Лекция № 10
Правовой
режим отдельных природных ресурсов
1. Особенности
правового режима использования и охраны земель.
2. Особенности
правового режима использования и охраны водных объектов.
3. Особенности
правового режима использования и охраны лесов.
4. Особенности
правового режима использования и охраны объектов
5. Особенности
правовой охраны атмосферного воздуха.
1.
Особенности
правового режима использования и охраны земель.
Земля является
уникальным, неповторимым объектом материального мира. Она никогда
не сможет быть создана или воссоздана заново человеком. Земля является
основой, базисом всего живого на ней. На земле произрастает растительность,
обитают животные, в недрах земли находятся полезные ископаемые и
подземные воды, на ее поверхности расположены водоемы, в конечном
счете, на земле живет человек. Основным нормативно-правовым актом, помимо Конституции
РФ, является Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ.
Каждый земельный участок, в соответствии с
законодательством, должен принадлежать только к одной категории земель.
В Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются
на семь категорий:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности,
энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики,
земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности
и земли иного специального назначения (чаще употребляют название –
земли промышленности и иного специального назначения);
4) земли особо охраняемых территорий
и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация
загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и
иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение
рационального использования земель, в том числе для восстановления
плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения
земель (ст. 12 ЗК РФ). Таким образом, мы можем выделить три направления
охраны земель:
– предотвращение загрязнения, истощения, порчи и т. д.;
– восстановление земель;
– улучшение земель.
В целях охраны земель в соответствии со ст. 13 ЗК РФ собственники
земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы
земельных участков обязаны проводить мероприятия:
1) по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного
назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления,
заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения
химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами
и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления
и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями
и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня
мелиорации.
Сохранения почв и их плодородия – одна из основных и важнейших обязанностей
правообладателей земельных участков. В соответствии со ст.
8 правообладатели земельных участков обязаны:
– осуществлять производство сельскохозяйственной продукции
способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель
сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или
ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на
окружающую среду;
– соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия
земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном
порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об
использовании пестицидов и агрохимикатов;
– содействовать проведению агрохимического, почвенного,
фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель
сельскохозяйственного назначения;
– информировать соответствующие органы исполнительной власти
о фактах деградации земель сельхозназначения и
загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или
пользовании и др.
В соответствии со ст. 40 и 41 ЗК РФ к правам
правообладателей земельных участков относятся:
1) использовать в
установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном
участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные
воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
2) возводить жилые,
производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии
с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием
с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных,
экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил,
нормативов;
3) проводить
в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные,
культуртехнические и другие мелиоративные работы,
строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством
экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными
специальными требованиями;
4) осуществлять
другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
К обязанностям правообладателей
земельных участков в соответствии со ст. 42 ЗК РФ относятся:
1) использовать
земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами,
которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как
природному объекту;
2) сохранять межевые,
геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных
участках в соответствии с законодательством;
3) осуществлять
мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных
ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
4) своевременно
приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки
освоения земельных участков предусмотрены договорами;
5) своевременно
производить платежи за землю;
6) соблюдать при
использовании земельных участков требования градостроительных регламентов,
строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных
и иных правил, нормативов;
7) не допускать
загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и
иное негативное воздействие на земли и почвы;
8) выполнять иные
требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.
2. Особенности
правового режима использования и охраны водных объектов.
Водное
законодательство состоит из Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня
2006 г. № 74-ФЗ, «О внутренних морских
водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г., «О
безопасности гидротехнических сооружений» 1997 г., «Об охране озера Байкал»
1999 г., закон Республики Дагестан «О регулировании водных отношений в
Республике Дагестан» от 01.11.2007 № 52; закон Республики Дагестан «О
рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов на территории Республики
Дагестан» от 02.02.2012 г. № 7 и др.
Согласно статье 1 ВК РФ водный объект - это природный или
искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное
сосредоточение вод, в котором имеются характерные формы и признаки водного
режима.
Водные объекты
в зависимости от особенностей их режима,
физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:
- поверхностные водные объекты;
- подземные водные объекты.
