Лекцияа 1. Картины мира. Бытие и материя.

1.   Категория бытия. Основные формы философии.

2.   Категория материя и ее развитие в истории философии.

3.   Понятие субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм в объяснении мира.

4.   Движение, пространство и время.

 

1.     Мировоззрение и картина мира соотносятся как убеждения и знания. Основой любого мировоззрения являются те или иные знания, составля­ющие ту или иную картину мира.

Картина мира - это совокупность знаний, дающая интегральное ос­мысление тех сложных процессов, которые протекают в природе и обществе, в самом человеке.

В структуре картины мира можно выделить два основных компонен­та: концептуальный (понятийный) и чувственно-образный (обыденно-практический). Концептуальный компонент представлен знаниями, вы­раженными понятиями и категориями, законами и принципами, а чувственный - совокупностью обыденных знаний, наглядных представ­лений о мире, опытом.

Первые картины мира формировались стихийно. Попытки целена­правленной систематизации знаний имели место уже в эпоху античнос­ти. Они носили ярко выраженный натуралистический характер, но отра­жали внутреннюю потребность человека познать целостно мир и самого себя, свое место и отношение к миру. С самого начала картина мира ор­ганично вплеталась в мировоззрение человека, носила доминирующий характер в его содержании.

Понятие «картина мира» означает как бы зримый портрет мирозда­ния, образно-понятийную копию Вселенной. В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира, которые более или менее полно объясняют действительность, со­держат в себе разное соотношение субъективного и объективного.

Картины мира, отводящие человеку определенное место во Вселен­ной и этим помогающие ему ориентироваться в бытии, вырастают из по­вседневной жизни или в ходе специальной теоретической деятельности человеческих сообществ. По мнению А. Энштейна, человек стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира; и это не только для того, чтобы преодолеть мир, в котором он жи­вет, но и для того, чтобы в известной мере попытаться заменить этот мир созданной им картиной.

Человек, выстраивая ту или иную картину мира, опирается, прежде всего, на обыденно-практические, а также на теоретические знания.

Различают философскую, естественнонаучную и религиозную карти­ны мира. Рассмотрим их особенности.

Философская картина мира - это обобщенная, выраженная философ­скими понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в его соот­несенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активнос­тью, и соответствующая определенному этапу исторического развития.

В качестве основных структурных элементов философской картины мира можно выделить следующие виды знаний: о природе, об обществе, о познании, о человеке.

Знаниям о природе уделяли внимание в своих работах многие фило­софы прошлого (Демокрит, Лукреций, Дж. Бруно, Д. Дидро, П. Гольбах, Ф. Энгельс, А.И. Герцен, Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский и др.).

Постепенно в сферу философии вошли и стали постоянным предме­том ее интереса вопросы общественной жизни людей, экономические, политические, правовые и другие отношения. Ответы на них нашли от­ражение в названиях многих сочинений (например: Платон - «О госу­дарстве», «Законы»; Аристотель «Политика»; Т. Гоббс «О граждани­не», «Левиафан»; Дж. Локк - «Два трактата о государственном управлении»; Ш. Монтескье - «О духе законов»; Г. Гегель - «Филосо­фия права»; Ф. Энгельс - «Происхождение семьи, частной собственнос­ти и государства» и др.). Подобно натурфилософам, предвестникам со­временного естествознания, социально-философская мысль подготовила почву для конкретных социально-политических знаний и дисциплин (гражданская история, юриспруденция и другие).

Следует отметить, что предметом философского освоения выступал и сам человек, а также мораль, право, религия, искусство и другие про­явления человеческих способностей и отношений. В философской мыс­ли данная проблематика нашла свое отражение в ряде философских со­чинений (например: Аристотель - «О душе», «Этика», «Риторика»; Авиценна - «Книга знания»; Р. Декарт «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе»; Б. Спиноза «Трактат об усовершенствовании разума», «Этика»; Т. Гоббс- «О человеке»; Дж. Локк - «Опыт о челове­ческом разуме»; К. Гельвеций - «Об уме», «О человеке»; Г. Гегель -«Философия религии», «Философия морали» и т.д.).

