Лекцияа 1. Картины мира. Бытие и материя.
1.
Категория бытия. Основные формы философии.
2.
Категория материя и ее развитие в истории
философии.
3.
Понятие субстанции. Монизм, дуализм,
плюрализм в объяснении мира.
4. Движение,
пространство и время.
1. Мировоззрение и картина мира соотносятся как убеждения
и знания. Основой любого мировоззрения являются те или иные знания, составляющие
ту или иную картину мира.
Картина мира - это совокупность знаний, дающая интегральное
осмысление тех сложных процессов, которые протекают в природе и обществе, в
самом человеке.
В структуре картины мира можно
выделить два основных компонента: концептуальный (понятийный) и
чувственно-образный (обыденно-практический). Концептуальный компонент
представлен знаниями, выраженными понятиями и категориями, законами и
принципами, а чувственный - совокупностью
обыденных знаний, наглядных представлений о мире, опытом.
Первые картины мира формировались
стихийно. Попытки целенаправленной систематизации знаний имели место уже в эпоху
античности. Они носили ярко выраженный натуралистический характер, но отражали
внутреннюю потребность человека познать целостно мир и самого себя, свое место
и отношение к миру. С самого начала картина мира органично вплеталась в
мировоззрение человека, носила доминирующий характер в его содержании.
Понятие «картина мира» означает
как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной. В
общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные
картины мира, которые более или менее полно объясняют действительность, содержат
в себе разное соотношение субъективного и объективного.
Картины мира, отводящие человеку
определенное место во Вселенной и этим помогающие ему ориентироваться в бытии,
вырастают из повседневной жизни или в ходе специальной теоретической
деятельности человеческих сообществ. По мнению А. Энштейна, человек стремится каким-то
адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира; и это не только для того, чтобы преодолеть
мир, в котором он живет, но и для того, чтобы в известной мере попытаться
заменить этот мир созданной им картиной.
Человек, выстраивая ту или иную
картину мира, опирается, прежде всего, на
обыденно-практические, а также на теоретические знания.
Различают философскую, естественнонаучную
и религиозную картины мира. Рассмотрим их особенности.
Философская картина мира - это обобщенная, выраженная философскими
понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в его соотнесенности с
человеческой жизнью, осознанной социальной активностью, и соответствующая
определенному этапу исторического развития.
В качестве основных структурных
элементов философской картины мира можно выделить следующие виды знаний: о
природе, об обществе, о познании, о человеке.
Знаниям о природе уделяли внимание
в своих работах многие философы прошлого (Демокрит, Лукреций, Дж. Бруно, Д. Дидро, П. Гольбах, Ф. Энгельс,
А.И. Герцен, Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский и др.).
Постепенно в сферу философии
вошли и стали постоянным предметом ее интереса вопросы общественной жизни
людей, экономические, политические, правовые и другие отношения. Ответы на них нашли отражение в названиях многих сочинений
(например: Платон -
«О государстве», «Законы»; Аристотель —
«Политика»; Т. Гоббс
— «О гражданине», «Левиафан»; Дж. Локк - «Два трактата о государственном управлении»;
Ш. Монтескье -
«О духе законов»; Г. Гегель - «Философия
права»; Ф. Энгельс - «Происхождение
семьи, частной собственности и государства» и др.). Подобно
натурфилософам, предвестникам современного естествознания,
социально-философская мысль подготовила почву для конкретных
социально-политических знаний и дисциплин (гражданская история, юриспруденция и
другие).
Следует отметить, что предметом
философского освоения выступал и сам человек, а также мораль, право, религия,
искусство и другие проявления человеческих способностей и отношений. В философской мысли данная проблематика нашла свое отражение в
ряде философских сочинений (например: Аристотель - «О душе», «Этика», «Риторика»; Авиценна - «Книга знания»; Р. Декарт «Правила
для руководства ума», «Рассуждение о методе»; Б. Спиноза — «Трактат об усовершенствовании разума»,
«Этика»; Т. Гоббс- «О человеке»; Дж. Локк - «Опыт о человеческом разуме»; К. Гельвеций - «Об
уме», «О человеке»; Г. Гегель -«Философия
религии», «Философия морали» и т.д.).