К поверхностным водным
объектам относятся: моря или их отдельные части
(проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи,
каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота;
природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.
К подземным водным объектам относятся:
- бассейны
подземных вод;
- водоносные
горизонты.
Водное законодательство устанавливает
преимущественно федеральную собственность на водные объекты. В силу п. 2 ст. 8 ВК РФ такие водные объекты
как пруд и обводненный карьер могут находиться и в иных формах собственности.
Исходя из условий
предоставления водных объектов в пользование водопользование различаются:
1)
общее водопользование;
2)
совместное водопользование;
3)
обособленное водопользование.
Каждый гражданин вправе
иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых
нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными
законами.
Совместное водопользование предполагает пользование водным объектом
различными лицами для различных целей.
Обособленное
водопользование может осуществляться на водных объектах или их
частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных
объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной
собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности
государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых
исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами,
юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры
(рыбоводства).
По способу использования
водных объектов водопользование подразделяется на:
-
водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при
условии возврата воды в водные объекты;
-
водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без
возврата воды в водные объекты;
-
водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
Водные
объекты предоставляются в
пользование на основании договора
водопользования и решения о предоставлении водного объекта в пользование.
На основании ч. 1 ст. 11 ВК РФ договор водопользования
может быть заключен только в трех случаях:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных
водных объектов;
2) использования акватории водных объектов, в том числе
для рекреационных целей;
3) использования водных объектов без забора (изъятия)
водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
Водный объект предоставляется в пользование на основании решения о предоставлении водного
объекта в пользование для следующих целей (ч. 2 ст. 11 ВК
РФ):
– обеспечения обороны страны и безопасности государства;
– сброса сточных, в том числе дренажных, вод;
– организованного отдыха детей, а также организованного
отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;
– разведки и добычи полезных ископаемых и т. д.
3. Особенности правового режима использования и охраны лесов
Лесное
законодательство основывается на следующих принципах:
1) устойчивое управление
лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
2) сохранение средообразующих, водоохранных,
защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций
лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
3) использование лесов с
учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их
выращивания и иных природных свойств лесов;
4)обеспечение
многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования
лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
5) воспроизводство
лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;
6) обеспечение охраны и
защиты лесов;
7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений,
реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании,
охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской
Федерации порядке и формах;
8) использование лесов способами,
не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;
9) подразделение лесов
на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в
зависимости от выполняемых ими полезных функций;
10) недопустимость
использования лесов органами государственной власти, органами местного
самоуправления;
11) платность
использования лесов.
Участниками лесных отношений
являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные
образования, граждане и юридические лица.
От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы
государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих
полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Объектами лесных отношений выступаю лес и лесной участок.
Согласно действующему ЛК РФ, использование, охрана, защита, воспроизводство
лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или
как о природном ресурсе (статья 5 ЛК РФ).
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах
лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного
законодательства и Лесного Кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной
собственности.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению
подразделяются на защитные, эксплуатационные
и резервные.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических,
оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием
лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением
защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. При этом к защитным
относятся, например городские леса, которые, несмотря на то, что относятся к землям населенных пунктов должны
охраняться в соответствии с нормами ЛК РФ о защитных лесах.
Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально
эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов,
продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не
планируется осуществлять заготовку древесины.
Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления
лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование
лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является
основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или
договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения
права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного
пользования лесным участком.
Использование лесов
может быть следующих видов:
1. заготовка древесины;
2. заготовка живицы;
3. заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
4. заготовка пищевых лесных
ресурсов и сбор лекарственных растений;
5. осуществление видов
деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
6. ведение сельского хозяйства;
7. осуществление
научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8. осуществление рекреационной
деятельности;
9. создание лесных плантаций и их
эксплуатация;
10. выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений,
лекарственных растений;
11. выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев,
сеянцев);
12. выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка
месторождений полезных ископаемых;
13. строительство и эксплуатация водохранилищ и иных
искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских
портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
14. строительство, реконструкция, эксплуатация линейных
объектов;
15. переработка древесины и иных лесных ресурсов;
16. осуществление религиозной деятельности.