В рамках философского видения мира сформировались две модели бытия:

а) нерелигиозная философская картина мира, формирующаяся на ос­нове обобщения данных естественных и общественных наук, осмысле­ния светской жизни;

б) религиозно-философская картина мира как система догматически-теоретических взглядов на мир, в которой смешивается земное и сакраль­ное, происходит удвоение мира, где вера считается выше истин разума.

Философская картина мира строится на базе знаний о природном, общественном мире и мире самого человека. Они допол­няются теоретическими обобщениями конкретных наук. Философские идеи не являются статичными. Это развива­ющаяся система знаний, которая обогащается все новым и новым содер­жанием, новыми открытиями в самой философии и других науках.

Естественнонаучная картина мира представляет собой совокупность знаний, существующих в формах понятий, принципов и законов, даю­щая целостное понимание материального мира как движущейся и разви­вающейся природы, объясняющая происхождение жизни и человека. Она включает в себя наиболее фундаментальные знания о природе, про­веренные и подтвержденные экспериментальными данными.

Основные элементы общенаучной картину мира: научные знания о природе; научные знания об обществе; научные знания о человеке и его мышлении.

История развития естественных наук свидетельствует о том, что в своем познании природы человечество прошло три основных стадии и вступает в четвертую.

На первой стадии (до XV в.) формировались общие синкретические (нерасчлененные) представления об окружающем мире как о чем-то це­лом. Появилась специальная область знаний - натурфилософия (фило­софия природы), вобравшая в себя первые знания физики, биологии, хи­мии, математики, мореплавания, астрономии, медицины и т.д.

С XV-XVI веков началась вторая стадия. На первый план выступила аналитика - мысленное расчленение бытия и выделение частностей, их изучение. Оно привело к возникновению самостоятельных конкретных наук о природе: физики, химии, биологии, механики, а также целого ря­да других естественных наук.

Третья стадия развития естествознания имеет начало с XVII века. В Новое время постепенно стал осуществляться переход от раздельного познания «стихий» неживой природы, растений и животных к созданию целостной картины природы на основе ранее познанных частностей и приобретения новых знаний. Наступила синтетическая стадия ее изу­чения.

С конца XIX - начала XX веков естествознание вступило в четвер­тую, техногенную стадию. Использование многообразной техники для изучения природы, ее преобразования и использования в интересах че­ловека стало главным, доминирующим.

Основные черты современной естественнонаучной картины мира: 1. Она строится на познании объектов, существующих и развиваю­щихся самостоятельно, по своим законам. Естественные науки хотят уз­нать мир «таким, как он есть» и поэтому их объект - материальная ре­альность, ее виды и формы - космос, его микро-, макро- и мегамиры, неживая и живая природа, вещество и физические поля.

2. Естественные науки стремятся отразить и объяснить природу в строгих понятиях, математических и иных исчислениях. Законы, принципы и категории данных наук выступают мощным орудием дальнейше­го познания и преобразования природных явлений и процессов.

3. Естественнонаучное знание представляет динамично развивающу­юся и противоречивую систему, которая постоянно эволюционирует. Так, в свете новых открытий в естествознании значительно расширились наши знания о двух основных формах существования материи: веществе и физических полях, веществе и антивеществе, о других способах суще­ствования природы.

4. Естественнонаучная картина мира не включает в себя религиозные объяснения природы. Образ мира (космоса) предстает как единство не­живой и живой природы, имеющих свои специфические законы, а также подчиняющиеся более общим закономерностям.

Религиозная картина мира не существует как целостная система зна­ний, так как действуют десятки и сотни различных религий и конфессий. В каждой религии сформирована своя картина мира, основанная на сим­волах веры, религиозной догматике и культах. Но общим положением для всех религиозных картин мира является то, что они основаны не на совокупности истинных знаний, а на знаниях-заблуждениях и религиоз­ной вере.

