. Духовно-практическое знание
накапливает, обрабатывает и распространяет социальный и познавательный опыт
человеческого мира. В-третьих, теоретическое знание. Это идеологии, философия,
теология, магия, науки (народные науки).
Основное предназначение науки состоит в том,
чтобы направлять и регулировать общественную практику. Выработка способов
практического изменения объектов, а также определение характера действий, целей
и способов такого изменения становится важнейшей функцией науки.
Однако преобразования, изменения мира могут
принести человеку пользу лишь в том случае, если они согласуются с объективными
законами изменения и развития самих объектов.
Поэтому главная цель науки – выявить эти
законы, открыть их. Природные законы открываются естественными и техническими
науками, а социальные - общественными
науками. Главная отличительная черта науки (от искусства, религии и т.д.) – это
объективность и предметность научного познания. Это выражается в том, что наука
ориентируется на исследование таких объектов, которые могут быть включены в
настоящем или в будущем в человеческую практику. Они изучаются не путем
созерцания, а в практической предметной деятельности, как подчиняющейся
объективным законам. Субъективные оценки не включаются в результаты научного
познания.
Наука отличается от обыденного познания. В чем состоит это отличие?
1) Наука ориентируется на особые объекты,
отличные от объектов обыденного познания.
2) Наука пользуется искусственным
специализированным языком. Естественный или обыденный язык обладает целым рядом
недостатков, которые мешают ему быть единственным языком науки. Первый
недостаток – многозначность и неопределенность слов (синонимия, амонимия). Это
обстоятельство часто приводит к большим трудностям при описании и объяснении
явлений. Второй недостаток – запутанность, громоздкость правил, которым
подчиняется естественный язык.
Язык науки является специализированным
средством для решения специфических задач науки. Это язык терминов, значение
которых строго фиксировано в виде определений, семантических правил, в том
числе и правилами построения выражений. К примеру
языки математики, логики, кибернетики, химии, этнографии, геологии и т.д.
является специализированными языками этих наук.
3) Наука опирается на определенную систему
средств и орудий научного исследования. Это приборы, технические и
измерительные средства, лабораторное оборудование, ЭВМ, а также методы и
инструкции по их использованию.
4) В отличие от продуктов обыденного познания
научные знания отличаются системностью, фактологической и теоретической
обоснованностью.
5) Различаются они и по методам
познавательной деятельности.
6) Наука ориентируется на постижение
объективной истины.
Научное познание в целом и каждая отдельная
область конкретной науки имеет свои основания.
Под основаниями научного познания
подразумеваются: 1) идеалы и нормы исследования; 2) научная картина мира; 3)
философские основания.
1. Идеалы и нормы научного
исследования выражают ценностные и целевые установки науки (какой тип знания
должен быть получен, для чего нужны эти знания, каким способом можно их
получить). Например, идеалы и нормы, принятые в средневековой науке, отличаются
от тех, которые сложились в Новое время, а эти последние отличны от современных. Идеалы и нормы выражают определенный образ
познавательной деятельности, создают представление об обязательных процедурах,
которые обеспечивают постижение истины.
В современной науке к ним относится в
частности: 1) доказательность и обоснованность знания, 2) нормы описания и
объяснения фактов и явлений, 3) нормы построения и организации знания.
2. Научная картина мира складывается в
результате синтеза научных знаний, накапливаемых различными науками. На их
основе формируется общее представление о мире. Каждая историческая
эпоха, каждый тип культуры имеют свои специфические картины мира. Общая
научная картина мира, касающаяся природы, принято называть естественнонаучной
картиной мира.
Каждая наука имеет перед собою целостную
структуру исследуемой реальности. Ее называют специальной научной картиной
мира. Научная картина мира способствует систематизации знаний в рамках
данной науки, построению теории и принципов, опирающихся на данные, опытные
факты.
3. Философские основания науки составляют
философские идеи и принципы, опираясь на которые обосновываются и объясняются
добытые знания, а также прокладывается путь к открытию новых знаний
(эвристическая функция философии). Например, кризис естествознания конца
19-начала 20 вв. и роль диалектического материализма в его преодолении. Через
философию научные открытия, включающие в культуру общества.
Критерии научности:
1) обоснованность научных знаний, достигаемые
логическими правилами и законами, методами построения умозаключений,
процедурами образования дедуктивных выводов.
2) критерии доказанности.
3) дисциплинарность – истинные знания в
границах данной науки.
4) системность, обобщенность, рациональность,
математичность, логичность, внутренняя самосогласованность, эстетичность,
воспроизводность, стройность.
V. В научном познании различаются два уровня познания:
эмпирический и теоретический.
Указанное различие проводится:
1) по предмету исследования,
2) по средствам исследования,
3) по методам исследования.
Эмпирическое и теоретическое исследования
имеют разные предметы, то есть одну и ту же действительность они изучают
в разных срезах. Например: эмпирическое исследование изучает явления и
зависимость между ними. В отношениях между явлениями здесь улавливается
проявление закона. Однако закон в чистом виде дается только в теоретическом
исследовании (тяготения, трения и т.д.).
Эмпирическое и теоретическое исследования
оперируют различными средствами познания. Эмпирическое исследование
осуществляется в непосредственном контакте исследователя с изученным объектом.
