Тема 5: Пути и
способы проведения системных исследований
В начале исследования надо составить более
или менее полное предварительное представление об изучаемом явлении или процессе
на основе имеющейся информации о них, прежде всего научной. Это позволит яснее
сформулировать основные и вытекающие из них иные цели исследования и при
необходимости построить «дерево целей».
Затем необходимо выделить основные
элементы изучаемых явлений и процессов и исследовать их взаимосвязи, чтобы
составить целостное представление об этих явлениях и процессах. Следующий этап
— выявление основополагающих факторов их функционирования и обнаружение
внутренних и внешних источников их развития. Наконец, необходимо научно
объяснить место и роль данного явления или процесса в функционировании и
развитии той или иной сферы общественной жизни и общества в целом.
Что касается способов системного анализа,
то они сводятся в основном к применению общенаучных методов исследования, в том
числе анализа и синтеза, индукции и дедукции, эксперимента, аналогии,
моделирования и др. Более конкретно о них пойдет речь в следующих главах,
Модели системного
анализа
Как уже отмечалось, моделирование явлений
и процессов представляет собой их искусственное воспроизведение в модели, отражающей
их основные свойства. Анализ самих таких моделей направлен на изучение с их
помощью данного явления или процесса в целом, а также механизмов их
функционирования и развития.
Модели системных
исследований социальных процессов можно классифицировать по разным основаниям:
модели, воспроизводящие причинно-следственные связи элементов экономического
или политического процесса; модели жизненного цикла, фиксирующие основные этапы
развития того или иного социального объекта (фирмы, акционерного общества и
т.д., вплоть до жизненных циклов существования различных цивилизаций); модели
волновой динамики развития экономики и др.
Системное моделирование экономических,
политических и других процессов общественного развития осуществляется в виде
идеальных моделей, логически воспроизводящих основные параметры и свойства
указанных процессов. Такие модели могут быть выражены в виде схем, графиков,
таблиц, математических формул, а также объясняющих их теоретических концепций.
4.2. Метод
сравнительного анализа Сравнение как способ познания
Суть этого метода относительно проста:
сопоставление отдельных социальных явлений и процессов с целью обнаружения их
сходства и различий. На основе выявленного сходства делается предположительный
или достаточно обоснованный вывод, например о их
социальной однородности, более или менее аналогичном содержании, общей
направленности их развития и т.д.
Этим методам
соответствует и система категорий, т.е. наиболее общих понятий, в рамках
которых совершаются мыслительные процедуры сравнительного анализа:
«сравнение», «сходство», «различие», «объект сравнения», «субъект,
осуществляющий сравнительный анализ» (с его взглядами, идеологическими установками
и ценностными ориентациями), «угол видения» сравниваемых явлений», «целое»,
«часть», «сегментация» (деление целого на отдельные сегменты с целью их
исследования), «социальная однородность» и «социальная неоднородность»
исследуемых явлений и процессов, «метод сравнения» и др.
Итак, сравнительный анализ различных
явлений и процессов общественной жизни способствует более глубокому познанию их
общих свойств и различий, тенденций их развития, а также
более обоснованной критической оценке опыта своей страны и других стран.
Это, в свою очередь, ставит проблему усвоения опыта этих стран, расширения
сотрудничества с ними в экономической, политической, научной и других сферах
общественной жизни.
Ранее уже упоминались некоторые
составляющие механизма сравнительного анализа общественных явлений и процессов:
общенаучные методы познания (аналогия, анализ, синтез и др.) и логический
аппарат (прежде всего система категорий, используемых в логических операциях
сравнительного анализа, присущие ему суждения и умозаключения).
Рассмотрим теперь такую процедуру
сравнительного анализа, как сегментация: деление целого на сегменты и выделение
тех из них, которые будут подвержены сравнительному анализу.
Объектами сравнительного анализа могут
стать общественные процессы - экономические, политические, идеологические и другие,
равно как и их составляющие, в том числе субъекты этих общественных процессов:
классы, нации, другие социальные группы, различные элиты, отдельные личности, а
также многообразные социальные институты.
Важными этапами сравнительного анализа
являются обработка полученных данных, их систематизация и научное толкование,
которое включает в себя «одновременно анализ и синтез, поиски эмпирических
доказательств и формулировку понятий»; другие логические операции. В любом
случае надо показать обоснованность обнаруженных в сравнительном анализе
явлений и процессов их сходств и различий, вскрыть их социальную природу,
непосредственные причины их появления, а также их социальное значение. В этом
случае на основе сравнительного анализа могут быть сформулированы полезные
практические выводы.
Сравнительный анализ может играть
существенную роль в прогнозировании общественных процессов. Наиболее простой
способ прогнозирования - прямое сопоставление данных о развитии изучаемых
процессов в разных странах.
Другой способ прогнозирования на основе
сравнительного анализа - экстраполяция (распространение) полученных данных на
будущее «на основе целого ряда гипотез».
Утверждается (и не без оснований) что
прогноз, построенный на основе сравнительного анализа, обладает хорошей
надежностью, «особенно в случаях краткосрочных прогнозов», и «остается одним
из самых многообещающих подходов в социологии будущего».