Можно назвать некоторые особенности обобщенной современной религиозной картины мира применительно к основным мировым рели­гиям: буддизму, христианству и исламу.

1. Религиозные знания представляют собой знания-веру или знания-'. заблуждения о том, что существует сверхъестественное. Если к нему от­носиться с уважением, почитать его, то человек может получить блага и милости. Центральный пункт любой религиозной картины мира -сверхъестественный символ Бога (богов). Бог предстает как «истинная» реальность и источник благ для человека.

В религиозных картинах мира Бог представляет собой вечный и нераз­вивающийся абсолют Истины, Добра и Красоты.

2. В учении о мире как второй после бога реальности важное место в различных религиях занимает вопрос о его создании и устройстве. Сто­ронники религии верят, что материальное создано богом, а мир сущест­вует как посюсторонний эмпирический, в котором временно живет че­ловек, так и мир потусторонний, где вечно обитают души людей. Потусторонний мир разделяется в некоторых религиях на три уровня су­ществования: мир богов, мир рая и мир ада.

Небо как обиталище богов, например в буддизме и христианстве, ус­троено весьма сложно. Христианство выстраивает свою иерархию выс­шего мира, куда входят сонмы ангелов (вестников богов) разных рангов. Признается три иерархии ангелов, в каждой из которых по три «чина». Так, первая иерархия ангелов состоит из трех «чинов» - серафимов, хе­рувимов и престолов.

3. Важное место в религиозных картинах мира занимают представле­ния о времени, которые в разных конфессиях трактуются неоднозначно.

Для христианства социальное время выстроено линейно. История людей это путь, который имеет свое божественное начало, а затем -жизнь «во грехе» и молениях Богу во спасение, затем - конец света и возрождение человечества в результате второго, спасительного пришест­вия Христа. История не циклична, не бессмысленна, она следует в опре­деленном направлении, и направление это предопределено Богом.

Буддизм оперирует периодами «космического времени», которые но­сят название «кальпы». Каждая кальпа длится 4 миллиарда 320 миллио­нов лет, после чего происходит «сгорание» Вселенной. Причиной гибели мира всякий раз становятся накопленные грехи людей.

Во многих религиях имеются «судьбоносные» дни и часы, которые находят выражение в религиозных праздниках, воспроизводящих свя­щенные события. Верующие выступают в этом случае, как считается, лично причастными к великому и прекрасному событию, к самому Богу.

 

Рассмотренные картины мира имеют общие признаки: во-первых, все они своей основой имеют обобщенные знания о бытии, хотя и различного характера; во-вторых, выстраивая зримый портрет мироздания, его образно-понятийную копию, все картины мира не выносят за свои •рамки самого человека. Он оказывается внутри ее. Проблемы мира и t проблемы самого человека всегда тесно переплетены. картины мира.

2.     Исходным положением философии является призна­ние материальности мира, его несотворимости и неуничтожимости, вечности существования во времени и беско­нечности в пространстве, признание его непрерывного са­моразвития.

Какие аргументы вы привели бы в защиту положения о вечности, неуничтожимости материи и движения?

В современной науке и философии понятие «мир» рас­сматривается в двух значениях: во-первых: мир как объек­тивная реальность, которая существует независимо от че­ловеческого познания. Он охватывает галактику и метага­лактики. Такой мир характеризуется как бесконечный во времени и беспредельный в пространстве, он не имеет ни начала, ни конца. Мир в этом понимании настолько огро­мен, что превосходит всякие фантазии. И, во-вторых, «мир» понимают как окружающий человека мир, который является огромным полем действия человека. Такой мир прямо или косвенно влияет на жизнь человека, преобразу­ет ее. Этот мир полон опасности и неожиданности, необ­ходимости и случайности, возможности и невозможно­сти... Человек с этим миром находится в вечном контакте. С одной стороны, человек преобразует его, а с другойсам испытывает его влияние.

Мир состоит из двух отличных друг от друга частей: природы, которую человек не создавал и которая сущест­вует независимо от него, и культуры, которая является результатом духовной и практической деятельности че­ловека.

