Лекция № 5

 Право природопользования

1.    Понятие и принципы права природопользования.

2.  Виды природопользования.

3.    Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования

 

  1. Понятие и  принципы права природопользования.

Природопользование является необходимой составной взаимодействия общества с природой.

Право природопользования рассматривается в трех аспектах: как институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя.

Как институт право природопользования – это совокупность нормативных правовых актов и правовых норм о природопользовании.
Они закрепляют основные принципы права природопользования, определяют круг пользователей, их права и обязанности, устанавливают основания и порядок возникновения и прекращения, порядок и условия природопользования и т.д.

Как правоотношение право природопользования – совокупность прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Оно служит механизмом реализации объективного и субъективного права природопользования.

Как правомочие право природопользования – это принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.

 Природопользование должно осуществляться на основе следующих принципов:

1.     Производность (зависимость) права пользования природными ресурсами от права собственности на них

Содержание правового института и субъективных прав природопользования зависит от воли собственника (государства), которое устанавливает правовые нормы, определяющие порядок и условия пользования природными объектами, предоставляет конкретные объекты в пользование и др.

2.     Рациональность природопользования  предполагает такое природопользование, при котором одновременно учитываются экологические, экономические, социальные и иные интересы человека. Данный принцип обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств, например, экологически целесообразных технологий.

Требования рационального природопользования в основном специфичны и зависят от вида используемого природного ресурса.

3.     Экосистемный подход к регулированию природопользования; т.е. соблюдение правовых требований о предупреждении и недопущении причинения вреда в процессе использования одного природного объекта другим природным объектам и окружающей среде в целом.

4.     Целевой характер пользования природными ресурсами.

Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование, в лесорубочном или лесном билете. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании лицензии.

5.      Устойчивость права пользования природными ресурсами. Его суть в том, что природные объекты предоставляются в срочное или бессрочное пользование, а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе.

6.     Платность специального природопользования. Заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Введением платы достигается решение как общих задач государства в области охраны окружающей среды (экологический налог, арендная плата и др.).  

2. Виды природопользования.

Существуют различные виды природопользования:

 1) в зависимости от природного ресурса, объекта природопользование подразделяется на землепользование, водопользование, лесопользование, недропользование и т.д.;

 2) по методам освоения природных ресурсов различают природопользование с изъятием и без изъятия природного ресурса из природной среды;

3)  по сроку пользования  природными ресурсами можно выделить постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное. Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное. Выделяется также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут). Так, существует лесной сервитут, водный сервитут, земельный сервитут.

4) в зависимости от наличия либо отсутствия специального разрешения – на общее и специальное.

Общее природопользование является общедоступным  и представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц.   Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом, однако, в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами. В качестве субъекта права общего природопользования выступают граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства, поскольку они обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей.

Специальное природопользование – это такое природопользование, которое осуществляется соответствующими субъектами на основе разрешения компетентных государственных органов, и связанное, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц.  Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на окружающую среду.  Субъектами  права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. Причем юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и как юридические лица, получившие определенные природные ресурсы в пользование. Для того чтобы юридические лица получили право специального природопользования, помимо общей правоспособности (правосубъектности), возникающей с момента государственной регистрации, они должны иметь специальную правоспособность (правосубъектность), возникающую с момента получения соответствующих разрешительных документов (лицензии, договора и т.п.). 

   Формы специального природопользования:

·  комплексное природопользование;

·  специальное пользование водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.

Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие.  Комплексное природопользование - это направленное на удовлетворение, как правило, экономических интересов природопользователей и использование юридическим лицом или гражданином-предпринимателем природно-ресурсного потенциала территории (использование одного или несколько природных ресурсов; удаление отходов в одну или несколько сред и др.), осуществляемое с учетом состояния окружающей среды в регионе, при котором экологически значимая хозяйственная и иная деятельность проводится в рамках установленных уполномоченными государственными органами нормативов допустимого использования (изъятия) природного ресурса, предельно допустимых вредных воздействий (или временно согласованных нормативов воздействий на окружающую природную среду, а эксплуатация (добыча, изъятие) одного или ряда видов природных ресурсов наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам и с соблюдением других условий, предусмотренных лицензией (разрешением).

3.Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования

 

Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования различаются в зависимости от вида используемого природного объекта.

Общими основаниями возникновения права природопользования являются:

1.     решение компетентного государственного органа о предоставлении конкретного природного объекта в пользование или во владение. Такое решение может приниматься Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ либо их совместным решением, а также органом местного самоуправления;

2.     лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным органом. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования объектами животного мира, права комплексного природопользования и др.; 

3.     договор на пользование природными ресурсами. Природоресурсное законодательство предусматривает специфические виды договоров: лесное законодательство - договоры аренды, концессии, безвозмездного пользования; законодательство о недрах - лицензионный договор и соглашение о разделе продукции; водное законодательство - договоры водопользования; земельное законодательство договор аренды и временного пользования. Заключаются эти договоры с федеральными органами исполнительной власти, органами субъектов РФ или органами местного самоуправления. В ряде случаев заключение договора не требуется, например, при краткосрочном лесопользовании или при пользовании объектами животного мира гражданами.

Основаниями прекращения права природопользования являются:

1.отказ природопользователя от дальнейшего пользования природным объектом; 

2.истечение срока природопользования; 

3.смерть гражданина или ликвидация юридического лица; 

4.неиспользование природного объекта в течение установленного законодательством

срока; 

5.использование природного объекта не по целевому назначению, указанному в лицензии и договоре; 

6.нарушение условий и требований, установленных лицензией, договором и законодательством; 

7.изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд.

Законодательством о природных ресурсах предусмотрены и иные основания прекращения

права природопользования.