В рамках философского видения
мира сформировались две модели бытия:
а) нерелигиозная философская
картина мира, формирующаяся на основе обобщения данных естественных и
общественных наук, осмысления светской жизни;
б) религиозно-философская картина
мира как система догматически-теоретических взглядов на мир, в которой
смешивается земное и сакральное, происходит удвоение мира, где вера считается
выше истин разума.
Философская картина мира строится
на базе знаний о природном, общественном мире и мире самого человека. Они дополняются
теоретическими обобщениями конкретных наук. Философские идеи не являются
статичными. Это развивающаяся система знаний, которая обогащается все новым и
новым содержанием, новыми открытиями в самой философии и других науках.
Естественнонаучная картина мира
представляет собой совокупность знаний, существующих в формах понятий,
принципов и законов, дающая целостное понимание материального мира как
движущейся и развивающейся природы, объясняющая происхождение жизни и
человека. Она включает в себя наиболее фундаментальные знания о природе, проверенные
и подтвержденные экспериментальными данными.
Основные
элементы общенаучной картину мира: научные знания о
природе; научные знания об обществе; научные знания о человеке и его мышлении.
История развития естественных
наук свидетельствует о том, что в своем познании природы человечество прошло
три основных стадии и вступает в четвертую.
На первой стадии (до XV в.) формировались общие синкретические
(нерасчлененные) представления об окружающем мире как о чем-то целом. Появилась специальная область знаний
- натурфилософия (философия природы), вобравшая в себя первые знания
физики, биологии, химии, математики, мореплавания, астрономии, медицины и т.д.
С XV-XVI
веков началась вторая стадия. На первый план выступила аналитика - мысленное расчленение бытия и выделение
частностей, их изучение. Оно привело к возникновению самостоятельных конкретных
наук о природе: физики, химии, биологии, механики, а также целого ряда других
естественных наук.
Третья стадия развития
естествознания имеет начало с XVII века.
В Новое время постепенно стал осуществляться переход от раздельного познания
«стихий» неживой природы, растений и животных к созданию целостной картины
природы на основе ранее познанных частностей и приобретения новых знаний.
Наступила синтетическая стадия ее изучения.
С конца XIX - начала XX веков
естествознание вступило в четвертую, техногенную
стадию. Использование многообразной техники для изучения природы, ее
преобразования и использования в интересах человека стало главным,
доминирующим.
Основные черты современной
естественнонаучной картины мира: 1. Она
строится на познании объектов, существующих и
развивающихся самостоятельно, по своим законам. Естественные науки хотят узнать
мир «таким, как он есть» и поэтому их объект -
материальная реальность, ее виды и формы -
космос, его микро-, макро- и мегамиры, неживая и живая природа, вещество
и физические поля.
2. Естественные науки стремятся отразить и
объяснить природу в строгих понятиях, математических и иных исчислениях.
Законы, принципы и категории данных наук выступают мощным орудием дальнейшего
познания и преобразования природных явлений и процессов.
3. Естественнонаучное знание представляет
динамично развивающуюся и противоречивую систему, которая постоянно
эволюционирует. Так, в свете новых открытий в естествознании значительно
расширились наши знания о двух основных формах существования материи: веществе
и физических полях, веществе и антивеществе, о других способах существования
природы.
4. Естественнонаучная картина мира не включает
в себя религиозные объяснения природы. Образ мира (космоса) предстает как
единство неживой и живой природы, имеющих свои
специфические законы, а также подчиняющиеся более общим закономерностям.
Религиозная картина мира не
существует как целостная система знаний, так как действуют десятки и сотни
различных религий и конфессий. В каждой религии сформирована своя картина мира,
основанная на символах веры, религиозной догматике и культах. Но общим
положением для всех религиозных картин мира является то, что они основаны не на
совокупности истинных знаний, а на знаниях-заблуждениях и религиозной вере.
Можно назвать некоторые
особенности обобщенной современной религиозной картины мира применительно к
основным мировым религиям: буддизму, христианству и исламу.