Мир в первом значении является предметом изучения разных (в том числе и специальных) наук, а философия имеет дело со вторым пониманием мира.

БЫТИЕ. Мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли и сознания человека. Человек в повседневной жизни, практической деятельности скло­нен к поиску своего единства с природой, с другими людь­ми, с обществом. В то же время ему достаточно очевидны существенные различия между вещным и духовным, приро­дой и обществом, между собой и другими людьми. И все же человеку важно найти и обрести общее между различ­ными целостностями окружающего мира.

Подход к миру как единству многообразного природ­но-вещного и духовного обязательно должен был родиться в человеческой практике, а затем стать и проблемой культу­ры. Основной аспект философской проблемы бытия со­стоит в следующем: природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различные по формам своего су­ществования, они, прежде всего благодаря своему сущест­вованию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира. Иными словами, существование все­го, что есть, было и будет в мире предпосылка единства мира.

Формы бытия

Проблема форм бытия важна для повседневной прак­тики и познавательной деятельности людей (хотя в жизни она чаще всего осмысливается и обсуждается не в фило­софских терминах).

Принципиально важна она и для философии. Раз основной вопрос философии это вопрос об отношении мышления к бытию, то его глубокое разрешение зависит от расшифровки понятия бытия, от рассмотрения его основных форм. Различные виды идеализма, как правило, уделяют более пристальное внимание бытию какой-либо специфической формы. Диалектический материализм, как развитая и глубокая концепция, отличается тем, что к формам бытия он подходит диффе­ренцирование.

При определении бытия мы сначала остановились на том, что (различные) целостности мира равно существуют и что это придает всем им характер реальности, создает предпосылку единства мира.

Целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов, которое, в свою оче­редь, делится на: бытие вещей, процессов, состояний при­роды, бытие природы как целого и бытие вещей и процес­сов, произведенных человеком;

2) бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бы­тие;

3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное;

4) бытие социального, которое делится на индивидуа­льное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Схема 1

Бытие очень широкое понятие, оно обозначает су­ществование вообще: существование любого предмета, явления, вида, формы, даже пустоты относится к бы­тию. Отрицание бытия будет небытие, ничто.

Различают два вида бытия: реальное и идеальное. Они отличаются друг от друга по способу своего существова­ния.

Реальное бытие это все то, что существует в про­странстве и во времени. Оно вечно меняется обновляет­ся. Реальное может существовать как объективно, так и субъективно. Реальное бытие подразумевает существова­ние независимо от человеческого познания.

Идеальное же бытие наоборот, это то, что существует вне времени и пространства. Оно неизменно и существует в сознании человека. Идеальными являются духовные процессы, психические переживания, чувства и др.

3.     МАТЕРИЯ. С латинского языка означает вещество. Отсюда и материальное вещественное. Согласно материализму, материя основная фило­софская категория. Он считает, что она является субстан­цией всего мира, всего реального бытия.

Современное понимание материи гласит: «материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, кото­рая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует независимо от них (ощущений)».

В XVII— XVIII веках материализм материю отождест­влял с природой. В марксистской философии ее понятие еще расширили и отождествили с понятием бытия, ко­торое понимается как объективная реальность. А объек­тивная реальность всегда принимается как материаль­ная. Любая реальность, которая существует независимо от сознания человека, то есть объективно есть мате­рия.

Материя и объективная реальность не являются тождественными понятиями. Все то, что объек­тивно существует, не есть материя. Более того, не совсем правомерно полное отождествление физической реально­сти с материей. В современной физике различают два вида реальности вещество и свет (электромагнитное поле). Из этих реальностей только первое называют материей, а второе нет. И, кстати, такое решение этого вопроса вполне соответствует традициям современной западноев­ропейской философии.

Материя всегда существует в виде конкретных мате­риальных систем.

