Лекция № 3
Права и обязанности граждан и общественных организаций в области
природопользования и охраны окружающей среды.
1. Понятие и виды
экологических прав граждан
2.
Права общественных организаций в области охраны окружающей
4. Гарантии и
способы защиты экологических прав человека.
1.
Понятие и виды экологических
прав граждан
По мнению М.М. Бринчука, под
экологическими правами человека понимаются узаконенные, имеющие правовые
основания притязания индивида на природу (или ее отдельные ресурсы), связанные с
удовлетворением или возможным удовлетворением его разнообразных потребностей
при взаимодействии с ней и обеспечением такого удовлетворения.
По уровню правового регулирования данные
права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.
Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В
Российской Федерации они закреплены Конституцией, а также
международно-правовыми документами по правам человека, кᴏᴛᴏᴩые в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы
России. К международным документам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся, в частности, Всеобщая декларация прав
человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и
основных ϲʙᴏбод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).
Так, к основным (конституционным) правам
относят право частной собственности на
землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную
информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или
имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право
каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст.
37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др.
Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.
В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ
основные экологические права относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя
их как неотчуждаемые, Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость
лишения человека таких прав. Стоит заметить, что они будут правами
субъективными и естественными, поскольку природа наделяет ими человека в момент
рождения.
К категории иных экологических прав человека ᴏᴛʜᴏϲᴙтся права в области
природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных
нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов.
Так, Федеральный закон «Об охране
окружающей среды» в статье 11 закрепляет следующие экологические
права граждан:
1.
право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного
воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными
ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о
состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
2. право создавать общественные объединения, фонды и иные
некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области ООС;
3. направлять обращения в органы государственной власти Российской
Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного
самоуправления, иные организации, должностным лицам о получении своевременной,
полной и достоверной информации о состоянии ОС в местах своего проживания,
мерах по ее охране;
4. принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и
пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам ООС и в
иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
5. выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы
и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
6. оказывать содействие органам государственной власти Российской
Федерации, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного
самоуправления в решении вопросов ООС;
7. обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и
иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам,
касающимся ООС, негативного воздействия на ОС, и получать своевременные и
обоснованные ответы;
8. предъявлять в суд иски о возмещении вреда ОС;
9. осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
Нормы, определяющие содержание эколого-правового статуса человека,
содержатся также в природресурсном законодательстве.
В ст. 40 Земельного кодекса РФ закреплены права собственников земельных
участков на их использование:
1. Собственник земельного участка имеет право:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на
земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные
воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания,
строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и
его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных
регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических,
противопожарных и иных правил, нормативов;
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные,
осушительные, культуртехнические и другие
мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с
установленными законодательством экологическими, строительными,
санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
4) осуществлять другие права на использование земельного участка,
предусмотренные законодательством.
В п. 1 ст. 29 Федерального закона "Об охране атмосферного
воздуха" закреплены права граждан в области охраны атмосферного
воздуха на:
- информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об
источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия
на него;
- участие в проведении мероприятий по охране атмосферного воздуха и их
финансирование;
- участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной
деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного
воздуха;
- обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них
предложений об улучшении его качества.
В пп. 2 и 3 ст. 29 того же Закона закреплены
права граждан и общественных объединений на предъявление исков о возмещении
причиненного загрязнением атмосферного воздуха вреда здоровью и имуществу
граждан, окружающей природной среде. Представители общественных объединений
имеют право доступа на территории объектов хозяйственной и иной деятельности,
имеющих источники загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического
воздействия на него, в порядке и на условиях, которые установлены
законодательством Российской Федерации.
Иные экологические нормы, характеризующие статус человека, закреплены и в
других законах. Так, в ст. 7 Федерального закона "О защите прав
потребителей" установлено право потребителя на безопасность товара
(работы, услуги) для жизни, здоровья и окружающей среды.
2. Права
общественных формирований в области охраны окружающей среды.
Полномочия общественных
экологических объединений в области охраны окружающей природной среды
предусмотрены рядом в ст. 12
Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Общественные
объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность
в области охраны окружающей среды, в том числе:
разрабатывать, пропагандировать и
реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей
среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей
среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в
области охраны окружающей среды;
за счет собственных и привлеченных средств
осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды,
воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
оказывать содействие
органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной
власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в
решении вопросов охраны окружающей среды;
организовывать собрания,
митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и
принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации,
вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей
среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении
своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о
мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной
деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу
граждан;
участвовать в
установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация
которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь,
здоровье и имущество граждан;
обращаться в органы
государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные
организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам,
касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую
среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
организовывать и
проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования,
размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести
вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
организовывать и
проводить в установленном порядке общественную
экологическую экспертизу;
рекомендовать своих
представителей для участия в проведении государственной экологической
экспертизы;
подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении,
строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная
деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду,
об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной
деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;
предъявлять в суд иски о
возмещении вреда окружающей среде;
осуществлять другие
предусмотренные законодательством права.