1. Религиозные знания представляют собой знания-веру или знания-'.
заблуждения о том, что существует сверхъестественное. Если к нему относиться с
уважением, почитать его, то человек может получить блага и милости. Центральный
пункт любой религиозной картины мира -сверхъестественный
символ Бога (богов). Бог предстает как «истинная» реальность и источник благ
для человека.
В религиозных картинах мира Бог
представляет собой вечный и неразвивающийся абсолют
Истины, Добра и Красоты.
2. В учении о мире как второй после бога
реальности важное место в различных религиях занимает вопрос о его создании и
устройстве. Сторонники религии верят, что материальное создано богом, а мир
существует как посюсторонний эмпирический, в котором временно живет человек,
так и мир потусторонний, где вечно обитают души людей. Потусторонний мир
разделяется в некоторых религиях на три уровня существования: мир богов, мир
рая и мир ада.
Небо как обиталище богов, например в буддизме и христианстве, устроено весьма сложно.
Христианство выстраивает свою иерархию высшего мира, куда входят сонмы ангелов
(вестников богов) разных рангов. Признается три иерархии ангелов, в каждой из
которых по три «чина». Так, первая иерархия ангелов состоит из трех «чинов» - серафимов, херувимов и престолов.
3. Важное место в религиозных картинах мира
занимают представления о времени, которые в разных конфессиях трактуются
неоднозначно.
Для христианства социальное время
выстроено линейно. История людей — это
путь, который имеет свое божественное начало, а затем -жизнь
«во грехе» и молениях Богу во спасение, затем -
конец света и возрождение человечества в результате второго, спасительного
пришествия Христа. История не циклична, не бессмысленна, она следует в определенном
направлении, и направление это предопределено Богом.
Буддизм оперирует периодами
«космического времени», которые носят название «кальпы». Каждая кальпа длится 4 миллиарда 320 миллионов
лет, после чего происходит «сгорание» Вселенной. Причиной гибели мира всякий
раз становятся накопленные грехи людей.
Во многих религиях имеются
«судьбоносные» дни и часы, которые находят выражение в религиозных праздниках,
воспроизводящих священные события. Верующие выступают в этом случае, как
считается, лично причастными к великому и прекрасному событию, к самому Богу.
Рассмотренные картины мира имеют
общие признаки: во-первых, все они своей основой имеют обобщенные знания о
бытии, хотя и различного характера; во-вторых,
выстраивая зримый портрет мироздания, его
образно-понятийную копию, все картины мира не выносят за свои •рамки самого
человека. Он оказывается внутри ее. Проблемы мира и t проблемы самого
человека всегда тесно переплетены.
картины мира.
2. Исходным положением философии является признание
материальности мира, его несотворимости и неуничтожимости, вечности существования во времени и бесконечности
в пространстве, признание его
непрерывного саморазвития.
Какие аргументы вы привели бы в защиту положения о вечности, неуничтожимости материи и движения?
В современной науке и философии
понятие «мир» рассматривается в двух значениях: во-первых: мир как объективная реальность, которая существует
независимо от человеческого познания. Он охватывает галактику и метагалактики.
Такой мир характеризуется как бесконечный во времени и беспредельный в
пространстве, он не имеет ни начала, ни конца. Мир в этом понимании настолько
огромен, что превосходит всякие фантазии.
И, во-вторых, «мир» понимают как окружающий человека мир, который является
огромным полем действия человека. Такой мир прямо или косвенно влияет на жизнь
человека, преобразует ее. Этот мир полон опасности и неожиданности, необходимости
и случайности, возможности и невозможности... Человек с этим миром находится в
вечном контакте. С одной стороны, человек преобразует его, а с другой — сам испытывает его влияние.
Мир состоит из
двух отличных друг от друга частей: природы,
которую человек не создавал и которая существует независимо от него, и культуры, которая является
результатом духовной и практической деятельности человека.
Мир в первом значении является
предметом изучения разных (в том числе и специальных) наук, а философия имеет
дело со вторым пониманием мира.
