Лекция 3. Философия сознания.
1.
Роль категории сознания в философии.
2.
Возникновение и эволюция сознания, его
биологические и социальные предпосылки.
3.
Сознательное и бессознательное.
1. Проблема сознания всегда являлась пробным камнем материалистической
или идеалистической философской позиции того или иного мыслителя.
Важность проблемы сознания
обусловлена методологическим значением —
связью с основным вопросом философии, позволяющим рассмотреть
мировоззренческую противоположность двух подходов — материализма и идеализма.
В идеализме разум помещается
где-то над бытием, определяя его. Духовная жизнь идеализмом рассматривается
как основная и всеохватывающая реальность, универсальный разум, а
воспринимаемый человеком чувственный мир —
как комплекс ощущений или проявление объективного духа.
Материализм всегда боролся против
этих положений, утверждая, что разум не может быть демиургом мира, потому, что
сам он является продуктом высшей формы его организации. Материализм рассматривал сознание как познавательный
образ, как отражение мира в мозгу человека.
Говоря о сознании, в первую
очередь, следует сказать, что оно является продуктом, свойством
высокоорганизованной материи, то есть мозга.
Мозг человека отличается от
других (не только органов, но и) элементов всей природы тем, что он один обладает
способностью к саморегенерации духовных процессов, самоуправлению этими
процессами, памятью, мышлением, логикой и способностью, называемой фантазией.
Этот комплекс особенностей мозга человека называется разумом.
Сознание существует не отдельно,
а только как свойство мозга. И оно отражает мир в форме идеальных образов.
Материя и сознание имеют то
общее, что они существуют реально. Но это разные реальности. Материя — есть объективная реальность, а сознание — субъективная реальность. Материя существует
вне и независимо от сознания,
сознание — это внутренний мир, духовный
мир человека. Сознание есть способность нашего мозга отражать материальный
мир.
В философской литературе понятие
«сознание» употребляется далеко не однозначно. Под сознанием
в широком смысле слова имеется в виду психическое отражение действительности
независимо от того, на каком уровне оно осуществляется, биологическом (психика животных), или социальном (сознание человека) и в каких формах — чувственных (ощущения, восприятия, представления)
или логических (понятия, суждения, умозаключения).
Когда имеется в виду сознание
именно в этом широком философском смысле, то тем самым подчеркивается его
понимание лишь в аспекте основного вопроса философии как вторичного по
отношению к объективному миру.
В более узком смысле слова под
сознанием понимается не просто психическое отражение мира, а высшая, специфически
человеческая форма психического отражения объективной реальности.
2. Вопрос о происхождении
сознания был также объектом мировоззренческих разногласий между материализмом
и идеализмом и трактовался в философии и психологии неоднозначно.
При рассмотрении
общественно-исторической сущности сознания как высшей формы отражения
действительности следует опираться на положение о том, что сознание есть
общественный продукт, и возникает оно в процессе целесообразной, активно преобразующей деятельности людей.
Особенности психического
отражения человеком внешнего мира связаны с особенностями его бытия.
У животных образ жизни
характеризуется приспособлением к
природной среде, слиянием с ней, неспособностью вследствие этого к
конструктивным изменениям условий существования. У человека качественно другое
отношение к окружающей среде. Оно характеризуется активным целенаправленным
преобразованием естественной среды и созданием новой жизненной среды — второй природы. Вторым качественным
признаком образа жизни человека, определившим его сущность, является труд в
его специфической форме, то есть деятельность, которой предшествует осознание
ее цели.
В отличие от
трудовой деятельности человека животные не только не могут целенаправленно и
систематически преобразовывать окружающий их мир, но и использование ими
простейших орудий труда носит случайный характер, не говоря о том, что ни одна
обезьяна в отличие от первобытного дикаря «не изготовила когда-либо хоть бы
самого грубого каменного ножа», — писал
Ф. Энгельс, который указывал на огромную роль труда в формировании человека.
Итак, появление и развитие
трудовой деятельности является величайшим скачком в процессе формирования человека
(из обезьяны), преобразования поведения, потребностей и мозга человека.
Второй, важнейшей предпосылкой постепенного превращения мозга обезьяны в
человеческий мозг явилась членораздельная
речь. Она возникает в ходе совместной деятельности членов первобытного
общества как настоятельная потребность общения и взаимопонимания для достижения
общей цели — успешной борьбы с природой.
Эта потребность создала и соответствующий орган речи. Известный ученый А. А.
Леонтьев выделяет четыре этапа в периодизации формирования речи человека.
Первый этап — это не жизненные шумы или звуки, связанные у
обезьян с определенными эмоциональными состояниями и несущие определенную
словесную нагрузку для других особей.
На втором этапе, который
охватывает австралопитеков и питекантропов, не произошло никаких особенных новообразований,
не образовалось никаких выраженных форм членораздельной речи, речевая
коммуникация осуществлялась с помощью выкриков.
На третьем этапе членораздельная
речь в зачаточных формах начинается с неандертальцев. Появляются слоги и звуки.
Четвертый этап — это речь современного человека, возникшая в
своих основных формах вместе с человеком современного вида, но продолжавшая
развиваться и дальше.
В процессе своей речевой
деятельности человек последовательно двигается от конкретно-предметного
мышления к абстрактному мышлению. Последнее зародилось на базе образования в
мозгу второй сигнальной системы — высшей формы нервной деятельности человека.
Мышление человека в отличие от рассудочной деятельности животного осуществляется
в теснейшей связи с языком. Язык есть
форма, средство выражения идеального Важно отметить роль языка как средства
общения, закрепления, передачи и сохранения социального опыта. Благодаря языку
возможно поступательное развитие познания, которое каждое новое поколение
осуществляет, освобождаясь от необходимости заново проходить весь путь
отыскания истины, пройденный предыдущими поколениями. В настоящее время на
нашей планете известно более трех тысяч языков.
