Лекция № 7

Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы

1.            Понятие и содержание ОВОС.

2.            Понятие и   виды экологической  экспертизы.

3.            Порядок проведения государственной экологической экспертизы.

 

 1. Понятие и содержание ОВОС.

На предупреждение экологически вредных последствий направлены такие процедуры как оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза.

Общие требования к оценке воздействия на окружающую среду установлены Федеральным законом «Об охране  окружающей среды», в соответствии со ст. 32 которого ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.

Детальное регулирование проведения ОВОС осуществляется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России) от 16 мая 2000 г. № 372.
    В соответствии с названным Положением, оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Целью проведения ОВОС является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

ОВОС проводится для всех видов намечаемой хозяйственной и иной деятельности на самой ранней ее стадии – при подготовке технической и иной документации, обосновывающей развитие такой деятельности. Эта документация и является объектами ОВОС. Примерный перечень видов документации дается в ст.ст. 11 и 12 ФЗ “Об экологической экспертизе”.

Обязанность проведения ОВОС лежит на заказчике соответствующей документации. Заказчик может поручить проведение ОВОС иному лицу - исполнителю. В процедуре ОВОС принимают участие и иные субъекты: органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, общественные организации и граждане.

Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:

- информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально - экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;

- выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

- решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

В Положении выделяется три этапа проведения ОВОС.

Первый этап - предварительный. В ходе первого этапа заказчик:

уведомляет органы государственной власти о намечаемой деятельности;

информирует общественность об ОВОС;

проводит предварительную оценку воздействия на окружающую среду.

На основании результатов предварительной оценки воздействия заказчик составляет техническое задание на проведение ОВОС, которое содержит: наименование и адрес заказчика (исполнителя); сроки, основные методы и задачи проведения ОВОС; предполагаемый состав и содержание материалов ОВОС. При составлении технического задания заказчик учитывает требования специально уполномоченных органов по охране окружающей среды, а также мнения других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду.

 На втором этапе проводятся исследования по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности. 

На основе проведенных исследований готовится предварительный вариант материалов по ОВОС (включая краткое изложение для неспециалистов).

На третьем этапе осуществляется подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от участников процесса оценки воздействия на окружающую среду на стадии обсуждения. В окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду должна включаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний (если таковые проводились).

Окончательный вариант материалов ОВОС утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится).

2.     Понятие и  виды  экологической  экспертизы.

Ос­новным нор­ма­тив­но-пра­вовым ак­том в об­ласти эко­логи­чес­кой эк­спер­ти­зы яв­ля­ет­ся Фе­дераль­ный за­кон от 23.11.1995  ФЗ «Об эко­логи­чес­кой эк­спер­ти­зе».  Дан­ный за­кон зак­репля­ет по­нятие и прин­ци­пы эко­логи­чес­кой эк­спер­ти­зы, ви­ды эко­логи­чес­кой эк­спер­ти­зы и осо­бен­ности их про­веде­ния, от­ветс­твен­ность за на­руше­ния за­коно­датель­ства об эко­логи­чес­кой эк­спер­ти­зе.

 Согласно Федеральному закону "Об экологической экспертизе" под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Законом предусмотрено два вида экологической экспертизы: государственная и общественная.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться общественными организациями, отвечающим следующим требованиям: они должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке, их уставом в качестве основного направления деятельности должны быть предусмотрены организация и проведение экологических экспертиз.

Инициаторами проведения общественной экологической экспертизы могут выступать граждане, любые общественные объединения, органы местного самоуправления.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться до государственной или одновременно с ней.

Необходимым условием проведения общественной экологической экспертизы является регистрация заявления общественной организации о ее проведении в органах местного самоуправления. В этом заявлении должны быть указаны наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии, об объекте экспертизы и сроках ее проведения. Орган местного самоуправления обязан в семидневный срок зарегистрировать заявление или оказать в ее регистрации. Если местная администрация в этот срок не сообщает об отказе, заявление считается зарегистрированным. Основания отказа в регистрации заявления исчерпывающим образом определены в законе. Ими могут быть следующие обстоятельства:

- в документах и материалах, намечаемых для экспертизы, имеются сведений, составляющих государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

- по данному объекту уже было проведено ранее две общественных экологических экспертизы;

- имеются нарушения установленного порядка регистрации общественного объединения;

- общественная организация не соответствует указанным выше требованиям;

- поданное заявление не содержит всех необходимых требований.