Управление в области использования и
охраны лесов.
В числе основных функций управления в сфере использования и охраны
земель можно выделить:
1) Лесоустройство,
включающее в себя:
· проектирование лесничеств и лесопарков;
· проектирование
эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных
участков лесов;
· проектирование лесных участков;
· закрепление на
местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов,
защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных
участков;
· таксацию лесов;
· проектирование
мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
2) Планирование в области использования, охраны, защиты,
воспроизводства лесов, которое направлено на обеспечение устойчивого развития территорий.
Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах
лесничеств и лесопарков. Документом лесного планирования является лесной план
субъекта Российской Федерации.
3) Государственный лесной реестр и государственный кадастровый учет лесных
участков.
Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод
документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите,
воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном
реестре содержится документированная информация:
· о составе
земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены
леса;
· о лесничествах,
лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;
· о защитных
лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах;
· об особо
защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий;
· о лесных участках;
· о количественных, качественных, об экономических
характеристиках лесов и лесных ресурсов;
· об
использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном
семеноводстве;
· о
предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в
соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»
(статья 92 ЛК РФ).
4) Лесной контроль и надзор.
Под федеральным государственным лесным надзором
(лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений
органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими
лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными
предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований,
установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации,
ЛК РФ, другими федеральными законами и
принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и
воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных
лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных
законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению
последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных
уполномоченных органов государственной власти по систематическому
наблюдению за исполнением требований лесного законодательства,
анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного
законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами
местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями
и гражданами своей деятельности.
4. Особенности правового режима использования и охраны объектов
животного мира.
Законодательство Российской Федерации в
области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается
на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона
«О животном мире», Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных
биологических ресурсов», Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих
ресурсов».
Законодательство
Российской Федерации об охране и использовании животного мира регулирует
отношения в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в
условиях естественной свободы.
К объектам охраны окружающей среды
относятся животные и другие организмы и их генетический фонд (пункт 1 статьи 4
Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Животный мир является
достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды
и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом,
важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым
и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных
потребностей граждан Российской Федерации.
Согласно действующему законодательству,
животный мир - это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно
или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в
состоянии естественной свободы, а также относящихся
к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной
экономической зоны Российской Федерации (статья 1 Федеральный закон «О животном
мире»).
Домашние животные, а
также дикие животные, содержащиеся в неволе (в зоопарках, аквариумах и т.п.),
не являются объектами животного мира в смысле законодательства об окружающей
среде. Отношения по поводу таких видов животных регулируются аграрным,
гражданским и иным законодательством.
Животный мир в пределах
территории Российской Федерации является государственной собственностью.
Разграничение государственной
собственности на животный мир на два ее вида - федеральную собственность и
собственность субъектов Российской Федерации - осуществляется в порядке,
установленном федеральным законом.
К федеральной собственности могут быть
отнесены следующие объекты животного мира:
- редкие, находящиеся
под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской
Федерации;
- обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального
значения;
- населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную
экономическую зону Российской Федерации;
- подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;
- отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном
отношении;
- естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской
Федерации.
Основными принципами в области охраны и использования животного мира,
сохранения и восстановления среды его обитания являются:
обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного
мира;
поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его
обитания;
осуществление пользования животным миром способами, не допускающими
жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности;
недопустимость совмещения деятельности по осуществлению федерального
государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования
объектов животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию
объектов животного мира;
привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в
области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного
мира;
отделение права пользования животным миром от права пользования землей и
другими природными ресурсами;
платность пользования животным миром;
приоритет международного права в области использования и охраны животного
мира, охраны и восстановления среды его обитания.
Под использованием объектов животного мира
понимается изучение, добыча объектов животного мира или получение иными
способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или
духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового
(абзац 7 статьи 1 Федерального закона «О животном мире»).