3.
Обязанности граждан и
общественных организаций в области природопользования и охраны окружающей
среды.
Права и обязанности человека и гражданина неразрывно связаны между
собой. Экологические обязанности представляют
собой предусмотренную законом меру должного поведения субъектов экологических
правоотношений.
К обязанностям относится
надлежащее исполнение природоохранных требований, в том числе по обеспечению
экологически значимых решений, выполнению трудовых обязанностей, связанных с
ООС. Такие обязанности можно разделить на три группы:
1) основные (конституционные) обязанности
человека - сохранять природу и ОС, бережно относится к природным богатствам
(ст. 58 Конституции);
2) экологические обязанности граждан как
общих природопользователей (п. 3 ст. 11
Закона об ООС):
- сохранять природу и ОС;
- бережно относиться к природе и природным
богатствам;
- соблюдать иные требования
законодательства;
3) обязанности граждан по отношению к
пользованию отдельными природными ресурсами.
В
отношении лиц, выполняющих определенные виды деятельности, предусмотрены дополнительные права и
обязанности. Так, специальные экологические обязанности установлены:
- для руководителей организаций и
специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной
и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное
воздействие на ОС- иметь подготовку в области ООС
и экологической безопасности (п. 1 ст. 73 Закона об ООС);
- для собственников земельных участков и
лиц, не являющиеся собственниками земельных участков, - использовать земельные
участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или
иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны
наносить вред ОС, в том числе земле как природному объекту (ст. 42 Земельного
кодекса РФ);
- для членов отдельных объединений, -
например, в течение трех лет освоить земельный участок (п. 2.7 ст. 19
Федерального закона от 15 марта 1998 г. "О садоводческих, огороднических и
дачных некоммерческих объединениях граждан");
- для граждан и
юридических лиц, использующих водные объекты для сельского хозяйства и лесного
хозяйства, принимать меры по сокращению потерь и сбросов воды из мелиоративной
сети, предотвращению попадания рыбы в мелиоративную сеть, осуществлять в
необходимых случаях мероприятия по предупреждению загрязнения грунтовых вод и
подъема их уровня (ч. 1 ст. 138 Водного кодекса РФ);
- для лесопользователей при
осуществлении лесопользования - вести работы способами, предотвращающими
возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное
воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а
также на состояние водных и других природных объектов (ч. 4 ст. 83 Лесного
кодекса РФ);
- для архитектора и юридического лица,
имеющих лицензии, при осуществлении архитектурной деятельности- соблюдать
градостроительные нормативы, строительные, а так же экологические нормы и
правила (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. "Об
архитектурной деятельности в Российской Федерации" в ред. 2001 г.);
- для иных лиц, чья деятельность требует
специальной регламентации, проистекающей из ее характера.
4. Гарантии и способы защиты экологических прав.
Гарантии экологических прав человека - это система государственных и
общественных (в том числе международных) организационно-правовых мер,
обеспечивающих реализацию законных прав человека в процессе взаимодействия его
с природой.
Конституция РФ предусматривает
систему юридических гарантий экологических прав граждан. К системе таких
гарантий относятся следующие процедуры:
- судебная защита прав и свобод;
- право обжалования в суд решений и действий
(бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений и должностных лиц;
- право на получение квалифицированной
юридической помощи;
- право на возмещение государством вреда,
причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной
власти или их должностными лицами;
- право обращения в межгосударственные
органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся
внутригосударственные средства правовой защиты.
Наличие таких процедур
защиты прав граждан является необходимым
условием реализации декларированных Конституцией РФ
экологических прав.
Анализ
действующего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека
и гражданина позволяет выделить два основных способа защиты экологических прав
граждан: а) самозащиту и б) защиту с помощью государственных институтов или
государственную защиту.
Существуют две формы
защиты экологических прав: административно-правовой порядок защиты
экологических прав и судебная защита экологических прав.
К средствам
административно-правового порядка защиты экологических прав относятся:
- административный контроль в рамках
исполнительной власти, в том числе президентский контроль и деятельность
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
- прокурорский надзор;
- контроль представительными органами
власти;
- организация приема и рассмотрения жалоб в исполнительные органы власти;
- судебный контроль
за деятельностью органов исполнительной власти в рамках
административной юстиции.
Судебную защиту экологических прав
осуществляют: суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые суды;
Конституционный суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов РФ;
Европейский суд по правам человека; Международный экологический суд.