Лекция 2. Движение и развитие. Концепции развития.

 

1. Диалектика как учение об универсальных закономерных связях и процессах.

2. Законы диалектики.

3. Категории диалектики, их всеобщий характер.

4. Статистические и динамические закономерности 

 

1.Диалектика как учение об универсальных закономерных связях и процессах.

Люди в самом далеком прошлом на основе простых, но постоянных наблюдений приходили к выводу, что окружающий их мир и они сами изменяются. В изменениях выделялись новые состояния, свойства, про­цессы, переходы одних предметов в другие. Такие изменения, в отличие от периодически повторяющихся изменений без каких-либо видимых новых моментов, получили название развития.

Проблема развития в философии рассматривается в связи с характе­ристикой признаков и динамики существования бытия. Изменение, дви­жение, развитие раскрывают существенные стороны материального и идеального. Претерпевают изменения вещество и физические поля, им присущи новые состояния и процессы, понимаемые человеком как раз­витие. Развиваются и наши мысли, само сознание и мировоззрение как области духовно-идеального. Но понимание развития в философии и других науках весьма разнопланово. Рассмотрим основные подходы и точки зрения, объясняющие развитие.

Первые мыслители стремились отграничить развитие о других изме­нений по причине их важности для человека, обозначить учение о разви­тии специальным термином. В древнегреческой философии возникло понятие «диалектика». Диоген Лаэртский выделял, например, три части философии: физику, этику и диалектику. Он писал, что одни философы называются физиками, потому что изучают природу. Другие - этиками из-за увлечений рассуждениями о правах человека. А третьи называются диалектиками за хитросплетения речей. Трактовка диалектики Диоге­ном Лаэртским лишь неявно указывала на учение о развитии. Хитро­сплетения, развитое логическое мышление позволяли формулировать и обосновывать новые идеи, принципы, побеждать в дискуссиях.

Реально в философии Древней Греции уже существовало несколько значений диалектики:

- диалектика как методическое опровержение тезисов противника (Зенон Элейский);

- диалектика как самоцель опровержения в софистике и эристике (искусстве вести спор);

— диалектика как «диа» и «лог» — единство опровержения и майевти-ки (от Сократа) - заключительной фазы диалога (спора) в духе иронии, когда спорящий «освободился от иллюзий, ошибок и помогает «душе» найти истину;

- диалектика - как всеобщий вывод от опыта (по Платону);

- диалектика - это аналитика и логика возможного, сходная с диа­лектическим силлогизмом (умозаключением) (по Аристотелю);

- диалектика - часть логики по соотношению с другой ее частью иторикой (стоики).

Как видно, учение о всеобщих связях и развитии бытия сформирова­лось не сразу. Вначале больше внимания обращалось на связи и развитие мышления людей, на достижение их адекватности реальному материаль­ному миру, отношениям в обществе.

В современной философии бытие осмысливается не только по его сущности, содержанию, структуре, атрибутивным свойствам, видам и способам. Оно исследуется и с точки зрения выявления тех связей, кото­рые характерны для бытия в целом, для конкретных его видов и форм. Иными словами, учение о всеобщих связях и развитии бытия - важней­ший элемент теории всеобщего. Так, П.Алексеев и  А.Панин считают, что философия бытия (онтология) включает в себя: понятие (определение) бытия; соот­ношение духа и материи; самоорганизацию и системность; детерминизм и развитие.

В различных философских системах и школах учение о связях и раз­витии бытия называется по-разному или не имеет специального назва­ния. Но чаще всего оно обозначается термином «диалектика». Учение о связях и развитии исторически формировалось из признания изменчивости всего (бытия). Например, Гераклит считал, что одно и то же есть живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе - в первом. Он полагал также, что в ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем. В философии XX века понятие «диалектика» употребляется в трех основных значениях:

1.Диалектика - совокупность объективных закономерностей и про­цессов, действующих в мире в ходе его движения и развития — объектив­ная диалектика.

2. Диалектика - это взаимосвязь и развитие образов в мышлении че­ловека. Данный процесс изучается диалектикой мышления или логикой.