При этом, наряду
с использованием объектов животного мира законодатель предусматривает также
устойчивое использование объектов животного мира, которое представляет собой
использование объектов животного мира, которое не приводит в долгосрочной
перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при
котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому
существованию (абзац 8 статьи 1 Федерального закона «О животном мире»).
Объекты животного мира могут предоставляться в пользование
физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, предусмотренным российским
законодательством.
Юридическими лицами и гражданами могут
осуществляться следующие виды пользования животным миром:
охота;
рыболовство, включая добычу водных
беспозвоночных и морских млекопитающих;
добыча объектов животного мира, не
отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам;
использование полезных свойств
жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей,
естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;
изучение, исследование и иное
использование животного мира в научных, культурно-просветительных,
воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды
обитания;
извлечение полезных свойств
жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей,
естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;
получение продуктов жизнедеятельности
объектов животного мира.
Наиболее
распространенными видами пользования животным миром
являются охота и рыболовство.
Охота определяется
как разрешенный законом вид деятельности, заключающийся в преследовании с целью
добычи и в добыче (отстрел, отлов) диких зверей и птиц, находящихся в состоянии
естественной свободы, лицом, имеющим право на охоту. Охота включает промысловое
добывание диких зверей и птиц, а так же любительскую и спортивную охоту.
Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами
и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией приравнивается к охоте.
Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием, другими разрешенными орудиями
охоты, а так же с охотничьими собаками и ловчими птицами пользуются все
граждане РФ, достигшие 18 лет, являющиеся членами обществ охотников, сдавшие
испытания по охотничьему минимуму и уплатившие государственную пошлину в
установленном размере.
Рыболовство
– промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных и морских
млекопитающих, а также любительский и спортивный лов рыбы и добывание
водных беспозвоночных – осуществляется в установленном порядке.
Различается
рыболовство промысловое, спортивное и любительское.
Промысловая добыча
производится на рыбохозяйственных участках,
предоставляемых в пользование по договорам и лицензиям юридическим
и физическим лицам.
Любительский лов
и спортивный лов рыбы осуществляется для личного потребления
бесплатно во всех водоемах, за исключением заповедников, рыбопитомников,
прудовых и других культурных рыбных хозяйств, с соблюдением установленных
правил рыболовства и водопользования.
Пользование животным миром осуществляется посредством
изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового (способы
пользования объектами животного мира).
Предоставление животного мира на
территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным
юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и
лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим
Федеральным законом, федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих
ресурсов, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством
Российской Федерации. Приоритет в предоставлении животного мира в пользование
на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и
гражданам Российской Федерации: ранее осуществлявшим в установленном порядке
отдельные виды пользования животным миром на данной территории или
акватории; собственникам земель, землевладельцам, располагающим
соответствующими средствами и специалистами.
Предоставление в пользование животного
мира континентального шельфа Российской Федерации и исключительной
экономической зоны Российской Федерации регулируется федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья
36 Федерального закона «О животном мире»).
Пользователи животным миром имеют право:
пользоваться объектами животного мира, предоставленными в пользование;
пользоваться без разрешения объектами животного мира, приобретенными для
расселения;
собственности на добытые объекты животного мира и продукцию,
полученную от них, если иное не установлено федеральными законами;
заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на использование ими
объектов животного мира;
вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, полученной в
процессе осуществления разрешенных видов пользования животным миром, и
производить изделия из объектов животного мира;
реализовывать произведенные продукцию и изделия;
получать земельные участки в производственных и иных целях в порядке,
установленном гражданским, земельным, водным и лесным законодательством
Российской Федерации;
возводить на полученных в установленном порядке земельных участках
постоянные или временные постройки, сооружения и дороги, необходимые для
осуществления хозяйственной деятельности, связанной с пользованием животным
миром;
предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке
иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и
граждан, повлекшими за собой гибель объектов животного мира, ухудшение среды
обитания объектов животного мира, за необоснованное ограничение права на
пользование животным миром, права собственности на полученную продукцию, а
также в случаях прекращения права на пользование животным миром при изменении
статуса земель с учетом упущенной выгоды;
оказывать воздействие на среду обитания объектов животного мира, улучшающее
состояние объектов животного мира, по согласованию с землевладельцами
(землепользователями) и специально уполномоченными государственными органами по
охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды
их обитания.