Система это внутренне (или внешне) упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Примеры системы: молекула является системой, кото­рая состоит из атомов и определенной связи между ними. Атом тоже система, состоящая из ядра и электронных оболочек. Ядро, в свою очередь, тоже является системой, которая имеет внутреннюю структуру. Существует три группы системы:

1. Системы неживой природы (к ним относятся поля, атомы, макро- и микрокосмические системы)

2. Биологические системы (вся биосфера от микроорга­низмов до человека).

3. Социально организованные системы (человек общество).

Материальные системы всегда взаимодействуют с внешним окружением. Некоторые свойства, отношения и связи элементов в этом взаимодействии меняются, но основные связи могут сохраняться, и это сохранение явля­ется условием существования системы как целого.

 

4.     Термин «субстанция» с латинского означает «под лежа­щее», лежащее в основе, сущность. Этот вопрос занимал философов всех времен, еще милетцы искали архе, субстанцию, начало всех вещей в мире. Неважно, что ответы и выводы мыслителей древности по этому вопросу были наивными, такими, какие позволяли делать первые шаги научного мышления человечества. Важно другое, а конкретно то, что такие попытки поиска субстанции дают начало новому типу мышления, свобод­ного от мифологии, на основе которого рождаются и фор­мируются философия и наука.

Проблема субстанции одна из основных проблем философии, которая имеет два аспекта: первый, по отно­шению к бесконечному миру, и второй, по отношению к ко­нечным вещам. Коротко о каждом.

Проблема субстанции всего мира подразумевает реше­ние вопроса о его сотворении. Как вы знаете, здесь суще­ствует две точки зрения: религиозная и нерелигиозная. Ре­лигия исходит из догмы о сотворении мира сверхъестест­венным творцом Богом. Библия рассказывает, как Бог из ничего создал мир за шесть дней. Религиозные точки зрения опираются не на знание, а на веру.

Нерелигиозная точка зрения: мир никем не создан, он вечен, был всегда, есть и будет вечно. Он постоянно меня­ется и обновляется.

Возникает вопрос, существует ли в мире что-нибудь неизменное в процессе такого непрерывного изменения и обновления? На этот вопрос тоже существует два отве­та: позитивистский и метафизический. Позитивисты, опираясь на науку, считают, что проблема субстанции ненаучная проблема, она лишена сути и содержания, по характеру она является метафизической, научно под­твердить субстанцию невозможно, поэтому, утверждают позитивисты, не следует эту проблему исследовать во­все. Нужно ограничиваться теми знаниями, которые нам дает опыт. А опыт показывает, что вечного, неизменногй в мире нет ничего.

А метафизика признает существование субстанции. Хотя среди метафизиков существуют разные мнения по поводу того, сколько этих субстанций.

Направление, которое признает существование одной субстанции (либо материальной, либо идеальной) называ­ется монизм (милетцы, Спиноза).

Признание двух равноправных начал (субстанций), идеального и материального одновременно называется дуализм (Декарт).

А множество начал признает плюрализм (Эмпедокл, Анаксагор).

Теперь о втором аспекте проблемы субстанции. О проблеме субстанции индивидуального предмета.

Индивидуальный предмет существует во времени, он имеет начало и конец. В промежутке этого времени, то есть начала и конца (это есть время существования данно­го предмета), предмет остается самим собой, но при этом претерпевает вечное изменение, обновление. Как это по­нимать?

Обратимся к примеру: растение, оно растет, развивает­ся, через определенное время оно погибает. Но все это вре­мя оно остается растением. Второй пример, ребенок рож­дается, малыш растет, становится подростком, взрослеет, стареет и умирает. За все это время он меняется и физиче­ски и духовно, но всегда остается человеком.

Это говорит о том, что есть нечто такое, которое не ме­няется в вечном изменении. Философы этот феномен, это «нечто» называют сущностью. Вещь, предмет как явление меняется, но его сущность остается неизменной, и она является основой, субстанцией предмета.

5.     Пространство и время. Реальность всегда существует в пространстве и во времени. Каждый окружающий нас предмет реальности существует где-то и в каком-то отрез­ке времени.

Пространство и время являются общими формами бытия всех материальных систем и процессов.