3. Диалектика - один из всеобщих методов познания, который ис­пользуется не столько для получения конкретных знаний, сколько для определения подходов к изучению бытия.

Диалектика в философии - учение о всеобщих связях и развитии бы­тия: природы, общества и мышления человека; бытия материального и нематериального (духовного). Диалектика изучает не всякое изменение и не любые связи, а только всеобщие, универсальные, характерные для всего бытия, причем внима­ние обращается не столько на само изменение или движение, сколько на одну из разновидностей - развитие.

Основными признаками развития являются:

1) качественный характер изменений;

2) их необратимость;

3) направленность.

Но следует отметить, что какой-либо один из этих при­знаков не является достаточным для определения разви­тия. Недостаточны и какие-либо два из них.

Эти признаки развития необходимы и доста­точны для отграничения данного типа изменений одно­временно от хаотических изменений, механических дви­жений, круговоротов и функционирования. Указание на эти три признака и должно составлять исходное определение понятия развития. Критерий развития комплекс­ный.

Исходное определение данного понятия следующее: развитие— это направленные, необратимые качественные изменения системы.

Данное учение в общем плане не едино. Существует внутренняя и внешняя противоречивость в самом функцио­нировании диалектики, что обусловило ее историческую и современную альтернативность.

Альтернативность диалектики состоит в существовании различных подходов к объяснению развития или отрицанию самой возможности бытия к развитию. Она может быть рассмотрена в трех основных аспек­тах. Во-первых, существуют разные учения в самой теории диалектики, обусловленные принципиально несовместимыми подходами к познанию и изменчивости бытия. Во-вторых, сформировались относительно само­стоятельные по отношению к диалектике учения, которые также пред­ставляют ее альтернативы. В-третьих, диалектика как теория и метод по­знания имеет противоположное по содержанию учение в гносеологии.

К первому аспекту относится существование в теории диалектики двух учений: идеалистической и материалистической диалектики. В их взаимодействии и противостоянии состоит внутренняя альтернативность диалектики. Идеалистическая диалектика ориентируется на обоснова­ние первичности развития идей, понятий. Основы ее заложены Плато­ном, Аристотелем, Гегелем и другими мыслителями. Материалистичес­кая диалектика аргументирует первичность развития материального бытия, отражаемого понятиями, законами и принципами. Исходные по­ложения материалистического понимания развития разрабатывались Ге-раклитом, Зеноном Элейским, Лукрецием, Марксом, Энгельсом, Лени­ным и другими.

Идеалистическая и материалистическая диалектика объясняют раз­витие бытия. При этом используются в основном одни и те же понятия. законы и принципы. Существенное различие состоит в поиске исходных основ, начал объяснения развития. Сторонники идеалистической диа­лектики отстаивают первичность развития духовного, нематериального.

Сторонники материалистической диалектики придерживаются противо­положных исходных основ: развивается, прежде всего, объективный ма­териальный мир, а потом - наше сознание и его содержание.

Ко второму аспекту альтернативности диалектики относятся учения, возникшие вне диалектики и составляющие ей «оппозицию». Это анти­диалектические концепции бытия: «трагическая диалектика», «метафи­зика жизни», «экзистенциальная диалектика», «негативная диалектика», «антиномическая диалектика», мистический рационализм, диалектичес­кая теология и др.

Внешнюю альтернативность диалектике и как учению о развитии и как методу познания составляет метафизика. Она представляет совокупное учение о связях и развитии, о способах и формах познания, объясняющее их принципиально по-иному, чем диалектика. Сторонники метафизики отстаивают независимость элементов бытия в соотношении с их взаимоза­висимостью, признают значимость внешних связей, а не внутренних: ис­точником развития считается внешний толчок, а не внутренняя противо­речивость бытия; характер развития состоит в эволюционности или катастрофизме, но не в единстве постепенного, количественного и скач­кообразного, качественного как в диалектике. Направленность развития сторонники метафизики видят или в прогрессе, или в регрессе, или в «дви­жении по кругу», отрицая взаимодействие данных тенденций и развитие бытия как бы «по спирали».