С момента регистрации заявления общественная организация получает право требовать от заказчика предоставления всех необходимых документов и материалов, подлежащих экологической экспертизе, а от специально уполномоченного органа – нормативно-технической и нормативно-правовой документации, необходимую для проведения экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы имеет рекомендательное значение как для заказчика, так и для государственных и муниципальных органов. Однако законом предусмотрена возможность утверждения заключения руководителем МПР РФ (его территориального органа). В этом случае заключение приобретает обязательный характер, т.е. по своему значению приравнивается к заключению государственной экологической экспертизы.

 

3.     Порядок проведения государственной экологической экспертизы

Согласно Федеральному закону "Об экологической экспертизе"  проведение государственной экологической экспертизы основывается на принципах:

 1) презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

2) обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объектов экспертизы;

3) комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;

4) обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

5) достоверности и полноты информации, представляемой на экспертизу;

6) независимости экспертов экологической экспертизы;

7) научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

8) гласности, участии общественных объединений, учета общественного мнения;

9) ответственности участников экологической экспертизы за организацию, проведение и качество экологической экспертизы.

Го­сударс­твен­ная эко­логи­чес­кая эк­спер­ти­за про­водит­ся в от­но­шении объек­тов эк­спер­ти­зы фе­дераль­но­го и ре­ги­ональ­но­го уров­ня, пе­речень которых зак­реплен в ст. 11, 12 ФЗ «Об эко­логи­чес­кой эк­спер­ти­зе», в частности, к ним от­но­сят­ся:

1) про­ек­ты нор­ма­тив­но-тех­ни­чес­ких и инс­трук­тивно-ме­тоди­чес­ких докумен­тов в об­ласти ох­ра­ны ок­ру­жа­ющей сре­ды, ут­вер­жда­емых ор­га­нами го­сударс­твен­ной влас­ти Рос­сий­ской Фе­дера­ции, субъ­ек­тов Рос­сий­ской Федера­ции;

2) про­ек­ты фе­дераль­ных це­левых прог­рамм, це­левых прог­рамм субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­дера­ции, пре­дус­матри­ва­ющих стро­итель­ство и экс­плу­ата­цию объ­ек­тов хо­зяй­ствен­ной де­ятель­нос­ти, ока­зыва­ющих воз­дей­ствие на окружающую сре­ду, в час­ти раз­ме­щения та­ких объ­ек­тов с уче­том ре­жима охра­ны при­род­ных объ­ек­тов;

3) про­ек­ты сог­ла­шений о раз­де­ле про­дук­ции;

4) ма­тери­алы обос­но­вания ли­цен­зий на осу­щест­вле­ние от­дель­ных ви­дов де­ятель­нос­ти, ока­зыва­ющих не­гатив­ное воз­дей­ствие на ок­ру­жа­ющую сре­ду, в со­от­ветс­твии с за­коно­датель­ством Рос­сий­ской Фе­дера­ции в об­ласти исполь­зо­вания атом­ной энер­гии;

5) про­ек­ты тех­ни­чес­кой до­кумен­та­ции на но­вые тех­ни­ку, тех­но­логию, исполь­зо­вание ко­торых мо­жет ока­зать воз­дей­ствие на ок­ру­жа­ющую сре­ду, а так­же тех­ни­чес­кой до­кумен­та­ции на но­вые ве­щес­тва, ко­торые мо­гут поступать в при­род­ную сре­ду;

6) ма­тери­алы ком­плексно­го эко­логи­чес­ко­го об­сле­дова­ния учас­тков терри­торий, обос­но­выва­ющие при­дание этим тер­ри­тори­ям пра­вово­го ста­туса осо­бо ох­ра­ня­емых при­род­ных тер­ри­торий фе­дераль­но­го, ре­ги­ональ­но­го значения, зо­ны эко­логи­чес­ко­го бедс­твия или зо­ны чрез­вы­чай­ной экологической си­ту­ации;

7) ма­тери­алы, обос­но­выва­ющие пре­об­ра­зова­ние го­сударс­твен­ных природ­ных за­повед­ни­ков в на­ци­ональ­ные пар­ки и др.