Материя в тех или иных формах имеется всюду, а про­странство выступает как всеобщее свойство, атрибут мате­рии.

Пространство и время существуют объективно и неза­висимо от сознания человека, но вовсе не от материи, так как материи не существует без пространства и времени.

Пространство в философии определяют так: это такая форма бытия материи, которая выражает ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элемен­тов в различных материальных системах.

Время форма бытия, характеризующая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний.

Пространство и время нашего мира имеет четыре изме­рения: три из них характеризуют пространство и одновремя. Чтобы задать положение тела в пространстве, до­статочно трех координат, а временная характеристика со­бытия определяется одной координатой.

О пространстве и времени можно говорить очень дол­го, но я не смогу подробно обсудить всю проблематику, связанную с ними.

Пространство и время имеют определенные свойства. Их можно сгруппировать следующим образом: общие свойства (характеристики), частные или особенные свойства.

К общим свойствам пространства и времени относят­ся: бесконечность и всеобщность.

Частными называют такие свойства пространства и времени, которые их отличают друг от друга. Частные характеристики пространства: трехмерность, протяженность, неразрывная связь со временем. Частные характеристики времени: одномерность, необратимость, асимметричность, единство прерывности и непрерывности.

ДВИЖЕНИЕ

Структурность материи, существование в ней опреде­ленного типа материальных систем предполагает внутрен­нее и внешнее взаимодействие объектов. Оно приводит к изменению свойств объектов, их состояний и отношений. Все эти изменения представляют неотъемлемую характе­ристику бытия материального мира.

Изменение в философии обозначается понятием движение.

Познавая окружающий мир, мы видим, что в нем нет ничего абсолютно застывшего и неизменного; все нахо­дится в движении, переходит из одних форм в другие.

Абсолютного покоя, равновесия и неподвижности ни­где нет, всякий покой, равновесие относительны и явля­ются определенным состоянием движения.

Материя является субстратом всех изменений в мире, она не может существовать вне движения. Любой ее объ­ект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроиз­водятся определенные типы движения. При уничтожения этих типов движения объект прекращает свое существова­ние, переходит в другие объекты, которые, в свою очередь, характеризуются определенным набором типов и форм движения. Это означает, что движение внутренне присуще материи. Движение абсолютно, оно есть неотъемлемое свой­ство, атрибут материи.

Движение есть способ существования материи. Существует два типа движения:

1. С сохранением качества.

2. С изменением качества.

Пример первого типа: падение солнечных лучей на поверхность камня, здесь есть движение луча, но нет ка­чественных изменений, камень остается камнем, лучилучами.

Пример второго типа движения: 02+О = О3, здесь дви­жение есть, прибавление одного атома (или электрона), и это движение привело к изменению качества, вместо кис­лорода озон. Второй пример, увеличение или уменьше­ние количества градусов температуры воды дает качест­венно разные состояния воды лед или пар.

В сфере биологии тоже можно обнаружить эти типы движения. Например, а) формирование новых видов жи­вотных и растительных организмов, б) последовательные стадии развития отдельных организмов и другие.

В общественной жизни в качестве образцов второго ти­па движения выступает смена общественно-экономиче­ских формаций.

Кроме типов движения различают формы движения. Идея о формах движения и их взаимосвязи выдвинута Энгельсом. Он в основу их классификации положил сле­дующие принципы:

1. Каждому уровню организации материи (живому, не­живому) должна соответствовать своя форма движения. 2. Между формами существует генетическая связь, то есть форма движения возникает на базе низших форм. 3. Вы­сшие формы движения качественно несводимы к низшим формам.

Исходя из этих принципов классификации, Энгельс выделил пять форм движения:

механическая (пространственное перемещение),

физическая (электромагнетизм, звук, гравитация, теплота),

химическая (превращение атомов и молекул веществ),

биологическая (обмен веществ в живых организмах),

социальная (общественные изменения, а также мыш­ление).

Из этих форм механическая считается самой низшей, а социальная самой высшей формой движения. Высшие формы движения нельзя редуцировать, свести к низшим формам.