Она ориентируется на познание бытия в его отдельных связях и покое, на изучение отдельных предметов, а не систем, апеллирует к ир­рациональности. Альтернативу диалектике как методу познания состав­ляет и агностицизм. Он противостоит диалектике тем, что ориентирует­ся не на принципиальную познаваемость бытия в его связях и развитии. а на релятивизм, скептицизм, иррационализм, мистику.

Таким образом, понимание связей и развития бытия многообразно и разнопланово. Диалектика представляет наиболее полное и богатое по содержанию учение, объясняющее развитие.

Диалектика (идеалистическая и материалистическая) представляет си­стему принципов, законов и категорий. Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, науки, а также убежденность в чем-либо, норма или правило поведения. Принципы диалектики - всеобщие научные положения о поступа­тельных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которые имеют исходное значение для мыслительной и практической дея­тельности.

Они сформулированы на основе категорий и законов диалектики. Выделяют два основных принципа диалектики:

- принцип всеобщей связи;

- принцип развития.

Существуют и другие принципы диалектики: принцип детерминизма; принцип противоречивости; принцип количественно-качественного развития бытия; принцип преемственности; принцип необходимости. Они формулируются на основе конкретных диалектических законов, по­знания существенных сторон и признаков, происходящих изменений в бытии, в ходе более конкретной характеристики связей бытия.

Принцип связи выражает (охватывает) все многообразие связей бы­тия и сформулирован в суждении: в бытии (мире) все взаимосвязано.

Связь - философская категория, которая отражает все формы, типы и виды соотношения, взаимообусловленности, взаимозависимости, взаимо­влияния и взаимодействия предметов и явлений материального мира, ло­гических образов сознания (мышления). Принцип ориентирует также на то, что связи не привносятся откуда-то извне в бытие. Они присущи само­му бытию, его видам и формам. Основную роль играют внутренние связи, так как обусловливают целостность конкретных объектов и систем бытия, их единство. Понимание диалектических связей дает возможность опреде­лить закономерную связь, закон. Закон в философии — существенная, внутренняя, необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь бытия.

Принцип разви­тия отражает (охватывает) поступательное - от прошлого через настоя­щее к будущему — изменение бытия, возникновение нового и отмирание старого, через переход от менее совершенного к более совершенному. Развитию присуще наличие источников, движущих сил (детерминант) и механизма, преемственность, направленность и другие признаки. Они конкретизируются в законах и категориях диалектики.

2. Законы диалектики

Законы диалектики действуют всюду и везде, охваты­вают все стороны действительности природу, общество, мышления. Поэтому они имеют всеобщее познаватель­ное, методологическое значение.

Что же такое закон? Понятие закона не только фило­софское понятие. Законы есть в любой науке, в природе, в обществе, в мышлении... А суть закона везде одна и та же.

Закон - это внутренняя и устойчивая связь явлений, обу­славливающая их упорядоченное изменение. В диалектике существуют три Закона:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон перехода количества в качество.

3. Закон отрицания отрицания (или диалектического син­теза).

Основную роль в формировании марксистской диа­лектики сыграли философия Гегеля и антропологизм Фейербаха.

Первый закон диалектики (единства и борьбы проти­воположностей) это закон, в силу которого всем ве­щам, явлениям, процессам свойственны внутренние противоречия, противоположные стороны и тенденции, находящиеся в состоянии взаимосвязи и взаимоотрица­ния. Этот закон отвечает на вопрос: почему происходит развитие.

Борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, разрешаю­щихся на известном этапе исчезновением старого и воз­никновением нового. Во взаимоотношении противополож­ностей можно выделить два этапа:

1. Этап развития, развертывания противоречий, свой­ственных предмету. 2. Этап разрешения этих противоречий. Противоречия бывают антагонистические (враждеб­ные, где одна сторона противоречий исчезает), неантаго­нистические, внутренние, внешние и другие.

В общественной жизни необходима особая регуляция прояв­ления закона, чтобы не допускать обострения противоречий до социаль­ных конфликтов, революций и войн.

Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений выражает механизм всякого развития на основе взаимодействия количе­ства, качества и меры. Основные понятия закона: количество, качество, мера, скачок.

Второй закон диалектики (взаимного перехода количе­ственных и качественных изменений) объясняет, когда про­исходит развитие.

Для начала нам нужно знать понятия, без которых не­возможно объяснить этот закон (диалектики). Например, что такое свойство, качество, количество и мера.

Благодаря взаимодействию вещей проявляются их свойства, которые и познает человек, а через них и сами вещи. Познать вещь значит, установить, из каких свойств она состоит.

Сами свойства вещей представляют собой проявление чего-то более существенного, что характеризует вещь. Это более существенное есть качество вещи. Качество опреде­ляет вещь именно как эту, а не иную вещь.

Качественная определенность какого-либо рода пред­метов означает их одинаковость. Конечно, они отличают­ся по некоторым своим свойствам, но качественно они тождественны. Будучи тождественными по своему качест­ву, они различаются друг от друга лишь количественно. Ко­личество есть выражение однородности вещей, их подо­бия, сходства, вследствие чего они могут подвергаться операции увеличения и уменьшения, разделения и объе­динения и т. п.

Закон взаимоперехода количественных и качест­венных изменений есть такая взаимосвязь количествен­ных и качественных сторон предмета, в силу которых мел­кие, вначале незаметные количественные изменения, постепенно накапливаясь, нарушают меру предмета и вы­зывают коренные качественные изменения, протекающие в виде скачков.

Переход качественных изменений в количе­ственные в процессе развития выражается в том, что каче­ство: 1) определяет характер и направление количествен­ных изменений, 2) оказывает существенное влияние на скорость, темпы протекания количественных изменений и 3) определяет меру (или безмерное развитие) данного яв­ления.

В социальной сфере важным является положение о том, в каких формах и какими средствами осуществляется скачок при за­мене одного качества другим, старого - новым. Предпочтение сохраня­ется за эволюционными социальными скачками.

Закон отрицания отрицания этот закон отвечает на вопрос, как происходит развитие.

Закон отрицания отрицания раскрывает преемственность и направ­ленность развития через необратимую смену старого новым. Основные категории закона: диалектическое отрицание, преемственность, направ­ленность. Закон характеризует спиралевидность развития, указывает на то, что в новом сохраняется от старого не только положительное, но и от­рицательное.

Существуют два типа отрицаниядеструктивное и конструктивное. Деструктивное отрица­ние разрушает систему, ведет к ее распаду, ликвидации; здесь имеет место не регресс, а именно прекращение вся­кого развития, конец существования системы, ее уничто­жение. Конструктивные отрица­ния, наоборот, детерминируются главным образом внут­ренними факторами, внутренними противоречиями. Систе­ма в этом случае содержит в себе свое собственное отрица­ние; это самоотрицание. Оно представляет собой необходимый момент развития, обеспечивает связь низ­шего и высшего, менее совершенного и более совершен­ного, причем и в прогрессивном, и в регрессивном, и в го­ризонтальном развитии.

Таким образом, закон отрицания отрицания не столь экстенсивен по сравнению с законом диалектической про­тиворечивости. Во-первых, сфера его действия ограничи­вается прогрессивным, восходящим направлением разви­тия материальных систем (он не действует в регрессе). Во-вторых, ему подчинены не все системы с прогрес­сивной ветвью развития, а лишь такие, в которых в резуль­тате двух отрицаний-снятий сначала имеет место превра­щение в противоположность, а затем повторное превра­щение в противоположность (на более высокой ступени) и синтезирование содержания предыдущих ступеней.

Возникающее новое не всегда оказывается «созвучно» про­грессу, интересам и идеалам людей. Применительно к обществу закон раскрывает единство прогрессивного, регрессивного и безнаправленного развития при определенной исторической доминанте, которая и дает воз­можность выделять конкретную направленность исторического процесса.

3. Категории диалектики

Категории диалектики - основные понятия, раскрывающие сущностные, главные признаки и процессы развития бытия. Это исходные фор­мы логического мышления, когда его объектом выступает развитие.