3. Индивидуальное сознание — это нечто личное, единичное. Оно
принадлежит конкретной личности. Индивидуальное сознание есть социально
организованное явление, т.е. мысли одного индивида постоянно соприкасаются с
мыслями других людей и постепенно шлифуются.
Но сознание объективируется и
существует в системе материальной и духовной культуры, в формах общественного
сознания, в языке, в науке и философии, в творениях искусства, в формах
политического, правового и нравственного сознания.
Реальное бытие индивидуального
сознания постоянно соотносится с этим объективным миром, с миром духовной
культуры, с общественным сознанием. Общественное же сознание по роду своего
бытия локализовано как бы между организмом
и внешним миром, —на
границе этих двух сфер действительности.
Индивидуальное сознание — духовный мир отдельного человека, а
общественное — духовная жизнь общества,
идеальная сторона исторического развития человечества.
Сознание — явление психическое, однако не все психические процессы
человека находятся под контролем сознания и являются осознанными. Психическая
деятельность человека может находиться на разных уровнях сознания:
досознательное (то есть предсознательное), или ниже порога сознания
(подсознательное).
Совокупность
психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании
человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся в данный
момент контролю, охватывается понятием бессознательного.
Природа
бессознательного пока не ясна до конца, но нужно отметить возросший интерес к
этой проблеме представителей различных отраслей знания. Это обусловлено тем, что проблема
затрагивает главные вопросы гносеологии, природы нашего сознания — какие состояния психики можно рассматривать
как явления неосознанного отражения, как они влияют на сознательные
психические процессы, как осуществляется процесс сознания содержания
психического отражения, каков механизм психологии творчества и многое другое.
К бессознательным явлениям
относят сон, гипноз, телепатию, внушение, различные эмоциональные состояния,
творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением» новой
идеей, рождающейся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного
решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные
воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и др.
Бессознательное — не мистика, а реальность духовной жизни. О
его существовании знали задолго до появления теории Фрейда. Бессознательным
процессам зачастую давались естественнонаучные объяснения. Небольшой
исторический экскурс. Общая идея о бессознательном встречается еще в древнеиндийском
учении Потанджали, в котором бессознательное трактовалось
как высший уровень познания, как интуиция и даже как движущая сила вселенной.
Кант связывал понятие бессознательного с интуицией и указывал на наличие сферы
восприятий и чувств, которые не осознаются.
С физиологической точки зрения,
бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного
напряжения сознания там, где в этом нет необходимости.
3. Фрейд исследовал
область бессознательного, ее место, роль в душевных
расстройствах людей. Анализ теории Фрейда должен включать как оценку позитивных моментов в его учении, так и критику
негативных идей. Заслугой ранних работ Фрейда является привлечение внимания к
сложной динамике психической деятельности человека, его внутреннему миру, а
также разработанный им механизм «психологической защиты».
По мнению Фрейда, социальная жизнь вырабатывает целую систему
запретов, мешающих осуществлению бессознательных желаний. Развитие личности — это цепь преодолений острых внутренних
конфликтов между бессознательными влечениями организма и внешними общественными
запретами.
Здесь явно преувеличивается
влияние биологических факторов и недооценивается значение социальных явлений в
формировании индивида и его жизнедеятельности. Анализ общественных явлений в
теории 3. Фрейда подменяется, по
существу, анализом обиологизированного человека.
Фрейд создал свою схему структуры
психики, разделив ее на три пласта:
1. Самый нижний пласт и самый мощный назвал
«Оно» — находящееся за пределами
сознания. Там хранятся прошлый опыт, разного рода биологические импульсивные
влечения, страсти и неосознанные эмоции.
2. На этом массивном фундаменте
бессознательного воздвигается сравнительно небольшой этаж сознательного — того, с чем человек актуально имеет дело и чем
постоянно оперирует. Это его «Я».
3. И, наконец, третий
и последний этаж человеческого духа — «сверх-Я», нечто, находящееся над «Я»,
выработанное историей человечества и существующее в системе науки, морали,
искусства, культуры.
Богатейшей сферой бессознательной
душевной жизни является иллюзорный мир сновидений, в котором картины
реальности, как правило, разорваны и необъяснимы логическим путем. С
философско-психологической точки зрения, сон выступает как временная потеря
человеком чувства своего собственного бытия в мире.
Сон есть то состояние, когда
человек не осознает содержание его духовного мира, когда он ничего не знает о
внешнем мире, то есть человек во время сна уходит от мира и как бы отстраняет
от себя его раздражения. Психологической целью сна является отдых.
Гипноз — еще одна форма проявления бессознательного, вербальное
воздействие на подсознание. Во время гипноза прерывается связь между нервной
силой, телом и разумом. Гипноз вызывается внушением и сопровождается
подчинением воли загипнотизированного воле гипнотизера.
Бессознательное проявляется и в интуиции. Это — способность
постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью
доказательства. Интуитивно постигнуть —
значит догадаться, угадать, сообразить, «смекнуть», в
чем дело. Очень много великих, известных людей в своих воспоминаниях пишут о
том, как им удавалось сделать свои великие открытия неожиданно, интуитивно,
«озарением». Это подтверждает, что интуиция в творчестве играет огромную роль.
Несмотря на то, что
бессознательные психические процессы находятся «за порогом сознания», они
активно влияют на деятельность человека.
Проблема бессознательного должна
рассматриваться не как раз и навсегда данное свойство человеческой натуры
(возникшее уже в силу появления человека на свет), а как атрибут
конкретно-исторической личности, которая испытывает сложное, многообразное
влияние природной и социальной среды.