БЫТИЕ. Мир существует
как непреходящее единство вне и независимо от воли и сознания человека. Человек в повседневной жизни,
практической деятельности склонен к поиску своего единства с природой, с
другими людьми, с обществом. В то же время ему достаточно очевидны существенные
различия между вещным и духовным,
природой и обществом, между собой и другими людьми. И все же человеку важно
найти и обрести общее между различными целостностями окружающего мира.
Подход к миру
как единству многообразного — природно-вещного
и духовного обязательно должен был родиться в человеческой практике, а затем
стать и проблемой культуры.
Основной аспект философской проблемы бытия состоит в следующем: природа,
человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различные по формам своего существования,
они, прежде всего благодаря своему существованию образуют целостное единство
бесконечного, непреходящего мира.
Иными словами, существование всего, что есть, было и будет в мире — предпосылка единства мира.
Формы бытия
Проблема форм бытия важна для
повседневной практики и познавательной деятельности людей (хотя в жизни она
чаще всего осмысливается и обсуждается не в философских терминах).
Принципиально важна она и для
философии. Раз основной вопрос философии —
это вопрос об отношении мышления к бытию, то его глубокое разрешение зависит от
расшифровки понятия бытия, от рассмотрения его основных форм. Различные виды
идеализма, как правило, уделяют более пристальное внимание бытию какой-либо
специфической формы. Диалектический материализм, как развитая и глубокая
концепция, отличается тем, что к формам бытия он подходит дифференцирование.
При определении бытия мы сначала
остановились на том, что (различные) целостности мира равно существуют и что
это придает всем им характер реальности, создает предпосылку единства мира.
Целесообразно выделить следующие
различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:
1) бытие вещей (тел),
процессов, которое, в свою очередь, делится на: бытие вещей, процессов,
состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов,
произведенных человеком;
2) бытие человека, которое подразделяется на
бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;
3) бытие духовного
(идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и
объективированное духовное;
4) бытие социального, которое делится на
индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе
истории) и бытие общества.
Схема 1
Бытие — очень широкое понятие, оно обозначает существование
вообще: существование любого предмета, явления, вида, формы, даже пустоты — относится к бытию. Отрицание бытия будет небытие, ничто.
Различают два вида бытия: реальное и идеальное. Они отличаются
друг от друга по способу своего существования.
Реальное бытие — это все то, что существует в пространстве и
во времени. Оно вечно меняется —
обновляется. Реальное может существовать как объективно, так и субъективно.
Реальное бытие подразумевает существование независимо от человеческого
познания.
Идеальное же бытие — наоборот, это то, что существует вне времени
и пространства. Оно неизменно и существует в сознании человека. Идеальными
являются духовные процессы, психические переживания, чувства и др.
3. МАТЕРИЯ. С латинского языка означает вещество. Отсюда
и материальное — вещественное. Согласно
материализму, материя — основная философская
категория. Он считает, что она является субстанцией всего мира, всего
реального бытия.
Современное понимание материи
гласит: «материя есть философская категория для обозначения объективной
реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется,
фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует независимо от них
(ощущений)».
В
XVII— XVIII веках материализм материю отождествлял с природой. В
марксистской философии ее понятие еще расширили и отождествили с понятием
бытия, которое понимается как объективная реальность. А объективная
реальность всегда принимается как материальная. Любая реальность, которая
существует независимо от сознания человека, то есть объективно — есть материя.
Материя и объективная реальность
не являются тождественными понятиями. Все то, что объективно существует, не
есть материя. Более того, не совсем правомерно полное отождествление физической
реальности с материей. В современной физике различают два вида реальности — вещество и свет (электромагнитное поле). Из
этих реальностей только первое называют —
материей, а второе — нет. И, кстати,
такое решение этого вопроса вполне соответствует традициям современной
западноевропейской философии.
Материя всегда существует в
виде конкретных материальных систем.
Система — это внутренне (или внешне) упорядоченное множество
взаимосвязанных элементов. Примеры системы: молекула является системой, которая
состоит из атомов и определенной связи между ними. Атом — тоже система, состоящая из ядра и электронных оболочек. Ядро, в
свою очередь, тоже является системой, которая имеет внутреннюю структуру.