Категорий диалектики много. Уже рассматривались такие понятия, как «изменение», «движение», «развитие», «связь», «закон», .а также ка­тегории законов диалектики. Но при изучении диалектики специально рассматриваются так называемые «парные» категории. Они соотноси­тельные, характеризуют с разных сторон развитие и являются основани­ем формирования других законов диалектики.

Категории диалектики классифицируются по разным основаниям. В зависимости от проявления в видах бытия можно выделить категории развития, характеризующие материальный и идеальный (духовный) мир. На основании существования сфер (форм) бытия, выделяются категории развития природы, человека и общества. Можно сгруппировать катего­рии диалектики, раскрывающие закономерное, сущностное и случайное, внешнее, поверхностное в развитии.

Неосновные законы диалектики рас­крывают «парные» категории: сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность и др.

Сущность и явление

Сущность совокупность глубинных связей, отноше­ний и внутренних законов. Она относительно устойчивая сторона предмета, явления, процесса. Например, сущ­ность человека в его социальности.

Явление конкретные события, свойства или про­цессы, выражающие внешние стороны действительно­сти. Оно наблюдаемое, подвижное и изменчивое.

Явление и сущность диалектически связанные про­тивоположности. Нет ни одной системы, которая имела бы одно, и не имела бы другого; нет сущности без проявле­ния, нет явления без сущности. Они неразрывно связаны друг с другом.

Единичное, особенное, общее

Категория единичного обозначает отдельный предмет, явление, процесс.

Особенное общие черты, присущие некоторым объ­ектам, предметам, явлениям, относящимся к определен­ному классу.

Общее общие черты обнаруживаются у всех без иск­лючения представителей определенного класса. Примеры: единичного        особенного          общего

 железо               металл               элемент

роза (индивид)  цветок (вид)       растение (род)

кошка          особи (кошачьи)         животное

Все реальные предметы единичны. Общее в отличие от единичного характеризуется не конкретным простран­ственно-временным бытием, а чертами сходства и подо­бия предметов.

Причина и следствие

Согласно детерминизму природные, общественные и психические явления и процессы детерминированы, то есть возникают, развиваются и уничтожаются закономер­но, в результате действия определённых причин, обуслов­лены ими.

Из двух явлений, если одна из них является источни­ком изменения или возникновения второго, то первое явление будет называться причиной, а второе следст­вием.

Между причиной и следствием могут быть разные со­отношения. 1. Одно и то же следствие может быть вызвано несколькими причинами. Например, головная боль может быть следствием не­скольких причин: солнечного удара, шума, высокого дав­ления и др.

2. Одна причина может привлечь за собой несколько следствий: Например, дождь может стать причиной нескольких следствий: грязи на улице, роста растений, изменения температуры в атмосфере и др.

3. Одна причина может вызвать целую цепочку следст­вий, но при этом каждое следствие может стать причиной следующих явлений: Например, солнечный удар может вызвать цепь следст­вий: повреждение коры головного мозга, это повреждение может вызвать потерю сознания человека, а потеря созна­ния может вызвать падение человека на землю, это паде­ние может стать причиной сотрясения мозга и т. д.

4. Иногда причина и следствие взаимно влияют друг на друга, выполняют практически одновременно роль и причины и следствия: Например, причинно-следственная связь между поч­вой и растением. Почва причина роста и развития расте­ний, а растение причина обогащения почвы и т. д. (Или же: экономика политика).

Случайность и необходимость

В концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности. Необходимость это такая однозначно обусловленная связь явлений, при которой наступление причины обяза­тельно влечет за собой вполне определенное следствие, то есть она вытекает из самой сущности материальных сис­тем, процессов, событий.

Случайность такая связь причины и следствия, при которой допускается реализация любого альтернативного следствия. При этом то, какой именно вариант осущест­вится, зависит от стечения обстоятельств и условий.

Если докопаться до глубины явления, получится, что у случайного тоже есть причина или причины, так как слу­чайность не может возникнуть хаотично и из «ничего».

Мерой возможности наступления случайного события является вероятность.