Пользователи животным миром обязаны:
осуществлять только разрешенные виды пользования животным миром;
соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным
миром;
применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности
естественных сообществ;
не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного
мира;
осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира,
а также оценку состояния среды их обитания;
проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов
животного мира;
оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного
мира;
обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе
редких и находящихся под угрозой исчезновения;
применять при пользовании животным миром гуманные способы
Право пользования животным миром
прекращается соответственно полностью или частично в случаях:
отказа от пользования;
истечения установленного срока
пользования;
нарушения законодательства Российской
Федерации об охране окружающей среды и условий, указанных в документах, на
основании которых осуществляется пользование животным миром;
возникновения необходимости в изъятии из
пользования объектов животного мира в целях их охраны;
использования территории, акватории для
государственных нужд, исключающих пользование животным миром;
ликвидации предприятия, учреждения,
организации - пользователей животным миром.
Принудительное прекращение права
пользования животным миром осуществляется в судебном порядке.
5. Особенности правовой охраны атмосферного воздуха
Основным федеральным законом, определяющим правовой режим атмосферного
воздуха является Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», который
устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на
реализацию конституционных прав граждан на
благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, а также
ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», ФЗ РФ «О радиационной безопасности населения».
Атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей среды,
представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за
пределами жилых, производственных и иных помещений.
В силу своих естественных свойств атмосферный воздух в
настоящее время не рассматривается в качестве объекта присвоения, поэтому
отношения собственности по поводу атмосферного воздуха, а также
процесс его экономического использования не регулируется
законодательством. Экологическое право обеспечивает лишь его охрану от вредных
воздействий.
Охрана атмосферного воздуха представляет собой систему мер, осуществляемых
органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного
воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и
окружающую среду.
Таким образом, целями охраны атмосферного воздуха являются:
1) предотвращение вредного воздействия атмосферного воздуха на здоровье
человека и окружающую среду;
2) улучшение качества атмосферного воздуха.
К видам вредного воздействия на атмосферный воздух относятся загрязнение
атмосферного воздуха и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух.
Под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный
воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях,
превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы
качества атмосферного воздуха (абзац 4 статьи 1 Федерального закона «Об охране
атмосферного воздуха»).
Тогда как вредное физическое воздействие на атмосферный воздух представляет
собой вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения,
температурного и других физических факторов, изменяющих температурные,
энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного
воздуха, на здоровье человека и окружающую среду.
Граждане, юридические лица и общественные объединения в
области охраны атмосферного воздуха имеют право на:
информацию о состоянии
атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения
атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него;
участие в проведении
мероприятий по охране атмосферного воздуха и их финансирование;
участие в обсуждении
вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать
вредное воздействие на качество атмосферного воздуха;
обсуждение программ
охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его
качества.
Граждане и
общественные объединения имеют право предъявлять иски о возмещении вреда
здоровью и имуществу граждан, окружающей среде, причиненного загрязнением
атмосферного воздуха.
Представители
общественных объединений имеют право доступа на территории объектов
хозяйственной и иной деятельности, имеющих источники загрязнения атмосферного
воздуха и вредного физического воздействия на него, в порядке и на условиях,
которые установлены законодательством Российской Федерации.
Юридические лица и индивидуальные
предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:
обеспечивать проведение инвентаризации
выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку
предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного
физического воздействия на атмосферный воздух;
согласовывать места
строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное
воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального
органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и
территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;
внедрять наилучшие
доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения
уровня загрязнения атмосферного воздуха;
планировать и
осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению
таких выбросов;
осуществлять мероприятия
по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
осуществлять учет
выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников,
проводить производственный контроль за соблюдением
установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух;
соблюдать правила
эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух оборудования;
обеспечивать соблюдение
режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности,
оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
обеспечивать
своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей
территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные
места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты
хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;
выполнять предписания
должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны
окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов
исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений
требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов
Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
немедленно передавать
информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха,
которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред
здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и
контроля;
предоставлять в
установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в
области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства
Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по
вопросам охраны атмосферного воздуха;
соблюдать иные
требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом
исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными
органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными
органами.