Не­об­хо­димо от­ме­тить, что пе­речень объ­ек­тов го­сударс­твен­ной экологичес­кой эк­спер­ти­зы су­щес­твен­но уже, чем пе­речень объ­ек­тов государс­твен­ной эко­логи­чес­кой эк­спер­ти­зы ре­ги­ональ­но­го уров­ня.

Го­сударс­твен­ная эко­логи­чес­кая эк­спер­ти­за про­водит­ся при ус­ло­вии соответс­твия фор­мы и со­дер­жа­ния пред­став­ля­емых за­каз­чи­ком ма­тери­алов тре­бова­ни­ям ФЗ «Об эко­логи­чес­кой эк­спер­ти­зе», ус­та­нов­ленно­му по­ряд­ку про­веде­ния го­сударс­твен­ной эко­логи­чес­кой эк­спер­ти­зы и при на­личии в соста­ве ма­тери­алов, под­ле­жащих эк­спер­ти­зе. В до­кумен­тах, пре­дос­тавля­емых на го­сударс­твен­ную эко­логичес­кую эк­спер­ти­зу, не­об­хо­димо на­личие (ст. 14 ФЗ «Об эко­логи­чес­кой эк­спер­ти­зе»):

– ма­тери­алов ОВОС;

– по­ложи­тель­ных зак­лю­чений и (или) до­кумен­тов сог­ла­сова­ний исполнитель­ных ор­га­нов го­сударс­твен­ной влас­ти и ор­га­нов мес­тно­го самоуп­равле­ния;

– ма­тери­алов об­сужде­ний объ­ек­та го­сударс­твен­ной эко­логи­чес­кой экспер­ти­зы с граж­да­нами и об­щес­твен­ны­ми ор­га­низа­ци­ями (объединениями), ор­га­низо­ван­ных ор­га­нами мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния и т. д.

Го­сударс­твен­ная эко­логи­чес­кая эк­спер­ти­за про­водит­ся при ус­ло­вии ее пред­ва­ритель­ной оп­ла­ты за­каз­чи­ком до­кумен­та­ции в пол­ном объ­еме и в поряд­ке, ус­та­нав­ли­ва­емых фе­дераль­ным ор­га­ном ис­полни­тель­ной влас­ти в об­ласти эко­логи­чес­кой эк­спер­ти­зы. Срок про­веде­ния го­сударс­твен­ной эко­логи­чес­кой эк­спер­ти­зы не дол­жен пре­вышать три ме­сяца и мо­жет быть продлен на один ме­сяц по за­яв­ле­нию за­каз­чи­ка, ес­ли иное не пре­дус­мотре­но фе­дераль­ным за­коном.

Го­сударс­твен­ная эко­логи­чес­кая эк­спер­ти­за про­водит­ся эк­спертной комис­си­ей, об­ра­зован­ной фе­дераль­ным ор­га­ном ис­полни­тель­ной влас­ти в области эко­логи­чес­кой эк­спер­ти­зы или ор­га­нами го­сударс­твен­ной влас­ти субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­дера­ции для про­веде­ния эко­логи­чес­кой эк­спер­ти­зы кон­крет­но­го объ­ек­та.

В соответствии с заданием эксперты изучают представленные материалы, анализируют заключение общественной экологической экспертизы (если таковая проводилась), поступившие предложения органов местного самоуправления, общественных организаций, граждан. При необходимости эксперты могут выезжать на место намечаемой деятельности для получения дополнительной информации, могут затребовать у заказчика представления дополнительных материалов. По результатам работы каждый из экспертов подготавливает индивидуальное экспертное заключение, на основе которых уже составляется заключение экспертной комиссии.

Заключение государственной экологической экспертизы  может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение должно содержать выводы о соответствии намечаемой деятельности требованиям экологического законодательства, о допустимости намечаемого воздействия на ОПС, о возможности реализации объекта экспертизы. Отрицательное заключение может содержать выводы двух видов:

а) о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении;

б) о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.

Заключение должно быть одобрено квалифицированным большинством голосов, т.е. двумя третями от списочного состава экспертной комиссии и подписано всеми экспертами.   

 Принятое экспертной комиссией заключение утверждается руководителем МПР РФ (территориального органа), с этого момента оно приобретает юридическую силу. 

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации проекта.