Пример, закон тяготения это необходимость, но формами проявления этой необходимости будут, скажем, падение мяча в играх, падение человека на землю (если он поскользнулся) и др. С первого взгляда, эти явления слу­чайные, но причиной их падения является необходимый закон всемирного тяготения.

Одно и то же выступает как необ­ходимое в одном отношении и как случайное в другом, причем второй стороной этого отношения выступают условия, совокупность различного рода факторов, влияю­щих на процесс детерминации.

Рассмотрим еще один пример. Если два человека встречаются в определенном месте, не договариваясь о та­кой встрече, то встреча рассматривается как случайная; она не входит в линию существования этих двух людей; она могла быть, а могла и не быть. С другой стороны, если эта встреча планируется с обеих сторон и определяется ин­тересами этих людей, то она является необходимой.

Случайными в науке считаются также события, кото­рые возникают при вариации условий. Любое случайное событие причинно обусловлено и по отношению к определенной группе детерминирующих факторов является закономерным.

Возможность и действительность Предпосылкой возникновения того или иного явле­ния, процесса может служить его потенциальное сущест­вование, или по-другому возможность. Возможностьто, что возникает на основе закономерностей развития, но еще не осуществилось. Под действительностью в широком смысле слова пони­мается весь объективно существующий мир. Не всякая возможность обязательно осуществляется, но любая возможность содержит в себе определенную сте­пень необходимости и, вследствие этого, определенный шанс стать действительностью.

Форма и содержание

Под содержанием понимают совокупность всех эле­ментов, их взаимодействий и изменений, свойственных явлению. Форма относительно устойчивая система связей эле­ментов содержания; принцип упорядоченности.

Содержание и форма понятия диалектические. их диалектика выражается:

1. Содержание определяет форму.

2. Содержание изменяется быстрее формы и между ни­ми возникают противоречия.

3. Новое содержание сбрасывает устаревшую форму и заменяет ее новой формой, соответствующей содержанию.

4. Форма активно влияет на развитие содержания: но­вая ускоряет, устаревшая—тормозит развитие содержания.

 

Таким образом, категории более широко и глубоко раскрывают процесс развития, чем ос­новные законы.

Категории диалектики выступают своеобразными ступеньками по­знания и преобразования человеком окружающей действительности и самого себя, так как каждая из них содержит сумму сущностных знаний об объекте познания. Овладение этими категориями повышает возмож­ности людей в конкретно-творческой деятельности.

Категории диалектики, как опорные пункты и ступеньки, позволяют формировать мировоззрение, совершенствовать методологическую ос­нову экономических, правовых и иных знаний, их применения на прак­тике.

Таким образом, существует достаточно много учений о связи и разви­тии бытия. Одно из них - диалектика, представляющая единство прин­ципов, законов и категорий. Диалектика играет важную мировоззренче­скую, методологическую, познавательную и ценностно-ориентирующую роль для человека и общества.

3.Статистические и динамические закономерности (закономерности жесткой детерминации и статистические закономерности) – два класса закономерностей, различающиеся характером лежащих в их основе связей и зависимостей. Представления о динамических закономерностях являются исторически первыми. Они сформировались под воздействием развития классической физики и прежде всего – классической механики. Механика исходит из изучения законов движения отдельных, индивидуализированных макротел. Основной задачей ее является определение траектории движения макротел под воздействием сил. Весьма существенно, что эта траектория определяется единственным образом. Логическая структура механики легла в основу характеристики динамических закономерностей. Соответственно, в качестве определяющей черты класса динамических закономерностей рассматривается строго однозначный характер всех без исключения связей и зависимостей, отображаемых в рамках соответствующих представлений и теорий. 