Существует три группы системы:
1. Системы неживой природы (к ним относятся
поля, атомы, макро- и микрокосмические системы)
2. Биологические системы (вся биосфера от
микроорганизмов до человека).
3. Социально организованные системы (человек — общество).
Материальные системы всегда
взаимодействуют с внешним окружением. Некоторые свойства, отношения и связи
элементов в этом взаимодействии меняются, но основные связи могут сохраняться,
и это сохранение является условием существования системы как целого.
4. Термин «субстанция» с латинского
означает «под лежащее», лежащее в основе, сущность. Этот вопрос занимал философов всех времен, еще милетцы искали архе, субстанцию,
начало всех вещей в мире. Неважно, что ответы и выводы мыслителей древности по
этому вопросу были наивными, такими, какие позволяли делать первые шаги
научного мышления человечества. Важно другое, а конкретно то, что такие попытки
поиска субстанции дают начало новому типу мышления, свободного от мифологии,
на основе которого рождаются и формируются философия и наука.
Проблема субстанции — одна из основных проблем философии, которая
имеет два аспекта: первый, по отношению
к бесконечному миру, и второй, по
отношению к конечным вещам. Коротко о каждом.
Проблема субстанции всего мира
подразумевает решение вопроса о его сотворении. Как вы знаете, здесь существует
две точки зрения: религиозная и
нерелигиозная. Религия исходит из догмы о сотворении мира сверхъестественным
творцом — Богом. Библия рассказывает, как
Бог из ничего создал мир за шесть дней. Религиозные точки зрения опираются не
на знание, а на веру.
Нерелигиозная точка зрения: мир
никем не создан, он вечен, был всегда, есть и будет вечно. Он постоянно меняется
и обновляется.
Возникает вопрос, существует ли в
мире что-нибудь неизменное в процессе такого непрерывного изменения и
обновления? На этот вопрос тоже существует два ответа: позитивистский и метафизический. Позитивисты, опираясь на науку,
считают, что проблема субстанции ненаучная проблема, она лишена сути и
содержания, по характеру она является метафизической, научно подтвердить
субстанцию невозможно, поэтому, утверждают позитивисты, не следует эту проблему
исследовать вовсе. Нужно ограничиваться теми знаниями, которые нам дает опыт.
А опыт показывает, что вечного, неизменногй в мире
нет ничего.
А метафизика признает
существование субстанции. Хотя среди метафизиков существуют разные мнения по
поводу того, сколько этих субстанций.
Направление, которое признает
существование одной субстанции (либо материальной, либо идеальной) называется монизм (милетцы,
Спиноза).
Признание двух равноправных начал
(субстанций), идеального и материального одновременно — называется дуализм (Декарт).
А множество начал признает
плюрализм (Эмпедокл, Анаксагор).
Теперь о втором аспекте проблемы
субстанции. О проблеме субстанции индивидуального предмета.
Индивидуальный предмет существует
во времени, он имеет начало и конец. В промежутке этого времени, то есть начала
и конца (это есть время существования данного предмета), предмет остается
самим собой, но при этом претерпевает вечное изменение, обновление. Как это понимать?
Обратимся к примеру: растение, оно растет, развивается,
через определенное время оно погибает. Но все это время оно остается
растением. Второй пример, ребенок рождается, малыш растет, становится
подростком, взрослеет, стареет и умирает. За все это время он меняется и физически
и духовно, но всегда остается человеком.
Это говорит о том, что есть нечто
такое, которое не меняется в вечном изменении. Философы этот феномен, это
«нечто» называют сущностью. Вещь, предмет как явление — меняется, но его сущность остается неизменной, и она является
основой, субстанцией предмета.
5. Пространство
и время. Реальность всегда существует
в пространстве и во времени. Каждый окружающий нас предмет реальности
существует где-то и в каком-то отрезке времени.
Пространство и время являются
общими формами бытия всех материальных систем и процессов.