Например, ученый ведет наблюдение за объектом, экспериментирует с ним. Для
этого он пользуется различными приборами и средствами.
При теоретическом исследовании ученый не
вступает в непосредственное взаимодействие с природными и социальными
объектами. Их исследование ведется опосредованно, в мысленном эксперименте.
На эмпирическом уровне исследователь имеет
дело с эмпирическими объектами, которые, т.е. такими абстракциями, которые
выделяют действительность некоторый набор свойств и отношений вещей. Если
реальному объекту присуще множество признаков и свойств, то эмпирический
идеальный объект обладает лишь жестко фиксированным и ограниченным набором
признаков. (Например, глубина моря под Махачкалой; давление газа в скважине).
При теоретическом познании исследователь
имеет дело с идеальными (идеализированными) объектами. Это особые
абстракции, отражающие смысл теоретических терминов. Например, абсолютно
твердое тело, идеальный газ, абсолютно черное тело и т.д. Таких объектов в
природе нет. Эти абстракции, которые помогают познать сущность предметов.
Наконец, отметим то, что эмпирический и
теоретический уровни научного познания отличаются друг от друга по их методам
исследования.
Прежде чем приступить к их отдельному анализу
мы скажем несколько слов о тех методах, которые находят применение, как на том,
так и на другом уровнях познания. Они применяются также и в нашем обыденном
познании.
Эти методы и приемы получили название общелогических
методов. К ним относятся: анализ, синтез, абстрагирование, индукция,
дедукция, аналогия, моделирование.
Анализ – мысленное расчленение, разложение
предмета на его составные части, структурные элементы, что способствуют
всестороннему и глубокому постижению предметов и явлений окружающего нас мира.
Синтез – соединение в единое целое
расчлененных анализом частей и элементов. Анализ и синтез являются простыми и в
то же время универсальными для всех уровней человеческого познания приемами.
Абстрагирование – особый прием мышления, с
помощью которого мы выделяем наиболее существенные в данном отношении признаки
предмета, отвлекаясь от некоторых других его свойств и признаков (понятия,
абстракции).
Обобщение – это такой прием мышления, в
результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.
Индукция – способ исследования и метод
рассуждения, в котором общее положение, выводится из ряда частных положений или
единичных фактов (способ производства материальных благ – основа развития
общества).
Дедукция – это способ познания, в котором
частное положение выводится из общего положения. Все люди инертны. Наполеон –
человек. Наполеон инертен.
Аналогия – прием элементарно простой связи
известного с неизвестным, на основе установления отношения сходства между ними.
(Икар – образ, созданный на аналогии с птицей. Вывод по аналогии – на Марсе есть жизнь).
Моделирование основано на аналогии. Это
исследование объекта путем создания его копии, модели. Модель замешает объект с
определенных сторон, которые подлежат изучению. Модели бывают материальные и
идеальные (материалистические).
Одним из важных методов эмпирического
исследования является наблюдение. Целенаправленное, планомерное и
систематическое восприятие природных и социальных явлений называется
наблюдением.
Результаты наблюдения с помощью описания
переводится на язык понятий, знаков, графиков, схем, цифр. В дальнейшем они
систематизируются, классифицируются и обобщаются.
Различные объекты путем их сравнения
подвергаются изменению. Например: существуют сравнительно-исторический метод в
языкознании.
Эксперимент – отличается от наблюдения
активным целесообразным воздействием на объект в интересах его познания.
Эксперимент протекает в условиях, созданных самим человеком, они планомерно
варьируются, повторяются.
Методы
теоретического исследования
Формализация – метод, который широко используется
в науке в связи с ее математизацией. Суть формализации заключается в построении
абстрактно-математических моделей изучаемых объектов.
При формализации мы оперируем знаками,
отвлекаясь от их значений. Это способствует механизации логических операций
путем применения ЭВМ. Применяется в математике, логике, лингвистике.
Специфическим методом построения теории
является аксиоматический метод. Опираясь на совокупность исходных аксиом,
выводятся новые предложения.
Гипотетико-дедуктивный метод предполагает
создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете делается вывод об эмпирических
фактах.
Дедуктивная система гипотез имеет иерархическое строении.
Чтобы мысленно, теоретически воспроизвести
объект во всей полноте и сложности его связей и отношений в науке применяется
метод восхождения от абстрактного к конкретному. Здесь
мысленный анализ идет от главных связей изучаемых объектов к различным условиям где эти главные связи видоизменяются (от основных
абстракций к конкретным понятиям и их системе).
Исторический и логический методы применяются
при построении теоретических знаний о сложных исторически развивающихся
объектах. (Например, становление Вселенной или развитие человеческого
общества).
Исторический метод изучает объект в его
конкретном многообразии и богатстве, выявляя исторические факты и на этой
основе раскрывая логику, закономерность развития исторического процесса.
Логический метод выявляет эту закономерность
путем изучения исторического процесса на высших этапах его развития. (Высшие стадии сжато воспроизводят основные черты своей
исторической эволюции. Например, человеческий эмбрион
– повторение всего хода эволюции живой материи).
Логический метод выявляет закономерности
истории в очищенном от конкретных зигзагов и
случайностей. Исторический метод ведет к типу теоретического знания.