Лекция
№ 5
Право природопользования
1.
Понятие и принципы права
природопользования.
3. Основания
возникновения, изменения и прекращения права природопользования
1. Понятие и принципы права
природопользования.
Природопользование является
необходимой составной взаимодействия общества с природой.
Право
природопользования рассматривается в трех аспектах: как институт, как
правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя.
Как институт право природопользования – это совокупность нормативных
правовых актов и правовых норм о природопользовании.
Они закрепляют основные принципы права природопользования,
определяют круг пользователей, их права и обязанности, устанавливают основания
и порядок возникновения и прекращения, порядок и условия природопользования и
т.д.
Как правоотношение право природопользования – совокупность прав и обязанностей,
которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования
земли, недр, вод и т.д. Оно служит механизмом реализации объективного и
субъективного права природопользования.
Как правомочие право природопользования – это принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого
включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в
пользование природным ресурсом.
Природопользование должно
осуществляться на основе следующих принципов:
1. Производность
(зависимость) права пользования природными ресурсами от права собственности на
них
Содержание правового института и субъективных прав
природопользования зависит от воли собственника (государства), которое
устанавливает правовые нормы, определяющие порядок и условия пользования
природными объектами, предоставляет конкретные объекты в пользование и др.
2. Рациональность
природопользования предполагает
такое природопользование, при котором одновременно учитываются экологические,
экономические, социальные и иные интересы человека. Данный принцип
обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств, например,
экологически целесообразных технологий.
Требования рационального природопользования в основном
специфичны и зависят от вида используемого природного ресурса.
3. Экосистемный подход к регулированию природопользования; т.е.
соблюдение правовых требований о предупреждении и недопущении причинения вреда
в процессе использования одного природного объекта другим природным объектам и
окружающей среде в целом.
4. Целевой
характер пользования природными ресурсами.
Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки
недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно
фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право
пользования недрами, разрешении на специальное водопользование, в лесорубочном
или лесном билете. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с
целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и
служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании
лицензии.
5. Устойчивость
права пользования природными ресурсами. Его суть в том, что природные объекты
предоставляются в срочное или бессрочное пользование, а право пользования ими
может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе.
6. Платность
специального природопользования. Заключается в обязанности субъекта
специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом
природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией
естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его
субъектов безвозмездным. Введением платы достигается решение как общих задач
государства в области охраны окружающей среды (экологический налог, арендная
плата и др.).
Существуют различные виды
природопользования:
1) в зависимости от природного
ресурса, объекта природопользование подразделяется на землепользование,
водопользование, лесопользование, недропользование и т.д.;
2) по методам освоения
природных ресурсов различают природопользование с изъятием и без изъятия
природного ресурса из природной среды;
3) по сроку пользования природными ресурсами можно выделить
постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное.
Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное. Выделяется также право
ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут). Так, существует лесной
сервитут, водный сервитут, земельный сервитут.
4) в зависимости от наличия либо
отсутствия специального разрешения – на общее и специальное.
Общее природопользование является общедоступным и представляет собой право
использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны
государства и иных уполномоченных лиц. Общее
природопользование связано с реализацией естественного права каждого на
благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами
возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом,
однако, в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования
природными ресурсами. В качестве субъекта права общего
природопользования выступают граждане Российской Федерации, иностранцы и лица
без гражданства, поскольку они обладает вытекающими из закона возможностями
пользоваться водами, лесами, землей.
Специальное природопользование – это такое природопользование,
которое осуществляется соответствующими субъектами на основе разрешения
компетентных государственных органов, и связанное, как правило, с
удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно
сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании,
воздействиями на окружающую среду. Субъектами
права специального природопользования являются юридические лица и
граждане-предприниматели. Причем юридические лица при этом выступают в двух
качествах: как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием
распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной и
муниципальной собственности, и как юридические лица, получившие определенные
природные ресурсы в пользование. Для того чтобы юридические лица получили право
специального природопользования, помимо общей правоспособности (правосубъектности), возникающей с момента государственной
регистрации, они должны иметь специальную правоспособность (правосубъектность),
возникающую с момента получения соответствующих разрешительных документов
(лицензии, договора и т.п.).
Формы специального
природопользования:
· комплексное
природопользование;
· специальное
пользование водами, недрами, объектами животного мира, другими природными
ресурсами.
Необходимость введения комплексного
природопользования обусловлена
тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование
используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них
оказывается воздействие. Комплексное природопользование -
это направленное на удовлетворение, как правило, экономических интересов природопользователей
и использование юридическим лицом или гражданином-предпринимателем
природно-ресурсного потенциала территории (использование одного или несколько
природных ресурсов; удаление отходов в одну или несколько сред и др.), осуществляемое с
учетом состояния окружающей среды в регионе, при котором экологически значимая
хозяйственная и иная деятельность проводится в рамках установленных
уполномоченными государственными органами нормативов допустимого использования
(изъятия) природного ресурса, предельно допустимых вредных воздействий (или
временно согласованных нормативов воздействий на окружающую природную среду, а
эксплуатация (добыча, изъятие) одного или ряда видов природных ресурсов
наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам и с соблюдением других
условий, предусмотренных лицензией (разрешением).
3.Основания
возникновения, изменения и прекращения права природопользования
Основания
возникновения, изменения и прекращения права природопользования различаются в
зависимости от вида используемого природного объекта.
Общими основаниями возникновения права природопользования являются:
1. решение компетентного
государственного органа о предоставлении конкретного природного объекта в
пользование или во владение. Такое решение может приниматься Правительством РФ,
органом исполнительной власти субъекта РФ либо их совместным решением, а также
органом местного самоуправления;
2.
лицензия
на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным
органом. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования
объектами животного мира, права комплексного природопользования и др.;
3.
договор
на пользование природными ресурсами. Природоресурсное
законодательство предусматривает специфические виды договоров: лесное
законодательство - договоры аренды, концессии, безвозмездного пользования;
законодательство о недрах - лицензионный договор и соглашение о разделе
продукции; водное законодательство - договоры водопользования; земельное
законодательство договор аренды и временного пользования. Заключаются эти
договоры с федеральными органами исполнительной власти, органами субъектов РФ
или органами местного самоуправления. В ряде случаев заключение договора не
требуется, например, при краткосрочном лесопользовании или при пользовании
объектами животного мира гражданами.
Основаниями прекращения права природопользования являются:
1.отказ
природопользователя от дальнейшего пользования
природным объектом;
2.истечение срока природопользования;
3.смерть гражданина или ликвидация юридического лица;
4.неиспользование природного объекта в течение установленного
законодательством
срока;
5.использование природного объекта не по целевому назначению, указанному
в лицензии и договоре;
6.нарушение условий и требований, установленных лицензией, договором и
законодательством;
7.изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд.
Законодательством о природных ресурсах предусмотрены и иные основания
прекращения
права природопользования.