Материя в тех или иных формах
имеется всюду, а пространство выступает как всеобщее свойство, атрибут материи.
Пространство и время существуют объективно
и независимо от сознания человека, но
вовсе не от материи, так как материи не существует без пространства и времени.
Пространство в философии
определяют так: это такая форма бытия материи, которая выражает ее
протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элементов в
различных материальных системах.
Время — форма бытия, характеризующая длительность существования всех
объектов и последовательность смены состояний.
Пространство и время нашего мира
имеет четыре измерения: три из них характеризуют пространство и одно — время. Чтобы задать положение тела в
пространстве, достаточно трех координат, а временная характеристика события
определяется одной координатой.
О пространстве и времени можно
говорить очень долго, но я не смогу подробно обсудить всю проблематику,
связанную с ними.
Пространство и время имеют
определенные свойства. Их можно сгруппировать следующим образом: общие свойства (характеристики),
частные или особенные свойства.
К общим свойствам пространства и
времени относятся: бесконечность и
всеобщность.
Частными называют такие свойства
пространства и времени, которые их отличают друг от друга. Частные
характеристики пространства: трехмерность,
протяженность, неразрывная связь со временем. Частные характеристики времени: одномерность,
необратимость, асимметричность, единство прерывности и непрерывности.
ДВИЖЕНИЕ
Структурность материи,
существование в ней определенного типа материальных систем предполагает
внутреннее и внешнее взаимодействие объектов. Оно приводит к изменению свойств
объектов, их состояний и отношений. Все эти изменения представляют неотъемлемую
характеристику бытия материального мира.
Изменение — в философии обозначается понятием движение.
Познавая окружающий мир, мы
видим, что в нем нет ничего абсолютно застывшего и неизменного; все находится
в движении, переходит из одних форм в другие.
Абсолютного покоя, равновесия и
неподвижности нигде нет, всякий покой, равновесие относительны и являются
определенным состоянием движения.
Материя является субстратом всех
изменений в мире, она не может существовать вне движения. Любой ее объект
существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы
движения. При уничтожения
этих типов движения объект прекращает свое существование, переходит в другие
объекты, которые, в свою очередь, характеризуются определенным набором типов и
форм движения. Это означает, что движение внутренне присуще материи. Движение
абсолютно, оно есть неотъемлемое свойство, атрибут материи.
Движение есть способ существования
материи. Существует два типа движения:
1. С сохранением качества.
2. С изменением качества.
Пример первого типа: падение
солнечных лучей на поверхность камня, здесь есть движение луча, но нет качественных
изменений, камень остается камнем, лучи — лучами.
Пример второго типа движения: 02+О = О3, здесь движение есть, прибавление
одного атома (или электрона), и это движение привело к изменению качества,
вместо кислорода — озон. Второй пример,
увеличение или уменьшение количества градусов температуры воды дает качественно
разные состояния воды — лед или пар.
В сфере биологии тоже можно
обнаружить эти типы движения. Например, а) формирование новых видов животных и
растительных организмов, б) последовательные стадии развития отдельных
организмов и другие.
В общественной жизни в качестве
образцов второго типа движения выступает смена общественно-экономических
формаций.
Кроме типов движения различают формы движения. Идея о формах движения
и их взаимосвязи выдвинута Энгельсом. Он в основу их классификации положил следующие
принципы:
1. Каждому уровню организации материи (живому,
неживому) должна соответствовать своя форма движения. 2. Между формами существует
генетическая связь, то есть форма движения возникает на базе низших форм. 3. Высшие формы движения качественно
несводимы к низшим формам.
Исходя из этих принципов
классификации, Энгельс выделил пять форм движения:
• механическая
(пространственное перемещение),
• физическая (электромагнетизм, звук,
гравитация, теплота),
• химическая (превращение
атомов и молекул веществ),
• биологическая
(обмен веществ в живых организмах),
• социальная
(общественные изменения, а также мышление).
Из этих форм механическая
считается самой низшей, а социальная —
самой высшей формой движения. Высшие формы движения нельзя редуцировать, свести
к низшим формам.