Представления о статистических закономерностях сформировались во 2-й пол. 19 в. в ходе становления классической статистической физики, которая исходит из изучения газов как систем, образованных из огромного числа отдельных однотипных объектов (молекул), состояние которых взаимонезависимо. В общем случае статистические системы суть системы, образованные из независимых или квази-независимых сущностей. Соответственно этому при анализе их оснований существенны идеи и методы системного анализа, важнейшим понятием которого является понятие структуры. Математическим аппаратом статистических теорий является теория вероятностей, а структура статистических систем выражается через представления о вероятностных распределениях. Статистические закономерности и есть закономерности, которые выражаются на языке вероятностных распределений – как законы взаимосвязи между распределениями различных величин, характеризующих объекты исследования, и как законы изменения во времени этих распределений. Зависимости между распределениями и их изменения во времени определяются вполне однозначным образом. С позиций распределений делаются заключения как о целостных характеристиках систем, так и о свойствах отдельных элементов этих систем. Специфика статистических систем выражается через понятия случайности, независимости, иерархии (уровней внутреннего строения и детерминации). Тем самым устанавливается самоценность статистических закономерностей. Встает вопрос: как возможно образование (устойчивых) систем из независимых сущностей? Ведь обычно считается, что системы образуются благодаря наличию устойчивых взаимосвязей между элементами, образующими сами системы. Особенностью статистических систем является то, что устойчивость им придают внешние условия, внешние воздействия, которые накладываются на поведение систем и их элементов.

Развитие фундаментальных наук о природе со 2-й пол. 19 в. неотделимо от статистических закономерностей. К таким наукам, помимо статистической физики, относятся общая теория эволюции, генетика, квантовая теория, кибернетика (как общая теория управления и информации). Однако, несмотря на силу и глубину воздействия статистического образа мышления на развитие современной науки, он все еще должным образом не ассимилирован современным мировоззрением. Широко распространены утверждения, что к статистическим представлениям мы вынуждены обращаться вследствие неполноты наших знаний об исследуемых объектах и системах. Во многом это обусловлено тем, что на природу статистических закономерностей смотрят с позиций концепции жесткой детерминации.

Закономерности жесткой детерминации и статистические закономерности характеризуют громадные области бытия. Принято рассматривать концепцию жесткой детерминации и вероятностные взгляды на мир как два предельных, диаметрально противоположных подхода к анализу бытия и познания. Соответственно, становление новой концептуальной парадигмы выступает как своеобразный синтез концепции жесткой детерминации и вероятностного подхода. Связывая познание сложных систем, познание нелинейных процессов с разработкой «стохастической динамики», известные представители Нижегородской школы изучения нелинейных процессов А.В.Гапонов-Грехов и М.И.Рабинович указывают: «В последние годы интерес физиков к «стохастической динамике» непрерывно возрастает: это связано как с появлением большого числа конкретных задач в различных областях, так и с наметившейся возможностью продвинуться в фундаментальной проблеме о связи динамических и статистических законов физики, прежде противопоставлявшихся друг другу» (Гапонов-Грехов А.В., Рабинович М.И. Нелинейная физика. Стохастичность и структуры. – В кн.: Физика 20 в. Развитие и перспективы. М., 1981, с. 228). Рассматриваемая проблема ставится также и в школе И.Пригожина, исследующей концептуальные преобразования в современном научном мышлении. «То, что возникает буквально на наших глазах, – пишут И.Пригожин и И.Стернгерс, – есть описание, промежуточное между двумя противоположными картинами – детерминистическим миром и произвольным миром чистых событий. Реальный мир управляется не детерминистическими законами, равно как и не абсолютной случайностью. В промежуточном описании физические законы приводят к новой форме познаваемости, выражаемой несводимыми вероятностными представлениями» (Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994, с. 262). Анализируя рассматриваемые концепции с широких эволюционных позиций, следует подчеркнуть, что жесткая детерминация символизирует собою неумолимо наступающие события, выражает неизменное, сохраняющееся начало мира, а статистическая концепция с ее опорой на вероятность – наличие внутренней независимости во взаимосвязях событий, наличие подвижного, изменчивого начала мира, дающего возможность возникновения истинно нового, ранее в эволюции не имевшего места. Решение проблемы синтеза законов жесткой детерминации и статистических закономерностей направлено на раскрытие особенностей взаимопроникновения жесткого и пластичного начал мира, что характерно для познания сложно-организованных динамических систем как основного пути концептуального развития современной науки.