Государственное
управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Правительством
РФ непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также органами
государственной власти субъектов Федерации.
Принципы государственного управления в области охраны
атмосферного воздуха закреплены в ст. 3 Закона «Об охране атмосферного
воздуха». К ним относятся:
• приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего
и будущего поколений;
• обеспечение благоприятных экологических условий для
жизни, труда и отдыха человека;
• недопущение необратимых последствий загрязнения
атмосферного воздуха для окружающей природной среды;
• обязательность государственного регулирования выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических
воздействий на него;
• гласность, полнота и достоверность информации о
состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;
• научная обоснованность, системность и комплексность
подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей природной среды в
целом;
• обязательность соблюдения требований законодательства
Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за
нарушение данного законодательства.
В числе основных функций управления в области охраны атмосферного воздуха
можно выделить:
1. Нормирование
качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный
воздух.
В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности
воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения
и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях
оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и
экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые
уровни физических воздействий на него.
Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха,
предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух
устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством
Российской Федерации (статья 11 Федерального закона «Об охране атмосферного
воздуха»).
В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких
выбросов:
технические нормативы выбросов;
предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган
исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой
уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган
исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной
власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных
источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а
также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных
или иных передвижных средств и установок всех видов.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами
федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для
конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). В случае
невозможности соблюдения юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального
органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут
устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по
согласованию с территориальными органами других федеральных органов
исполнительной власти. Временно согласованные выбросы устанавливаются на период
поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения
технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Сроки поэтапного достижения
предельно допустимых выбросов устанавливаются органами государственной власти
субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих территориальных
органов специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в
области охраны атмосферного воздуха.
План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями, для которых устанавливаются временно согласованные выбросы,
с учетом степени опасности указанных веществ для
здоровья человека и окружающей среды.
В целях государственного регулирования вредных физических воздействий на
атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных
физических воздействий на атмосферный воздух. Нормативы выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы
вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные
выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они
устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном
Правительством Российской Федерации.
2. Разрешение
на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение на
вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным
источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным
органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей
среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в
порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые
обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается
федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании
разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской
Федерации. За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух
уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а
также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические
воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Мониторинг
атмосферного воздуха.
В целях наблюдения за загрязнением атмосферного
воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения
органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и
населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный
мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его
осуществление на соответствующих территориях Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
4. Государственный
учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели,
имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также
количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат
государственному учету в порядке, определенном уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Перечень
организаций, осуществляющих в установленном порядке
статистические наблюдения в области охраны окружающей среды на соответствующих
территориях, определяется территориальными органами федерального органа
исполнительной власти в области охраны окружающей среды по согласованию с
территориальными органами государственной статистики.
5. Надзор
и контроль в области охраны атмосферного
воздуха.
В законодательстве об охране атмосферного воздуха предусматривается
государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха, производственный
контроль в области охраны атмосферного воздуха, а также общественный контроль в
области охраны атмосферного воздуха.
Под государственным надзором в области охраны
атмосферного воздуха понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений
органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также
юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами,
индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и
гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами
Российской Федерации, настоящим Федеральным
законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны
атмосферного воздуха, посредством организации и проведения проверок указанных
лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по
пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность
указанных уполномоченных органов государственной власти по
систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и
прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении
органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими
лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей
деятельности.
Производственный контроль за охраной
атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные
предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и
физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц,
ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного
воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники
вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный
воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с
законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об
организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности,
а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха
представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий
государственный экологический надзор (статья 25 Федерального закона «Об охране
атмосферного воздуха»).
Общественный контроль за охраной
атмосферного воздуха осуществляется в порядке, определенном законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в
области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации об общественных объединениях
(статья 26 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).